Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника экспертной оценки и отбора информации.





Для того, чтобы не набирать слишком много информации и ограничиться лишь той, которая необходима для анализа, пользуются фиксированными списками областей информации (круга вопросов), которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для клиентов.

Области информации при индивидуальной работе:

1. Кто является клиентом, его демографические характеристики и стадия жизненного цикла.

2. Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника (если он обслуживает клиента) и людей из социального окружения клиента.

3. Кто, как и когда заметил данную проблему, и что этому предшествовало.

4. Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально функционировать и вызывающие необходимость его поддержки.

5. Какие достижимые, реальные цели, признаваемые клиентом могли бы лечь в основу социальной работы с ним.

6. Насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных системах.

7. Насколько у клиента сильна мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей. Есть ли признаки положительной мотивации, и какова природа сопротивления клиента.



8. Какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент.

9. Какова взаимосвязь характеристик клиента, его социальных условий и согласованных с клиентом целей и задач работы в ходе взаимодействия с ним.

10. Собственное понимание развития социальной работы с клиентом. Какие действия наилучшим образом будут отвечать реальным потребностям клиента и его семьи.

 

Области информации при групповой работе:

1. Какие сложности и возможности взаимодействий между членами группы.

2. Существуют ли у членов группы собственные проблемы и как они связаны с проблемой группы.

3. Эффективность взаимодействий в группе, включая степень её открытости для появления новых членов.

4. Основные возможности для формальных и неформальных ролей и степень их эффективности.

5. Кто в группе принимает решения, какие процедуры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных её членов.



6. Конфликты в группе. Наличие конфликтной ситуации, скрытых и открытых конфликтов. Меры, которые предпринимались для их разрешения.

7. Нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы. Как обеспечивается соблюдение норм и правил.

8. Социокультурные контакты группы в рамках более крупных социальных систем. Как они влияют на группу и её членов.

 

Составление анамнеза (истории социального отклонения),- описание причин и хода развития данного социального отклонения. Анамнез – продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.

Составление эпикриза (клинической картины социального отклонения),- описание состояния объектов социальной работы, их социальных взаимодействий и социального поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой индивида.

Анализ социального фона,- описание социальных систем, куда входит объект работы, макросоциальных и макроэкономических процессов на территории, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.

 

Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза, для чего используется анамнез, эпикриз и анализ социального фона.

Классификация социальных диагнозов:

1. Дефициты (недостатки) – 1.1. – материальных средств;

1.2. – личностный или личностно-социальный;

1.3. – знаний или опыта.

2. Деформации (искажения) – 2.1. – патологии личности. Распространённые патологии: - перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач, связанных с мотивированным поведением; варианты – «театр одного актёра», «театр



 

для себя», «зомби»;

- нарциссизм, эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования альтруистического комплекса;

- агрессия, взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга.

2.2. – психические заболевания (эпилепсия, шизофрения) и психические расстройства.

Для разделения диагнозов 2.1. и 2.2. требуется комиссия, в составе которой психолог и психиатр проводят оценку личности объекта на основе пяти параметров: 1. Симптомы психических заболеваний;

2. Нарушения развития личности;

3. Наличие физических недостатков или нарушений;

4. Величина психосоциальных стрессовых факторов, послуживших толчком к развитию заболевания;

5. Предельный уровень адаптивного функционирования до проявления деформаций.

Среди деформаций социальных групп выделяют 2.3. - деформации межличностных взаимодействий внутри группы;

2.4. – деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.

3. Расхождения: 3.1. – между социальными претензиями объекта и реальной социальной ролью;

3.2. – между ожиданиями объекта и других людей или социальных групп;

3.3. – неопределённость или противоречивость социальных ролей.

Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.

 

При работе с социальными группами, особенно с естественными, применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных шаблонов или формуляров. Конкретные техники и шаблоны разрабатываются в зависимости от ситуации.

 

Внедрение.

Процесс перевода отношения клиента или социальной группы, с которой надлежит работать, от «чужой» к «свой», но при этом отношение к специалисту, как к «своему» не должно быть его идентификацией как члена данной социальной группы. Необходимо использовать данные аналитической части,- нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта,- и исходить из них. При этом следует строго соблюдать определённые правила поведения:

1. Внешность специалиста не должна быть броской или престижной, но

вместе с тем и не бедной и неаккуратной. Она должна соответствовать среднему стандарту социальной группы объекта и при этом быть скромной и незаметной, нейтральной. «Серая мышка проберётся дальше, чем яркий павлин».

2. Язык – наиболее простой и понятный в пределах стандартов общения объекта, но не должен содержать ничего вызывающего сугубого сленга, ругательств. Следует избегать оценочных выражений, как положительных, так и отрицательных.

3. Поведение – как можно меньше эмоциональных проявлений, поскольку эмоциональные люди не вызывают доверия и производят впечатление ненадёжных партнёров. С другой стороны эмоциональные проявления, сопереживание быстро истощают нервную систему специалиста, что приводит к возникновению комплекса отторжения раздражителя и последующему отказу от профессиональной деятельности.

4. Поведенческие установки (этические принципы):

4.1. «Не навреди»:

- «Не говори, если не уверен в том, как подействуют твои слова». Избегать словесных оценок, не давать советов и предписаний, говорить только о мнениях и установках объектов, с их позиций.

- «Не обещай, если не уверен, что выполнишь обещание».

- «Не делай, если не уверен в последствиях своих действий». Действовать только совместно с объектом, наиболее предпочтительны не собственные действия, а работа через пособников и посредников.

- «Сохраняй профессиональную тайну». ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст.11: «Сведения личного характера, доверенные клиентом, являются профессиональной тайной». Тайной являются также сведения о социальном статусе объекта, результаты анализа и социальный диагноз, программа планирования действий, цели и задачи работы.

4.2. «Терпение и терпимость». Проблемы объекта, его поведение должны приниматься терпимо и благожелательно. Ни оценок, ни критики.

4.3. «Не панибратствуй»:

- «Не веди себя, как друг, брат и член семьи». Такое поведение очень опасно, поскольку вызовет требования к специалисту, несовместимые с его профессиональной деятельностью, и приведёт к конфликту, если он не удовлетворит эти требования. Профессионально ровное, терпимое, доброжелательное, но дистанцирующее поведение.

- «Не считай, что твои личные беды больше и значительнее, чем беды объекта».

- «Не приводи в пример себя, своих родственников, друзей и знакомых». Каждый человек считает свои беды самыми значительными и может при такой беседе сначала согласиться с её выводами, а потом обнаружить некоторые несоответствия между своей ситуацией и примером и обвинить специалиста в непрофессионализме.

- «Не сравнивай одних клиентов с другими» – по той же причине.

Такие сравнения можно делать только в профессиональном кругу, в процессе творческой деятельности.

 

Социальнаятерапиявмешательство.

 

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия ( прямые мероприятия), в том числе и с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).

Типовая программа действий:

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).

5. На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий,- прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.