Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные взаимодействия.





К.б.н доцент Г.Ф. Нестерова, ст. преп. И.В. Астэр

Санкт-Петербург 2002


Предлагаемое издание представляет собой учебно-методическое пособие, в котором в систематизированном виде изложены основные представления о социальных структурах и социальных взаимодействиях, необходимые для понимания методологии социальной работы, и понятия, связанные с её технологиями. Рассмотрены основные методологические подходы на различных этапах генеральной технологической схемы, специальные методологические подходы, методы и технологии вмешательства в отдельных направлениях социальной работы. Приведены методы и методики, используемые в основных областях исследований, необходимых для проведения социальной работы, - в социальной диагностике, экспериментальных исследованиях, исследованиях эффективности практической социальной работы и социальных программ.

Предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих методологию социальной работы, практических работников в различных направлениях социальной защиты населения и всех, кто интересуется этой сферой деятельности.




СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Раздел 1: Технология социальной работы……………………...

Введение………………………………………………………………………….

Социальные структуры…………………………………………………...

Социальные взаимодействия…………………………………………….

Общая методология социальной работы……………………………………….

Основные методологические подходы на различных этапах

генеральной технологической схемы…………………………………………..

Аналитическая часть……………………………………………………...

Внедрение…………………………………………………………………

Социальная терапия – вмешательство…………………………………..

Специальные методологические подходы и методы вмешательства, используемые в отдельных направлениях социальной работы…………………………………………………………………………….

Индивидуальная социальная работа…………………………………….

Групповая социальная работа……………………………………………

Макросоциальная работа…………………………………………………

Разрешение социальных конфликтов……………………………………

Формирование личности и поведения специалиста по социальной



работе……………………………………………………………………...

Раздел 2. Методики исследований в социальной работе………………….

Введение…………………………………………………………………………

Соотнесение понятий «метод» и «методика» в

социальной работе………………………………………………………...

Основные области исследований в социальной работе………………..

Основные проблемы исследований в социальной работе……………...

Связь методологических подходов с областями исследований

в социальной работе………………………………………………………

Исследования в социальной диагностике……………………………………...

Опрос………………………………………………………………………

Интервью………………………………………………………………….

Обследование……………………………………………………………..

Наблюдение……………………………………………………………….

Анализ социального фона………………………………………………..

Социальный эксперимент……………………………………………………….

Оценка эффективности социальной работы…………………………………...

Исследование эффективности практической социальной

(микросоциальной) работы………………………………………………

Оценка эффективности социальных программ…………………………

Оформление результатов исследования………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………


РАЗДЕЛ 1

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная работа как направление деятельности, требующей определённых теоретических знаний и практических умений, находится на стыке гуманитарных и естественных наук. Для того, чтобы понять, в каких условиях применимы или неприменимы отдельные её методы, уметь их сочетать и развивать в конкретных обстоятельствах, необходимо знать не только психосоциальные, но и биосоциальные основы социальной работы.



Человек – далеко не единственное социальное животное. Известно много видов социальных животных на разных ступенях эволюционной лестницы. Их отличительная особенность – совершение жизненного цикла только в сообществах. Основное устройство этих сообществ и взаимодействия особей в них весьма сходны, поэтому для получения выводов относительно взаимодействий людей в той или иной социальной ситуации современная наука ставит эксперименты на сообществах животных.

 

Социальные структуры.

В любом сообществе индивиды взаимодействуют друг с другом, производя множество актов социального взаимодействия. Акт социального взаимодействия – это обмен действиями и информацией, попарное взаимодействие, в котором каждый является и донором (актором) и реципиентом. Он происходит в определённом порядке. Последовательность и характер актов взаимодействия в любом сообществе жёстко упорядочены в форме социальных систем. Социальная система – любое количество постоянно взаимодействующих индивидов. Её численность может варьировать от двух до бесконечности.

Общество является сложной социальной системой, состоящей из более мелких социальных систем. Оно отличается пятью особенностями:

1. Самовоспроизводимость в поколениях за счёт естественного воспроизводства новых членов.

2. Самодостаточность. Общество существует за счёт ресурсов ландшафта – физико-географической среды, в пределах которой оно обитает. Из ландшафта общество берёт ресурсы (природное сырьё) и перерабатывает их в продукты для каждого своего члена, обеспечивая этот процесс собственными силами.

3. Саморазвитие. Любое общество со временем меняется по составу и функциям, т.е. испытывает процесс развития, для которого не требуется внешних факторов.

4. Специфическая культура. Члены общества имеют общие нормы и правила поведения, привычки, образ жизни, мораль, духовные ценности (идеологию), т.е. общую культуру, которая не связана с уровнем образования, техническими знаниями, уровнем бытового обеспечения и обслуживания. Каждому обществу свойственна неповторимая культура,

тесно связанная со способами использования ландшафта. Для того, чтобы овладеть культурой данного общества, необходима социализация – процесс заучивания норм, правил, привычек, овладения идеологией и приобретения таким образом мотивов для правильного функционирования в нём. Социализация происходит главным образом в детстве, но второстепенные её проявления длятся в течение жизни индивида как процессы адаптации к меняющимся социальным условиям.

5. Наличие собственного жизненного цикла. Л.Н. Гумилёв, давая определение этносу, утверждает, что этнос – не общество. Тем не менее, в этом определении присутствуют все четыре вышеприведенных особенности общества. Соответственно этнос в его понимании и общество – одна и та же социальная система, и в своём развитии общество осуществляет описанный Гумилёвым для этноса жизненный цикл, средний срок которого 1200 лет. В упрощенном виде жизненный цикл общества состоит из следующих фаз:

1. Фаза поступательного развития. Происходит выработка духовных ценностей, направленных на консолидацию общества и стимулирующих нацеленность его членов на создание условий для будущих поколений, идеологизация общества. Наблюдается активный рост численности общества за счёт самовоспроизводства и расширения ландшафта с захватом этносов, находящихся в гомеостазе. Продолжительность – 300-500 лет.

2. Акматическая фаза. Короткий (около 100 лет) период смены идеологий и утраты единства. Происходят гражданские войны и социальные потрясения.

3. Фаза стабилизации и постепенного упадка. Постепенное падение численности за счёт утраты самовоспроизводства. Постепенная утеря краевых территорий ландшафта и субэтническое обеднение,- откол или исчезновение отдельных народностей, входивших в состав данного общества. Продолжительность – 300-500 лет.

4. Гомеостаз. Сильное сокращение численности. Утрата ощущения принадлежности к данному обществу. Интеграция с более молодыми этносами.

 

Перечисленные характеристики общества очень похожи на определение организма. Это сходство имеет продолжение. Подобно тому, как организм состоит из определённого числа систем жизненно важных органов, любое общество состоит из шести сложных социальных систем,- социальных институтов, каждый из которых жизненно важен для существования общества и выполняет исключительную функцию:

1. Семья,- институт родства по крови или браку, включает все семьи и группы родства. Функция – воспроизводство новых членов общества, регуляция сексуального поведения для создания безопасной основы воспроизводства.

2. Конфессия,- социальная система, которая вырабатывает идеологию,

 

распространяет её и следит за её поддержанием в обществе.

3. Школа,- система образовательных и воспитательных заведений. Функция-социализация членов общества.

4. Армия,- все силовые структуры. Функция – защита общества от внутренней и внешней агрессии. В фазе поступательного развития дополнительная функция – завоевание новых ландшафтов.

5. Власть,- все ветви власти. Функция – формальное управление обществом. Государство – развитый социальный институт власти.

6. Технологии,- социальная система, осуществляющая добычу и переработку ресурсов, распределение продуктов переработки: всё сельское хозяйство, вся промышленность, торговля, финансовая система.

Социальные институты в свою очередь состоят из более мелких социальных систем: социальных групп, организаций.

Социальные группы или коллективы имеют три взаимодополняющих определения:

1. Любой набор индивидов, в пределах которого каждый индивид выполняет определённую роль по отношению к остальным так, что вся группа представляет собой психофизическую аггрегацию. Это определение чаще применяется к коллективу.

2. Любое число индивидов, имеющих общую характеристику (общность) и взаимодействия соответственно этой характеристике в пределах группы.

3. Социальная система с наименованием и идентичностью, члены которой считают себя к ней принадлежащими. Это определение чаще применяется к группе.

Коллектив становится группой, если его члены помимо внутренних взаимодействий приобретают общую внешнюю цель и стратегию и сами себя считают группой.

Социальные группы подразделяются на первичные,- группы родства или постоянного совместного проживания: семьи, роды, племена, кланы, общины и вторичные,- группы совместной деятельности. Из первичных групп родства состоит институт семьи, из остальных групп – остальные пять социальных институтов. Взаимодействия в первичных группах интимны, весьма эмоциональны, вызывают глубокие переживания и захватывают всю личность. Взаимодействия во вторичных группах нейтральны, менее эмоциональны, поверхностны, захватывают в основном профессиональный аспект личности. В большинстве своём вторичные социальные группы представляют собой организации.

Организации – социальные группы, созданные для выполнения специфических целей по предварительно разработанному плану, описывающему структуру, цели, задачи и основные функции,- уставу либо положению об организации.

Признаки организаций:

 

1. Чёткая детерминация структуры и функций соответственно уставу, положению. Разделение возможностей членов (персонала) для наиболее эффективного выполнения работы,- участки деятельности и отдельные задания для каждого. Власть также делится, её доли тщательно планируются. Делятся коммуникации (связи между членами), каждый имеет только свою специфическую информацию. Определяющий фактор – не традиции, а конкретная задача.

2. Наличие центров власти, одного или нескольких, по сложности структуры, которые постоянно проверяют работу организации, меняют структуру для повышения эффективности.

3. Стабильность (жизнеспособность) организации обеспечивается заменой персонала или изменением его задач.

Виды организаций:

А) Бюрократические организации – сложные формальные структуры с детализированными ролями и нормами и высокоструктурированной иерархией,- цепью командного соподчинения, где каждому вышестоящему подчинены несколько нижестоящих, и каждый слой (ранг) взаимодействует только с руководителями, находящимися в верхнем соседнем и с подчинёнными, находящимися в нижнем соседнем ранге. Любая социальная система структурирована по принципу иерархии (принципу пирамиды власти). Основа деятельности – не гуманизм, а рациональность. Развитие осуществляется через реорганизацию. Особенности бюрократий:

1) Формальность функций. Они описываются в определённых нормативах и законодательстве.

2) Каждый член организации имеет специфический участок компетентности,- специфическую область деятельности.

3) В бюрократиях наиболее чётко соблюдается принцип иерархии,- построения любой социальной системы.

4) Ведение дел регулируют технические правила.

5) Функции каждой организации сепаратны, т.е. она имеет исключительную область деятельности.

6) Организация получает от своего социального института ресурсы, которые используются по плану.

7) Административный (технический) язык.

В любой организации существует также неформальная иерархия с неформальным лидером, что может быть причиной конфликтов и борьбы за власть.

 

Б) Добровольные общества. Эти организации сходны с первичными социальными группами, поскольку их стабильность и существование в значительной степени зависят от лидера, и в них часто формальный лидер является также естественным лидером данной группы. Они зависят также от группового климата, определяющего

мотивированность всей группы целями и задачами организации. В процессе достижения целей они либо распадаются, либо становятся бюрократическими организациями.

 

Социальные взаимодействия.

Все члены социальной группы выполняют взаимодействия в соответствии со своими ролями. Выполнение ролей регулируется нормами,- правилами и стандартами, представляющими собой духовные ценности для членов группы и распознаваемыми ими как значащие,- опознавательные признаки члена группы.

Индивид обычно имеет набор ролей,- коллекцию аккомпанирующих ролей, где каждая роль – для определённого вида его социальной активности. Набор ролей, их количество и качество определяет социальную значимость индивида. Если индивид начинает выполнять две роли, каждая из которых подчиняется несовместимым нормам, возникает ролевой конфликт.

По типологической классификации, упорядочивающей информацию о ролях индивида и позволяющей выражать её в битах, выделяют пять категорий поведения индивида, каждая из которых представляет собой шкалу,- диапазон промежуточных состояний между двумя полюсами, означающими определённые крайности выполнения роли в данной категории поведения, что облегчает оценку выполнения ролей:

1) Специфичность – диффузность: специфичность выполнения каждой роли;

2) Аффективность – нейтральность: степень эмоциональной экспрессивности роли;

3) Универсализм – партикуляризм: сколько ролей может взять на себя индивид и степень исключительности данной роли;

4) Достижение – предпослание: каким образом достигается данная роль;

5) Самоориентация – коллективная ориентация: на чьи интересы ориентируется индивид при выполнении данной роли.

Деление на «свой – чужой» происходит на основании оценки членами социальной группы правильности соблюдения норм и правил. Эта оценка происходит на уровне бессознательного. Контроль за поведением в социальных системах осуществляется при помощи позитивных и негативных санкций,- невербальных сигналов, демонстрируемых участниками акта социального взаимодействия в процессе этого акта. Основные санкции зафиксированы в генотипе и демонстрируются бессознательно. Некоторые санкции выучиваются.Человек – дневной хищник, главный анализатор у него – зрительный, поэтому основные санкции – зрительные сигналы. Санкции в процессе акта взаимодействия:

Зрительный контакт (позитивная санкция, без которой взаимодействие не происходит) – улыбка (позитивная санкция) – ритуальное приветствие – собственно взаимодействие (происходит при сохранении зрительного

контакта, утрата которого означает негативную санкцию) – ритуальная благодарность (позитивная санкция, демонстрирующая правильность осуществлённого взаимодействия). При этом позитивные санкции отражают правильность взаимодействия и возможность его продолжить, а негативными санкциями является отсутствие позитивных в определённый момент до, после или во время взаимодействия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.