Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника игры, классификация

Технику игрысоставляют приемы и их разновидности. Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волей­болиста.

Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязан­ных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную и заключительную. Подготовительная фаза вклю­чает в себя исходное положение, основной задачей которого является готовность к действию. В этой фазе создаются наилучшие условия для решения смысловой задачи. В основной фазе осуществляется взаимодействие с мячом - отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оп­тимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффек­тивность, с другой - вариативность движений. В заключительной фазе завершается выполнение технического приема.

Классификация техники игры (рис. 19) в соответствии с распре­делением приемов по целевому признаку включает перемещения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары, блокирование. Для игры в нападении служат подачи (ниж­ние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыж­ке); передачи двумя руками сверху и снизу; нападающие удары пря­мой, с переводом, боковой; стойки и перемещения. Для игры в за­щите служат прием двумя руками снизу и сверху в опорном поло­жении и в падении; блокирование одиночное и групповое; стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.

Техника игры в нападении

Стойки и перемещения.Стойка представляет собой положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения - позы игро­ка, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стой-


           
 
   
 
     
 



ки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.

В зависимости от характера технического приема и игровой си­туации волейболист использует различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок.



Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсут­ствием вертикальных колебаний общего центра масс (ОЦМ)), кото­рая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.


Приставные шаги используются для передвижения на неболь­шое расстояние при передаче мяча, летящего в стороне от волей­болиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нуж­ному направлению, на всю стопу.

В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впе­реди, затем ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент.

Скачок от двойного шага отличается более широким шагом и наличием безопорного положения.

Передача мяча двумя руками сверху.С помощью передачи со­здаются условия для атакующего удара. Различают следующие спо­собы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, од­ной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спи­ну (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко.

По направлению (относительно передающего) передачи быва­ют: вперед, над собой, назад. По длине: длинные - через зону, ко­роткие - из зоны в зону, укороченные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м, низкие - до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке - до 0,5 м и уда­ленные от сетки - более 0,5 м.

В технику передачи входят: исходное положение, встречное дви­жение рук к мячу, амортизация и направление мяча - вылет. В ис­ходном положении туловище волейболиста расположено верти­кально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории поле­та мяча, стопы параллельны или одна (разноименная сильнейшей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 20).


Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указа­тельные являются основной ударной частью, средние в меньшей


       
   
 
 



степени, а безымянные и мизинцы в ос­новном удерживают мяч в боковом на­правлении. Сообщение мячу нового на­правления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движе­нии ног, туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью вып­рямляются. При передаче в прыжке руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке

прыжка за счет активной работы рук. При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполня­ется за счет короткого движения кистей. Применяют также переда­чу в прыжке одной рукой.

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над голо­вой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и дви­жения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в груд­ной и поясничной частях позвоночника (рис. 21).

Подачи мяча.В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при­меняется нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача (рис. 22). Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле­нием замаха - строго назад, высотой подбрасывания - небольшой, и точкой удара по мячу - примерно на уровне пояса.


Верхняя прямая подача (рис. 23). Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы­полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.


Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча -силовая и без вращения - планирующая. Существенными элемен­тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.

Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола­гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 24). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано­сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено­сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи­тельно усиливает ударное движение.

Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой.

Подача в прыжке (рис. 25) по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке


           
   
     
 
 
 



мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх - на расстояние, необ­ходимое для разбега.

Атакующие удары.Атакующий удар осуществляется выше верх­него края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг­рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо­кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при­тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.


По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега иг­рока; удары с переводом - при несовпадении отмеченных парамет­ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на си­ловые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен­ные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).


Прямой атакующий удар. В нем выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение (рис. 26). В разбеге делают от од­ного до трех шагов. В последнем шаге волейболист выставляет впе­ред одну ногу (чаще правую), руки отводит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движе­ние вниз-вперед. Во время прыжка волейболист быстро разгибает ноги, а руки резко поднимает взмахом вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.

Замах начинают с прогибания туловища, затем волейболист под­нимает и отводит назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Кисть не должна заноситься за голову, она должна быть над плечом. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включает­ся в работу правая (бьющая) рука.

В фазе удара по мячу правая рука выпрямляется в локтевом сус­таве вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последователь­ным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бью­щей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоя­нии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задача­ми атаки; напряжение будет увеличиваться при необходимости по­вышения точности удара. Правильное ударное движение кисти -основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществ-


       
 
   
 



ляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и со­вершенствования техники атакующих ударов следует особое внима­ние уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе игрок снижается и приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные дей­ствия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом уда­ре. Особенности техники составляют: небольшой поворот тулови­ща в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху-сзади-справа (рис. 27). При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а ле­вое плечо отводят от сетки (см. рис. 27).

Удар с переводом без поворота туловища. Здесь движение туло­вища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху-справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти, в то время как силовой (прямой по ходу) - вращательным движением плеча в вертикальной плоско­сти в направлении последующего полета мяча.


Боковой атакующий удар. В подготовительной фазе разбег и от­талкивание выполняются так же, как и при прямом ударе (рис. 28). В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (си­ловой) подачи - вниз-в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и замах выполняется снизу-сза­ди-вверх. Удар по мячу наносится сзади-сверху-сбоку.

Атакующий удар с задней линии в основном выполняют так же, как у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекто­рию. Здесь действия игрока сходны с техникой подачи в прыжке.

Техника игры в защите


Стойки и перемещения.Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи (рис. 29, а), для блоки-


               
 
   
 
 
   
   
       
 


рования (рис. 29, б), для приема мяча от атакующего удара и отско­чившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падения при приеме мяча.

По положению ног и ступней различают устойчивую стойку, когда нога, противоположная сильнейшей руке, впереди; основную, когда обе ноги на одном уровне; неустойчивую, когда масса тела перенесена на переднюю треть стоп. Стойка может быть статична или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании атакую­щего удара).

Прием подачи.Качество приема подачи может быть высоким (70% оценки 4-5 по пятибалльной системе), если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды. Прием подачи производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ. Волейболисты всего мира принимают подачу именно так. На рисунке 30, а показано поло­жение игрока, принимающего подачу именно так. В исходном положении ноги согнуты. Одна нога немного впереди, руки под­готовлены для приема мяча. Большое значение имеет положе­ние рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, раз­вернуты снаружи и сближены. Чтобы своевременно занять ис­ходное положение, игрок должен уметь предвидеть возможное направление подачи.

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Руки приближаются к месту встре­чи с мячом за счет некоторого разгибания ног - руки «подставля­ют» под мяч, но не «отбивают» ими его. Существует даже выраже­ние «прием подачи осуществляется ногами», которое подчеркива­ет роль своевременного выбора исходного положения. Степень сги­бания ног зависит от траектории подачи, своевременности выхода к мячу. При высокой подаче и несвоевременном выходе ноги вып­рямлены, при низкой - ноги согнуты, возможно последующее па­дение и перекат в сторону на бедро и спину. Если игрок не успева­ет занять положение, когда мяч идет прямо на него, то руки выно-


сятся в сторону мяча (вправо или влево) и разворачиваются так, чтобы мяч после приема был направлен к сетке.

Прием мяча снизу одной и двумя руками.Прием снизу - это ос­новной прием защитных действий. Прием снизу двумя руками яв­ляется основным способом приема мяча от подачи и атакующего удара (рис. 30, б). При некачественном приеме подачи или атакую­щего удара (низкая траектория) применяется прием-передача мяча, чтобы обеспечить условия для нападающих действий.

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном по­ложении и в падении. В опорном положении этим способом при­нимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвиже­ния или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе (рис. 31, а). После передвижения игрок выполняет выпад, выстав­ляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦМ резко понижает­ся. После ударного движения по мячу игрок поворачивается на нос­ке опорной ноги, после чего делает перекат на бок и округленную спину, его подбородок прижат к груди.

Прием одной рукой в падении на бедро-бок - это усложненный вариант описанного выше способа и применяется более подготов­ленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом слу­чае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в коле­не, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть


 




колена (применяются наколенники), бедро и бок. Ударное движе­ние может выполняться как внутренней, так и наружной или боко­вой стороной кулака.

Прием мяча одной рукой в падении вперед преимущественно при­меняется в мужском волейболе. При этом используется два вари­анта этого способа: с перекатом на грудь и с последующим сколь­жением на груди-животе.

При приеме мяча одной рукой в падении вперед на руки с пос­ледующим приземлением перекатом на груди (рис. 31, б) игрок в последнем шаге резким движением посылает туловище вниз-впе­ред и, отбив мяч тыльной стороной ладони в безопорном поло­жении, вытягивает руки вперед и касается ими площадки, сгиба­ет руки в локтях и выполняет перекат на округленную грудь и бед­ра. Данный способ приема предъявляет высокие требования к си­ловой и координационной подготовленности игрока. После быс­трого передвижения возможно скольжение на груди-животе. Кос­нувшись пола, ноги сгибаются в коленях, а руки отталкиванием назад-в стороны содействуют поступательному переходу тулови­ща в горизонтальное положение.

Блокирование- прием игры, который применяется для проти­водействия атакующим ударам соперника. Это самый эффектив­ный прием защиты и один из самых сложных приемов игры. Ов­ладение мастерством блокирования способно активно влиять на

выигрыш очка.



Блокирование может выполняться одним игроком - одиночное (рис. 32, а) или двумя-тремя - групповое (рис. 32, б) с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, скрестным ша-


гом, бегом или скачком в зависимости от расстояния к месту прыж­ка. Независимо от способа передвижения необходимо его закон­чить наскоком, аналогично прыжку при атакующем ударе. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает их над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижении верхнего края сетки начинают движение вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к нему и активно сгибают в луче-запястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для предох­ранения лица следует кисти не разводить широко или одной рукой закрывать лицо.

При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при по­пытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.