|
Материалы для дорожных одежд
8.4.1Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять бетоны тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 25192.
Бетон для покрытий и оснований по морозостойкости должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 и табл. 8.4.1.
8.4.2Для асфальтобетонных покрытий и оснований следует применять асфальтобетонные смеси по СТ РК 1225, полимерасфальтобетонные смеси по СТ РК 1223, щебеночномастичные асфальтобетонные смеси по ГОСТ 31015 и органоминеральные смеси по ГОСТ 30491, применяющиеся в соответствии с табл. 8.4.2.
8.4.3 Для повышения водостойкости асфальтобетона рекомендуется применение в его составе поверхностно-активных веществ (ПАВ).
8.4.4 Асфальтобетонные и органоминеральные смеси могут применяться для устройства оснований:
- на дорогах I - II технической категории - из горячего пористого и высокопористого асфальтобетона и органоминеральных смесей;
- на дорогах III технической категории - из высокопористого асфальтобетона, органоминеральных смесей и каменных материалов, обработанных органическими вяжущими смешением на дороге.
8.4.5 При соответствующем технико-экономическом обосновании вместо щебня в составе асфальтобетона может применяться щебень из литого шлакового щебня фосфорного производства в соответствии с СТ РК 1222.
8.4.6 Грунты, укрепленные органическими вяжущими, совместно с минеральными вяжущими или без них, в соответствии с ГОСТ 30491 должны отвечать требованиям табл. 8.4.3.
8.4.7 Грунты, укрепленные органическими вяжущими, совместно с минеральными вяжущими или без них, применяют для устройства покрытий на дорогах IV-V технических категорий, слоев оснований на дорогах III-IV технических категорий.
Т а б л и ц а 8.4.1 - Минимальные проектные классы и марки бетона по морозостойкости
Категориядороги
| Назначение бетона
| Минимальные
проектные классы (марки) бетона по прочности на растяжение при изгибе
| Минимальные проектные классы бетона по прочности на сжатие
| Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, 0С
| от 0 до минус 5
| от минус 5 до минус 15
| ниже минус 15
| I, II
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Вtb 4,0 (Рtb 50)
| В30
| F100
| F150
| F200
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Вtb 3,2 (Рtb40)
| В22,5
| F50
| F50
| F100
| III
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Вtb 3,6 (Рtb45)
| В27,5
| F100
| F150
| F200
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Вtb 2,8 (Рtb35)
| В20
| F50
| F50
| F100
| IV
| Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
| Вtb 3,2 (Рtb40)
| В25
| F100
| F150
| F200
| Нижний слой двухслойного покрытия
| Вtb 2,4 (Рtb30)
| В15
| F50
| F50
| F100
| I-V
| Основание
| Вtb 1,2 (Рtb15)
| В5
| F25
| F50
| F50
| П р и м е ч а н и я:
1 При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон, как для дорог III категории.
2 Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.
3 Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП РК 2.04-01.
4 Покрытия дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
|
Т а б л и ц а 8.4.2 - Применение асфальтобетонных и органоминеральных смесей в покрытиях
Категория дороги
| Материал слоя покрытия
| верхнего
| нижнего
| I, II
| Горячий высокоплотный и плотный асфальтобетон типов А, Б, I марки;
Полимерасфальтобетон типов А, Б;
Щебеночно-мастичный асфальтобетон видов: ЩМА-10, ЩМА-15, ЩМА-20
| Горячий плотный крупнозернистый асфальтобетон типов А иБ, I-II марок
Горячий пористый асфальтобетон I марки
Полимерасфальтобетон типов А и Б
| III
| Горячий плотный асфальтобетон типов А, Б, В I-II марок;
Полимерасфальтобетон типов А, Б;
Щебеночно-мастичный асфальтобетон видов: ЩМА-10, ЩМА-15, ЩМА-20
| Горячий плотный крупнозернистый асфальтобетон типов А и Б, II марки
Горячий пористый асфальтобетон II марки
| Холодный асфальтобетон типа Бх, Вх, Гх и Дх II марки
| Горячий высокопористый асфальтобетон
I марки
| IV
| Горячий плотный асфальтобетон типов А, Б, В III марки;
Холодный асфальтобетон типа Бх, Вх, Гх и Дх II марки
| Органоминеральные смеси (каменные материалы, обработанные органическим вяжущим с минеральными добавками или без них)
| Органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими, совместно с минеральными вяжущими, или без них;
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими с поверхностной обработкой
| —
| П р и м е ч а н и я:
1. Горячий плотный асфальтобетон может быть предусмотрен в качестве верхнего слоя покрытия на автодороге III технической категории с перспективной интенсивностью свыше 2000 авт/сут., на велосипедных, на пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т.п.
2. Верхний слой покрытия на автодороге III технической категории может быть устроен из холодной асфальтобетонной смеси при перспективной интенсивности движения до 2000 авт/сут.
3. Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны из смесей видов и марок, рекомендуемых для дорог I и II категорий; для дорог промышленно-складских районов – рекомендуемых для дорог III категории; для остальных улиц и дорог - рекомендуемых для дорог IV категории.
|
Т а б л и ц а 8.4.3 - Требования к показателям свойств грунтов, укрепленных органическими вяжущими
Наименование
показателей
| Значение для смесей грунтов, укрепленных
| жидкими
органическими
вяжущими
| жидкими
органическими
вяжущими совместно с минеральными
| вязкими, в том числе эмульгированными
органическими вяжущими
| эмульгированными
органическими вяжущими совместно с
минеральными
| Предел прочности на сжатие, МПа, не менее, при температурах,: +20 0С
|
1,2
|
1,5
|
1,6
|
1,8
| +50 0С
| 0,5
| 0,7
| 0,8
| 0,9
| Водостойкость, не менее
| 0,55
| 0,7
| 0,75
| 0,8
| Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
|
0,4
|
0,6
|
0,65
|
0,7
| Водонасыщение, % по объему
|
от 4,0 до 9,0
|
от 4,0 до 6,0
|
от 2,0 до 6,0
|
от 2,0 до 6,0
| Набухание, % по объему, не более
|
2,5
|
2,0
|
2,0
|
1,5
| Слеживаемость, число ударов, не более
|
|
не нормируется
|
не нормируется
|
не нормируется
| П р и м е ч а н и е - для смесей, приготовленных способом смешения на дороге с жидкими органическими вяжущими, допускается снижение предела прочности на сжатие при температуре +200С до 0,8 МПа. Показатель предела прочности на сжатие при температуре +50 0С для этих смесей не нормируется.
|
8.4.8 Каменные материалы и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, по своим свойствам должны соответствовать требованиям СТ РК 973. В зависимости от этих свойств они применяются для устройства покрытий со слоем износа и оснований согласно табл. 8.4.4.
8.4.9 В качестве вяжущих используют портландцемент и шлакопортландцемент, сульфатостойкий и пуццолановый цементы; молотые активные шлаки черной и цветной металлургии, гранулированный фосфорный шлак; бокситовый шлам, золы уноса, цементную пыль; комплексные вяжущие, состоящие из молотых слабоактивных шлаков черной металлургии, гранулированного фосфорного шлака, бокситового шлама, зол уноса.
8.4.10 При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40-70 (70-120) и 5 - 40 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям СТ РК 1284 и табл. 8.4.5.
Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать ГОСТ 23558 и табл. 8.4.6.
8.4.11 При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по СТ РК 1284, СТ РК 781 фракций 40-70 и 70-120 в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-12 и 6-10 - в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей №12, 13 по СТ РК 1549, а также бокситового шлама, обеспечивающего дополнительную прочность в результате цементации во влажном состоянии.
Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 8.4.7. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
Т а б л и ц а 8.4.4 - Требования к материалам и грунтам, обработанным неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований
Наименование
показателей свойств обработанных
материалов
| Для покрытий со слоем износа
| Для оснований
| категория автомобильной
дороги
| IV, V
| I, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности, не ниже
| М60
| М40
| М40
| М20
| Марка по морозостойкости (F) для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, 0С, не менее:
|
|
|
|
| от 0 до минус 5
| F10
| F15
| F10
| -
| от минус 5 до минус 15
| F25
| F25
| F15
| F10
| от минус 15 до минус 30
| F50
| F25
| F25
| F15
|
П р и м е ч а н и я:
1. Марка по прочности устанавливается согласно СТ РК 973 в зависимости от значения прочности водонасыщенных образцов в проектном возрасте на сжатие и растяжение при сгибе.
2. Марка по морозостойкости определяется по числу циклов попеременного замораживания-оттаивания, при которых снижение прочности на сжатие не более 25% от нормируемой прочности в проектном возрасте.
|
Т а б л и ц а 8.4.5 – Требования к прочности щебня (в щебеночных основаниях, укрепляемых песко-цементной смесью)
Показатели свойств щебня
| Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
| I, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
| изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии осадочных пород
|
|
|
|
|
|
| Марка по истираемости (И), не ниже
| И-3
| И-3
| И-4
| Марка морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца,оС:
|
|
|
| От 0 до минус 5
| F15
| -
| -
| От минус 5 до минус 15
| F25
| F15
| -
| От минус 15 до минус 30
| F50
| F25
| F15
|
Т а б л и ц а 8.4.6 - Требования к пескоцементной смеси и ее расход для укрепления щебеночных оснований
Показатели
| Значения показателя по классам прочности
укрепленных грунтов
| I, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности пескоцемента на сжатие
| М60-М100
| М60-М75
| М40-М60
| Глубина укрепления, см
| 10-15
| 5-10
| 5-10
| Расход пескоцементной смеси, м3/100м2
| 4-9
| 3-6
| 3-6
|
Т а б л и ц а 8.4.7 - Требования к каменным расклинивающим материалам
Показатели свойств
каменных материалов
| Для покрытий
| Для
оснований
| категория автомобильной дороги
| IV
| V
| I-III
| IV, V
| Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
|
| щебня из изверженных и метаморфических пород
|
|
|
|
| из осадочных пород
|
|
|
|
| из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
|
|
|
|
| щебня из гравия
| Др12
| Др16
| Др16
| Др24
| Марка по истираемости
| И-2
| И-3
| И-3
| И-4
| Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, оС:
|
|
|
|
| от 0 до минус 5
| F15
| F15
| F15
| -
| от минус 5 до минус 15
| F25
| F25
| F25
| F15
| от минус 15 до минус 30
| F50
| F50
| F50
| F25
|
8.4.12 При проектировании щебеночно-гравийно-песчаных покрытий, оснований и дополнительных слоев оснований применяемые материалы должны отвечать требованиям СТ РК 1549 и табл. 8.4.9. (смеси №1 и 2 для покрытий; смеси №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 для оснований).
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 8.4.8.
В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве не менее 25% по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.
8.4.13 В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I-III категорий - 35 %.
8.4.14 Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть марки В1, а для оснований - марки В2.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах IV, V категорий - не ниже марки Пл3.
Т а б л и ц а 8.4.8 - Требования к каменным материалам при проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований
Показатели свойств
каменных материалов
| Для
покрытий
| Для оснований
| категория автомобильной дороги
| IV
| V
| I, II
| III
| IV, V
| Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
|
|
| изверженных и метаморфических пород
|
|
|
|
|
| осадочных пород
|
|
|
|
|
| гравия и щебня из гравия
| Др12
| Др16
| Др12
| Др16
| Др24
| шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
|
|
|
|
|
| Марка по истираемости, не ниже
| И-3
| И-3
| И-3
| И-3
| И-4
| Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, оС:
|
|
|
|
|
| от 0 до минус 5
| F15
| F15
| F15
| -
| -
| от минус 5 до минус 15
| F25
| F25
| F25
| F15
| -
| от минус 15 до минус 30
| F50
| F50
| F50
| F25
| F15
| Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее
|
|
|
|
|
|
8.4.15Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.
Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др 24 для гравия и щебня из гравия).
8.4.16 Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по СТ РК 1217, содержащие зерна размером менее0,16 мм не более 20 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого - не более 2 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.
Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.
8.4.17 Для проектирования слоев износа типа поверхностных обработок следует применять черный щебень в соответствии с СТ РК 1215.
8.4.18 Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.
Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнение конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03.
8.4.19 Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Требуемые значения коэффициентов сцепления в зависимости от характеристик элементов плана и продольного профиля дорог I - III категорий и условий движения по влажному покрытию приведены в табл. 8.4.10
Т а б л и ц а 8.4.9 - Требования к готовым смесям для строительства оснований и дополнительных слоев оснований и покрытий
Номер смеси
| Наибольший размер зерен (Д)
| Полный остаток на ситах размером, мм
|
|
|
|
|
|
| 2,5
| 0,63
| 0,16
| 0,05
| смеси для покрытий
| С1
|
| -
| 0-5
| 0-20
| 20-40
| 35-60
| 45-70
| 55-80
| 70-90
| 75-92
| 80-93
| С2
|
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 10-35
| 25-50
| 35-65
| 55-80
| 65-90
| 75-92
| смеси для оснований (непрерывная гранулометрия)
| С3
|
| 0-10
| 15-30
| 20-50
| 40-65
| 50-75
| 65-85
| 75-90
| 80-95
| 95-100
| 95-100
| С4
|
| 0-2
| 0-15
| 20-60
| 40-80
| 55-85
| 65-85
| 75-90
| 85-95
| 95-100
| 95-100
| С5
|
| 0-2
| 0-15
| 10-35
| 20-50
| 30-65
| 40-75
| 50-85
| 70-90
| 90-95
| 95-100
| С6
|
| -
| 0-5
| 0-20
| 40-60
| 60-80
| 70-85
| 75-85
| 85-95
| 93-97
| 95-100
| С7
|
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 20-40
| 40-60
| 55-70
| 75-85
| 90-95
| 95-100
| С8
|
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 40-70
| 60-85
| 70-95
| 85-97
| 90-97
| 92-100
| смеси для оснований (полупрерывистая гранулометрия)
| С9
|
| 0-2
| 0-20
| 15-40
| 28-64
| 40-79
| 48-85
| 55-88
| 69-92
| 87-97
| 95-100
| С10
|
| -
| 0-5
| 0-20
| 17-40
| 30-64
| 42-80
| 49-86
| 65-91
| 85-95
| 95-100
| С11
|
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 18-40
| 32-64
| 42-80
| 60-80
| 83-95
| 95-100
| смеси для расклинки
| С12
|
| -
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 30-70
| 50-85
| 75-95
| 89-93
| 90-100
| С13
|
| -
| -
| -
| -
| 0-5
| 0-20
| 20-70
| 55-95
| 75-98
| 80-100
| П р и м е ч а н и я
1. Допускается использование смесей:
С1 и С2 – для устройства оснований при соответствующем технико-экономическом обосновании;
С3-С11 – для устройства дополнительных слоев оснований;
С3-С6 и С9-С10 – для укрепления обочин автомобильных дорог.
2. Смеси С1 и С2, применяемые для покрытий, должны содержать не менее 50 % щебня от массы частиц размером более5 мм, входящих в состав смесей. По согласованию изготовителя с потребителем допускается применение песчано-гравийных смесей указанного зернового состава.
|
Т а б л и ц а 8.4.10 - Характеристика участков дорог по условиям движения
Условия движения
| Минимальные значения
| коэффициента
сцепления при
скорости движения 60км/ч
| шероховатости покрытия, мм для категорий дорог
| I-II
| III-IV
| Легкие
- прямолинейные участки или кривые в плане с радиусами 1000 м и более,имеющие продольный уклон не более 30 ‰, с элементами поперечного профиля, соответствующие нормам, при уровне загрузки дороги движением менее 0,3
| 0,45
| 1,5
| 1,0
| Затрудненные
- кривые в плане с радиусами от 250 до 1000 м, участки, имеющие продольный уклон от 30 до 60‰, или расположенные в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки дороги движением в пределах 0,3-0,5
| 0,50
| 2,0
| 1,5
| Опасные
-участки с видимостью менее расчетной или с продольными уклонами, превышающими допустимые, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5
| 0,60
| 2,5
| 2,0
|
Указанные в табл. 8.4.10 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:
- созданием шероховатой поверхности путем устройства поверхностной обработки покрытия или методом втапливания в покрытие щебня марки по прочности не ниже 1000;
- устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород, а также из щебеночно-мастичного асфальтобетона;
- специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий путем устройства бороздок;
- устройством слоев износа из литых минеральных смесей по методу «Сларри-сил».
8.4.20Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусматривать на подходах к опасным участкам дорог в виде поперечных («шумовых») полос шириной 5-7 м, размещаемых с учетом направления полосы движения на расстоянии 250 - 300 м от опасного места. Шумовые полосы должны чередоваться с участками покрытия, параметры шероховатости которого соответствуют опасным условиям движения (табл. 8.4.10) и СТ РК 1279. Частота расположения шумовых полос должна возрастать по мере приближения к опасному участку, а расстояние между полосами должно составлять от 30 м в начале до 10 - 15 мм непосредственно перед опасным элементом дороги.
Мостовые сооружения,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|