Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ





 

Отдел искусственных органических красок очень обширен и стал таковым в сравнительно короткий промежуток вре­мени. Он заключает в себе многочисленный ряд красок, пред­ставляющих собой более или менее сложные органические вещества, получаемые лабораторным путем из продуктов, добы­ваемых из каменного угля, каменноугольной смолы и ее про­изводных, т. е. материалов новых, сделавшихся неожиданно неисчерпаемым, как видно, источником добывания органических красок.

С открытием каменноугольных красок началась новая эра в красильном деле и, надо полагать, в красочном производ­стве вообще.

Начало добыванию каменноугольных красок было положено в 1826 г., когда в продуктах перегонки индиго было открыто исходное вещество для приготовления этих красок. В дальней­шем состав его был изучен и назван анилином (от португаль­ского anil — индиго)[13]. Техническое значение каменноугольные краски получили лишь около 1856 г., когда была открыта и первая фабрика названных красок. С этого времени появление в свет новых красок быстро следует одно за другим.

Первыми каменноугольными красками, которым собственно и принадлежит название анилиновых, были: фуксин, метилфио­лет, малахитовая зелень, голубая Виктория, аурамин желтый, патентованная синь и др.



Эти первые каменноугольные краски были очень несовершен­ны: они быстро уничтожались дневным светом и легко раст­ворялись в воде, спирту и маслах, т. е. не обладали свойствами, необходимыми для применения в живописи. Дальнейшие тру­ды в области изучения природы каменноугольных красок и их производства дали возможность получить краски большей проч­ности. Таковыми явились краски группы азопигментов. Послед­ние значительно превышали первые («трифенилметановые») по своей устойчивости к свету, не уступавшей многим минеральным краскам.

В 1868 г. был получен из антрацена ализарин, тождествен­ный с тем, который добывался из маренового корня. Таким образом был получен искусственный крапп-лак — первая камен­ноугольная краска, совершенно нерастворимая в воде и маслах. Это открытие дало новое направление в ходе изыскания спо­собов получения прочных каменноугольных красок-лаков, так как стало очевидным, что даже совершенно непрочные каменно­угольные краски приобретают в виде красок-лаков относительную прочность, а главное, становятся применимыми в окраске и жи­вописи. В дальнейшем следовало открытие все новых и новых каменноугольных красок, прочность которых по отношению к свету постоянно увеличивалась.



Каменноугольные краски относятся к так называемым пиг­ментам, под которыми подразумеваются вещества, имеющие способность окрашивать известный материал, соединяясь с ним химически, и в этом отношении они близки описанным выше пигментам растительного происхождения. Искусственные пигмен­ты получаются из каменноугольного дегтя (смолы), являюще­гося продуктом каменного угля, добываемого при коксовании его, вот почему они носят также название смоляных пигментов. Каменноугольный деготь, подвергнутый так называемой фрак­ционной перегонке, дает ряд следующих продуктов: бензол, толуол — легкие масла; фенол, нафталин и антрацен — твердые вещества. Эти продукты и являются исходным материалом для получения каменноугольных красок. Углеводороды этого ряда дают целый ряд производных, служащих ближайшим материа­лом для получения смоляных пигментов. Таковы анилин, толу­идин, бензидин, диметиланилин и т. д. Каменноугольные пигменты делятся по своему производному началу на группы: трифенилметановые пигменты, нитропигменты, азопигменты, антраценовые, хинолиновые пигменты, нигрозины и т. д. По те­ории Витта для того, чтобы ароматический углеводород мог служить пигментным началом, нужно ввести в него особую атомную группу, дающую ему красящее начало, называемое «хромофором». Только при введении хромофора в ароматиче­ский углеводород возникает более или менее окрашенное тело, называемое хромогеном, или пигментным началом, но и хромо­ген не есть еще красящее вещество. Чтобы получить последнее, необходимо ввести в него ту или иную солеобразующую груп­пу (радикал), сообщающую хромогену кислотные или основные свойства. Каждая хромофорная группа характеризует отдельные классы пигментов, получающие от него названия: азопигменты, нитропигменты и т. д. Пигменты вследствие присутствия в них той или иной солеобразующей группы называются кислыми и основными. Они способны окрашивать некоторые минеральные вещества и волокно материи растительного или животного проис­хождения, почему и применяются в красочном и красильном деле. В свободном состоянии пигменты обыкновенно трудно или вовсе нерастворимы в воде. Растворимой формой для них чаще всего являются соли: натровые для кислых пигментов и соляно­кислые для основных. В виде этих солей они обыкновенно по­ступают в продажу и применяются на практике.



К наиболее популярным основным пигментам относятся фуксин, метил фиолетовый, синяя Виктория, аурамин, хризо­идин, сафранин, родамин, малахитовая зелень и др.

К кислым пигментам, представляющим материал для при­готовления жидкой туши (инка), чернил, дешевых акварельных красок, окрашивания материй, бумаги и пр. (с помощью кисти), относятся пикриновая кислота, желтый сатурн хинолиновая желтая, тартрацин (желтый), эозин, эритрозин, флоксин, бен­гальская роза, оранжевый II, диметиланилин оранжевый, пунцо­вый; кислый фуксин, кислый фиолетовый, синяя для шерсти, водяная синяя, синяя патентованная, нептуновая синяя, индиго-кармин синий, кислая зеленая, нигрозин.

Термин каменноугольный пигмент-лак следует понимать нес­колько иначе, нежели растительный пигмент-лак, так как камен­ноугольные пигменты-лаки всегда содержат в своем составе подмеси тяжелого шпата, сурика, каолина и пр., без кото­рых краски эти лишены были бы кроющей способности. Таким образом, большинство названных красок относится к кор­пусным.

Каменноугольные пигменты осаждаются на тяжелый шпат, глинозем, сурик, зеленую землю и другие краски. Чтобы ими­тировать сурик, растворяют оранжевую II в горячей воде и смешивают с сернокислым барием, а затем смесь обрабатывают хлористым барием, чтобы краска закрепилась. Красный лак по­лучают таким же образом из гелиопурпурина. Окрашивая су­рик, получают киноварь. Окрашиванием зеленой земли полу­чается прочная краска малахитовая зелень. Краска, подобная ультрамарину, получается из Alkaliblau, Chinaclay и хлористого бария и т. д.

При отсутствии под рукой прочного красочного материала и необходимости пользоваться в живописном деле каменноугольными красками-лаками (в порошке) их следует предварительно подвергать испытаниям, которые состоят в следующем: краской на воде или на масле покрывается некоторое пространство и высушивается, затем поверх наносится белая краска; последняя при нерастворимости каменноугольной краски остается белой, в противном случае окрашивается в цвет каменноугольной. При испытании светом прочная краска остается без изменения месяцами. Испытывая пригодность краски для фресковой живописи, смешивают с известковым тестом или 5%-ным раствором едкого кали. Если через 3—4 часа она не изменит своего цвета, то можно считать пригодной для фрески. Необходимо также делать испытание на прочность в смешении с цинковыми белилами, выставляя таковые смеси на солнечный свет.

Применение искусственных органических красок весьма раз­нообразно, они употребляются в декорационной живописи (театральной), как материал для этого дела экономный и во многих отношениях удобный, но главное их назначение — в красильном деле. В широких размерах ими пользуются для фальсификации красок.

Ввиду больших успехов, достигнутых в области производства искусственных органических красок, на них начинают смотреть как на материал, вполне пригодный для живописи. Такое суж­дение о каменноугольных красках нужно признать преждевре­менным, так как природа их, в сущности, еще мало исследована. Так, некоторые из них, будучи, например, смешаны с маслом, теряют свой цвет не только на свету, но и в тени; другие, проч­ные сами по себе, не выдерживают смесей с белилами. Причины подобных изменений в красках пока остаются еще невыяснен­ными.

Ниже приводится характеристика некоторых из каменно­угольных красок.

Сольферино, маджента и пурпур империаль

Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.

 

Сольферино — тёмно-фиолетовая краска с синим оттенком. Маджента — светло-фиолетова. Пурпур — мало интенсивная краска. Все они принадлежат к очень непрочным краскам. На­званные краски фирмы Лефрана в продолжение 3 месяцев вы­цвели у меня настолько, что от них не осталось и следа.

Ализариновый крапп-лак

 

Laque de garance pourpre, écarlate, rouge, cramoisie, d'alizarin. Alizarinlacke.

 

Открытие способов добывания из антрацена (продукта ка­менноугольной смолы), ализарина и пурпурина сделало перево­рот в производстве крапп-лаков, а также и в красильном деле. Искусственные ализарин[14] и пурпурин совершенно тождествен­ны с таковыми же натурального происхождения, между тем они получаются легче в чистом виде, и материал, из которого они добываются, дешевле. Это не могло не отразиться на удешевле­нии производства дорогих крапповых красок и — что особенно важно — на увеличении их прочности и красоты.

Фабрикация искусственных ализариновых красок, в общем, ведется таким же образом, как и натуральных. Здесь также вы­рабатываются различные оттенки крапп-лаков, причем прочны­ми получаются не только красные тона, но и фиолетовые[15]. Фиолетовый лак (полученный из ализариновой синей ВВ), испытанный в продолжение 5 лет действием прямых солнечных лу­чей, изменил свой тон едва заметно. Из обширной скалы крапп-лаков фирмы Лефрана (натурального и искусственного происхождения) ализариновые крапп-лаки, названия которых поставлены в заголовке, выделяются своей интенсивностью и красотой тона; кроме того, как показывают опыты, они превосходят по прочности крапп-лаки натурального происхож­дения.

 

Краски „Эйлидо" Чистые В смеси с цинковыми белилами В смеси со свинцовыми белилами
Красная № 521 (цвета яркой киновари) не изменилась сильно изменилась мало изменилась
Красная № 522 (цвета китайской киновари) « « сильно изменилась
Тёмно-красная № 523 « мало изменилась
Желтая лимонная № 500 « не изменилась
Оранжевая № 506 « сильно изменилась не исследована
Малиновая № 524 сильно потемнела не исследована
Зеленая № 670 (цвета изумрудного) не изменилась сильно изменилась
Синяя № 551 (цвета ультрамарин) не изменилась
Фиолетовая № 554 мало изменилась
Желто-коричневая № 504 выцвела не исследована
Желто-коричневая № 508 « не исследована
Желтая № 501 потемнела не исследована
№ 501 « не исследована

 

Краски «Эйлидо»

 

Под таким названием в 1913 г. был выпущен целый ряд красок для различных способов техники живописи (масло, тем пера и акварель). Краски отличались изумительной силой цвета, превосходящей во много раз обыкновенные краски, и были представлены во всех тонах, образуя самостоятельную палитру (за исключением белил); вместо отдельных названий они носи­ли номера. В кругах специалистов краски «Эйлидо» возбудили большой к себе интерес, но затем вскоре наступило и разочаро­вание в них. Так, по исследованиям Эйбнера, многие из красок «Эйлидо» действительно прочны сами по себе по отношению к свету, но изменяются в смеси с цинковыми белилами. Эта осо­бенность названных красок является, конечно, их крупным недо­статком. Тем не менее, нельзя не признать, что производство красок в этом случае сделало еще один большой шаг вперед и что живопись получила ряд новых, очень сильных в цветовом отношении красок, которые могут быть использованы хотя бы в чистом виде.

Испытания, произведенные мною над красками «Эйлидо» светом, дали результаты, указанные выше в таблице.

Из приведенных выше результатов исследования видно, что некоторые из красок «Эйлидо» изменяются не только в смеси с цинковыми белилами, но и со свинцовыми, причем в обоих случаях краски выцветают.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.