Сделай Сам Свою Работу на 5

Очередность списания денежных средств со счета определена ГК РФ





При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к владельцу счета, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления его распоряжений и др. документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. В случае недостаточности на счете клиента банка денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований вводится очередность списания средств со счета. В ГК РФ (ст. 855) установлена следующая очередность групп платежей:

1-я очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2-я очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3-я очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление обязательных платежей в бюджет, соц. и внебюджетные фонды, выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по договору (контракту);



4-я очередь - по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в 3-й очереди;

5-я очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение др. денежных требований; по др. платежным документам в порядке календарной очередности. Платежи в пределах одной и той же группы осуществляются в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика или в порядке наступления срока платежа. Платежи, отнесенные к каждой последующей группе, производятся после полного погашения платежей всех предшествующих групп. При внесении поправок в действующее законодательство установленная очередность платежей может быть изменена

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение оформляет плательщик средств.

Платежное поручение банк принимает к исполнению независимо от наличия средств на счете организации.



Если на расчетном счете организации нет или недостаточно средств для оплаты платежного поручения, банк помещает данный документ в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Если на расчетном счете недостаточно средств, банк может оплатить платежное поручение из картотеки частично. Для этого банк использует платежный ордер по форме 0401066. При частичной оплате на лицевой стороне в правом верхнем углу сотрудник банка проставляет отметку «Частичная оплата».

Платежные ордера, по которым проходит частичная оплата платежного поручения, банк прилагает к выписке и отдает организации.

Такие правила установлены в пункте 3.7 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Расчеты по инкассо

При расчетах по инкассо могут быть использованы следующие расчетные документы:

· платежные требования;

· инкассовые поручения.

Основание – пункт 8.2 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Расчетные документы составляет получатель средств.

Законодательством предусмотрены два вида расчетов по инкассо платежными требованиями:

· с акцептом;

· без акцепта.

Об этом сказано в пункте 9.3 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Условие об акцепте организация и ее контрагент прописывают в договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг и т. д.) (абз. 3 п. 10.1, абз. 2 п. 11.1 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).

Исполняющий банк передает плательщику средств платежное требование с акцептом не позже следующего рабочего дня со дня его поступления в банк (абз. 2 п. 10.2 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П).



При получении платежного требования плательщик может:

· акцептовать его полностью;

· акцептовать частично;

· отказаться от акцепта.

Для этого в течение срока, установленного для акцепта, необходимо представить в банк заявление об акцепте или об отказе от акцепта по форме № 0401004, утвержденной Положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заверяется подписями должностных лиц организации, имеющих право подписи, и оттиском печати.

При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. На двух экземплярах ставятся подписи должностных лиц, имеющих право подписи, и оттиск печати.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 10.4 и 10.5 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Если в установленный срок плательщик не предоставил в исполняющий банк заявление об акцепте или об отказе от акцепта, то платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта возвращается в банк получателя средств. При этом на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования указывается причина возврата: «Не получено согласие на акцепт». Такое указание дано в пункте 10.10 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Чтобы списывать со счета контрагента денежные средства без акцепта, в договоре банковского счета между плательщиком и обслуживающим его банком должно быть прописано условие о безакцептном списании. Такое условие можно также прописать в дополнительном соглашении к договору банковского счета.

При безакцептных платежах плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк:

· сведения о получателе средств, который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке;

· наименования товаров (работ, услуг), за которые будут производиться платежи;

· сведения о договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

При отсутствии таких сведений, а также условия о безакцептном списании в договоре банковского счета (дополнительном соглашении к нему) банк вправе отказать в оплате платежного требования без акцепта. Такое платежное требование банк оплатит в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Такой порядок предусмотрен в абзаце 2 пункта 11.1 и пункте 11.2 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Стороны могут предусмотреть в договоре расчеты по инкассо посредством инкассовых поручений. Единственное условие – плательщик должен предоставить обслуживающему банку право списывать денежные средства с его счета без дополнительных распоряжений.

При отсутствии таких сведений, а также условия о бесспорном списании в договоре банковского счета (дополнительном соглашении к нему) банк вправе отказать в оплате инкассового поручения.

Такие правила установлены в пункте 12.8 части I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Независимо от способа расчетов в бухучете списание средств с расчетного счета отражается на основании выписки банка с приложенными к ней расчетными документами (например, платежными и инкассовыми поручениями, платежными требованиями и др.) (Инструкция к плану счетов).

Списание средств с расчетного счета организации в бухучете отражается проводками по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

При списании средств в оплату обязательств по договору с контрагентами в учете необходимо сделать проводки:

Дебет 60 (76, 62, 66, 67, 91-2…) Кредит 51

– списаны с расчетного счета деньги для оплаты обязательств по договору.

Перечисление налогов в бюджет отражается проводкой:

Дебет 68 Кредит 51

– перечислены денежные средства в счет уплаты налогов.

При уплате взносов на обязательное пенсионное (медицинское, социальное) страхование в учете следует делать записи:

Дебет 69 Кредит 51

Списание средств для выплат сотрудникам (зарплата и др.) отражается проводкой:

Дебет 70 (73, 71) Кредит 51

– погашена задолженность перед сотрудниками организации.

Выплаты учредителям в бухучете отражается записью:

Дебет 75-1 Кредит 51

–перечислены дивиденды учредителям (если они не являются сотрудниками организации).

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов.

Если у банка, обслуживающего организацию, отозвана лицензия, и организация узнала об отзыве лицензии у банка, то в бухучете денежные средства, которые числились на расчетном счете организации, (п. 16 ПБУ 10/99), необходимо перенести на счет 76:

Дебет 76 Кредит 51

- отражена дебиторская задолженность банка на сумму денежных средств, находящихся на счете (на дату получения информации об отзыве лицензии).

Информацию об отзыве лицензии у банков можно узнать из печатного издания «Вестник Банка России» (п. 3 ст. 22.1 Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ).

Списать возникшую задолженность со счета 76 можно при наступлении одного из следующих случаев:

– банк погасил долг (например, в ходе процедуры банкротства) (п. 1 ст. 408 ГК РФ);

– банк ликвидирован (ст. 419 ГК РФ).

Если банк рассчитался по своим обязательствам перед организацией, то поступившую в счет долга сумму необходимо отразить проводкой:

Дебет 51 Кредит 76

– получены средства, возвращенные в процессе ликвидации банка.

Если же банк будет ликвидирован, то его задолженность можно списать как безнадежную для взыскания. При этом банк считается ликвидированным после того, как в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Об исключении банка из ЕГРЮЛ организация может узнать, подав запрос в налоговую инспекцию по месту учета банка (подп. «б» п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.