Изучите теоретический материал.
Знаки препинания при обращении
1. Обращение всегда выделяется (отделяется) запятыми или отделяется восклицательным знаком.
а) В начале предложения обращение, произносимое с восклицательной интонацией, отделяется восклицательным знаком, после которого предложение пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Если же восклицательная интонация отсутствует, обращение отделяется запятой: Доктор Гаспар, это не кукла, смею вас уверить.
б) Обращение, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми с двух сторон:У тебя, мой друг, слишком много свободного времени (А.Чехов). 2. А поведай мне, добрый молодец, ты какого роду-племени, каким именем называешься? (М.Лермонтов).
в) Обращение, стоящее в конце предложения, отделяется запятой. После обращения ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией основного высказывания: Надобно ехать, сынок! Видишь ли, в чем дело, мой друг.
2. Повторяющиеся и однородные обращения разделяются запятыми или восклицательными знаками (в начале предложения): Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий, и, обычай твой любя, звезды смотрят на тебя.
Если же обращения соединяются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится: Юноши и девушки! Сегодня один из самых памятных дней в жизни любого человека — день прощания со школой.
1. Частица о, стоящая перед обращением, не выделяется: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?
Данную частицу необходимо отличать от междометия о (= ах), которое на письме отделяется запятой или восклицательным знаком: О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным.
Задание 2.
Из произведений русской классики выпишите 10 предложений с обращениями в разных частях предложения.
Самостоятельная работа № 21
Виды придаточных предложений
Цель: закрепить сведения о видах придаточных предложений, уметь определять вид придаточного предложения.
Задание 1. Изучите теоретический материал.
Литература:
Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 490-523.
Или
Литневская, Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс]. − Путь доступа http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#421 – Раздел «Классификация типов придаточных предложений».
Задание 2. Заполните таблицу.
тип придаточного
| вопрос
| от чего зависит
| уникальные средства связи*
| пример
|
*Уникальные средства связи – союзы или союзные слова. Которые встречаются только в придаточных этого вида.
Задание 3.
Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните грамматическое задание.
Лесное озеро
(1)За пр..дорожным кустарником подн..мался смеш.н/нн/ый лес куда мы и шли. (2)Вдруг мы заметили как сквозь стену стволов таинствен/нн/о поблескивала ч..рная вода. (3)Мы ждали только тропинки чтобы устремиться по ней в глуб..ну леса. (4)Нам очень хотелось узнать что там. (5)Хотя мы тщательно всматривались в сквозящий кустарн..к троп..нки увидеть всё не могли. (6)И вот, наконец, она.
(7)Когда мы с/з/делали по ней около двухсот шагов нас остановило залив..стое злое тявканье собач..нки. (8)Там где лес разомкнул свою стену стояла изба лесника.
(9)Лесник пр..гласил нас в дом и пошел распорядиться (на)счёт стола так как хотел принять нас как подобает. (10)Но мы сказали что нам ничего не нужно. (11)Когда мы свернули то лишь хотели найти источник м..нящего блеска.
(12)Вода началась шагах в (пяти)десяти от порога но гораздо ниже его так как дом стоял на бугре. (13)Узкая лодка лесника была настолько лёгкая что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. (14)(Не)обыкновен/нн/ой красоты озеро открылось нам так что все (не)вольно затихли. (15)(Тёмно)зелёные дубы и липы которыми заросли озёрные берега четко отражались в (не)подвижной воде. (16)На воде покоились редкие и ясные цветы белых лилий словно звёзды качались на воде. (17)Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала что мы замечали его обыкновен/нн/о за двести − триста метров.
А. Выпишите номера сложных предложений с придаточным определительным.
Б. Выпишите номера сложных предложений с придаточным времени.
В. Выпишите номер сложного предложения с придаточным уступки.Выпишите номера сложных предложений с придаточным изъяснительным.
Г. Выпишите номера сложных предложений с придаточным меры и степени.
Д. Выпишите номер сложного предложения с придаточным места.
Е. Выпишите номер сложного предложения с придаточным сравнительным.
Ж. Выпишите номер сложного предложения с придаточным причины.
З. Выпишите номер сложного предложения с придаточным следствия.
И. Выпишите номер сложного предложения с придаточным цели.
Самостоятельная работа № 22
Средства связи в сложноподчиненных предложениях
Цели: закрепить сведения о средствах связи в сложноподчиненном предложении, научиться различать омонимичные союзы и союзные слова.
Задание 1. Изучите теоретический материал.
Союзы
| Союзные слова
| 1. Не являются членами предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).
| 1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее).
|
В русском языке три слова − что, как, когда − могут выступать как в роли союза, так и в роли союзного слова:
| Союзное слово
| Союз
| ЧТО
| · В придаточных определительных («что» = «который»:
И вспомнишь все весны и счастье, что когда-то было.
· В придаточных изъяснительных, если:
а) имеет на себе логическое ударение;
б) указывает на предмет;
в) является подлежащим или дополнением.
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне .
| · В остальных случаях:
Мне показалось, горькая усмешка промелькнула на губах Наташи.
| КОГДА
| · В придаточных определительных:
Мгновения, когда человек истинно увлечен, надо считать самыми драгоценными мгновениями в жизни.
· В придаточных изъяснительных,если они не имеют оттенка условия:
Человек будущего! Нам не надо ждать, когда трубы возвестят о дне его рождения.
| · В обстоятельственных придаточных времени и условия:
Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые щеки… Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное, радостное, любимое.
· В придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия (когда=если):
Отлично, когда чело век имеет крепкие руки и так же крепко стоит на земле.
| КАК
| · Как = насколько:
Я просто поражен тем, как (= насколько сильно)она тебя любит.
· Как = каким образом:
В манерах, в походке и даже в том, как он говорил, проявлялся его характер.
| · В остальных случаях: Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло.
| Задание 2. Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания. Укажите, чем выражено средство связи.
1. И я вижу во сне как на волке верхом еду я по тропинке лесной.
2. Когда писал этот рассказ я все время старался сохранить в себе ощущение холодного ветра с ночных гор.
3. Онегин, помните ль тот час когда в саду, в аллее нас судьба свела...
4. Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей что произвело невыгодное для рассказчика впечатление.
5. Никто не может рассказать о жизни художника так как это сделал сам художник.
6. Никто не знал кругом что жизни счёт начнётся с этой ночи.
7. Он привязал его таким образом что крышка болталась и звенела.
8. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.
9. Трудно примириться с мыслью что внутри камня откуда льются сияющие лучи нет собственного источника света.
10. Я знаю что́ она тебе ответила.
11. Слишком я любил на этом свете всё что душу облекает в плоть.
12. Было невыносимо больно наблюдать как яростно сопротивляясь в тяжелой борьбе с недугом день ото дня слабеет этот большой, могучий человек.
Самостоятельная работа №23
Комбинация знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Цель: познакомиться с правилами комбинации знаком препинания в БСП, закрепить умение анализировать сложное предложение.
Задание 1.
Изучите теоретический материал. Внесите дополнение в лекцию по бессоюзному сложному предложению в тетради для теоретических материалов.
Литература:
Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Лопатина. – http://orfogrammka.ru/OGL01/70091350.html − § 127-130.
Задание 2.
Перепишите предложения, укажите количество простых в составе сложного (проставьте нумерацию в верху строки после каждого простого предложения в составе сложного). Расставьте знаки препинания. Укажите, какие отношения связывают части бессоюзного сложного предложения.
1. Не может быть равнодушия в лесных делах народу нашему жить вечно на этой священной земле и его потребность в древесине бумаге и продуктах лесохимии будет возрастать.
2. Вообрази я здесь одна никто меня не понимает рассудок мой изнемогает и молча гибнуть я должна.
3. Оказалось что Одинцова не потеряла времени в уединении она прочитала несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком.
4. В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул.
5. Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим на валу солдаты собрались в кучу а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле.
6. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер.
7. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы или принуждены бывают вытолкать свои же приятели.
8. Морозка начинал думать что сам он Морозка тоже исправный партизан лошадь у него в порядке сбруя крепко зашита винтовка вычищена и блестит как зеркало в бою он первый и надёжный товарищи любят и уважают его за это.
Задание 3.
Соотнесите предложения с графическими схемами. Знаки препинания не расставлены.
А. Будешь вперёд двигаться − горы одолеешь, а сиднем засядешь − ничего, кроме своей ямы, не увидишь.
Б. У Иудушки на всё готовы афоризмы: сам запутался − сам и распутывай, любишь кататься − люби и саночки возить, умел кашу заваривать − умей и расхлёбывать.
В. Вижу произвол − протестую, вижу ханжу и лицемера − протестую, вижу торжествующую свинью − протестую.
Г. Я говорил правду − мне не верили: я начал обманывать.
Д. В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике – будет непогода: пойдет дождь, или налетит ветер.
Е. Грянула гроза, и ни одной птицы не стало слышно: все приютились и замолкли.
Ж. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим более лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
З. Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами.
И. Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника.
К. Хотел рисовать – кисти выпадали из рук; пробовал читать – взоры его скользили над строками и читал совсем не то, что было написано.
1. − , союз − .
2. : − ; − ; − .
3. − , − , − .
4. − : .
5. − : , союз .
6. , союз : .
7. : ; .
8. ; , союз .
9. , ; .
10. − ; − , .
Самостоятельная работа №24
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|