Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы для дорожных одежд





8.4.1Для цементобетонных покрытий и осно­ва­­ний следует применять бетоны тяжелый и мелкозер­нистый по ГОСТ 25192.

Бетон для покрытий и оснований по моро­зостой­кости должен соответствовать требованиям
ГОСТ 26633 и табл. 8.4.1.

8.4.2Для асфальтобетонных покрытий и осно­ваний следует применять асфальтобетонные смеси по СТ РК 1225, полимерасфальтобетонные смеси по СТ РК 1223, щебеночномастичные ас­фальто­бетонные смеси по ГОСТ 31015 и органо­минеральные смеси по ГОСТ 30491, приме­няю­щиеся в соответствии с табл. 8.4.2.

8.4.3 Для повышения водостойкости ас­фальто­­­бетона рекомендуется применение в его сос­таве поверхностно-активных веществ (ПАВ).

8.4.4 Асфальтобетонные и органомине­раль­ные смеси могут применяться для устройства ос­но­ваний:

- на дорогах I - II технической категории - из горячего пористого и высокопористого ас­фальтобетона и органоминеральных смесей;

- на дорогах III технической категории - из высокопористого асфальтобетона, органомине­раль­ных смесей и каменных материалов, обра­бо­тан­ных органическими вяжущими смешением на дороге.

8.4.5 При соответствующем технико-эконо­ми­чес­­ком обосновании вместо щебня в составе ас­фальто­бетона может применяться щебень из литого шлакового щебня фосфорного произ­вод­ства в соответствии с СТ РК 1222.



8.4.6 Грунты, укрепленные органическими вя­жу­щими, совместно с минеральными вяжущими или без них, в соответствии с ГОСТ 30491 должны отвечать требованиям табл. 8.4.3.

8.4.7 Грунты, укрепленные органическими вя­жущими, совместно с минеральными вяжущими или без них, применяют для устройства покрытий на дорогах IV-V технических категорий, слоев осно­ваний на дорогах III-IV технических категорий.

 

 

Т а б л и ц а 8.4.1 - Минимальные проектные классы и марки бетона по морозостойкости

 

Категориядороги Назначение бетона Минимальные проектные классы (марки) бетона по прочности на рас­тя­жение при изгибе Минимальные проектные классы бетона по прочности на сжатие Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, 0С
от 0 до минус 5 от минус 5 до минус 15 ниже минус 15
I, II Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вtb 4,0 (Рtb 50) В30   F100 F150 F200
Нижний слой двухслойного покрытия Вtb 3,2 (Рtb40) В22,5 F50 F50 F100
III Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вtb 3,6 (Рtb45) В27,5   F100 F150 F200
Нижний слой двухслойного покрытия Вtb 2,8 (Рtb35) В20   F50 F50 F100
IV Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вtb 3,2 (Рtb40) В25   F100 F150 F200
Нижний слой двухслойного покрытия Вtb 2,4 (Рtb30) В15   F50 F50 F100
I-V Основание Вtb 1,2 (Рtb15) В5 F25 F50 F50
П р и м е ч а н и я: 1 При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон, как для дорог III категории. 2 Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предвари­тельно напряженных покрытий. 3 Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП РК 2.04-01. 4 Покрытия дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.

 



Т а б л и ц а 8.4.2 - Применение асфальтобетонных и органоминеральных смесей в покрытиях

 

Категория дороги Материал слоя покрытия
верхнего нижнего
I, II Горячий высокоплотный и плотный асфальтобетон типов А, Б, I марки; Полимерасфальтобетон типов А, Б; Щебеночно-мастичный асфальтобетон видов: ЩМА-10, ЩМА-15, ЩМА-20 Горячий плотный крупнозернистый ас­фаль­то­­бетон типов А иБ, I-II марок Горячий пористый асфальтобетон I марки Полимерасфальтобетон типов А и Б  
III Горячий плотный асфальтобетон типов А, Б, В I-II марок; Полимерасфальтобетон типов А, Б; Щебеночно-мастичный асфальтобетон видов: ЩМА-10, ЩМА-15, ЩМА-20 Горячий плотный крупнозернистый асфаль­тобетон типов А и Б, II марки Горячий пористый асфальтобетон II марки
Холодный асфальтобетон типа Бх, Вх, Гх и Дх II марки Горячий высокопористый асфальтобетон I марки
IV Горячий плотный асфальтобетон типов А, Б, В III марки; Холодный асфальтобетон типа Бх, Вх, Гх и Дх II марки Органоминеральные смеси (каменные мате­риалы, обработанные органическим вяжущим с минеральными добавками или без них)
Органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органи­чес­ки­ми вяжущими, совместно с минеральными вяжущими, или без них; Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обрабо­тан­ные неорганическими вяжущими с поверхностной обработкой
П р и м е ч а н и я: 1. Горячий плотный асфальтобетон может быть предусмотрен в качестве верхнего слоя покрытия на автодороге III тех­нической категории с перспективной интенсивностью свыше 2000 авт/сут., на велосипедных, на пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т.п. 2. Верхний слой покрытия на автодороге III технической категории может быть устроен из холодной ас­фальто­бетонной смеси при перспективной интенсивности движения до 2000 авт/сут. 3. Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны из смесей видов и марок, рекомендуемых для дорог I и II категорий; для дорог промышленно-складских районов – рекомендуемых для дорог III категории; для остальных улиц и дорог - рекомендуемых для дорог IV категории.





 

Т а б л и ц а 8.4.3 - Требования к показателям свойств грунтов, укрепленных органическими вяжущими

 

Наименование показателей Значение для смесей грунтов, укрепленных
жидкими органическими вяжущими жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными вязкими, в том числе эмульгированными органическими вяжущими эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными
Предел прочности на сжатие, МПа, не менее, при тем­пе­­ра­ту­рах,: +20 0С   1,2   1,5   1,6   1,8
+50 0С 0,5 0,7 0,8 0,9
Водостойкость, не менее 0,55 0,7 0,75 0,8
Водостойкость при дли­­тельном водон­асы­щении, не менее   0,4   0,6   0,65   0,7
Водонасыщение, % по объему   от 4,0 до 9,0   от 4,0 до 6,0   от 2,0 до 6,0   от 2,0 до 6,0
Набухание, % по объему, не более   2,5   2,0   2,0   1,5
Слеживаемость, число ударов, не более     не нормируется   не нормируется   не нормируется
П р и м е ч а н и е - для смесей, приготовленных способом смешения на дороге с жидкими органическими вяжущими, допускается снижение предела прочности на сжатие при температуре +200С до 0,8 МПа. Показатель предела прочности на сжатие при температуре +50 0С для этих смесей не нормируется.

 

8.4.8 Каменные материалы и грунты, обрабо­танные неорганическими вяжущими, по своим свойствам должны соответствовать требованиям СТ РК 973. В зависимости от этих свойств они применяются для устройства покрытий со слоем износа и оснований согласно табл. 8.4.4.

8.4.9 В качестве вяжущих используют порт­ланд­цемент и шлакопортландцемент, сульфато­стой­кий и пуццолановый цементы; молотые актив­ные шлаки черной и цветной металлургии, грану­лир­ованный фосфорный шлак; бокситовый шлам, золы уно­са, цементную пыль; комплексные вяжу­щие, состо­ящие из молотых слабоактивных шлаков чер­ной метал­лургии, гранулированного фосфорного шлака, бок­ситового шлама, зол уноса.

8.4.10 При проектировании щебеночных ос­но­­ва­ний, укрепляемых пескоцементной смесью, сле­­дует применять щебень фракций 40-70 (70-120) и 5 - 40 мм.

Прочность и морозостойкость щебня дол­жны соответствовать требованиям СТ РК 1284 и табл. 8.4.5.

Свойства пескоцемента и расход пескоце­ментной смеси должны соответствовать ГОСТ 23558 и табл. 8.4.6.

8.4.11 При проектировании щебеночных пок­рытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по СТ РК 1284, СТ РК 781 фракций 40-70 и 70-120 в ка­чес­тве основного материала, а фракций 20-40, 10-12 и 6-10 - в качестве расклинивающего. При ус­тройстве ос­но­ваний для расклинки до­пус­кает­ся приме­не­ние смесей №12, 13 по СТ РК 1549, а также бокси­тового шлама, обеспечивающего допол­нитель­ную проч­ность в результате цемен­тации во влажном сос­тоянии.


Марки по прочности и морозостойкости камен­ных материалов должны соответствовать требо­ваниям табл. 8.4.7. Прочность раскли­ни­ваю­щего материала может быть на марку ниже основного.

 

 

Т а б л и ц а 8.4.4 - Требования к материалам и грунтам, обра­ботанным неорганическими вяжу­щи­ми, для покрытий и оснований

 

Наименование показателей свойств обработанных материалов Для покрытий со слоем износа Для оснований
категория автомобильной дороги
IV, V I, II III IV, V
Марка по прочности, не ниже М60 М40 М40 М20
Марка по морозостой­кос­ти (F) для районов со сред­немесячной темпе­ра­­­турой наиболее хо­лод­но­го меся­ца, 0С, не менее:        
от 0 до минус 5 F10 F15 F10 -
от минус 5 до минус 15 F25 F25 F15 F10
от минус 15 до минус 30 F50 F25 F25 F15
  П р и м е ч а н и я: 1. Марка по прочности устанавливается согласно СТ РК 973 в зависимости от значения прочности водо­насыщенных образцов в проектном возрасте на сжатие и растяжение при сгибе. 2. Марка по морозостойкости определяется по числу циклов попеременного замораживания-оттаивания, при которых снижение прочности на сжатие не более 25% от нормируемой прочности в проектном возрасте.

 

 

Т а б л и ц а 8.4.5 – Требования к прочности щебня (в щебеночных основаниях, укрепляемых песко-цементной смесью)

 

Показатели свойств щебня Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I, II III IV, V
Марка по прочности на раз­давливание в цилиндре в водо­насыщенном состоянии, не ниже:      
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфор­ных, чер­ной и цветной металлургии оса­дочных пород
Марка по истираемости (И), не ниже И-3 И-3 И-4
Марка морозостойкости для рай­онов со среднемесячной темпе­ратурой воздуха наиболее хо­лодного месяца,оС:      
От 0 до минус 5 F15 - -
От минус 5 до минус 15 F25 F15 -
От минус 15 до минус 30 F50 F25 F15

 

Т а б л и ц а 8.4.6 - Требования к пескоцементной смеси и ее расход для укрепления щебеночных оснований

 

Показатели Значения показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I, II III IV, V
Марка по прочности песко­це­мента на сжатие М60-М100 М60-М75 М40-М60
Глубина укрепления, см 10-15 5-10 5-10
Расход пескоцементной смеси, м3/100м2 4-9 3-6 3-6

 

Т а б л и ц а 8.4.7 - Требования к каменным расклини­вающим материалам

 

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
категория автомобильной дороги
IV V I-III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в ци­линдре в водонасы­щен­ном состоянии, не ниже:        
щебня из изверженных и метаморфических пород
из осадочных пород
из шлаков фосфорных, черной и цветной метал­лургии
щебня из гравия Др12 Др16 Др16 Др24
Марка по истираемости И-2 И-3 И-3 И-4
Марка по морозостой­кости для районов со среднемесячной темпе­ратурой воздуха наи­более холодного месяца, оС:        
от 0 до минус 5 F15 F15 F15 -
от минус 5 до минус 15 F25 F25 F25 F15
от минус 15 до минус 30 F50 F50 F50 F25

 

8.4.12 При проектировании щебеночно-гра­вийно-­песчаных покрытий, оснований и допол­ни­тель­ных слоев оснований применяемые материалы дол­жны отвечать тре­бованиям СТ РК 1549 и табл. 8.4.9. (смеси №1 и 2 для покрытий; смеси №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 для оснований).

Марки по прочности и морозостойкости щеб­ня и гравия, входящих в состав смесей, должны соот­ветствовать требованиям табл. 8.4.8.

В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий 50 % зерен с гладкой поверхностью, реко­мен­дуется добавлять щебень (щебень из гравия) в ко­ли­честве не менее 25% по массе для лучшей его уплот­няемости и повышения несущей способности покрытия.

8.4.13 В щебне из изверженных и метамор­фических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластин­чатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог
I-III категорий - 35 %.

8.4.14 Щебень (гравий) для щебеночных и гра­вийных покрытий по водостойкости должен быть марки В1, а для оснований - марки В2.

Щебень (гравий) для щебеночных и гра­вий­ных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах IV, V категорий - не ниже марки Пл3.

 

Т а б л и ц а 8.4.8 - Требования к каменным материалам при проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований

 

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
категория автомобильной дороги
IV V I, II III IV, V
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасы­щен­ном состоянии, не ниже:          
изверженных и метамор­фических пород
осадочных пород
гравия и щебня из гравия Др12 Др16 Др12 Др16 Др24
шлаков фосфорных, чер­ной и цветной метал­лургии
Марка по истираемости, не ниже И-3 И-3 И-3 И-3 И-4
Марка по морозостой­кости для районов со средне­месячной темпе­ратурой воздуха наибо­лее холод­ного месяца, оС:          
от 0 до минус 5 F15 F15 F15 - -
от минус 5 до минус 15 F25 F25 F25 F15 -
от минус 15 до минус 30 F50 F50 F50 F25 F15
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее

 

8.4.15Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.

Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др 24 для гравия и щебня из гравия).

8.4.16 Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по СТ РК 1217, содержащие зерна размером менее0,16 мм не более 20 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого - не более 2 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Для морозозащитных слоев допускается при­менять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэф­фициента пучения и сдвиговым характе­ристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и моро­зоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.

8.4.17 Для проектирования слоев износа типа поверхностных обработок следует применять черный щебень в соответствии с СТ РК 1215.


8.4.18 Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных ско­рос­тей и безопасности движения.

Допускаемые отклонения по ровности проез­жей части и поверхности оснований, а также уплот­нение конструктивных слоев дорожной одежды дол­жны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03.

8.4.19 Шероховатые покрытия с приме­нением каменных материалов, устойчивых про­тив шлифуе­мости под воздействием движения, следует предус­матривать для достижения ста­бильных во времени высоких значений коэф­фи­циентов сцепления шин автомобилей с поверх­ностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцеп­ле­ния в зависимости от характеристик элементов пла­на и продольного профиля дорог I - III категорий и условий движения по влаж­ному покрытию при­ве­дены в табл. 8.4.10

 

 


 

Т а б л и ц а 8.4.9 - Требования к готовым смесям для строительства оснований и дополнительных слоев оснований и покрытий

 

Номер смеси Наибольший размер зерен (Д) Полный остаток на ситах размером, мм
2,5 0,63 0,16 0,05
смеси для покрытий
С1 - 0-5 0-20 20-40 35-60 45-70 55-80 70-90 75-92 80-93
С2 - - 0-5 0-20 10-35 25-50 35-65 55-80 65-90 75-92
смеси для оснований (непрерывная гранулометрия)
С3 0-10 15-30 20-50 40-65 50-75 65-85 75-90 80-95 95-100 95-100
С4 0-2 0-15 20-60 40-80 55-85 65-85 75-90 85-95 95-100 95-100
С5 0-2 0-15 10-35 20-50 30-65 40-75 50-85 70-90 90-95 95-100
С6 - 0-5 0-20 40-60 60-80 70-85 75-85 85-95 93-97 95-100
С7 - - 0-5 0-20 20-40 40-60 55-70 75-85 90-95 95-100
С8 - - 0-5 0-20 40-70 60-85 70-95 85-97 90-97 92-100
смеси для оснований (полупрерывистая гранулометрия)
С9 0-2 0-20 15-40 28-64 40-79 48-85 55-88 69-92 87-97 95-100
С10 - 0-5 0-20 17-40 30-64 42-80 49-86 65-91 85-95 95-100
С11 - - 0-5 0-20 18-40 32-64 42-80 60-80 83-95 95-100
смеси для расклинки
С12 - - - 0-5 0-20 30-70 50-85 75-95 89-93 90-100
С13 - - - - 0-5 0-20 20-70 55-95 75-98 80-100
П р и м е ч а н и я 1. Допускается использование смесей: С1 и С2 – для устройства оснований при соответствующем технико-экономическом обосновании; С3-С11 – для устройства дополнительных слоев оснований; С3-С6 и С9-С10 – для укрепления обочин автомобильных дорог. 2. Смеси С1 и С2, применяемые для покрытий, должны содержать не менее 50 % щебня от массы частиц размером более5 мм, входящих в состав смесей. По согласованию изготовителя с потребителем допускается при­менение песчано-гравийных смесей указанного зернового состава.

 


 

Т а б л и ц а 8.4.10 - Характеристика участков дорог по условиям движения

 

Условия движения Минимальные значения
коэффициента сцепления при скорости движения 60км/ч шероховатости покрытия, мм для категорий дорог
I-II III-IV
Легкие - прямолинейные участки или кривые в плане с радиусами 1000 м и более,имеющие продольный укло­н не более 30 ‰, с эле­ментами поперечного про­филя, соответствующие нормам, при уровне загрузки дороги дви­же­нием менее 0,3 0,45 1,5 1,0
Затрудненные - кривые в плане с радиусами от 250 до 1000 м, участки, имеющие продольный уклон от 30 до 60‰, или расположенные в зонах сужений проезжей части (при рекон­струкции), а также участки дорог, отнесенные к лег­ким условиям движения, при уровнях загрузки дороги движением в пределах 0,3-0,5 0,50 2,0 1,5
Опасные -участки с видимостью ме­нее расчетной или с продольными уклонами, превышающими допустимые, а также участки, отнесенные к лег­ким и затрудненным усло­виям, при уровнях загрузки свыше 0,5 0,60 2,5 2,0

 

 

Указанные в табл. 8.4.10 значения коэффи­циен­­тов сцепления следует обеспечивать:

- созданием шероховатой поверхности путем ус­тройства поверхностной обработки покрытия или методом втапливания в покрытие щебня марки по прочности не ниже 1000;

- устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дроб­ле­но­го песка или отсевов дробления изверженных горных пород, а также из щебеночно-мастичного асфальтобетона;

- специальной отделкой поверхности це­мен­то­­бетонных покрытий путем устройства бороздок;

- устройством слоев износа из литых минераль­ных смесей по методу «Сларри-сил».

8.4.20Крупношероховатые поверхности с высо­той выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверх­ност­ной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусмат­рив­ать на подходах к опасным участкам дорог в виде по­перечных («шумовых») полос шириной 5-7 м, размещаемых с учетом направления полосы дви­жения на расстоянии 250 - 300 м от опасного места. Шумовые полосы должны чередоваться с участ­ка­ми покрытия, параметры шероховатости которого соот­ветствую­т опасным условиям движения (табл. 8.4.10) и СТ РК 1279. Частота расположения шу­мо­вых полос должна возрастать по мере приближения к опасному участку, а расстояние между полосами должно составлять от 30 м в начале до 10 - 15 мм непос­редственно перед опасным элементом дороги.

 


Мостовые сооружения,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.