Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные особенности поведения человека.





Выделяют четыре типа социального поведения в зависимости от возраста. Между ними возможны как плавные, растянутые во времени переходы, так и резкие ломки:

1. Детское. У детей альтруистический комплекс инстинктов не развит, они – эгоисты. Зачатки инстинкта кооперации проявляются с 3-4 лет. Велико значение импринтинга: сильная зависимость от родителей, априорность и первостепенность родительского авторитета, копирование родительского поведения. Для маленьких детей характерен инстинкт большой спины: ребёнок чувствует себя адекватно только тогда, когда ощущает присутствие воспитателя, который его защищает, заслоняет от внешнего мира. Дети частично инстинктивно, частично вследствие импринтинга понимают, что хорошо, а что плохо,- «конформизм». Общие нормы и правила ребёнок воспринимает без анализа.

2. Подростковое. С началом полового созревания импринтинг модифицируется, и происходит смена приоритетов. Родительский импринтинг сменяется копированием поведения лидера из вторичной социальной группы. Детские страхи исчезают, а ритуалы и стереотипы

ещё не закрепились, следовательно имеется возможность и склонность к неформальным поведенческим актам. Мотивированное поведение занимает 30% всех поведенческих актов,- подростки – самая думающая часть человечества, они всем интересуются и уважают только логику, а поэтому не признают норм и правил большого социума, которые, естественно, нелогичны (подростковый нигилизм). Они – исследователи и склонны ставить социальные эксперименты на себе и других, испытывая на прочность традиционные социальные взаимодействия. Комплекс альтруистических инстинктов у них сформирован не полностью – отсутствуют «отбор родичей» и «забота о потомстве», что проявляется в эгоистических взаимодействиях в семье. Половой инстинкт постепенно формируется.



3. Зрелое. Зрелый человек- прежде всего супруг и родитель, а потом уже исполнитель остальных ролей. Развит весь комплекс альтруистических инстинктов, поэтому человек больше отдаёт, чем берёт добровольно и по своей охоте. Общество в целом существует за счёт зрелых людей, обеспечивающих не только себя и семьи, но и деятельность социума. Выигрывает то общество, где дольше и эффективнее этот период жизненного цикла человека. Формируются и закрепляются стабильные ритуалы и стереотипы. Резко возрастает доля смещенной активности, а доля мотивированного поведения падает до 20%.



4. Старческое. Гипертрофия инстинкта заботы о потомстве: ощущение себя всеобщим отцом или матерью, приводящее к склонности к наставничеству. Целесообразность этой особенности. Видоизменение альтруистического комплекса инстинктов, исчезновение полового инстинкта приводит к возрастанию доли эгоистических взаимодействий. Этому способствует повышение доли ритуализованного и стереотипированного поведения. Появление новых ритуалов, связанных с самоподдержанием, ведёт к сосредоточению на услугах самому себе. Доля мотивированного поведения падает до 10%, характерны боязнь риска и задержка принятия решения.

Эти типы поведения прослеживаются во всех возрастах. Возможно несовпадение их с физиологическим возрастом по биологическим или биосоциальным причинам, что ведёт к появлению социальных проблем. В норме они накладываются на физиологические периоды, причём социальное созревание как правило отстаёт от физиологического возраста.

ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Социальная защита – составная часть социальной политики современных государств. Исходит это из аксиомы, что государство есть не только развитый социальный институт власти, но и форма существования общества. Основные направления социальной политики:

1. Силовые административные действия,- судебно-исправительная система;



2. Перераспределение доходов,- налоговая система;

3. Социальная защита,- меры поддержания тех категорий населения, которые сами не могут себя поддерживать. Социальная защита представляет собой три вида деятельности:

- Социальное обеспечение,- регулярную передачу денежных и материальных средств определённым категориям населения, которые не могут сами себя обеспечивать. Этот вид поддержки не имеет профилактической направленности и поглощает наибольшую часть ресурсов, направляемых на социальную защиту;

- Социальное обслуживание,- определённые поддерживающие действия – услуги, оказываемые клиентам социальных служб. Ресурсы затрачиваются на предметы услуг и содержание социальных служб;

- Социальная работа,- совместные действия специалиста и клиентов, направленные на активизацию их социальных возможностей и обретение ими самоподдержки. Эти действия имеют целью предупреждение распада общества. Ресурсы затрачиваются только на оплату труда специалиста, следовательно этот вид социальной защиты является наименее затратным.

Чтобы иметь представление о значимости, целях и тесно связанной с ними методологии социальной работы необходимо остановиться на связи между жизненными циклами человека и жизнеспособностью общества.

Жизненный цикл человека рождение, социализация ( освоение норм и правил общества и социальных групп, членом которых он является, общих и профессиональных ролей для занятия в социуме определённого места), создание семьи, рождение детей, содействие социализации детей и внуков, завершение. Согласно классификации ВОЗ, основанной на физиологических исследованиях европейцев, он делится на возрастные периоды, которые отражают физиологическое состояние, но не поведение:

- детство, - 0 – 14 лет;

- отрочество (подростковый возраст),- 14 – 18 (20) лет;

- молодость,- 18 (20) – 35 лет;

- зрелость,- 35 – 65 лет ;

- пожилой возраст,- 65 – 75 лет;

- старость,- 75 лет и далее.

Поскольку человек – социальное животное, совершить этот цикл вне определённого общества и своей социальной группы в нём он не может. Соответственно своим потребностям и возможностям он кооперируется с другими индивидами. Общество организовано таким образом, что, совершая усилия по реализации своего жизненного

цикла, активный член общества отдаёт их часть на поддержание жизнеспособности общества как организма, т.е. занимается созидательной деятельностью. В любом обществе помимо социально активных его членов и социальных групп имеются асоциальные индивиды и асоциальные (паразитические) социальные группы,которые, пользуясь продуктами деятельности общества, не дают вклада в поддержание его жизнедеятельности, либо социально нейтральны, т.е. не кооперируются с его социальными системами и институтами. Если доля асоциального населения превышает предел, за которым истощается ресурс жизнеспособности общества, начинается распад общества, и оно постепенно утрачивает самовоспроизводимость, самодостаточность и возможность саморазвития. Распад общества подобен цепной реакции, вовлекающей всё новые слои населения, поскольку пользоваться плодами усилий активных, созидающих социальных групп легче, чем заниматься созидательной деятельностью. В связи с этим использование для асоциальных, маргинальных и социально нестабильных групп населения иных видов социальной защиты, чем социальная работа, может нанести непоправимый вред обществу. С этой точки зрения цели социальной работы:

- предупреждение маргинализации и последующего выпадения из общества социально нестабильной части населения;

- возврат в общество выпавшей из него части населения.

Характеристика социальной работы как формы поведения человека очень близка к характеристике политики. Оба этих вида деятельности рассчитаны на достижение долговременных социальных целей, т.е. являются стратегическим управляющим социальным поведением, а следовательно – манипулятивными формами поведения. Манипуляция является, таким образом, основой методологии социальной работы, для которой принципиально неприемлемы методы открытого давления, администрирования, дидактические методы.

Методологические принципы социальной работы:

1. Осуществление целей и задач через использование сиюминутных тактических интересов объектов работы и их социального окружения.

2. Объекты социальной работы не должны знать о конкретных целях и задачах проведения работы с ними.

3. Для достижения социального эффекта используются бессознательные компоненты поведения человека, социальный эффект достигается изменением ритуалов и стереотипов.

 

Основные методологические направления социальной работы:

1. Индивидуальная социальная работа,- управление поведением индивида. Используемый синоним «Психосоциальная работа» не совсем удачен, т.к. наряду с этими методами работы используется и другая методология, позволяющая кардинально изменить поведение индивида.

2. Групповая социальная работа,- управление поведением социальной группы. Специалист не становится ни лидером ни членом группы, он всегда «свой», но дистанцирован от группы.

3. Микросоциальная работа (практическая социальная работа),- непосредственная работа с индивидами и социальными группами, при которой основной методологией помимо манипуляции является мимикрия – уподобление объекту в том аспекте, что отправной точкой работы является то, что привычно и нравится объекту.

4. Макросоциальная работа,- формирование территориальных сообществ и социальных групп, исходя из интересов и возможностей населения. Помимо манипуляции используются организационные методы. Как и при групповой социальной работе специалист дистанцирован от формируемых групп.

5. Разрешение конфликтов между индивидами, между социальными группами, между индивидом и социальной группой с использованием специальных манипулятивных методик.

6. Формирование личности и поведения специалиста по социальной работе. Поскольку эффект социальной работы практически зависит только от действий специалиста в неповторимых от случая к случаю социальных условиях, в ней большую роль играет творчество специалиста и его психологическая подготовка. Поэтому в подготовке специалиста большой объём занимают аутотреннинг, клиническая и полевая практика, и развито наставничество, при котором молодой специалист определённое время работает не самостоятельно, а под руководством индивидуального наставника, передающего ему свой опыт.

Основная методологическая терминология:

Методологический подход,- теоретическое обоснование и общее описание тех или иных способов действий. В социальной работе используется ряд методологических подходов, каждый из которых обусловливает группу методов, объединённых общей теоретической основой и характером действий. Отдельные научные школы предпочитают и разрабатывают те или иные методологические подходы.

Метод,- принципиальный способ действий в определённой ситуации на определённом этапе работы.

Технология,- конкретная последовательность действий в конкретном социальном случае от начального до завершающего этапа работы.

Если методологические подходы и методы известны и описаны в специальной литературе, то технология, в силу уникальности каждого социального случая, является продуктом творчества специалиста, модифицирующего и сочетающего отдельные методы на каждом этапе работы в уникальную последовательность действий применительно к особенностям данного социального случая.

Социальная работа – процесс во времени и пространстве,

следовательно в любом её методологическом направлении это – последовательность определённых действий, иногда длительных по времени и разветвлённых в пространстве, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой. Она делится на ряд этапов, одинаковых по названию и сущности независимо от направления работы, называемых генеральной или общей технологической схемой:

1. Аналитическая часть (социальная диагностика),- сбор информации, её анализ и постановка социального диагноза;

2. Внедрение,- установление связей и контактов с объектом и средой;

3. Социальная терапия (вмешательство),- составление и реализация плана терапевтических действий;

4. Анализ результатов и коррекция плана,- совершается не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

Аналитическая часть.

Социальная диагностика,- дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей, условий и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи ( М. Сипорин).

Этапы аналитической части:

- сбор информации;

- составление анамнеза;

- составление эпикриза;

- анализ социального фона;

- постановка социального диагноза.

Сбор информации,- получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза. Включает ряд действий:

1. Опрос. Всегда скрытый. Никаких анкет. Сведения извлекаются из беседы на общие или развлекательные темы. Выясняется:

- взгляд индивида или группы на существо проблемы, историю её возникновения;

- эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса, вызываемого наличием проблематики;

- что предпринималось для изменения ситуации;

- какие реальные возможности имеются у объекта для преодоления затруднения.

2. Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это – открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога, юриста,

социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости – психиатра. Используют формуляры – акты обследования.

3. Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по компонентам социального поведения и возрастным типам; социальных ролей и характера их исполнения. Желательно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти и использованием предварительно заготовленных формуляров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.