Сделай Сам Свою Работу на 5

ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ





 

Трещины в масляной живописи, т. е. разрыв слоев ее, про­исходят от различных причин. В зависимости от последних вид и размеры их различны. Начиная от тончайших, так называе­мых «волосяных» трещин, они доходят до трещин весьма вну­шительных размеров. Трещины бывают сквозными, проходящи­ми через всю толщу живописного слоя, или могут появляться лишь в одном из слоев, покрывая или всю плоскость картины, или же находясь в каких-либо отдельных местах ее.

Появление трещин в масляной живописи не является обяза­тельным и неизбежным. Имеется много проживших века старин­ных живописных произведений, в которых трещины совершенно отсутствуют. Это является красноречивым свидетельством того, что трещин в масляной живописи может и не быть, если вся ее материально-техническая сторона находится в полном поряд­ке. Если же трещины появляются в ней, то это доказывает лишь несовершенство ее материалов, нерациональное использование их, наконец, плохое хранение и уход за живописным произве­дением.

Трещины, появляющиеся в слоях масляной живописи, по своему происхождению, виду, характеру и пр. могут быть раз­делены на две категории.



К первой относятся трещины, появляющиеся в масляной живописи в той стадии, когда она уже почти утратила гибкость и эластичность своих слоев, другими словами, когда она уже до известной степени состарилась. Нормально исполненная жи­вопись, однако, и в таком состоянии может продолжать оста­ватьcя без трещин, если базой для нее служит прочный мате­риал, не поддавшийся разрушению, например крепкое дерево или металл и хорошо составленный грунт. Холст же в большинстве случаев является слабым защитником и хранителем лежащей на нем живописи вследствие своей подвижности, чувствительно­сти и колеблющейся влажности воздуха и его температуры, на­конец, из-за своей легкой проницаемости с тыльной стороны картины вплоть до живописи.

Трещины, образующиеся при этих условиях, имеют свое­образный характер: они относятся к так называемым «волосяным» трещинам и распространяются или по всей плоскости кар­тины, или лишь в части ее в виде сети различного рисунка, зави­сящего от толщины слоев живописи, количества трещин, свойств грунта и пр.



Трещины эти глубоки и вместе с тем часто настолько тонки, что едва заметны для глаза. Они в большей или меньшей мере встречаются в старинной живописи, исполненной главным обра­зом на холсте[59].

Ко второй категории трещин относятся неглубокие, но более или менее широкие трещины, которыми покрывается или часть живописи, или вся ее поверхность. Эти трещины характерны для живописи, выполненной неправильным методом, и покрыва­ют живопись очень скоро, иногда, даже тотчас по высыхании ее. Наиболее частой причиной появления трещин второй кате­гории является недостаточное просушивание нижних слоев живописи. Так как затвердевание масла начинается с его поверх­ности, непосредственно соприкасающейся с воздухом, то на ней образуется пленка, задерживающая высыхание нижних слоев, совершающееся, поэтому медленно. Таким образом, при наличии нескольких слоев краски высыхание совершается беспрепятствен­но лишь в верхнем слое, высыхание же нижних и притом ма­лопросушенных слоев сильно замедляется. Вот почему при наступлении момента высыхания этих последних и обычного изменения объема масляной краски под влиянием окисления происходит натяжение верхнего слоя, которое сопровождается разрывом его, если он не только затвердел, но и утратил элас­тичность.

Образование этого рода трещин избегается при полном, т. е. сквозном, просушивании нижних слоев красок, чему способству­ет введение в краски малого количества сикатива и быстро сохнувших эфирных масел: скипидара, нефти и пр., а также смол, не изменяющих своего объема при высыхании, подобно маслу.



Быстрое растрескивание масляных красок наблюдается так­же при нанесении (особенно толстым слоем) очень бедных мас­лом красок (берущих малое его количество при растирании) на сильно всасывающий грунт. Это обстоятельство указывает на то, что раннее появление трещин в масляной живописи зави­сит также и от количественного отношения между связующим веществом и красками. На самом деле, скорее растрескиваются в этом случае те из них, которые содержат в себе меньшее коли­чество масла, нежели те, которые содержат его много. Так, цин­ковые и свинцовые белила покрываются скорее трещинами, нежели, например, умбра и сиенна. Опыт показывает, что сурик, свинцовые и цинковые белила и зеленый кобальт, краски, мало содержащие масла, являются особенно опасными красками в нижних слоях в том случае, если мало просушены, так как на­несенные поверх них краски при этом покрываются неизбежно трещинами.

Но помимо этого некоторые из красок предрасположены к растрескиванию скорее других, берущих одинаковое и даже меньшее количество масла. Так, цинковые белила, содержащие большее количество масла, нежели свинцовые, растрескиваются скорее свинцовых, что объясняется более легким выделением масла из цинковых белил, чем из свинцовых, с которыми масло входит в тесную химическую связь.

Быстрое высыхание масла в красках в значительной мере уменьшает появление преждевременных трещин в масляной жи­вописи. Так, из 400 проб масляных красок, выстоявших год при маковом масле, образование трещин наблюдалось в 83 случаях; при ореховом — в 65 и при льняном масле — только в 5 слу­чаях. Таким образом, при фабрикации красок следовало бы пользоваться исключительно льняным маслом, дающим, по-видимому, лучший результат.

На основании изложенного выше о трещинах в масляной живописи можно вывести следующие общие правила для жи­вописи масляными красками:

1) Грунт, предназначаемый для масляной живописи, не должен слишком сильно втягивать масло из красок.

2) Подмалевок должно вести, разжижая краски, при надоб­ности эфирными, летучими, но не жирными маслами, так как полное просыхание подмалевка есть непременное условие проч­ности последующей живописи.

3) Каждый слой красок необходимо достаточно просушивать перед нанесением последующего. Особенно важно соблюдение этого условия при живописи с красками, тертыми на одном мас­ле, тем более медленно сохнущем, как ореховое, маковое и под­солнечное масла.

4) Не следует злоупотреблять сикативами, в особенности в верхних слоях живописи, так как они придают им хрупкость. Наклонность к трещинам верхних слоев живописи, исполненных с сикативами, тем сильнее, чем толще слой нижележащей мед­ленно сохнущей краски.

5) Следует вообще избегать наложения слишком толстых слоев масляных красок.

Важнейшим следствием чрезмерно жирного письма, т. е. тол­сто нанесенных красок, будут не трещины, а отпадение красок от грунта, сползание, сморщивание слоев и образование складок.

Происхождение названных морщин объясняется также слит­ком обильным содержанием связующего вещества в красках, на­несенных жирным слоем на маловтягивающий грунт или слой живописи.

6) Все прописки в одной и той же работе необходимо делать с однородным связующим веществом, так как трещины являют­ся скорее там, где имеет место наслоение красок с различными связующими веществами.

Не следует смешивать описанные выше виды трещин с изло­мами, образующимися в слоях масляной живописи и грун­та при неосторожном или неумелом обращении с живопис­ными произведениями. В таких случаях при нажиме на тслст и ударах по холсту получаются более или менее многочисленные трещины-изломы, образующие сеть различного рисунка, напо­минающего подчас рисунок трещин естественного происхожде­ния. Изломами покрывается слой живописи и грунта при накатывании холста на вал, который по своему диаметру не отве­чает размерам картины, а также при загибании холста, снятого с подрамка, равно как при снятии холста с подрамка и набива­нии его на подрамок и т. п. Изломы этого вида проходят через весь слой живописи и грунта, причем края их часто становятся приподнятыми. Изломы, получающиеся от ударов по холсту или от давления на холст, дают трещины с особого вида рисунком, представляющим часто ряд концентрированных кругов или спиралей и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.