Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК





 

Живопись требует красок, прочных самих по себе и дающих прочные смешения.

Особенно нуждается в этом живопись, выполняемая обыкно­венным (механическим) смешением красок, в которой краски непосредственно смешиваются друг с другом на палитре и находятся, таким образом, в состоянии, наиболее благоприят­ном для действия друг на друга химически.

Со времени возобновления интереса к вопросам техники жи­вописи, т. е. с начала XIX столетия, наряду со многими вопро­сами, подлежавшими разрешению, выдвигался и этот важный вопрос — смешение красок в живописи. На первых порах, од­нако, в этой области было сделано немного ввиду недостаточ­ного знания состава красок. Так, в трактатах этого времени в описании красок нередко встречаются наивные указания от­носительно смешения их — указания, основанные не на опыте, а на теоретических соображениях. Таковы советы — избегать смешения киновари, кадмиев и ультрамарина со свинцовыми белилами во избежание почернения смеси. Лишь за последние 30 лет многие вопросы смешения красок наряду с други­ми техническими вопросами живописи получили научное раз­решение.



Многое, однако, остается еще неразъясненным. И в этом от­ношении современные живописцы находятся в худших условиях, нежели старые мастера, которым красочный материал был хоро­шо известен и знаком. Палитра современных живописцев распо­лагает целым рядом совершенно новых красок, изучение свойств которых еще не вполне закончено, между тем вырабатываются все новые и новые краски.

Исследовательская работа в области смешения живописных красок ведется не только представителями науки, но и худож­никами. Естественно, что художники принимают особенно актив­ное участие в этой работе, так как разрешение вопросов смеше­ния красок есть важнейший вопрос живописи.

В современных специальных трудах по технике живописи от­водится обычно место и этому важному вопросу, и здесь мы имеем уже ряд разработанных скал прочных и непрочных сме­шений красок, принадлежащих различным авторам, одни из которых являются учеными-технологами, другие — художни­ками.

Ценность сведений, получаемых из названных источников, однако, различна, и многое из того, что сообщается одними исследователями, находится в полном противоречии с тем, что дается другими.



В образцах живописи старых мастеров мы имеем многовеко­вой опыт, указывающий на то, что, например, натуральный ультрамарин и натуральная киноварь в смеси со свинцовыми белилами не чернеют; что же касается до искусственных ультра­марина, киновари и кадмиев, то последние краски принадлежат также к прочным химическим соединениям, в которых состав­ные элементы настолько тесно связаны между собой, что при смешении со свинцовыми белилами остаются к ним нейтраль­ными.

Большая часть имеющейся в продаже киновари содержит или свободную серу, или ее соединения, причем светлые сорта со­держат наибольшее количество этих примесей, остающихся в них от фабрикаций; многие сорта свинцовых белил содержат оставшийся от фабрикации свинцовый сахар; различные сорта кадмия часто имеют в своем составе свободную серу.

Опыты смешения этих неочищенных красок дали следующие результаты:

1) плохо очищенный кадмий и киноварь с неочищенными свинцовыми белилами чернеют, образуя в смеси красок серни­стый свинец;

2) чистый кадмий и киноварь не чернеют как с чистыми, так и с не совсем очищенными свинцовыми белилами[16];

3) чистый ультрамарин чернеет с неочищенными свинцовыми белилами, а с чистыми не чернеет.

Итак, чтобы дать правильный ответ на вопрос, допустимо ли то или иное смешение красок, нужно знать подлинный состав подвергающихся испытанию образцов их. В противном случае ошибочные заключения неизбежны.

При исследовании прочности смешения красок смеси их обыч­но выставляются на солнечный свет. Такой метод исследования является, конечно, форсированным, так как действию прямых солнечных лучей живопись обыкновенно не подвергается. Но он, безусловно, необходим, так как прямые солнечные лучи и сол­нечное тепло ускоряют медленно протекающие при обыкновен­ных условиях химические процессы в них, особенно если краски связаны маслом. Для ускорения названных процессов и получе­ния более точных результатов Эйбнером были предложены два новых метода исследования смешения красок, при помощи кото­рых степень прочности той или иной смеси устанавливается в значительно более короткий срок и притом более точно, так как исследование красок при его методах ведется без связующих веществ.



Первый метод заключается в следующем: равные по объему части испытуемых красок растираются в дистиллированной во­де и выставляются в таком виде в стеклянных банках на солнечный свет. Длительность испытания красок ограничивает­ся тремя годами. Начало почернения смеси кадмиевых красок со швейнфуртской зеленью в этом случае наблюдается уже по прошествии нескольких часов, полное — через несколько дней.

При втором методе, являющемся еще более эффективным, испытуемые смеси красок (также тертые на дистиллированной воде) помещают в пробирные стаканчики. Содержимое одного из стаканчиков служит контролем, содержимое другого нагревают до температуры кипячения воды, после чего сравнивают содер­жимое обоих стаканчиков. При этом методе исследования красок создаются самые благоприятные условия для быстрого и энер­гичного воздействия их друг на друга, и если смешения красок остаются без изменения, то надо считать, что со связующими веществами они тем более не изменятся.

Пользуясь при изучении прочности красок в смеси описан­ными методами, которые следует признать одними из лучших, необходимо в каждом случае устанавливать и здесь химический состав испытуемых красок.

Живопись нуждается в разрешении нижеследующих вопро­сов:

1) как действуют друг на друга в смешениях минеральные краски?

2) как действуют в смесях минеральные краски на органиче­ские?

Непрочность в смешениях красок является результатом воз­действия составных элементов их друг на друга. Так, при сме­шении кадмиевых красок, состоящих из сернистого кадмия, со швейнфуртской зеленью, состоящей из мышьяковоуксусных со­лей меди, получается почернение смеси вследствие изменения в составе двух названных красок и образования в смеси но­вого вещества — черной сернистой меди. В данном случае мы имеем дело с химическим процессом, называемым реакцией обмена.

Приведенный случай почернения смесей красок обязан хими­ческому распаду состава красок и образованию нового вещества. Его не следует смешивать с тем изменением цвета смеси красок, которое происходит вследствие неустойчивости к свету одной из вошедших в смесь красок. В последнем случае не приходится го­ворить о непрочном смешении красок, а лишь о непрочности са­мих красок, которые как в смесях, так и в чистом виде изменя­ются на свету.

Если рассмотреть весь имеющийся в распоряжении живописи красочный материал, то увидим, что в отношении способности давать прочные смешения красок его придется разделить на нижеследующие группы:

1) Краски, наиболее устойчивые в смесях

 

Минеральные земляные краски (химически мало активные): желтые охры всех оттенков, красные охры, сиен­ская земля, болюсы, красная Пуццуоли и другие подобные ей, горная киноварь, натуральный ультрамарин, зеленые земли, умбра.

Минеральные краски искусственные: зеленые хромовые, баритовые белила, кобальты — синий и фиолетовый, церулеум, сине-зеленые окиси, марсы различных оттенков, крас­ные железного происхождения (английская, венецианская и др.), киноварь, жженая кость, слоновая кость, виноградная и перси­ковая черные.

 

2) Краски достаточной устойчивости

 

Минеральные краски (химически более активные): свинцовые и цинковые белила, неаполитанская желтая, желтые, оранжевые и красные кадмии, зеленый кобальт, парижская ла­зурь, ультрамарин различных цветов.

Органические краски: ализариновые крапп-лаки.

3) Краски малостойкие и нестойкие

 

Литопон, титановые белила, лимонный кадмий, аурипигмент, ауреолин, хромовые желтые краски, желтый хром, цинковая, ба­ритовая и стронциевая желтые; сурик свинцовый, киноварь сурьмяная, экарлат, берлинская лазурь и ее производные: зеле­ная киноварь, цинковая зелень, минеральная зелень и др., мед­ные сини и зеленые (поль-веронез и др.).

Органические краски: индейская желтая, розовые и светлые крапп-лаки, кармин, гумми-гут, прочие крапп-лаки с натуральным и искусственным красящим началом.

При такой группировке красок уже получается возможность предугадывать с достаточной вероятностью результаты, которые должны получаться при смешении тех или иных красок.

Не следует, впрочем, упускать из виду и того, что краски, устойчивые по своему химическому составу, в виде исключения бывают, неустойчивы по отношению к свету и потому в смешении с прочными красками дадут непрочную смесь. К таковым крас­кам относится киноварь, которая теряет в смешениях свой цвет вследствие изменения в физическом строении, а не в результате химического соединения с другой краской.

Малопрочные и вовсе непрочные краски являются главным фактором образования непрочных смешений красок. Так, смеше­ние ультрамарина, киновари и кадмиев с красками, исходное на­чало которых представляет медь, непрочно ввиду непрочности медных красок и разложения их под влиянием смеси, в которой образуется черная сернистая медь.

Смешения стойких красок с нестойкими дают, как мы видим, непрочные смеси. От прочных же красок следует ожидать только прочных смесей. Между тем в специальной литературе имеются указания на изменение смесей и некоторых прочных красок. Све­дения по этому вопросу мы находим в работе Рерберга[17] среди списков непрочных смешений красок, которые и приводятся здесь полностью, с изъятием из них лишь не представляющих инте­реса смешений красок, явно непрочных и сомнительной проч­ности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.