Классификация автомобильных дорог
Область применения
Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования.
Требования настоящих строительных норм и правил могут быть распространены на проектирование подъездных автомобильных дорог к производственным предприятиям и объектам лечебно-профилактического, социально-культурного и иного назначения. Их действие не распространяется на другие хозяйственные автомобильные дороги, временные автомобильные дороги, срок службы которых не превышает 5 лет, а также на проектирование улиц в городах и иных населенных пунктах.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают требования к параметрам конструктивных элементов проектируемой автомобильной дороги, характеристикам основных дорожно-строительных материалов исходя из ее народнохозяйственного и административного значения.
Нормативные ссылки
В настоящих нормах и правилах использованы следующие нормативные документы:
СТ РК 781-2004 Вяжущие шлаковые для дорожного строительства. Технические условия.
СТ РК 973-2007 Материалы каменные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
СТ РК 1053-2002 Автомобильные дороги. Термины и определения.
СТ РК 1124-2003 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Технические требования.
СТ РК 1125-2003 Знаки дорожные. Общие технические условия.
СТ РК 1215-2003 Щебень черный. Технические условия.
СТ РК 1217-2003 Песок для строительных работ. Методы испытаний.
СТ РК 1218-2003 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
СТ РК 1219-2003 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей основания и покрытия.
СТ РК 1222-2003 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон с применением щебня из литого шлака фосфорного производства. Технические условия.
СТ РК 1223-2003 Смеси полимерасфальтобетонные, аэродромные и полимерасфальтобетон. Технические условия.
СТ РК 1225-2003 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
СТ РК 1278-2004 Системы дорожных ограничителей. Барьеры безопасности металлические. Технические условия.
СТ РК 1279-2004 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы определения шероховатости дорожного покрытия и коэффициента сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием.
СТ РК 1284-2004 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
СТ РК 1376-2005 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия.
СТ РК 1379-2005 Мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах. Габариты приближения конструкций.
СТ РК 1380-2005 Мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах. Нагрузки и воздействия.
СТ РК 1409-2005 Опоры дорожных знаков железобетонные. Технические условия.
СТ РК 1412-2005 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.
СТ РК 1413-2005 Дороги автомобильные и железные. Требования по проектированию земляного полотна.
СТ РК 1549-2006 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и щебень для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.
СН РК 3.03-19-2006 Проектирование дорожных одежд нежесткого типа.
СН РК 3.03-34-2006 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.
СНиП РК 2.04-01-2001 Строительная климатология.
СНиП РК 2.04-05-2002 Искусственное и естественное освещение.
СНиП РК 3.01-01-2002 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
СНиП РК 3.03-07-2003 Тоннели железнодорожные и автодорожные.
ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.
ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия.
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
ГОСТ 23558-94* Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования.
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.
ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия.
ГОСТ 25192-82* Бетоны. Классификация и общие технические требования.
ГОСТ 26633-91* Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
ГОСТ 30491-97** Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия.
СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы.
СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги.
Определения
В настоящих строительных нормах и правилах использованы термины и определения в соответствии с СТ РК 1053.
В дополнение к ним в настоящем документе используются следующие термины и их определения:
3.1верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) - Часть земляного полотна, располагающаяся ниже дорожной одежды до глубины равной 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.
3.2основание насыпи - Массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при низких насыпях - и ниже границы рабочего слоя.
3.3основание выемки - Массив грунта ниже границы рабочего слоя.
3.4стабильные слои насыпи - слои, сооружаемые из талых или сыпучемерзлых грунтов, плотность которых в насыпи соответствует нормам табл. 7.2.2.
3.5нестабильные слои насыпи - Слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в насыпи имеют плотность, не отвечающую нормам табл. 7.2.2, вследствие чего при оттаивании или длительном действии нагрузок в них могут возникать деформации.
3.6покрытие дорожной одежды – Конструктивный элемент дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автотранспортных средств и подвергающийся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие, являясь верхним слоем дорожной одежды, определяет эксплуатационные качества проезжей части; в покрытие входят также слой износа и слои с шероховатой поверхностью.
3.7основание дорожной одежды- Часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.
3.8дополнительные слои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) - Слои между несущим слоем основания и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна.
3.9.органо-минеральная смесь - Рационально подобранная смесь, получаемая смешением в стационарных или передвижных смесительных установках щебня, гравия, песка и их смесей, а также минерального порошка (в том числе порошковых отходов промышленного производства) с органическими вяжущими (жидкими или вязкими битумами, битумными эмульсиями) и активными добавками и без них или с органическими вяжущими совместно с минеральными в определенных соотношениях.
3.10укрепленный грунт - Искусственный материал, получаемый в результате уплотнения грунта, обработанного органическими или неорганическими вяжущими с добавками (извести, цемента, полимеров, поверхностно-активных веществ или без них, либо с одновременным их введением (комплексный метод укрепления) в грунтосмесительных машинах на дороге или в карьерных смесительных установках.
Общие положения
Классификация автомобильных дорог
4.1.1 Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности движения транспортных средств, выраженной в физических единицах, авт/сут или приведенной к условному количеству легковых автомобилей, ед/сут, а также народнохозяйственного и административного значения подразделяются на категории согласно табл. 4.1.1.
4.1.2 Коэффициенты приведения транспортных средств различных типов к легковому автомобилю следует принимать по табл. 4.1.2.
4.1.3 При наличии соответствующих данных категория дороги может быть назначена по наибольшей перспективной часовой интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю, следующим образом:
при значениях часовой интенсивности движения свыше 2400 ед/час проектируемую дорогу следует отнести к I категории, от 1600 до 2400 ед/час - к II категории и от 800 до 1600 ед/час – к III категории.
4.1.4За расчетную интенсивность движения надлежит принимать установленную по результатам экономических изысканий суммарную в обоих направлениях:
- среднегодовую суточную интенсивность движения, достигаемую в последний год перспективного периода; или
- часовую интенсивность движения, выраженную в единицах, приведенных к легковому автомобилю, достигаемую или превышаемую за последний год перспективного периода в течение 50 ч.
При наличии существенной годовой неравномерности движения, когда суточная интенсивность движения наиболее напряженного месяца расчетного года более чем в 2 раза превышает среднегодовую, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза.
4.1.5В случае несовпадения категории проектируемой дороги, установленной по величинам перспективной суточной и перспективной часовой интенсивности движения, следует принимать более высокую из них.
4.1.6Перспективный период следует принимать равным:
- 20 годам при назначении категорий дорог, проектировании земляного полотна и дорожных сооружений; и
- межремонтному сроку службы для проектирования дорожной одежды.
Начало расчетного перспективного периода соответствует году завершения разработки проектной документации.
Т а б л и ц а 4.1.1 - Техническая классификация автомобильных дорог
Категория дороги
| Расчетная интенсивность движения
| Народнохозяйственное и административное значение
автомобильной дороги
| приведенная к легковому автомобилю, ед./сут
| в транспортных единицах, авт/сут
| I-а
| свыше 14000
| свыше 9000
| Автомобильные магистрали международного или республиканского значения
| I-б
| свыше 14000
| свыше 7000
| Скоростные автомобильные дороги международного или республиканского значения (не отнесенные к I-а категории)
| II
| от 6000 до 14000
| от 3000 до 7000
| Скоростные автомобильные дороги международного или республиканского значения (не отнесенные к I-а и I-б категории)
| III
| от 2000 до 6000
| от 1000 до 3000
| Автомобильные дороги республиканского или местного значения (не отнесенные к I-б и II категории)
| IV
| от 200 до 2000
| от 100 до 1000
| Автомобильные дороги республиканского или местного значения (не отнесенные к I-б, II и III категории)
| V
| до 200
| до 100
| Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категории)
| П р и м е ч а н и я:
1. В случаях, когда в составе движения на долю легковых автомобилей приходится менее 30%, категорию проектируемой автомобильной дороги следует устанавливать по расчетной интенсивности в транспортных единицах.
2. В дальнейшем тексте при предъявлении одинаковых требований к параметрам автомобильных дорог I категории индекс «а» и «б» в обозначении категории может быть опущен.
3. Доступ на автомобильные дороги категории I а должен осуществляться только через транспортные развязки полного или неполного типа; на автомобильных дорогах категории I б при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство примыканий в одном уровне при условии стадийного перевода их в разряд транспортных развязок.
|
Т а б л и ц а 4.1.2 - Значения коэффициентов приведения
Тип транспортных средств
| Коэффициент приведения
| Легковые автомобили
|
| Мотоциклы с коляской
| 0,75
| Мотоциклы и мопеды
| 0,5
| Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
|
| до 2
| 1,5
| от 2 до 6
|
| от 6 до 8
| 2,5
| от 8 до 14
|
| свыше 14
| 3,5
| Автопоезда грузоподъемностью, т
|
| до 12
| 3,5
| от 12 до 20
|
| от 20 до 30
|
| свыше 30
|
| Колесный трактор с прицепами грузоподъемностью, т
|
| до 10
| 2,5
| свыше 10
| 3,5
| Автобус
| 3,0
| Автобус сдвоенный
| 5,0
| П р и м е ч а н и я:
1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией.
2. Коэффициенты приведения специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.
3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности
|
.
4.1.7Автомобильныедороги общего Пользования должны обеспечивать пропуск автотранспортных средств, линейные размеры которых не превышают приведенных ниже значений (в метрах):
1) допустимая длина:
- грузового автомобиля 12
- прицепа 12
- сочлененного транспортного средства 20
- автопоезда 20
- автобуса 12
- сочлененного автобуса 18
2) допустимая ширина:
- автотранспортных средств с
изотермическими кузовами 2,6
- других автотранспортных средств 2,55
3) допустимая высота 4
4.1.8 Технические решения по проложению дороги на местности, ее основным конструктивным элементам должны быть экономически обоснованны, предусматривать использование передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий, способствовать повышению потребительских качеств и безопасности дорожного движения, снижению вредного воздействия на окружающую среду при строительстве и последующей эксплуатации автомобильной дороги.
Обоснованность инженерных решений должна быть подтверждена в проекте сравнением конкурентоспособных вариантов по широкому спектру показателей, включающих затраты на строительство, содержание и ремонт дороги, транспортно-эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений, безопасность дорожного движения, воздействие на экологическую систему, вклад в экономическое и социально-культурное развитие региона и другие факторы.
В проектах реконструкции существующих дорог при внесении изменений в расположение дороги или ее части в плане необходимо предусматривать технические решения по использованию этих участков дорог для размещения сооружений обслуживания движения, а при отсутствии необходимости в них - по приведению земель в состояние, пригодное для их использования по назначению, с дальнейшей передачей этих земель соответствующим землепользователям или землевладельцам в порядке, определенном земельным законодательством.
4.1.9При необходимости проект может предусматривать стадийное строительство дороги и дорожных сооружений по мере роста интенсивности движения транспортных средств.
Для автомобильных дорог I категории в горной и пересеченной местности следует, как правило, предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений движения с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и иных природных достопримечательностей.
4.1.10Трассу автомобильных дорог I-III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.
В отдельных случаях, когда установлена технико-экономическая целесообразность проложения дорог I-III категорий через населенные пункты, их следует проектировать как улицу населенного пункта соответствующего значения, предусмотрев в проекте необходимые санитарно-защитные мероприятия.
4.1.11Проект должен соответствовать требованиям охраны окружающей среды, а при необходимости содержать мероприятия, направленные на устранение или снижение риска нарушения экологического или иного природного равновесия на придорожной полосе под воздействием движения транспортных средств (шум, вибрация, загазованность, пыль, ослепление светом фар и др.), а также выполнения строительных и ремонтно-эксплуатационных работ на автомобильной дороге. При их разработке необходимо обеспечить бережное отношение к сложившемуся ландшафту придорожной полосы, особенно, в местах размещения исторических, культурных, архитектурных, природных и иных достопримечательностей, ценных сельскохозяйственных угодий, зон отдыха и лечебно-профилактических учреждений.
4.1.12Проектные решения по конструкции земляного полотна, мостам и иным инженерным сооружениям на автомобильной дороге не должны приводить к резкому изменению установившегося режима стока поверхностных и подземных вод, гидрологического режима постоянных и временных водотоков в местах расположения мостов и труб, прочности и устойчивости грунтов придорожной полосы.
Трассу автомобильной дороги в районах размещения предприятий и объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе следует прокладывать за пределами запретных (опасных) зон и районов с соблюдением требований соответствующих государственных стандартов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан и по согласованию с органами государственного надзора и уполномоченными государственными органами, в ведении которых находится данное предприятие или объект.
Следует учитывать воздействие движения транспортных средств (шум, вибрацию, загазованность, ослепляющее действие фар) на окружающую природную среду. Выбор трассы автомобильной дороги должен основываться на сопоставлении вариантов с рассмотрением широкого круга взаимосвязанных технических, экономических, эргономических, эстетических, экологических и других факторов.
П р и м е ч а н и е- К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, территории, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земли с высоким естественным плодородием почв и другие приравниваемые к ним земельные угодья.
4.1.13 Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, водоотводных, защитных и других сооружений, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, технических средств организации дорожного движения, комплексов интегрированного автоматизированного управления дорожным движением и коммуникаций осуществляется в соответствии с земельным законодательством и действующими нормативными правовыми актами по отводу земель для транспортного строительства.
Земельные участки, отводимые на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение производственных баз, подъездных дорог и другие нужды строительства подлежат возврату собственникам земель, землепользователям, арендаторам с восстановлением земель согласно действующим положениям.
4.1.14 Порядок разработки, состав и содержание проекта, стадийность проектирования, порядок согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог определяется Действующими нормативными правовыми актами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|