Сделай Сам Свою Работу на 5

Разряды союзов по значению





Цель: усвоить классификацию союзов по значению.

 

Задание 1. Законспектируйте материал «Классификация» в тетрадь для теоретических материалов.

Литература:

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 220-223.

Или

 

Литневская, Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс]. − Путь доступа http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i11

 


Самостоятельная работа № 16

Словосочетания и сочетания слов

Цель: выявить отличительные черты словосочетаний и сочетания слов, научиться различать названные единицы в тексте.

 

Задание 1. Изучите теоретический материал.

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов, связанных ме­жду собой по смыслу и грамматически: смот­реть кинофильм, крики журавлей, березовые почки.

Словосочетание точнее и конкретнее, чем слово, называет предмет, признак, действие и т. д.: машина — легковая машина, прохладный — по-осеннему прохладный, бежать — быстро бежать.

В словосочетании одно слово является глав­ным, грамматически ведущим, а его поясняет (распространяет по правилам данного языка) зависимое от него слово. Средствами выражения связи и отношений между словами в словосочетании являются форма слова, пред­логи и порядок слов: пойти в школу, черную смородину, любить горячо.



Не являются словосочетаниями, так как не связаны подчинительной связью:

а) сочетание слов, образуемое подлежащим и сказуемым (это уже предложение): Идет дождь. Сегодня ветер северный. Он красив:

б) группа однородных членов предложения:

Море вдруг всколыхалося вокруг, расплеска­лось в шумном беге и оставило на бреге три­дцать три богатыря... (А. Пушкин);

в) сочетание предлога и самостоятельной части речи: благодаря тебе, несмотря на неудачу;

г) аналитическая форма слова: самый красивый, буду думать, пусть приходит;

д) фразеологические обороты: несолоно хлебавши, стреляный воробей.

 

Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Из данных предложений выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.



Мимо заброше..ого поля бежала к лесу поросшая пыреем и повиликой тропинка. Прожив много лет среди горцев теперь он с необыкнове..ой отч..тливостью пон..мал кого ему нужно особе..но боя..ся. Более сложного и ответстве..ого задания Андрей не получал за все годы проведе..ые подле канцлера и сейчас он боялся подве..ти своего боготв..римого покр..вителя. Едва оправ..вшись от тяж..лого ранения и контузии Светлов взял себя в руки и подал рапорт в котором ч..тко описал случившееся с ним во время атаки.


Самостоятельная работа № 17

Виды сказуемых

Цель: усвоить классификацию типов сказуемого в русском языке, уметь правильно обозначать границы сказуемого и давать ему грамматическую характеристику.

 

Задание 1. Законспектируйте материал о видах сказуемых в тетрадь для теоретического материала.

Литература:

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 408-415.

Или

Литневская, Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс]. − Путь доступа http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#312 – Раздел «Сказуемое. Типы сказуемого».

Задание 2. Из произведений русской классической литературы подберите примеры каждого типа сказуемого. Запишите в тетрадях для самостоятельных работ.

Задание 3.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделите грамматическую основу, обозначьте вид сказуемого.

Двое самых смелых пл..вцов даже не захотели останавливаться что(бы) отдохнуть. Жить (ни)чем (не)докучая ближнему редкое умение. Я с увлечением начал ра..прашивать вошедшего о том кто сейчас ра..пор..жается фермой. Я бросился покупать всё что Оля велела пр..нести ей вечером. Отдыхая после обеда мы с Ксенией (не)вольно принялись переб..рать детские воспом..нания которые были живы в нас обоих. За лето Петя с Максимом выт..нулись и стали выше Пашки который ра..троился (не)обычайно и даже решил висеть с утра на турнике что(бы) выр..сти поскорее. (Не)которые из нас имели смутное представление о готов..щейся операц..и. В числе прибывших был человек который запомнился мне по прошлогоднему походу в горы. Бархатный сезон уже начался когда Миша с семьей только обдумывал поездку и (не)спеша подыскивал аген..тво. Желание написать труд достойный памяти моего отца не оставляло меня н.. днем н.. ночью пока я не попросил Анну Сергеевну помочь мне с началом книги. Когда мы пр..ехали погостить к Сергею то узнали что он более года назад он ушел с завода и теперь работает переводчиков в (не)большом агентстве недвижимости.




Самостоятельная работа № 18

Обособленные приложения

Цель: познакомиться с условиями обособления дополнения, оформить сведения в таблицу, закрепить сведения в ходе выполнения упражнения.

 

Задание 1. Изучите материал «Знаки препинания при обособленных приложениях».

Литература

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М. : Просвещение, 1987. – С. 190-192.

Или

 

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 595-600.

Задание 2. Оформите сведения в таблицу. Образцом может служить таблица «Обособление определений».

 

Задание 3. Расставьте знаки препинания, графически выделите приложения.

Был конец ноября самое грустное время в деревне. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид. Старший из них Миша учился с нами в одном классе. Он медлит с ответом мечтатель хохол. Гляжу в задумчивом покое на куст склоненный над ре­кою. Оба они как лучшие ученики класса были награждены медалями. Трава шуршит ногой примята.Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок. Юрий Юрьевич преподаватель военного дела относился ко мне хорошо. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга. Разморенные жарой люди двигались медленно, вяло. Мальчишка пастух заиграл на жалейке. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик. Первоклассница Аленка принесла ему котенка из живого уголка. Худая девчонка бродила вдоль узкой Яузы реки. Сумерки, но мы дети еще на улице. Люди солидные и занятые рабочие оценили шутку сдержан­ными улыбками. Фантазер и изобретатель он свои планы излагал с ув­лечением, картинно, восторженно. Катя имела вид печальный и усталый. Человек мало образованный к книгам Василий относился с каким-то суеверным почтением. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде. Сопровождал ее теперь только один сержант автоматчик. В квартире паровозного машиниста Гладыша было людно и шумно. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.


Самостоятельная работа № 19

Обособление сравнительных оборотов

Цели: познакомиться с условиями обособления сравнительных оборотов, научиться отличать сравнительные обороты от сходных конструкций.

Задание 1. Изучите правило обособления оборотов с союзом как.

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как, словно, точно, будто, что, чем, нежели и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

 

2) с союзом как и:

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

 

Сравнительные обороты не обособляются, если:

1) носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

 

2) имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу. (Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´гом)

 

3) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес. О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

Оборот с союзом как не обособляется, если присоединяет приложение и имеет значение «в качестве»:

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

Задание 2. Начертите таблицу. Заполните ее номерами предложений, в зависимости от их написания.

Запятая перед союзом как ставится Запятая перед союзом как не ставится

1. Олени отбежали немного и остановились как вкопанные.

2. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно как на Невском проспекте.

3. Он любил меня как собственность.

4. Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее.

5. Просто она ещё как ребёнок.

6. Хваченная инеем густая листва была живописна: жёлтая, фиолетовая, рдяная как кровь, она радовала глаз.

7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря как у Грина.

8. Как осиновый лист затряслася Алёна Дмитриевна.

9. К Москве как и ко всей стране я чувствую свою сыновность как к старой няне.

10. Пульс как молоток, и руки холодные.

11. Разбойник мужика как липку ободрал.

12. Бунина большинство знает главным образом как прозаика.


Самостоятельная работа № 20

Обособление обращений

Цель: познакомиться с условиями обособления обращения, закрепить сведения в ходе выполнения упражнения.

Задание 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.