Техника экспертной оценки и отбора информации.
Для того, чтобы не набирать слишком много информации и ограничиться лишь той, которая необходима для анализа, пользуются фиксированными списками областей информации (круга вопросов), которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для клиентов.
Области информации при индивидуальной работе:
1. Кто является клиентом, его демографические характеристики и стадия жизненного цикла.
2. Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника (если он обслуживает клиента) и людей из социального окружения клиента.
3. Кто, как и когда заметил данную проблему, и что этому предшествовало.
4. Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально функционировать и вызывающие необходимость его поддержки.
5. Какие достижимые, реальные цели, признаваемые клиентом могли бы лечь в основу социальной работы с ним.
6. Насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных системах.
7. Насколько у клиента сильна мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей. Есть ли признаки положительной мотивации, и какова природа сопротивления клиента.
8. Какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент.
9. Какова взаимосвязь характеристик клиента, его социальных условий и согласованных с клиентом целей и задач работы в ходе взаимодействия с ним.
10. Собственное понимание развития социальной работы с клиентом. Какие действия наилучшим образом будут отвечать реальным потребностям клиента и его семьи.
Области информации при групповой работе:
1. Какие сложности и возможности взаимодействий между членами группы.
2. Существуют ли у членов группы собственные проблемы и как они связаны с проблемой группы.
3. Эффективность взаимодействий в группе, включая степень её открытости для появления новых членов.
4. Основные возможности для формальных и неформальных ролей и степень их эффективности.
5. Кто в группе принимает решения, какие процедуры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных её членов.
6. Конфликты в группе. Наличие конфликтной ситуации, скрытых и открытых конфликтов. Меры, которые предпринимались для их разрешения.
7. Нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы. Как обеспечивается соблюдение норм и правил.
8. Социокультурные контакты группы в рамках более крупных социальных систем. Как они влияют на группу и её членов.
Составление анамнеза (истории социального отклонения),- описание причин и хода развития данного социального отклонения. Анамнез – продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.
Составление эпикриза (клинической картины социального отклонения),- описание состояния объектов социальной работы, их социальных взаимодействий и социального поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой индивида.
Анализ социального фона,- описание социальных систем, куда входит объект работы, макросоциальных и макроэкономических процессов на территории, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.
Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза, для чего используется анамнез, эпикриз и анализ социального фона.
Классификация социальных диагнозов:
1. Дефициты (недостатки) – 1.1. – материальных средств;
1.2. – личностный или личностно-социальный;
1.3. – знаний или опыта.
2. Деформации (искажения) – 2.1. – патологии личности. Распространённые патологии: - перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач, связанных с мотивированным поведением; варианты – «театр одного актёра», «театр
для себя», «зомби»;
- нарциссизм, эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования альтруистического комплекса;
- агрессия, взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга.
2.2. – психические заболевания (эпилепсия, шизофрения) и психические расстройства.
Для разделения диагнозов 2.1. и 2.2. требуется комиссия, в составе которой психолог и психиатр проводят оценку личности объекта на основе пяти параметров: 1. Симптомы психических заболеваний;
2. Нарушения развития личности;
3. Наличие физических недостатков или нарушений;
4. Величина психосоциальных стрессовых факторов, послуживших толчком к развитию заболевания;
5. Предельный уровень адаптивного функционирования до проявления деформаций.
Среди деформаций социальных групп выделяют 2.3. - деформации межличностных взаимодействий внутри группы;
2.4. – деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.
3. Расхождения: 3.1. – между социальными претензиями объекта и реальной социальной ролью;
3.2. – между ожиданиями объекта и других людей или социальных групп;
3.3. – неопределённость или противоречивость социальных ролей.
Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.
При работе с социальными группами, особенно с естественными, применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных шаблонов или формуляров. Конкретные техники и шаблоны разрабатываются в зависимости от ситуации.
Внедрение.
Процесс перевода отношения клиента или социальной группы, с которой надлежит работать, от «чужой» к «свой», но при этом отношение к специалисту, как к «своему» не должно быть его идентификацией как члена данной социальной группы. Необходимо использовать данные аналитической части,- нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта,- и исходить из них. При этом следует строго соблюдать определённые правила поведения:
1. Внешность специалиста не должна быть броской или престижной, но
вместе с тем и не бедной и неаккуратной. Она должна соответствовать среднему стандарту социальной группы объекта и при этом быть скромной и незаметной, нейтральной. «Серая мышка проберётся дальше, чем яркий павлин».
2. Язык – наиболее простой и понятный в пределах стандартов общения объекта, но не должен содержать ничего вызывающего сугубого сленга, ругательств. Следует избегать оценочных выражений, как положительных, так и отрицательных.
3. Поведение – как можно меньше эмоциональных проявлений, поскольку эмоциональные люди не вызывают доверия и производят впечатление ненадёжных партнёров. С другой стороны эмоциональные проявления, сопереживание быстро истощают нервную систему специалиста, что приводит к возникновению комплекса отторжения раздражителя и последующему отказу от профессиональной деятельности.
4. Поведенческие установки (этические принципы):
4.1. «Не навреди»:
- «Не говори, если не уверен в том, как подействуют твои слова». Избегать словесных оценок, не давать советов и предписаний, говорить только о мнениях и установках объектов, с их позиций.
- «Не обещай, если не уверен, что выполнишь обещание».
- «Не делай, если не уверен в последствиях своих действий». Действовать только совместно с объектом, наиболее предпочтительны не собственные действия, а работа через пособников и посредников.
- «Сохраняй профессиональную тайну». ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст.11: «Сведения личного характера, доверенные клиентом, являются профессиональной тайной». Тайной являются также сведения о социальном статусе объекта, результаты анализа и социальный диагноз, программа планирования действий, цели и задачи работы.
4.2. «Терпение и терпимость». Проблемы объекта, его поведение должны приниматься терпимо и благожелательно. Ни оценок, ни критики.
4.3. «Не панибратствуй»:
- «Не веди себя, как друг, брат и член семьи». Такое поведение очень опасно, поскольку вызовет требования к специалисту, несовместимые с его профессиональной деятельностью, и приведёт к конфликту, если он не удовлетворит эти требования. Профессионально ровное, терпимое, доброжелательное, но дистанцирующее поведение.
- «Не считай, что твои личные беды больше и значительнее, чем беды объекта».
- «Не приводи в пример себя, своих родственников, друзей и знакомых». Каждый человек считает свои беды самыми значительными и может при такой беседе сначала согласиться с её выводами, а потом обнаружить некоторые несоответствия между своей ситуацией и примером и обвинить специалиста в непрофессионализме.
- «Не сравнивай одних клиентов с другими» – по той же причине.
Такие сравнения можно делать только в профессиональном кругу, в процессе творческой деятельности.
Социальнаятерапия – вмешательство.
Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия ( прямые мероприятия), в том числе и с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).
Типовая программа действий:
1. Выбор терапевтической тактики.
2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.
3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.
4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).
5. На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.
Вмешательство представляет собой реализацию плана действий,- прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|