Сделай Сам Свою Работу на 5

Естественные социальные группы.





При работе с естественными группами необходимо в первую очередь иметь в виду, что межличностные взаимодействия в них обусловлены групповым процессом и зависят от фазы этого процесса.

В только что сформировавшейся группе все её члены ориентируются на лидера, наблюдается чёткая зависимость их поведения от поведения лидера. Остальные взаимодействия осторожны и неопределённы. Члены группы хотят произвести благоприятное впечатление друг на друга и в то же время оценивают, насколько группа отвечает их личным потребностям. В этот период надо достичь взаимопонимания внутри группы и чётко определить её цели.

В период возложения задач на актив по мере того, как члены группы втягиваются в совместную деятельность, лидер поощряет их к взятию на себя всё новых и новых обязанностей, а также – части ответственности за руководство. В этот период необходимо побудить членов группы высказывать своё мнение по поводу деятельности группы.

При развитии конфликта по поводу целей группы и путей их достижения важно признать его наличие даже в том случае, когда налицо только конфликтная ситуация, открыто обсудить разногласия и сконцентрировать внимание группы на основной задаче, а не на второстепенных причинах конфликта. Конфликт – нормальное явление. Его успешное разрешение способствует сплочению группы.



В период реинтеграции важно осуществить перераспределение заданий по возможностям и желаниям членов группы и повысить ответственность за выполнение целей и задач группы.

Спецификой групповой работы является то, что при любом направлении работы и при любой технологии одной из целей является выработка у членов группы чувства локтя и понимания своей принадлежности к группе. Они должны ответить на вопросы «Кто здесь рядом со мной?», «Что может сделать группа?», «Каковы возможности нашей группы?»

Требования к специалисту:

1. Содействовать развитию системы взаимопомощи в группе, что предполагает постоянные контакты её членов.

2. Осознать, оценить, уважать и использовать групповой процесс, поскольку этот процесс развития группы сам по себе является мощной движущей силой для достижения перемен.



3. Иметь установку на то, что в результате работы специалиста с группой группа перестанет в нём нуждаться, станет автономной.

4. Способствовать созданию «групповой культуры»,- специфических норм и правил, внешних целей и задач, помогая тем самым осознанию принадлежности к группе у членов группы.

 

Естественные группы подразделяются на асоциальные (паразитические) группы и группы с созидательными целями и задачами. Терапия паразитических групп осуществляется, как правило, методиками кризисного подхода.

2.2.1. Наиболее распространённые методы работы с созидательными группами заключены в рамки экологического подхода. С его использованием осуществляется терапия семей, общественных объединений, территориальных неформальных групп, общин. Концепция подхода заключается в том, что социальная группа особым образом,- физически, географически, экономически, социально,- связана с окружающей средой, под которой подразумевается не только ландшафт, но и социальный фон. Группу использует среду для решения своих целей и задач, своей деятельностью производя положительные изменения среды и существует, таким образом, путём взаимообмена с окружающей средой. Проблемы группы связаны с нарушением или недостаточностью взаимообмена. В связи с этим терапия группы должна опираться на неформальные системы поддержки,- родственников, друзей, соседей, общественные объединения и группы взаимопомощи.

В рамках подхода наиболее популярны три метода:

1) Метод навыка. Используется при работе с социальными группами, которые недостаточно используют среду, и содержит элементы кризисного подхода. Путём кооперации со специалистом постепенно и поэтапно группа вырабатывает основные навыки взаимодействия со средой, переходит от просьб и требований к социально полезной деятельности. Необходимо развитие навыков внутренней защиты,- сохранения единства группы и внешней защиты,- использования законодательства, умения извлекать ресурсы.



2) Метод жизненной модели. Используется при работе с социальными группами, у которых деформировано взаимодействие со средой. Основан на представлении о жизненном пространстве группы, которое состоит из а) жизненных переходов,- фаз развития группы и связанных с этим изменений целей и ролей; б) межличностных взаимодействий; в) свойств среды и взаимодействий с непосредственным социальным окружением. Неадекватное поведение группы, таким образом, связано с деформацией жизненного пространства. Терапия состоит в постепенном налаживании взаимосвязи членов группы, выработки умения каждого из них учитывать потребности и интересы других членов группы, выработке чувства общности и уважения, самосовершенствовании группы в использовании ресурсов

окружающей среды. Экологические концепции ниши ( места обитания) и ареала (области распространения) используются для мобилизации членов группы на действия, изменяющие физические и социальные характеристики среды.

3) Метод семейного центра. Используется при территориальной работе с семьями и основан на объединении соседствующих семей в межсемейную группу. Необходимое условие – наличие помещения на территории, где семьи могли бы собираться. Деятельность группы обычно приобретает форму клуба с совместным проведением праздников и наличием кружков и секций по интересам. На базе клуба целесообразна организация самозанятости в виде артелей по различным направлениям бытового обслуживания, потребительско-сбытовых кооперативов, кружков дополнительного образования.

Экологический подход используется также при работе с конкретными семьями.

Семейная терапия при его применении – это достижение согласованности между семьёй и окружением, изменение окружения усилиями семьи, обучение использованию имеющихся возможностей и поиску новых ресурсов: а) помощь семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами территориальной общины, содействие налаживанию её контактов с соседями; б) помощь в планировании внутирисемейного времени и пространства; в) содействие созданию семейных ритуалов и закрепление навыков этих ритуалов.

2.2.2. Другой метод семейной терапии – разрешение конфликтов,- техника, которая будет изложена в одном из последующих разделов. Конфликты в семьях выполняют важную роль в сохранении и развитии семьи как первичной социальной группы и являются неизбежными этапами развития семьи по причине неизбежного изменения ролей и ситуации и связанной с этим необходимости реорганизации взаимодействий. «Плановая» конфликтная ситуация возникает:

А) после брака и «медового месяца»;

Б) после рождения первого ребёнка;

В) в период отрочества и взросления первого ребёнка.

«Неплановые» конфликты возникают из-за иных расхождений:

- неправильной структуры семьи (лидерства и иных ролей);

- неправильной организации коммуникации;

- неадекватных взаимодействий с окружающей средой;

- неадекватного поведения одного из членов семьи, поддерживаемого неадекватными реакциями других членов семьи.

Следует отметить, что семейные взаимодействия настолько интимны, что сами семьи редко обращаются к специалистам в конфликтной ситуации. Обращения связаны с угрозой распада семьи. Поэтому диагностика и терапия осуществляются через непрямые мероприятия, в том числе – разрешение конфликтов. Как правило неформальный лидер семьи, жена и мать, не указывает истинной причины конфликта и при угрозе её

 

обнаружить уклоняется от терапевтических взаимодействий.

2.2.3. Проблемно-ориентированный подход как средство помощи семьям является в определённой мере противоположностью экологическому подходу и сформировался в США в семидесятых годах.

Он типичен для американской модели социальной работы тем, что используются открытые договорные отношения между семьёй и специалистом. Помощь связана с конкретными проблемами клиентов и их осознанным отношением к ним. Условием является осознание проблемы и согласие на совместную работу. Отмечается, что этот подход – открытый, с минимизацией скрытых программ. Концепцией подхода является установка на то, что большинство проблем люди могут решить сами или уменьшить их остроту, однако принятие решений блокируется нервной системой клиентов, их окружением или отсутствием средств. Используется представление о системах, т.е. – элементы системного подхода: индивиды, семьи, группы представляют собой подсистемы, внутренняя динамика которых определяется в терминах системного подхода. Модель ориентирована на настоящее.

Специалист является в семью, происходит краткое исследование проблемы через интервью с отдельными членами, установление их мотиваций и логического обоснования действий, выявление препятствий, моделирование, составляется эпикриз и анализ социального фона, затем составляется договор и открытый план работы, где планируется решение конкретных задач. Специалист выдаёт задания членам семьи. Работа заключается в плановых посещениях семьи, проверке выполнения заданий и выдаче новых заданий. В ходе этого проблема уточняется черезфокусирование, клиенты осознают частные проблемы и задачи и происходят изменения. Задания – действия по решению частных проблем. Дополнительные задания – проигрывание ролей и моделирование жизненных ситуаций в семейных взаимодействиях. Выделяются частные задания одному лицу, общие задания – всей семье и ответные задания – обмен заданиями между членами семьи. Внимание концентрируется на смягчении основных проблем от простых заданий к сложным.

В обзоре по семейной терапии Р. Уэллса (1981) подведены итоги применения подхода и отмечено, что положительные изменения наблюдались только в тех случаях, где применялась манипуляция,- элементы моделирования ситуаций и кризисного подхода. В России подход используется частными фирмами и отмечено возникновение зависимости семьи от специалиста, что противоречит принципам социальной работы.

2.2.4. Терапия с использованием лидерства. Пригодна для различных социальных групп. Природный (неформальный, харизматический) лидер обладает безусловным воздействием на группу. Эффективный лидер использует определённые типы и нормы поведения (стратегическое поведение, манипуляцию). Поведение группы зависит от ориентации лидера, которая должна меняться в зависимости от фазы развития группы.

 

Типы ориентации лидера: а) на установление хороших взаимоотношений в

группе, т.е. на власть как таковую. Этот тип наиболее эффективен в фазах формирования и интеграции группы; б) на решение внешних целей и задач. Этот тип необходим для конфликтной реинтеграции и стабилизации

группы. Важно разумное сочетание этих установок. Упор делается на работу с лидером, изменением его установок и ориентации. При необходимости лидер подключается к Т-группе по обучению принятию решений. Проведение своих целей и задач через лидера может производиться с использованием элементов кризисного или экологического подхода как непрямое мероприятие по изменению поведения группы.

2.2.5. Терапия с использованием взаимопомощи в группах. Как правило, естественные вторичные социальные группы – это группы взаимопомощи (самопомощи), которые возникают с целью взаимной поддержки и решения конструктивных задач (объединения инвалидов, садоводческие товарищества, «анонимные алкоголики», группы ЗОЖ и пр.). Для них характерно взаимное альтруистическое поведение и гибкая, мобильная структура. Маленькие группы (до 50 членов) принимают решения в форме консенсуса на общих собраниях. Крупные группы работают в форме клуба,- принимают решения на конференциях выборных представителей, выбирают правление и должностных лиц. Самоподдержка таких групп связана с установлением контактов между ними путём создания коалиций,- объединений по совместному решению внешних задач; конфедераций,- формальных объединений, которыми руководят попеременно лидеры отдельных групп по принципу ротации; федераций,- формальных объединений, имеющих общего выборного лидера и правление.

В пределах группы единство достигается тем, что члены группы: а) получают рекомендации, как преодолевать специфические трудности; б) конкретную помощь в преодолении этих трудностей; в) ощущают внимание и поддержку от людей, испытывающих подобные же трудности.

Действия специалиста заключаются в: а) обнаружении клиентов, нуждающихся в помощи группы и присоединении их к группе; б) содействии контактам и обменам информацией между близкими группами; в) консультативной работе по использованию законодательства и социального фона; г) содействию в рекламе и получении ресурсов.

2.2.6. Развитие трудовых навыков в группе. Осуществляется непрямыми мероприятиями по работе с активом, которые содействуют решению внешних целей и задач через распространение активных созидательных действий по иерархической структуре группы. Содействие созданию у актива навыков управления групповыми процессами и правильного взаимодействия с лидером. Используются элементы кризисного подхода.

 

3. Макросоциальная работа ( самоуправление и планирование территориальных сообществ).

3.1. Организация социальных групп. Направление и методология сложились в начале века, когда среди практиков в социальной сфере сформировалось убеждение, что во избежание криминализации населения необходимо содействовать созданию территориальных групп, сообществ с положительными целями и задачами. Специалист действует по следующей схеме:

3.1.1. Изучение социального фона и поиск инициаторов,- социально активных людей, мотивированных необходимостью улучшения ситуации в определённой области жизнедеятельности.

3.1.2. Формирование оргкомитета из инициаторов,- сплочение их в группу, которая в дальнейшем станет стержнем новой группы.

3.1.3. Выявление «рабочего лидера» среди членов оргкомитета.

3.1.4. Помощь «рабочему лидеру» в самовоспитании, в формировании или развитии навыков управления.

3.1.5. Курирование функции оргкомитета,- содействие в выработке устава группы, содержащего её наименование, сферу и территорию действия, законные основы деятельности, адрес, цели, задачи и функции, порядок членства, описание и функции органов управления и контроля, финансовой и хозяйственной деятельности, порядок ликвидации; помощь в привлечении членов группы, принимающих её устав.

3.1.6. Курирование формирования группы, создания её иерархической структуры, выбора функционеров по отдельным направлениям её деятельности.

3.1.7. Содействие развитию навыков демократического взаимодействия в группе.

3.1.8. Помощь в рекламе и получении ресурсов.

Постепенно, по мере развития навыков самоуправления группы, стабилизации ролей и функций, специалист отходит от активной формирующей роли. Вначале он принимает участие в работе оргкомитета, затем – в работе правления, впоследствии переходит к кураторству лидера.

3.2. Макропрактика,- управление социальной работой, комплекс взаимосвязанных приёмов и навыков, позволяющих планировать качество социальной работы, руководить этой сферой как на уровне организации, так и на межорганизационном уровне. Термин появился на

Западе в 60-е годы, когда война с бедностью, как новое социально-политическое направление, сместила акценты социальной работы на проблемы общин и городских меньшинств. Он отражает более высокий уровень

практической деятельности в противовес микропрактике,- практической микросоциальной работе непосредственно с индивидами и группами. В рамках макропрактики развиты пять методологических направлений, каждое из которых требует конкретной специализации управленца:

3.2.1. Планирование социальной работы на основе сбора информации, её оценки. Навыки и умения специалиста в данной области:

- понимание проблемы в целом и её спецификация по отдельным составляющим;

- формулировка разумных целей, учитывающая имеющиеся средства;

- постановка первоочередных и последующих задач, составление плана и графика мероприятий;

- разработка программ, направленных на выполнение поставленных целей;

- создание системы оценки проектирования и реализации программ.

Его деятельность в первую очередь нацелена на разработку целевых социальных программ (Приложение 3). Другая форма её применения – планирование социальной политики. В этих планах важен анализ, выбор или разработка различных политических стратегий и целей. Они либо осуществляются в рамках существующей политики, либо происходит планирование изменений социальной политики.

Социальное планирование включает два различных концептуальных подхода: а) нормативный подход,- организация социальной политики и приведение социального порядка в соответствие с определёнными духовными ценностями. Планируются социальные изменения, т.е. социальные реформы;

б) технический,- создание технологий умелого, эффективного и справедливого использования ресурсов для претворения социальных программ в жизнь.

3.2.2. Административное управление,- управление учреждениями и организациями, занимающимися социальной работой; управление социальными программами. Это в более широком плане означает также ответственность за достижение целей и эффективное функционирование организации, добывание ресурсов, набор персонала, направление и оценку его действий. В рамках отдельной организации управление включает:

- формулирование стратегии и представление её в виде оперативных целей;

- планирование способов достижения целей, в том числе обеспечения необходимыми материальными и нематериальными ресурсами;

 

- разработка программы действий и руководство её реализацией;

- организация финансирования и получения ресурсов;

- контроль и организация деятельности персонала и волонтёров;

- обсуждение и решение проблем;

- контроль за качеством и количеством работы с клиентами;

- отслеживание инноваций, их оценка и внедрение для повышения эффективности работы;

- оценка будущих потребностей организации;

- просветительство (работа по повышению квалификации персонала и просвещению населения);

- выполнение представительских функций организации и связь с общественностью;

- установление связей на территории деятельности и информационное обеспечение;

- руководство деятельностью организации и её взаимодействием с другими организациями.

Эти виды деятельности осуществляются на разных уровнях:

- институциональный уровень,- взаимодействие со средой для выполнения задач, получения ресурсов, коммуникации и представительства;

- управленческий уровень,- планирование, разработка проектов, руководство, распределение сил и средств, координация, информация, контроль, коррекция и оценка;

- технический уровень,- сбор и обработка данных о клиентах, налаживание, совершенствование и интеграция технологий, повышение квалификации и контроль за качеством работы персонала, расширение ассортимента работы и совершенствование её форм.

Управленцы часто участвуют в разработке социальных программ и планировании социальной политики, обеспечивая а) составление характеристики населения подведомственной территории, контингента социального учреждения или организации, их потребностей; б) учёт ресурсов,- организаций и групп, которые тоже могут участвовать в разработке; в) анализ состояния дел и оценка перспектив.

3.2.3. Экспертная оценка социальных программ,- определение успешности программ и рекомендация способов их улучшения. Основа оценки – сравнение и системная оценка результатов. Цель – содействие решению проблемы определением оптимальных стратегий программы для конкретных условий и групп населения. Оцениваются:

- эффективность программы;

- степень достижимости цели;

- адекватность программы существующим потребностям;

- наличие более действенной и эффективной альтернативы;

- сильные и слабые стороны вмешательства.

На этой основе предлагаются новые подходы, методы, программы. Методы оценки – разработка исследований, измерение, статистический анализ. Специалисты собирают информацию о том, как персонал программы распределяет своё рабочее время, степень его квалификации, качество его работы, доступность программы для клиентов, круг пользователей программой и сопоставление его с потребностями ближайших слоёв населения; составляют отчёты финансирующей стороне, населению и клиентам.

3.2.4. Организационная деятельность в территориальном сообществе,- создание и поддержка территориальных групп, которые в конечном счёте самостоятельно решат свои проблемы, структурирование населения

территории. Поддержка групп связана с координацией их деятельности, налаживанию связей между группами, организациями и ответственными лицами. Создание территориального актива, мотивированного необходимостью решения местных проблем, помощь ему в выявлении конкретных проблем, постановке задач и деятельности.

 

3.3. Социальное планирование и организация местных сельскохозяйственных общин,- помощь общине как социальной системе в решении социальных проблем соответственно её специфике, которая состоит в сильно развитой неформальной структуре, включающей большие трёхпоколенные семьи, родню, соседей и всю деревню. Вначале надо выяснить мощность и возможности этой структуры, поскольку традиционно её члены выполняют функцию социальных работников и оказывают социальную помощь. Это надо учесть в планировании. Конкретная деятельность состоит в а) содействии социополитическим процессам в проблемной группе,- предотвращению открытых конфликтов между пожилыми и молодёжью и оттока молодёжи из общин организацией привлекательных форм занятости и досуга молодёжи; волонтированию новых социально полезных членов общины, их подготовке к включению в общину; развитию организационных и межличностных взаимодействий

между членами общины для объединения их усилий; б) содействии решению технических задач,- определению проблемных областей жизнедеятельности общины,

анализу причин проблем, выработке стратегии мобилизации средств для результативной деятельности, содействии формированию и реорганизации органов управления общиной и её исполнительской структуры, организации общих работ и сбора средств для мероприятий, необходимых для прогресса общины.

3.4. Развитие самоуправления и планирования муниципальных образований,- содействие организации структуры и деятельности муниципалитетов. Возможны два направления работы специалиста:

1) Работа с муниципальным советом и его органами как с Т-группами по решению организационно-управленческих задач. В муниципальные советы избираются люди не по профессиональным, а по политическим критериям, мотивированные узкими интересами поддержавших их партий. Им незнакомы хозяйственная и социальная деятельность образований, которую придётся развивать и исполнять. Без соответствующей подготовки совет будет неработоспособен и распадётся на враждующие группировки.

А) Прежде всего надо сплотить совет как социальную группу, мобилизованную на решение общих задач, содействовать развитию контактов между его членами. Этому способствует проведение плановых семинаров с обучающей и культурной программами, желательно выездных (элементы методик. обучающейся группы).

Б) Нужно также развивать навыки управления групповыми процессами, политические навыки коалиционной работы и знания совета, чему способствует проведение плановых деловых игр, квалификационных курсов, встреч со специалистами.

В) Необходимо организовать контроль за соблюдением демократических норм в деятельности совета, для чего нужны пособники и посредники. Организация и укрепление связей совета с активистами и профессионалами из числа жителей образования, территориальными общественными объединениями улучшит и демократизирует его деятельность.

2) Социальное развитие муниципального образования;

а) планирование наиболее эффективной и экономичной системы социальной защиты, её органов и локальных связей;

 

содействие развитию системы;

б) участие в избирательной работе на местном и национальном уровне, организация контроля избирательных кампаний, отбор и реклама кандидатов, мотивированных проблемами социальной защиты населения;

в) создание эффективной сети групп солидарности, состоящих из профессионалов, представителей местных групп самоуправления и общественных объединений, которые объединяются для поддержки муниципалитета по личным и идеологическим мотивам;

г) содействие социальному планированию.

3.5. Социальная работа в городских микрорайонах,- участие в планировании и развитии социального сообщества на территории микрорайона:

а) организация социального обслуживания:

- облегчение процедуры получения социальных услуг, связанное с наличием препятствий в виде малодоступности услуг, разобщённости служб, отсутствием их подотчётности и связей между профессиональными и неформальными социальными структурами; при наличии подобных сведений, полученных от населения, специалист инициирует реорганизацию обслуживания;

- укрепление формальных и неформальных систем помощи, существующих в микрорайоне, для чего необходимо знать, какую роль играют неформальные помощники в жизни клиентов служб, и в чём состоит их роль по оказанию помощи жителям всего микрорайона; на этой основе нужно создавать дополнительные службы, информирующие о возможности сотрудничества с такими помощниками, консультировать неформальных помощников, сотрудничать с ними в целевых группах, комитетах и т.п.;

- развитие связи между неформальными и профессиональными структурами;

- устранение противоречий между адресностью социальных услуг и количеством людей в трудном положении, связанных с тем, что за помощью регулярно обращается не наиболее нуждающаяся, а ориентированная на пользование услугами часть населения; люди в трудном положении, как правило, либо не могут добиваться помощи по состоянию здоровья, отсутствию или трудности получения нужных справок, занятостью постоянным уходом за больным, либо не осведомлены о возможности помощи по этим причинам, либо не хотят обращаться, чтобы не испытывать унижения; в связи с этим необходима база социальных данных населения микрорайона с выделением социально неустойчивых и проблемных его категорий, содействующая активному выявлению людей в трудном положении, представителем которых в службах может выступить специалист или его помощники, передав от их лица соответствующие заявления.

 

б) структурирование, развитие и планирование сообщества:

- помощь в создании представительских организаций микрорайона, защищающих интересы его жителей;

- защита интересов микрорайона в муниципалитете и других органах по вопросам обслуживания жилищного фонда, школ, учреждений дополнительного образования, развития социальной инфраструктуры;

- разрешение конфликтов между государственным сектором, частным бизнесом и общественными объединениями микрорайона. Наиболее часты конфликты между сообществом и бизнесом (размещение на территории вредных или нарушающих отдых предприятий и т.п.), в которых специалисты могут быть эффективными посредниками, поскольку имеют дело с представителями обеих систем;

в) политическая деятельность: лоббирование интересов сообщества и его социальной защиты, просветительская деятельность во время избирательных кампаний, содействие организации и работе избирательных комиссий, помощь кандидатам и депутатам, сочувствующим сообществу;

г) обеспечение технической экспертизы и консультаций: помощь группам микрорайона в различных областях планирования, реализации программ, менеджмента, сбора средств, профессионального обучения, исследования и оценки работы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.