Сделай Сам Свою Работу на 5

Треннинговые группы (Т-группы).





Т-группы в социальной работе – искусственные объединения клиентов, имеющих сходные проблемы, в группы для ведения с ними целевой работы. Комитет по вопросам практической работы Национальной Ассоциации социальных работников США (НАСР), выпускающий методические пособия и популярные учебники по групповой работе, определяет следующие цели, для которых в социальной работе используются Т-группы:

1) В исправительных целях,- для коррекции поведения одного или нескольких членов группы.

2) Для предупреждения маргинализации членов группы.

3) Для нормализации жизнедеятельности людей в критические периоды их онтогенеза.

4) Для утверждения личности.

5) Для социализации и воспитания чувства гражданственности.

6) Для всего целевого комплекса (всех пяти предыдущих целей вместе).

Наиболее распространённые виды Т-групп в социальной работе и практикуемые в них методы социальной терапии:

А. Восстановительная группа. Её задачи – восстановление утраченного или нарушенного социального или медико-социального статуса. Работа ведётся в форме совместной творческой, исследовательской или спортивно-оздоровительной деятельности. Поощряется самоорганизация в «команду». Специалист выполняет роль преподавателя или тренера. Примеры: группы здорового образа жизни, поисковые группы по дорогам войны, любительские хоры, оркестры, драматические труппы и пр.



Б. Обучающаяся группа. Её задачи – выполнение всего целевого комплекса для взрослых молодых людей, испытывающих жизненный кризис (безработных, самоубийц, неадекватных выразителей социального протеста и т.д.). В странах Скандинавии эти задачи выполняются с помощью метода «народных университетов», ведущего своё происхождение от социал-демократических рабочих кружков. Идеология метода – от «Что делать» Чернышевского, первой энциклопедии социальной работы. Используются два варианта метода:

Вариант I,- с погружением в деятельность группы и отрывом от привычного социума. Группа вместе со специалистами, играющими роль преподавателей, и с семьями специалистов выезжает в усадьбу, расположенную вдали от населённых пунктов, где в течение 9-10 месяцев живёт в условиях самообеспечения и самообслуживания как коммуна. Обязанности распределяются на всех поровну, и в этом «ученики» и «преподаватели» равны. Создаются графики дежурств, каждый по очереди выполняет обеспечивающие и обслуживающие функции. Питаются все вместе. Семьи преподавателей выполняют роль «затравки» для формирования коммуны и её стратификации. Члены группы не общаются с



внешним миром, за исключением выполнения обязанностей дежурных.

Провозглашаемая цель для членов группы – приобретение знаний по сугубо индивидуальным интересам и индивидуальным программам,

которые преподаватели помогают составить для каждого. Программы разбиваются на этапы, по каждому этапу пишется реферат, который зачитывается всей группе на занятии и обсуждается. После завтрака три часа читаются и обсуждаются такие доклады. После обеда и активного отдыха – самоподготовка по учебникам, которые достаются и меняются через библиотечную сеть по рекомендации преподавателей. Суть метода – не только терапия обстановкой, но и терапия через формирование прочных социальных связей в группе (социализацию).

Вариант II. Кружки без отрыва от места жительства. Арендуются помещения (части зданий) в городах, где живут преподаватели с семьями. Занятия по индивидуальным программам, растянутым на несколько лет, проходят 2-3 раза в неделю по окончании рабочего дня в форме докладов, после чего все ужинают и занимаются любительской самодеятельностью. Формирование коммуны и распределение в ней обязанностей – также обязательное условие, поэтому суть методологии варианта – такая же, как у варианта I.



В. Группа по выработке навыков общения. Её задача – содействовать адекватным и активным социальным взаимодействиям людей, у которых контакты нарушены, либо имеются проблемы при формировании новых контактов ( см. методологический подход №4). Методологические направления – те же,- игротерапия, драмотерапия, моделирование ситуаций, совместная режиссура в группе. Формы работы – самодеятельный театральный коллектив, семейный клуб, клуб знакомств, художественный кружок в стационаре. При разработке драматической и сценарной технологии следует уделять внимание перераспределению и разнообразию ролей участников. При моделировании ситуаций нужно предлагать ситуации для различных слоёв общества для отработки особенностей поведения и взаимодействий, свойственных определённым социальным прослойкам.

Г. Группа обучения принятию решения. Её задачи – утверждение личности и тренировка логического мышления, повышение доли мотивированного поведения. Используется для воспитания лидеров естественных социальных групп, руководителей организаций, менеджеров. Специалист играет роль помощника. Формы занятий – деловые игры, моделирование таких ситуаций, при которых нужно манипулировать и быстро принимать решения.

При работе с Т-группами следует использовать их свойства, типичные для социальных групп:

1) Каждая группа приобретает не только иерархическую структуру и стратификацию, но и свой, неповторимый социально-эмоциональный

климат, и в этих взаимодействиях она сугубо индивидуальна. Кто в группе приобретёт высокий социальный статус, и кто будет её лидером, далеко не всегда можно предположить. Климат группы зависит от

поведения высокостатусных её членов, которое бессознательно копируют члены группы с низким статусом,- происходит «заражение» низкостатусных индивидов.

2) Каждая группа проходит процесс развития (групповой процесс) с момента встречи её будущих членов до создания самостоятельно функционирующей социальной системы или распада.

Фазы группового процесса:

I. Догрупповые фазы

1. Частная,- люди начинают знакомиться, завязываются попарные беседы.

2. Публичная,- к беседам пар прислушиваются другие пары, присоединяются, в результате все говорят со всеми.

3. Сбор,- совокупность людей начинает вести себя как единое целое, возникает невербальное единство. Один или несколько (не более трёх) человек проявляют инициативу в организации группы, предлагают выбрать актив и определить цели.

II. Групповые фазы.

4. Формирование группы,- группа определяет свою иерархию, распределяет роли, вырабатывает цели и задачи, выделяет лидера и его ближайших помощников (актив) как правило из инициаторов процесса.

5. Фаза интеграции-дезинтеграции. Вначале происходит сплочение (интеграция) группы вокруг лидера, однако работает на выполнение задач группы только лидер, остальные заняты налаживанием межличностных взаимодействий («хороших отношений»). Затем лидер начинает перекладывать часть работы на актив и упорядочивать деятельность группы. При этом выявляется несоответствие ролей и иерархии задачам группы, часть актива требует поменять цели, создаётся конфликтная ситуация, которая может привести к скрытому конфликту и развитию открытого конфликта. Создаются «партии», поддерживающие различные мнения по поводу необходимых изменений, и единство группы нарушается (дезинтеграция). Без своевременной реорганизации группы (конфликтной реинтеграции) неминуем раскол группы на две или несколько групп или её распад. При конфликтной реинтеграции структура группы и её взаимодействия переориентируются на решение задач.

6. Фаза сохранения,- взаимодействия в группе стабильны, все члены активно работают на выполнение её целей и задач до изменения социального фона, в результате которого утратится эффективность её деятельности, что может привести к

 

возникновению очередного конфликта.

Групповой процесс – явление неизбежное, поэтому необходимо его осторожно направлять, предотвращать раскол группы, поскольку сам этот процесс является мощным фактором социализации и достижения социального прогресса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.