Сделай Сам Свою Работу на 5

Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)





7.2.1 Рабочая отметка насыпи должна обес­пе­чивать возвышение поверхности покрытия над рас­четным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспечен­ным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод не менее приведенных табл. 7.2.1.

7.2.2 Возвышение поверхности покрытия на участ­ках насыпей при наличии берм или откосов крутиз­ной менее 1:1,5 допускается уточнять на основании расчета.

7.2.3 При наличии в рабочем слое различных грун­тов назначение рабочей отметки следует осущес­твлять с исполь­зованием большего таблич­ного зна­че­ния возвы­ше­ния поверхности покрытия над источ­никами увлажнения.

7.2.4 Рабочий слой на глубину не менее 1,0 м от поверх­ности цементобетонных и 0,8 м от поверхности асфальто­бетонных покрытий в III дорожно-климати­чес­кой зоне должен состоять из непучинистых или слабо­пу­чинис­тых грунтов (табл. П.3.6 и П.3.7 обязательного прило­же­ния 3). При исполь­зовании в пределах 2/3 глубины про­мерзания грунтов III - V категорий пучи­нис­тости ве­личину морозного пучения следует определять рас­че­том по результатам испытаний. При проектирова­нии до­рог в III зоне при глубине промерзания до 1,5 м допускается величину морозного пучения опреде­лять по табл. П.3.8 обязательного приложения 3.



В условиях IV и V дорожно-климатических зон ра­бочий слой должен состоять из ненабухающих и не­просадочных грунтов (табл. П.3.4 и табл. П.3.9 обя­за­­тель­ного приложения 3) на глубину не менее 1,0 и 0,8 м от поверх­ности соответственно це­менто­бе­тон­­ного и асфаль­то­­бетонного покрытий. Все гли­нис­тые грунты относятся к потенциально пу­чи­нистым и могут быть использо­ваны в рабочем слое без ограничений (при условии обеспечения отвода поверхностных вод в осен­ний период и в случае, когда рабочий слой удален от уровня грунтовых вод на глубину, превышающее высоту ка­пиллярного поднятия влаги).

7.2.5 Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплот­­не­ния, должна отвечать требованиям табл. 7.2.2.

7.2.6 По результатам соответствующих тех­ни­ко­—эко­номических расчетов допускается устройство верх­ней части рабочего слоя земляного полотна с более вы­со­ким коэффициентом уплотнения при условии сох­ра­нения стабильной плотности и влаж­ности грунтов.



7.2.7 При соответствующем технико-экономи­чес­ком обосновании и при условии защиты связ­ного набу­хаю­щего грунта от доувлажнения в процессе эксплуа­та­ции плотность грунта рабочего слоя может быть по­вы­­шена по сравнению с нор­мами табл. 7.2.2. Следует предусматривать повы­шение степени уплот­не­ния верхней части рабочего слоя толщиной 0,2 - 0,3 м до значений коэф­фи­циента уплотнения 1 - 1,05 на дорогах I-категории во всех дорожно-климатических зонах, а на дорогах дру­гих категорий - в V зоне.

 


 

Т а б л и ц а 7.2.1 - Наименьшее возвышение поверх­ности покрытия над источниками увлажнения

 

Грунт рабочего слоя Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, в пределах дорожно-климатических зон
III IV V
Песок мелкий, су­песь песчанистая
Песок пылеватый
Суглинок легкий песчанистый, суглинок тяжелый песчанистый, глина легкая песчанистая, глина легкая пылеватая
Супесь пылеватая, сугли­нок легкий пылева­тый, суглинок тя­желый пылеватый, глина тяжелая
П р и м е ч а н и я: 1. Над чертой - возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (бо­лее 30 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой - то же, над поверхностью земли на участках с необес­пе­ченным по­верхностным стоком или над уровнем крат­ко­временно (ме­нее 30 сут) стоящих поверхностных вод. 2. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит при­нимать максимально возможный осенний (перед промерза­нием) уровень за период между восстановлениями проч­ности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В райо­нах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный следует принимать максимально возможный весенний уровень грунтовых вод за период между капи­тальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уро­вень грун­товых вод требуемой вероятности превышения в пе­риод его сезонного максимума. При отсутствии указанных дан­ных, а также при наличии верховодки за расчетный допус­кается прини­мать уровень, определяемый по верхней ли­нии оглеения грунтов. 3. Возвышение поверхности покрытия над уровнем подземных вод или уровнем поверхност­ных вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20% (для суглинков и глин на 30%), а при сильнозасоленных грунтах - на 40 - 60%. 4. В районах искусственного орошения возвы­ше­ние поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грун­товых вод в IV - V зонах следует увеличивать на 0,4 м, а в III зоне - на 0,2 м.

 



7.2.8 Требуемую степень уплотнения крупно­об­ломочных природных и техногенных грунтов в рабо­чем слое следует устанавливать по резуль­татам пробного уплотнения.

7.2.9 При соответствую­щем технико-эконо­ми­чес­ком обосновании рекомендуется выполнять обра­бот­ку верх­­­ней части рабочего слоя неорга­ни­чес­кими вя­жу­щи­ми (цементом, известью, вяжущими на осно­ве от­ходов про­­мыш­ленности и др.), а также стаби­ли­заторами грунта.


Т а б л и ц а 7.2.2 - Наименьший коэффициент уплотнения грунта земляного полотна

 

    Элементы земляного полотна Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд
капитальном облегченном и переходном
в дорожно-климатических зонах
III IV, V III IV, V
Рабочий слой насыпи до 1,5 1,0-0,98 0,98-0,95 0,98-0,95 0,95
Неподтопляемая часть насыпи св. 1,5 до 6 св. 6 0,95 0,98 0,95 0,95 0,95 0,95 0,90 0,90
Подтопляемая часть насыпи св. 1,5 до 6 св. 6 0,98-0,95 0,98 0,95 0,98 0,95 0,95 0,95 0,95
Рабочий слой выемки ниже зоны сезонного промерзания до 1,2 до 0,8 0,95 - - 0,95-0,92 0,95-0,92 - - 0,90
П р и м е ч а н и я: 1. Большие значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать при цементобетонных покрытиях и цементо­грунтовых основаниях, а также при дорожных одеждах облегченного типа, меньшие значения - во всех остальных случаях. 2. Районы поливного земледелия при возможном дополнительном увлажнении земляного полотна следует отнести к III дорожно-климатической зоне.

 

 

7.2.10 При соблюдении требований пп. 7.2.1 - 7.2.5, 7.2.8 и 7.2.9 допускается применение типовых конструкций дорожных одежд без морозозащитных слоев и использование при расчете дорожных одежд табличных значений расчет­ной влажности (с учетом расчетной схемы увлажне­ния, табл. П.3.12 обя­за­тельного приложения 3 и показа­телей меха­ни­чес­ких свойств грунтов рабочего слоя.

При невозможности или нецелесообразности выпол­нения требований указанных пунктов в проек­те должны быть предусмотрены мероприятия по обес­печению прочности и устойчивости рабочего слоя или по уси­лению дорожной одежды:

- устройство морозозащитного слоя;

- регулирование водно-теплового режима зем­­ля­­ного полотна с помощью гидроизолирующих, тепло­­изолирующих, дренирующих или капилляро­пре­ры­ваю­щих прослоек;

- укрепление и улучшение грунта рабочего слоя с использованием вяжущих и минеральных (грануло­мет­рических) добавок, геотекстильных материалов и др.;

- устройство армирующих слоев;

- понижение уровня подземных вод с по­мощью дренажа;

- создание специального поперечного профи­ля земля­ного полотна с пологими откосами и (или) бермами;

- строительство дорожных одежд с техно­ло­ги­чес­­ким перерывом или в две стадии.

Указанные мероприятия следует предус­ма­три­вать по результатам технико-экономических рас­­четов.

7.2.11Расчетные характеристики грунтов ра­бо­­­чего слоя следует определять с учетом рас­четной схемы увлажнения, устанавливаемой по табл. П.3.11 приложения 3.

Насыпи

 

7.3.1 Для возведения насыпей разрешается без каких-либо ограничений применять грунты и от­хо­ды промышленности, сохраняющие при воз­действии погодно-климати­ческих факторов отно­сительное постоянство своих физико-механических характеристик.

Грунты, а также отходы промыш­ленного произ­­­водства, изменяющие с течением времени ос­нов­ные прочностные показатели под воздей­ствием

 

этих факторов и нагру­зок, в том числе особые грунты, допускается применять с ограничениями, обос­новы­вая в проекте их применение резуль­та­тами испыта­ний и предусматри­вая в необходимых случаях специальные меры по защите неус­той­чивых грунтов от воздействия погодно-клима­тических факторов.

При отсыпке насыпи из крупнообломочных грунтов следует предусматривать устройство под дорожной одеждой выравниваю­щего слоя тол­щиной не менее 0,5 м из грунтов с размерами облом­ков не более 0,2 м.

7.3.2 Насыпи в местах сопряжения с мостами необходимо проектировать из непучинистых дрени­рующих грунтов на участках подходов длиной не менее высоты насыпи плюс 2 м, считая от устоя моста, поверху и не менее 2 м - понизу.

7.3.3 Насыпи следует проектировать с учетом несущей способности грунтового основания, которые можно разде­лить на прочные и слабые.

К слабым относятся основания, в которых в пре­делах активной зоны, толщиной ориен­ти­ро­вочно равной ширине насыпи понизу, имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м (п. 7.1.3).

В случае, если слои слабых грунтов распола­гаются на глубинах, превышающих ширину насыпи понизу, а также при насыпях высотой более 12 м границу ак­тивной зоны следует устанавливать расчетом.

7.3.4 Крутизну откосов насыпей на прочном основа­нии следует назначать в соответствии с табл. 7.3.1.

Крутизна откосов насыпей должна обес­пе­чивать в аварийных ситуациях возможность съезда транспортного средства с земляного полотна без опрокидывания и принимается, как правило, при высоте насыпи до 3 м на дорогах I - III категорий не кру­че 1:4, а на дорогах других категорий при высоте насыпи до 2 м - не круче 1:3. По результатам технико-экономических расчетов до­пускается уве­ли­чение крутизны откосов насыпей указанной высоты на дорогах различных категорий до предель­ных значений, приведенных табл. 7.3.1, при усло­вии разработ­ки мероприятий по обеспечению безопасности дви­жения с установкой ограждений барьерного типа по требованиям, приведенным в табл.10.1.

7.3.5 Указанная в п 7.3.4 крутизна откосов насыпей предполагает их укрепление засевом трав или одерновкой. При применении других методов укрепления (например, геосинтетическими мате­риа­лами) кру­тизна откосов назначается по резуль­татам расчета их устойчивости с соответствующим технико-экономическим обоснованием.

7.3.6Крутизна откосов земляного полотна на слабых основаниях, а также на подтопляемых участках и при использовании для отсыпки насыпи глинистых грунтов повышенной влажности назна­чает­ся на основе расчетов устойчивости откосов, в том числе и в случае применения типовых попе­реч­ных профилей.

 


 

Т а б л и ц а 7.3.1 - Наибольшая крутизна откосов насыпи

 

Грунты насыпи Наибольшая крутизна откосов при высоте откосов насыпи, м
до 6 до 12
в нижней части (0-6) в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовывет­ривающихся пород 1:1 - 1:1,3 1:1,3 - 1:1,5 1:1,3 - 1:1,5
Крупнообломочные и песчаные (за исклю­че­­нием мелких и пыле­ва­тых песков) 1:1,5 1:1,5 1:1,5
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые 1:1,5 1:1,75 1:1,75 1:2 1:1,5 1:1,75
П р и м е ч а н и я: 1. Под чертой даны значения для пылеватых разно­видностей грунтов в III дорожно-климатической зоне и для одноразмерных мелких песков. 2. Высота откоса насыпи определяется наиболь­шей разностью от­меток бровки земляного полотна и подошвы откоса в данном поперечнике. 3. В районах с засушливым климатом крутизну откосов насыпей из мелких барханных песков сле­дует назначать равной 1:2 независимо от высоты.

7.3.7 При проектировании грунтовых резер­вов следует учитывать разницу в плотности грунта в естественном состоянии и в насыпи, путем вве­де­ния коэффициента относительного уплотнения, уста­нав­ливаемого при проведении изыскательских работ.

На стадии технико-экономического обос­но­ва­ния ориентировочные значения коэф­фициента отно­сительного уплотнения допускается принимать по табл. П.3.14 приложения 3.

7.3.8 В проектах земляного полотна, сору­жае­мого с использованием слабых грунтов в основании насыпи, кроме общих требований действующих стан­дартов, должны быть выполнены допол­ни­тельные требования:

- должна быть обеспечена устойчивость ос­но­ва­ния, т.е. исключена возможность выдав­ли­ва­ния оставляемого слабого грунта из-под насыпи в процессе ее возведения и при эксплуатации;

- должна быть обеспечена стабильность на­сы­пи, т.е. интенсивная часть осадки должна завер­шиться до устройства защитного слоя и устройства дорожной одежды автомобильной дороги;

- должна быть обеспечена прочность кон­струк­­ции «Земляное полотно + дорожная одежда», т.е. упругие колебания земляного полотна не дол­жны превышать величин, допустимых для данного типа дорожной одежды автомобильной дороги.

Как правило, использование слабых грунтов в качестве основания насыпи рекомендуется для:

- автомобильных дорог IV-V категорий с переходными или низшими типами дорожных одежд на заболоченных участках I и II типов;

- автомобильных дорог II и III категорий с капитальными или облегченными типами дорожных одежд на заболоченных участках I и II типов, при условии проектирования мероприятий, обеспечи­ваю­щих завершение осадки грунтов основания к началу работ по устройству дорожной одежды.

Примечания:

1. Интенсивную часть осадки насыпи допус­кается счи­тать завершенной при условии достижения 90 % кон­со­лидации основания или интенсивности осадки не пре-вы­шающей 2,0 см/год для дорожных одежд капи­таль­­ного типа и 80 %-ной консо­лидации или интен­сив­нос­ти осадки не более 5,0 см/год для дорожных одежд облег­ченного типа и соответственно для переходных и низших до­рож­ных одежд - 70 % и интенсивности осадки - 8-10 см/год.

2. Допустимую интенсивность осадки разрешается уточ­нять с учетом опыта эксплуатации дорог в данном регионе.

 

7.3.9 При проектировании насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (табл. П.3.11 обязательного приложения 3), необхо­ди­мо предус­матривать мероприятия, обеспечиваю­щие необходи­мую устойчивость земляного полот­на. К числу таких мероприятий относятся:

- осушение грунтов как естественным путем, так и обработкой их активными веществами типа нега­шеной извести, цемента и др.;

- ускорение консолидации грунтов повы­шен­ной влажности в нижней части насыпи (горизон­таль­ные дренажи из зернистых или синтетических материа­лов и др.) и предупреждение деформаций насыпей, связанных с их расползанием (уполо­же­ние откосов и защита их от размыва, устройство гори­зонтальных прослоек из зернистых или син­те­ти­ческих материа­лов и т.д.). Устройство покрытий дорожных одежд ка­питального и облегченного типов на таких насыпях предусматривают после за­вер­шения консолидации грунта земляного полотна.

При влажности грунтов ниже 0,9 оптимальной следует предусматривать в проекте специальные меры по их уплотнению (доувлажнение, уплотнение более тонкими слоями и т.п.)

7.3.10 При проектировании насыпей с высо­той откосов более 12 м в зависимости от конк­ретных ус­ловий с целью обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом:

- осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственного веса и протекания этой осадки во времени;

- очертание поперечного профиля, обеспечи­вающее устойчивость откосов насыпи;

- безопасную нагрузку на основание, исклюю­чаю­­щую процессы бокового выдавливания грунта (на слабых основаниях);

- величину и протекание во времени осадки ос­нования насыпи за счет его уплотнения под нагруз­кой от веса насыпи.

7.3.11 Высоту насыпи на участках дорог, прохо­дящих по открытой местности, по условию снегоне­заносимости во время метелей следует определять расчетом по формуле:

(2)

 

где H - высота незаносимой насыпи, м;

hs - расчетная высота снегового покрова в мес­те, где возводится насыпь, с вероятностью пре­вы­ше­ния 5 %, м. При отсутствии указанных данных допус­кается упрощенное определение hS с исполь­зова­нием метрологических справочников;

Dh - возвышение бровки насыпи над рас­чет­ным уровнем снегового покрова, необходимое для её не­заносимости снегом, м.

П р и м е ч а н и е - В случаях, когда Dh ока­зы­вает­ся меньше возвышения бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки DhSc (см. ниже), в формулу (2) вместо Dh вводится Dhsc.

 

Возвышение бровки (Dh) насыпи над рас­чет­ным уровнем снегового покрова необходимо наз­начать, м, не менее:

1,2 – для дорог I категории;

0,7 – для дорог II категории;

0,6 – для дорог III категории;

0,5 – для дорог IV категории;

0,4 – для дорог V категории.

7.3.12 В районах, где расчетная высота снего­вого покрова превышает 1 м, необходимо про­ве­рять достаточность возвышения бровки насыпи над снего­вым покровом по условию беспрепятственного раз­мещения снега, сбрасываемого с дороги при снего­очистке, используя формулу

(3)

 

где Dhsc - возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снего­очистки, м;

b - ширина земляного полотна, м;

a - расстояние отбрасывания снега с дороги сне­гоочистителем, м (для дорог с регулярным ре­жимом зимнего содержания допускается при­нимать a = 8 м).

 

Выемки

7.4.1 Крутизну откосов выемок, не отно­сящих­ся к объектам индивидуального проектирования, следует назначать в соответствии с табл. 7.4.1.

7.4.2 Выемки глубиной до 1 м в целях предох­ранения от снежных заносов необходимо проек­ти­ро­вать раскрытыми с крутизной внешних откосов от 1:5 до 1:10 в зависимости от условий зимней эксплуа­тации дороги или разделанными под на­сыпь. Выемки глубиной от 1 до 5 м на снего­за­но­симых участках допускается проек­тировать с откосами 1:1,5 - 1:2 и бермами, устраиваемыми на уровне бровки земляного полотна, ширина которых устанавливается расчетом, но не менее 4 м.

7.4.3 Выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых породах следует проектировать с закюветны­ми полками. Ширину за­кю­ветных полок следует при­нимать при мелких и пы­­­леватых песках - 1 м, при ос­тальных указанных грунтах при высоте откоса до 6 м - не менее 1 м, при высоте откоса до 12 м (для скаль­ных пород - до 16 м) - 2 м. Для дорог I - III категорий при проектиро­ва­нии выемок в легковыветривающих­ся скальных грун­тах допускается предусматривать кювет-тран­шею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.


 

Т а б л и ц а 7.4.1 - Наибольшая крутизна откосов выемки

 

Грунты Высота откоса, м Наибольшая крутизна откосов
Скальные:    
- слабовыветривающиеся до 16 1:0.2
- легковыветривающиеся:    
- неразмягчаемые до 16 1,05-1:1,5
- размягчаемые до 6 1:1
  св.6 до 12 1:1,5
Крупнообломочные до 12 1:1-1:1,5
Песчаные, глинистые одно­род­ные твердой, полутвердой и тугопластичной консистен­ции до 12 1:1,5
Пески мелкие барханные св. 2 от 2 до 12 1:4 1:2
П р и м е ч а н и я: 1. Над чертой приведена крутизна откосов в засушли­вой зоне, под чертой - вне засушливой зоны. 2. В скальных слабовыветривающихся грунтах допус­каются вертикальные откосы. 3. На песчаных территориях закрепленных расти­тельностью наибольшую крутизну от­коса при его высоте до 12 м допускается принимать равной 1:2. 4. За высоту откоса выемки следует принимать наибольшую разность отметок верха и подошвы откоса в данном поперечнике.

 

Поверхности закюветных полок придается уклон 20 - 40 % в сторону кювета. Уклон можно не предус­матривать при скальных породах, а также песках в условиях засушливого климата.

7.4.4 При проектировании выемок, относящих­­ся к объектам индивидуального проектирования, сле­дует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соо­тветст­вующего поперечного профиля, устройство дрена­жей, защитных слоев, укрепление откосов и т. п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.