Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка эффективности социальных программ.





 

Целью оценки социальных программ является получение информации, которую можно использовать для их совершенствования. Этой деятельностью занимаются специализированные организации или подразделения, работающие в соответствующей области макропрактики. Финансирование этих исследований, как правило, планируется заранее и включается в стоимость социальной программы. В исследовании могут быть использованы группы экспертов, создаваемые и организуемые специалистами по макропрактике применительно к целям и задачам конкретной работы. Эксперты не принимают решений, их роль сводится к изучению проблемы, выработке мнения и консультациям.

При подборе группы экспертов специалист руководствуется следующими критериями:

- психологическая совместимость при групповой работе;

- достаточный уровень научной компетентности;

- наличие практического опыта работы в изучаемой сфере;

- высокие моральные качества;

- оптимальное сочетание узкой специализации и возможности ориентироваться в сумме проблем, связанных с данной социальной программой.

Отбор экспертов осуществляют с использованием двух методологических подходов.



Объективный подход включает документальный метод, ориентированный на сравнение социально-демографических характеристик

различных кандидатов, и экспертный метод, базирующийся на тестировании кандидатов по их соответствию перечисленным критериям или по результатам прошлой деятельности.

В рамках субъективного подхода разработаны три метода.

При применении метода самооценки кандидаты сами оценивают свою компетенцию в баллах по стандартизованным шкалам. При такой оценке можно пользоваться несколькими шкалами, характеризующими различные качества компетенции (например, одна шкала - для уровня научной подготовки, другая - для характеристики практического опыта, третья - для оценки результатов прошлой деятельности и т.п.). На основании всех оценок вычисляется суммарное среднее значение для всех кандидатов и конкретное среднее значение для каждого из них, после чего устанавливается критический балл для принятия или отклонения кандидатур.

Метод аттестации заключается в открытом или тайном голосовании на аттестационной комиссии, куда в качестве членов могут быть включены и кандидаты с правом голоса.



Метод взаимной оценки представляет собой модификацию метода аттестации с использованием балльной оценки по шкалам или качественного ранжирования характеристик кандидата.

Подходы к оценке социальных программ заключаются прежде всего в выборе одной из пяти моделей для их изучения, который зависит от целей и задач оценки.

Модель результата предполагает оценку всех достижений данной программы с учетом любого ее результата независимо от предварительно сформулированных задач программы.

Модель цели ограничивает оценку результатов только в рамках ранее декларированной цели.

Модель системного анализа оценивает позитивное и негативное влияние социального фона и окружающих социальных систем на ход реализации и результаты выполнения программы. Исследуется много переменных величин, которые могут стать причиной отклонения результатов от первоначальной цели.

Стоимостная аналитическая модель рассматривает исходные затраты на реализацию программы как независимые переменные, влияющие на результаты ее выполнения. Оценивается также социально-экономический эффект наблюдаемых вследствие выполнения программы изменений по отношению к затратам.

Дескриптивная модель используется для корректировки программы в процессе ее выполнения. Она включает наблюдение и контроль за соблюдением персоналом программы методических стандартов, предписываемых планом мероприятий по реализации программы.



 

Теоретической базой исследований по оценке программ могут быть три аналитических подхода:

Научное исследование, - изучение взаимодействия переменных либо практическая проверка социальных теорий либо постановка социальных экспериментов. Аналитический аппарат таких исследований заимствован из биологии или социологии. Экспериментальные исследования проводятся с использованием экспериментальных и контрольных групп и замерами зависимых переменных до и после вмешательства в обоих видах групп. Квазиэкспериментальные исследования проводятся как с использованием сравнительных групп, так и с предварительным изучением неэквивалентных контрольных групп. Применяют также оценку отдельных технологий. Корреляционные исследования выполняются для обоснования связей между запрограммированными переменными и предполагаемыми результатами работы. Для установления корреляций пользуются двумя основными методами:

- групповой сравнительный план достигается сопоставлением контрастирующих форм деятельности различных групп по замерам зависимых переменных с получением статистически значимых ассоциаций;

- план оценки результатов для одной и той же группы до и после вмешательства включает измерения зависимых переменных у одной группы участников до и после выполнения программы, и статистически значимые ассоциации устанавливаются для различных видов деятельности этих лиц.

Управляемое социальное изменение ставит своей задачей определение возможностей и путей использования результатов оценки и самих экспертов потенциальными потребителями достижений данной социальной программы. Внимание акцентируется на доступности результатов и роли исследователей во взаимодействии и сотрудничестве с возможными пользователями.

Теория социальной справедливости рассматривает оценку достижений программы с точки зрения прикладной социальной философии. Оценка программы исходит из увеличения или уменьшения равенства возможностей и качества жизни целевых групп населения при осуществлении программы.

Данные, полученные при применении этих подходов, можно анализировать и обобщать с двух точек зрения:

Суммирующее оценивание предполагает обобщение результатов с точки зрения их пользы для других программ, ситуаций и групп населения. Конечный результат используется при принятии решений о закрытии старых или создании новых программ аналогичного типа.

Развивающее оценивание концентрирует внимание на усовершенствовании самой программы, и результаты обобщаются для того, чтобы наметить способы повышения ее квалифицированности и эффективности.

Процесс исследования при оценке социальных программ состоит из

нескольких этапов. Вначале определяют область и предметы оценки. Проводятся обсуждения среди руководителей и персонала программы для того, чтобы определить масштабы оценки, наличие достаточных средств, исполнителей и времени для исследования. Дальнейшие организационные мероприятия сводятся к поиску возможных потребителей результатов программы. При этом основным потребителем остается спонсор или заказчик исследования. Другими потребителями могут быть заказчики программы, администрация, персонал или клиентура программы, администрация различных территориальных образований, заинтересованная в социальном прогрессе. Тем не менее, прежде всего исследователи должны заручиться поддержкой со стороны руководства программы и ее персонала. Важно, чтобы полученная информация помогла дальнейшему развитию программы и при этом облегчила сбор данных.

Изучение программы начинается с определения ее направлений. Если их нельзя четко сформулировать, то оценка программы преждевременна. При недостаточной ясности целей программы ее исследование может принести пользу для их уточнения. В этом случае необходимо изучить изменения тех переменных, на которые могут предположительно влиять факторы, использованные в программе. Иными словами, можно использовать системный подход, при котором эксперт изучает переменные, потенциально связанные с решениями и мероприятиями по данной программе. Данные для измерения следует извлекать из отчетов или собирать обычными методами сбора информации. Главное внимание необходимо уделять отбору подходящих данных, их последующей классификации и измерению.

Если оценивается программа, в которой проводится индивидуальная социальная работа, полезно использовать анкеты-вопросники, оценивающие степень удовлетворенности клиентов проводимой с ними работой. Максимальный вопросник такого типа может содержать несколько пятибалльных шкал, содержащих вопросы типа "Как Вы оцениваете качество предоставляемого обслуживания?", "До какой степени наша программа соответствует Вашим потребностям?", "Насколько Вы удовлетворены обслуживанием?" и т.п. Следует при этом учесть, что на оценки клиентов влияет выборка, хронометраж измерения удовлетворенности, инструментарий измерения, личности ответивших и не ответивших на вопросы, поэтому данные, собранные в конце курса терапии, могут резко отличаться от данных, полученных во время терапии или посттерапевтического наблюдения.

Формулировка целей, задач и направлений программы определяет разработку дальнейшего плана ее исследования, - логической стратегии для выработки доказательств на желаемых уровнях знаний о программе. На этом этапе работы нужно учитывать социополитические условия реализации программы и возможные их изменения.

Логика планирования при создании планов исследования для оценки программ базируется на том, что цели исследования выводятся из требуемых заказчиком или наиболее полезных для потребителя уровней знания.

Гипотетически-эволюционные знания ограничиваются качественным описанием хода осуществления программы, ее технологий и формулировкой результатов в виде гипотез. Основное требование к этому уровню знаний - исследуемость гипотезы, под которой понимается степень ее последующей проверки, если таковая когда-либо потребуется. Гипотезы должны быть четко сформулированы и включать характеристики, которые можно измерить, соотнести со временем и пространством.

Количественно-описательные знания относятся к фактам, описывающим ход реализации программы, технологические стадии работы, персонал и клиентуру. Эти знания требуют точного, достоверного и обоснованного измерения выделяемых при исследовании переменных, их предварительной регистрации и описания.

Корреляционные знания устанавливают эмпирические связи между переменными величинами и ожидаемыми результатами. Требуются такие же знания о переменных, какие необходимы для количественно-описательного уровня, а также - обоснование эмпирических связей между переменными величинами, фигурирующими в программе и теми переменными, которые используются для демонстрации ее результатов.

Каузальные знания выявляют, какие переменные величины ответственны за социальные изменения, полученные в ходе выполнения программы, либо ее отдельных конкретных технологий. Эти знания требуют всех исследований, необходимых для выявления и анализа переменных при получении корреляций, но дополнительно к этому уровню - обоснование отсутствия влияния посторонних факторов на те или иные социальные изменения как результат программы и доказательства ответственности за эти изменения только демонстрируемых в работе переменных.

Основным методом для получения каузальных знаний являются экспериментальные исследования. Они необходимы для обнаружения положительных и отрицательных результатов программы. Наиболее полезно применение классической модели эксперимента, которая позволяет сделать решающие выводы об отсутствии влияния неучтенных факторов. К квазиэкспериментам прибегают в тех случаях, когда классический эксперимент невозможен. Подобные случаи возникают при невозможности подобрать сходные опытные и контрольные группы либо рандомизировать группы из-за малой выборки. В квазиэкспериментах отсутствие сходства опытных и контрольных групп компенсируется многократными измерениями, проводимыми для устранения побочных факторов, влияющих на наблюдаемые в эксперименте изменения. Могут быть также использованы сравнительные группы - группы с контрастными признаками, на которые в

равной мере действует экспериментальный фактор. Агрегация различных зависимых переменных может проводиться методом метаанализа, помогающего обобщать количественные исследования и выделять отдельные полезные изменения.

Если исследование программы нужно для суммирующего оценивания, то требуется решить, каким пользователям и для какой ситуации желательно обобщать полученные знания. Следует также учесть и максимально изложить перспективы возможного влияния данной программы на другие социальные программы и группы населения. Концептуальные обобщения, как правило, делаются качественными методами, а статистические сравнения и заключения - наиболее простыми количественными методами.

 

Оформление результатов исследования.

 

Обычная форма изложения результатов исследования - исследовательский отчет. В этом письменном документе излагаются предпосылки данного исследования, его обоснование, методический аппарат, описание экспериментов, если они имеют место, или других форм исследования, регистрация полученных в ходе исследования результатов, обсуждение результатов, обобщения и выводы на основании обсуждения результатов, рекомендации по дальнейшему развитию ситуации.

Исследовательский отчет является основой для дальнейших теоретических и практических разработок. В нем отражается достигнутый уровень знаний. Отчет служит также важной формой внедрения теоретических и технических выводов в практику, поскольку дает возможность заказчику ознакомиться с результатами исследования без существенной дополнительной обработки его содержания и принять меры для изменения ситуации в соответствии с рекомендациями.

Примерное содержание исследовательского отчета:

- краткое резюме или аннотация;

- введение, в котором кратко констатируется рассматриваемая ситуация и обосновывается необходимость ее исследования;

- формулировка цели и задач исследования;

- краткий обзор литературы по исследуемой проблеме;

- описание методов и методик (методического аппарата) используемого в исследовании;

- изложение хода исследования, - экспериментов, диагностических исследований, анализа эффективности программ и т.п.;

- обсуждение полученных результатов, - их критическая оценка, обобщение на основании результатов других исследований, рассмотрение их теоретической и практической значимости;

- выводы и рекомендации.

Исследовательский отчет, таким образом, должен быть ориентирован на обобщение результатов и сосредоточен на существенном их содержании. Для достижения большей эффективности формулируются выводы, ориентированные на требования заказчика и практической работы. Не следует перегружать отчет статистическими данными и таблицами. Данные обработки результатов должны быть представлены в наиболее наглядном виде, доступном для не имеющего специальной подготовки читателя и для заказчика, который не является исследователем. Желательно их графическое изображение. По ходу исследования отдельные его этапы оформляются для заказчика в виде оперативной информации или этапных аннотационных отчетов. Публичная защита отчета имеет важное значение для конкретизации и уточнения его выводов и рекомендаций.

 


Приложение 3.

 

ПЛАН ЦЕЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

1. Паспорт программы.

1.1. Наименование программы.

1.2. Основания для разработки программы (законодательство, другие нормативные акты).

1.3. Заказчик программы.

1.4. Основные разработчики.

1.5. Цель и задачи программы (кратко).

1.6. Сроки реализации программы.

1.7. Перечень основных мероприятий (аннотация).

1.8. Исполнители основных мероприятий.

1.9. Объёмы и источники финансирования программы.

1.10. Ожидаемые конечные результаты, социальная и социально-экономическая эффективность программы.

1.11. Система организации контроля за исполнением программы.

 

2. Обоснование актуальности программы.

3. Характеристика проблемы.

4. Цель и задачи программы (развёрнуто).

5. Основные направления реализации программы.

6. Календарный план мероприятий:

№ п/п Мероприятие Срок исполнения (год, квартал) Стои- мость Источник финанси- рования Исполнители
Начало Конец
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
             

 

7. Смета расходов.

7.1. Заработная плата (штатное расписание).

7.2. Начисления на заработную плату.

7.3. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов.

7.4. Командировки и служебные разъезды.

7.5. Оплата транспортных услуг

7.6. Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

7.7. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

7.8. Капитальные вложения в основные фонды.

7.9. Капитальный ремонт.

8. Финансово-экономическое обоснование сметы расходов (постатейно).

Приложение 4

 

______________________________районный отдел соц. защиты населения

АКТ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.