Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексика ограниченного употребления. Заимствованная лексика.





Цели: получение сведений об основных группах лексики ограниченного употребления, умение опознавать единицы данных лексических групп в тексте.

 

Задание 1. Стилистически ограниченная лексика

Составьте конспект или конспект-схему материала о стилистически ограниченной лексике. Дайте краткое определение каждому термину.

 

Литература:

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М. : Просвещение, 1987. – С. 18-21.

 

или

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 59-64.

 

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка [Электронный ресурс] / И.Э. Савко. – М. : 2007. – Путь доступа: pshelp.narod.ru/lib/applicant/0002.html. –Раздел «Лексика русского языка с точки зрения сферы ее использования»

 

Задание 2.

Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы)

1) зерцало, ворог, уста

2) урядник, опричник, кафтан

3) авиаконцерн, пиар, дайджест

4) баско ("хорошо, красивый"), векша ("белка"), курень ("казачий дом")



5) префикс, полисемия, фонема

6) баранка ("рулевое колесо"), подвал ("нижняя часть газетного листа"), шапка ("общий заголовок для нескольких статей")

7) фанера ("фонограмма"), хвост ("не сданный в срок экзамен"), кирпич ("дорожный знак")

8) ланиты ("щеки"), выя ("шея"), десница ("правая рука")

9) бурак ("свекла"), кочет ("петух"), баять ("говорить")

10) закурсивить (" выделить курсивом"), ябедники ("самозаписывающиеся устройства"), забурить ("пробурить скважину")

11) стукач, кемарить, салага

12) инверсия, пунктуация, фразеологизм

13) кольчуга, гусар, продналог

14) биофидок, евро, интернет-кафе

15) прикид, косить, въезжать

Задание 3. Дайте толкование следующим заимствованным словам.

Блокбастер, брифинг, дефолт, инаугурация, легитимный, мерчендайзер, омбудсмен, пиар, праймериз, приквел, сиквел, толерантность, трейлер, (медиа)франшиза.

Литература:

Википедия : свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/



Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Любое издание.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Путь доступа: ozhegov-online.ru/

Грамота.ру . – Путь доступа www.gramota.ru


Самостоятельная работа №3

Безаффиксные способы словообразования

Цели: знакомство с основными неморфологическими способами словообразования русского языка, умение различать морфологические и неморфологические способы словообразования.

 

Задание 1.

Изучите теоретический материал.

 

В современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования:

1) аффиксальные: приставочный, суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация), приставочно-суффиксальный.

2) безаффиксные: субстантивация, сложение, сращение аббревиация.

3) смешанные: сложение + суффиксальный, сложение + приставочный, сложение + приставочно-суффиксальный способ и т.д.

 

Рассмотрим подробнее безаффиксные способы словообразования.

Субстантивация — это безаффиксный способ словообразования при котором слова различных частей речи приобретают грамматические признаки имени существительного. переходят в существительные. существительных, при кото­ром Прилагательное учительский образует существительное учительская ‘комната для отдыха учителей в школе’; прилагательное заливной –существительное заливное.

Сложение — это наименование для нескольких безаффиксных способов словообразования, при которых слово образуется от нескольких основ. Разновидностями сложения являются: чистое сложение, сращение, аббревиация.



Чистое сложение (сложение в узком смысле) — это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном (неусеченном) виде, обычно с соединительной гласной (Волгоград, грязеводолечебница, сорвиголова), реже − без соединительной гласной (Новгород, пятьдесят).

Сращение — это образование новых слов на базе сочетания слов и словоформ, связанных подчинительными отношениями (быстрорастворимый от быстро растворимый, умалишённый от ума лишённый).

Аббревиация (или сложносокращенный способ словобобразования) — это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде (госкомитет от государственный комитет, РАН (произносится как [ран])от Российская академия наук).

Задание 2.

Перепишите текст. Определите, каким способом образованы выделенные слова: аффиксальные и безаффиксные, для каждой группы укажите конкретный способ.

 

Петя не мог выс..деть в душной блин/нной. Немецкий был успешно с/здан а он свободен на всё лето. Вырвавшись из сон/нной тиши окраин/нных улиц он как сумасшедший побежал к морю.

Серебрян/енные кусты дикой маслины окружен/нные кипящим воздухом дрожали над пропастью. Крутая дорожка ведущая (в)низ давно пр..влекала внимание Пети. Он привык бегать по ней босиком.

До первого поворота мальчик еще (кое)как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и тёмно-коричневой, как порошок какао. Шляпа полная ветра колотилась за спиной, матрос/сский воротнич..к разв..вался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега еще (не)обогретый солнцем. Песок этот был уд..вительной белизны. Вязкий и глубокий сплошь истыкан/нный вчерашними следами он почти (не)заметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж раст..нувшийся под обрывами казался безлюдным в этот ран//нний час.

 


Самостоятельная работа №4

Чередующиеся гласные в корне слова.

Цели: усвоение правил написания чередующихся гласных в корне слова, применение правила на практике.

Задание 1.

Изучите правило правописания чередующихся гласных в корне слова.

 

Гласные в корне слова

Проверяемые непроверяемые чередующиеся

Корни с чередованием гласных

Выбор буквы в безударной позиции зависит:

от ударения:

• -гар- — -гор-: без уда­рения — О (загОрелый, пригОрать).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь;

 

• -клан- – -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, покло­ниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);

 

• -твар- – -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОре-

ние), под ударением — что слышится (творчество, твАрь).

Исключение: утварь;

 

• зap- —-зор-: без ударения пишется А (зАрница, озАрить), под ударением — что слышится (зОръка, зАрево).

Исключение: зоревать;

 

• -плав- / -плов- / -плыв-: без ударения пишется А(плАвучесть, поплАвок).

Исключение: пловец, пловчиха, плывуны.

 

от последующих букв или сочетаний букв:

• -кас-– -кос-, если за корнем следует согласная Н, то пишется

О (кОснуться, прикосновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАтъся);

 

• -лаг- – -лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгатель-

ное), перед Ж пишется О (приложение, предложить),

Исключение: полог;

 

· -раст- (-ращ-) – -рос-: перед СТ и Щ пишется А (рАсти. нарАщивагь); перед С пишется О (зарОсль, вырОсший).

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

• -скак- – -скоч-: перед К пишется А (скАкать), перед Ч пишется

О (выскОчить).

Исключения: скачок, скачи, скачу;

от наличия или отсутствия после корня суффикса -А-:

-бер/бир-, -дер/дир-, -мер-/мир-, -пер- /-пир-, -тер/тир-, -блест- / -блист-, -жег- / -жиг-, -стел- / -стил-, -чет- / -чит-: перед суффиксом -А- пишется И

(собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е(блЕстеть, зажЕчь).

Исключения:сочЕтать, сочЕтание;

 

NB!корни с чередованиема(я) — им(ин): перед суффиксом -А- пи­шется им(ин)(замИнАть, зажИмАть), в остальных случаях пи­шется а(я) (замять, зажать);

от значения:

• -мак- /-мок: -мак- используется в значении «погружать в жид­кость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);

 

• -равн-/-ровн: -равн- используется в значении «равный, одина­ковый, наравне» {поравняться), -роен- в значении «ровный, пря­мой, гладкий» (уровень, заровнять). Следует запомнить равнение, равняться, выравняться (при построении).

 

Задание 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.