Сделай Сам Свою Работу на 5

Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите непостоянные морфологические признаки выделенных глаголов.





Я рано начала помогать моему отцу в его научных работах и уже не раз коч..вала с ним из города в город. Если бы ты только попросил, я без размышлений послед..вал бы за тобой. Еще несколько дней ветер будет буш..вать над кратером, поэтому мы туда нескоро доберемся. Я попроб..вал вытащить телёнка из трясины, но ничего не получилось − теперь берись ты. Мальчишки набрас..ваются на грибы и быстро разбирают их по кузовкам. Утята бегали по полу, пищали, треб..вали еды. Если бы уже солнце начало вставать, антенны телевизоров прорисов..вались бы в нём чёрными штрихами. Вы всю жизнь все команд..вали Яшкой, пусть теперь он покомандуетвами. Синее утро уже просач..вается в щели. Барабанщики стояли теперь с поднятыми головами, будто прислуш..вались: не откликнется ли кто-нибудь с того берега? Красной дугою выгляд..вал из-за леса край огромной луны. Когда мой щенок просыпается, он зевает и медленно поворач..вает лобастую голову вправо. Сайгаки останавл..вались и огляд..вались по сторонам.


Самостоятельная работа № 12

Морфологические нормы (замена придаточного предложения причастным оборотом)

Цель: усвоить правила замены придаточных предложений причастными оборотами, уметь трансформировать предложения.



Задание 1.

Изучите представленную таблицу.

Придаточное предложение может быть заменено причастным оборотом, если Придаточное предложение НЕ может быть заменено причастным оборотом, если
сказуемое выражено глаголом прошедшего или настоящего времени. А слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога. Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов. сказуемое выражено формой будущего времени. Приходи на мой концерт, ко­торый состоится в нашей школе.
в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.) Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радова­ло и привлекало.
сказуемое выражено формой условного наклонения (т.е. при сказуемом есть частица бы). Нашему футболу нужны тренеры, которые научили бы спортсменов играть интересно.
союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом. Она без памяти любила сына, в кото­ром видела черты своего покойного мужа.

 



Задание 2. Лингвистическая задача.

Сопоставьте признаки, по которым изменяются глагол и причастие. Объясните, почему замена невозможна в предложениях, где сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения.

Задание 3.

Укажите номера предложений, в которых невозможно произвести замену придаточного предложения причастным оборотом.

1. А. Блок, который откликнулся на творчество Врубеля прекрасными стихами, назвал «Демона» Врубеля и «Демона» Лермонтова символами времени.

2. Многочисленные этюды художника, над которыми он особенно увлечённо трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства.

3. Одним из самых ярких стало впечатление от Константинополя, который соединил в своём облике черты восточной и западной культур.

4. Имя Айвазовского было хорошо известно среди тех представителей турецкой аристократии, которые активно приобщалась к европейской культуре.

5. Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

6. Николай Петрович – тот человек, который поможет тебе в случае затруднений во время путешествия.

7. За долгую жизнь мне не доводилось встречать человека, который стал бы мне столь же близок, как друг моей юности.

8. Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.



9. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

10. Те кризисные явления в современном искусстве, которые сейчас отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

11. Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

12. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

13. Пестрая шелковая лента, которую подарила мне бабушка на именины, часто выручала мои скромные наряды.

14. Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

15. Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

16. Главная задача пейзажиста — создать образ, который запомнится не цветом, а удивительной способностью уловить движение в природе.

17. Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

18. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.

19. С внутренним волнением и даже злостью рассматривал я картину, которая, не заболей я во время торгов, была бы сейчас моею.

20. Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.


Самостоятельная работа № 13

Причастия и деепричастия

Цель: сравнить грамматические признаки причастий и деепричастий и других изученных частей речи, выявить различия между означенными глагольными формами.

 

Задание 1. Опираясь на пособия, сведения, полученные в школе и в ссузе при изучении причастий и деепричастий, систематизируйте знания об этих частых речи. Составьте сравнительную таблицу (она может быть оформлена в тетради, представлена в электронном виде в формате рисунка или презентации).

 

При составлении таблицы вы можете опираться на следующие вопросы.

 

Как образуется часть речи?

Какие категории имеет часть речи?

Как изменяется часть речи?

На какие другие части речи они похожа?

Какую функцию выполняют слова данной части речи в предложении?

 

 

Литература:

 

Савко, И. Э. Весь школьный курс русского языка / И.Э. Савко. – Минск : Современный литератур, 1999. – С. 194-209.

 

или

Литневская, Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников [Электронный ресурс]. − Путь доступа http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm.


Самостоятельная работа № 14

Правописание НЕ с наречиями

Цель: усвоить правило написания НЕ с наречиями, уметь применять полученные знания на практике.

 

Задание 1. Повторите материал «Правописание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О», представленный в тетрадях для теоретического материала. Изучите представленный материал о других группах наречий.

 

НЕ пишется слитно.

 

1. Если наречие не употребляется без НЕ: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.

 

2. С отрицательными местоименными наречиями: некуда, негде, некогда.

Частица пишется раздельно в следующих случаях.

1. Со всеми наречиями, кроме наречий на –О: не вблизи, не вовремя, не вполне, не зря, не нарочно, не замужем, по-товарищески, не по-русски.

Исключения: невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного

2. Со сравнительной степенью наречий на -О: говорил не громче, выглядел не веселее.

Если при форме сравнительной степени наречий имеются уточняющие слова, НЕ пишется слоитно: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее.

 

Дополнительная литература:

Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник [Электронный ресурс] / под ред. В.В. Лопатина. – http://orfogrammka.ru/OGL01/70091350.html

 

Задание 2. Перепишите, выбирая верное написание.

Неделю мать не разговари­вала с сыном, только эта не/к/стати случавшаяся ссора была ей самой не/на/руку. Сергей не/на/шутку расстроился, потому/что привезенные им в подарок туфельки оказались не/в/пору: пришлось оставить их на/вырост. Осенью он не/на/долго уезжал в город, а вернувшись, заперся в кабинете и на/спех стал заканчивать работу. Поставьте чемоданы: не/на/весу же их держать. Мы туда не/по/одному пойдем, а то перестреляют всех в/чистую. Не решайте с/горяча: ведь дело не/к/спеху. Студенческая форма на нём была не/в/меру поношенной. Светлые незапыленные туфельки не/вольно подсказали, что пришла она не/из/далека. Не/сызнова же мне приниматься за ученье в мои-то годы, да и не/когда. К/началу сентября Павел Федорович вернулся довольный тем, что съездил не/по/пусту и добился желаемого. Эксперт не/замедлительно установил, что фраза написана не/по/гречески. С/начала всё шло по/прежнему: гуляли по сады по/двое – по/трое, на/спех ужинали и садились за книги. Для нас такие морозы не/в/диковинку. Он не/вольно притерпелся к мысли, что страдания его кончатся не/завтра. Когда смотрю в/след уходящему поезду, не/изменно напоминаю себе, что люди уехали не/на/всегда. Он обратил внимание, что уже с утра Ася одета не/по/домашнему и причесана не/обычно. Он легко взбежал в/верх по лестнице: не/зря прошли утренние пробежки. С/начала августа ночи стали не/по/летнему прохладны.


Самостоятельная работа №15

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.