Ландшафтное проектирование
5.3.1 Трассу дороги следует проектировать как плавную пространственную линию, элементы которой гармонично сочетаются между собой и с окружающим ландшафтом местности, и с оценкой вариантов проектных решений по их возможному влиянию на условия движения и зрительное восприятие дороги. Параметры геометрических элементов трассы дороги, их взаимное сочетание должны соответствовать закономерностям изменения основных форм рельефа местности.
Для обеспечения плавности дороги необходимы соблюдение принципов ландшафтного проектирования и использование рациональных сочетаний элементов плана и продольного профиля.
Параметры геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей в отдельности или во взаимном сочетании друг с другом должны обеспечивать зрительную ясность дальнейшего направления дороги, в том числе и за пределами фактической видимости, отсутствие участков, создающих обманчивое представление об условиях движения на них.
Т а б л и ц а 5.2.3 - Уменьшение наибольших продольных уклонов на кривых малых радиусов
Радиус кривой в плане, м
|
|
|
|
|
| Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм указанных в табл. 5.2.2;‰, не менее
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5.2.4 - Допустимая длина участков с затяжным уклоном
Продольный уклон, ‰
| Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Т а б л и ц а 5.2.5 - Нормы проектирования серпантин
Параметры элементов
серпантин
| Нормы проектирования серпантин при расчетной скорости движения, км/ч
|
|
|
| Наименьший радиус кривых в плане, м
|
|
|
| Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰
|
|
|
| Длина переходной кривой, м
|
|
|
| Уширение проезжей части, м
| 2,2
| 3,0
| 3,5
| Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰
|
|
|
| П р и м е ч а н и е - Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах IV и V категорий при отсутствии в составе движения автопоездов с габаритными размерами по длине свыше 11 м.
| Оценку плавности и зрительной ясности дороги следует проверять путем построения перспективных изображений дороги.
5.3.2 Вершины углов поворота трассы и переломы продольного профиля следует, как правило, совмещать. Не допускается размещение кривых в плане на участках с постоянным уклоном продольного профиля.
Кривые в плане могут быть постоянного (круговые кривые) или переменного (клотоиды) радиуса кривизны. При назначении радиуса кривой в плане предпочтение надо отдавать клотоидам больших параметров, а в случаях невозможности или нецелесообразности их использования – круговым кривым с радиусами 3000 м и более.
На выпуклых переломах продольного профиля кривые в плане должны быть на 100 - 150 м длиннее кривых в продольном профиле и для каждого направления движения должны начинаться раньше вертикальной кривой не менее, чем на 20-100 м в зависимости от категории дороги и радиуса кривой в плане. Допускается смещение вершины угла поворота трассы относительно выпуклого перелома продольного профиля не более 1/4 длины вертикальной кривой.
Кривые в плане и вертикальные вогнутые кривые должны иметь одинаковую длину. При неизбежности смещения этих кривых относительно друг друга кривую в плане с углом поворота влево следует располагать на нисходящей ветви вертикальной вогнутой кривой перед переломом продольного профиля.
В проектах реконструкции дорог следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле. Между ними необходимо разместить прямую вставку длиной не менее 150 м. Если кривая в плане расположена в конце спуска длиной свыше 500 м и с уклоном более 30‰, радиус ее должен быть увеличен не менее чем в 1,5 раза по сравнению с величинами, приведенными в табл. 5.2.1.
5.3.3 В проектах новых дорог длину прямых в плане следует ограничивать согласно табл. 5.3.1.
Следует предусматривать закономерное и плавное изменение протяженности смежных прямолинейных и криволинейных участков на всей длине дороги.
5.3.4 При проектировании новых дорог радиусы смежных кривых в плане не должны различаться более чем в 1,3 раза. Параметры смежных переходных кривых при сопряжении кривых рекомендуется назначать одинаковыми.
5.3.5 На малых углах поворота дороги в плане рекомендуется применять клотоиды или круговые кривые с радиусами не менее приведенных в табл. 5.3.2.
Т а б л и ц а 5.3.1 - Предельные длины прямых в плане
Категория
дороги
| Предельная длина прямой в плане, км
| в равнинной
местности
| в пересеченнойместности
| I
| 3,5-5
| 2-3
| II, III
| 2-3,5
| 1,5-2
| IV, V
| 1,5-2
| 1,5
| П р и м е ч а н и е - Большие длины прямых допустимы при преимущественно легковом движении, меньшие - при грузовом.
| Т а б л и ц а 5.3.2 - Радиусы кривых в плане при малых углах поворота
Угол поворота, град
|
|
|
|
|
|
| 7 - 8
| Наименьшийрадиус
круговой кривой, тыс.м
|
|
|
|
|
|
| 2,5
| 5.3.6 Не рекомендуется использование короткой прямой вставки между двумя кривыми в плане, направленными в одну сторону. При длине ее менее 100 м рекомендуется заменять обе кривые одной кривой большего радиуса, при длине 100 - 300 м рекомендуется прямую вставку заменять переходной кривой большего параметра. Прямая вставка как самостоятельный элемент трассы допускается для дорог I и II категорий при ее длине более 700 м, для дорог III и IV категорий - более 300 м.
5.3.7.Не следует допускать длинные прямые вставки в продольном профиле. Предельные длины их в зависимости от радиуса смежной вертикальной вогнутой кривой и алгебраической разности сопрягаемых уклонов приведены в табл. 5.3.3.
Т а б л и ц а 5.3.3 - Наибольшая длина прямой вставки
Радиус
вогнутой
кривой в
продольном профиле, м
| Алгебраическая разность
продольных уклонов, ‰
|
|
|
|
|
|
|
| наибольшая длина прямой вставки
в продольном профиле, м
|
| для дорог I и II категорий
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
|
| для дорог III и IV категорий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
Велосипедные дорожки и тротуары
5.4.1 Велосипедные дорожки следует проектировать вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4000 прив. ед/сут, а интенсивность велосипедного движения или мопедов за первые пять лет эксплуатации дорог будет достигать в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 мин самого интенсивного движения или 1000 единиц в сутки.
Велосипедные дорожки надлежит проектировать шириной не менее 2,2 м для одностороннего движения, располагая их, как правило, на самостоятельном земляном полотне у подошвы насыпей, за пределами откосов выемок, на специально устраиваемых бермах, а в исключительных случаях - на обочинах на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части.
Однополосные велосипедные дорожки, как правило, следует располагать с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры), а двухполосные - по обеим сторонам дороги.
В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине. В этих случаях обочины следует отделять от проезжей части бордюром высотой 0,20 - 0,25 м, а дорожки располагать на расстоянии не менее 0,75м от вертикальной грани бордюра.
5.4.2 Покрытия велосипедных дорожек следует предусматривать из материалов, обработанных вяжущими, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака, а в случае отсутствия этих материалов и при соответствующем технико-экономическом обосновании - из асфальтобетона и цементобетона.
5.4.3 На участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед/сут и более также на проходах к ним следует предусматривать тротуары, размещая их, как правило, за пределами земляного полотна.
Тротуары надлежит проектировать в соответствии с требованиями СНиП РК 3.01-01.
Дорожные развязки и
Пересечения автомобильных
Дорог с инженерными
Коммуникациями
6.1 Пересечения и примыкания автомобильных дорог
6.1.1 Пересечения и примыкания автомобильных дорог следует проектировать на основании данных о перспективной интенсивности и составе транспортных потоков во всех направлениях.
6.1.2 Пересечения и примыкания автомобильных дорог необходимо располагать на свободных площадках и на прямолинейных в плане участках пересекающихся или примыкающих дорог с обеспеченной видимостью. Как правило, не допускается устройство пересечений и примыканий автомобильных дорог на выпуклых переломах продольного профиля.
Размещение пересечений дорог на кривых в плане с виражом допускается в исключительных случаях, когда уклона подходов второстепенной дороги к пересечению соответствует по величине и направлению уклону виража на главной дороге. По возможности не следует устраивать примыкания дорог на кривых в плане главной дороги, особенно, с внутренней их стороны.
Продольные уклоны на подходах к пересечениям и примыканиям дорог на участках протяжением не менее расстояний видимости для остановки автомобиля, приведенных для различных категорий дорог в табл. 5.2.1, не должны превышать 40 ‰.
6.1.3 Выбор типа пересечения или примыкания дорог должен быть выполнен на основе сравнения вариантов по их экономической эффективности, а также условиям безопасного и бесперебойного совершения разрешенных на данном узле дорог маневров транспортных средств с допускаемыми скоростями движения.
6.1.4 Количество пересечений и примыканий на автомобильных дорогах I - III категорий должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах I-а категории вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать, как правило, не чаще чем через 10 км, на дорогах I-б и II категорий-5км, а на дорогах III категории-2 км.
6.1.5 В местах формирования интенсивных пешеходных потоков на автомобильной дороге должны предусматриваться пешеходные переходы.
Пешеходные переходы в разных уровнях (подземные или надземные) через дороги I-б и II категорий следует проектировать при интенсивности пешеходного движения 100 чел/ч и более, для дорог I-б категории и 250 чел/ч и более - для дорог II категории. В местах расположения таких переходов следует предусматривать пешеходные ограждения.
6.1.6 Пересечения дорог I - III категорий с полевыми дорогами и скотопрогоны могут быть совмещены с ближайшими искусственными сооружениями с соответствующим их обустройством, а в случае отсутствия таких сооружений на участках дорог протяженностью свыше 2 км при необходимости следует предусматривать их устройство.
Следует предусматривать специальные сооружения, предназначенные для пропуска диких животных в местах пересечения с дорогой традиционных путей их массовой миграции.
Габариты искусственных сооружений, создаваемых в местах пересечения с полевыми дорогами, а также пропуска диких и домашних животных при отсутствии специальных требований заинтересованных организаций следует принимать по табл. 6.1.1.
Т а б л и ц а 6.1.1 - Габариты искусственных сооружений для полевых дорог и скотопрогонов
Назначение
сооружений
| Ширина, м
| Высота, м
| Для полевых дорог
|
| 4,5
| Для прогона скота
|
| 2,5
|
6.2 Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне
6.2.1 Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне следует проектировать в виде:
- простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 прив. ед/сут;
- канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 прив. ед/сут.
- кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 прив. ед/сут и относительно равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, когда они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот составляет не менее 40% Суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.
6.2.2 Направляющие островки и зоны безопасности на пересечениях и примыканиях следует устраивать в виде возвышающихся над проезжей частью островков или путем соответствующей разметки поверхности покрытия.
6.2.3 На пересечениях и примыканиях в одном уровне сопряжения съездов с основной дорогой следует осуществлять по круговым кривым, радиусы которых независимо от угла пересечения или примыкания должны быть не менее:
- на дорогах I и II категорий - 25 м;
- на дорогах III категории - 20 м;
- на дорогах IV и V категорий - 15м.
В случае, когда более 25 % перспективной интенсивности движения составляют автопоезда, радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м.
6.2.4 Все съезды с автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия должны иметь дорожную одежду протяженностью не менее:
- при супесчаных и песчаных грунтах - 50 м;
- при других видах грунтов - 100 м.
Протяженность покрытий съездов на дорогах IV категории с переходными покрытиями допускается уменьшать в 2 раза по сравнению с приведенными выше значениями.
Обочины земляного полотна съездов на участке, где устроена дорожная одежда, должны быть укреплены на ширину не менее 0,5-0,75 м.
6.2.5 Пересечения и примыкания дорог в одном уровне независимо от их типа рекомендуется располагать под прямым или близким к нему углом по отношению к главной дороге. В случаях, когда транспортные потоки не пересекаются, а разветвляются или сливаются, допускается устраивать пересечения дорог под любым углом с учетом обеспечения видимости.
6.2.6 На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость с каждого направления движения на расстоянии не менее приведенных в табл. 5.2.1. В зоне пересечений и примыканий дорог, включая придорожную полосу, не допускается размещение сооружений обслуживания движения, а также зеленых насаждений высотой более 1,2 м, ограничивающих видимость и создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|