Сделай Сам Свою Работу на 5

ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ





 

Масла в неочищенном виде, кроме присущей им окраски, влияющей на цвет смешиваемых с ними красок, всегда имеют посторонние примеси, которые в значительной мере уменьшают быстроту высыхания и влияют, так или иначе, на прочность масляного слоя.

К числу посторонних веществ, обычно находящихся в масле, относятся вода и растительная слизь, принадлежащая к белко­вым веществам. Вода и слизь могут присутствовать в совер­шенно чистом на вид прозрачном масле и при продолжитель­ном стоянии масла оседают на дно сосуда. Прозрачность масла и его внешняя чистота, таким образом, далеко еще не свиде­тельствуют о его действительной чистоте, чего художнику не следует упускать из виду.

Простейшими и безвредными способами очистки масел являются следующие.

1) Отстаивание масел на солнечном свету в закрытых пробкою сосудах; в этом случае вещества, чуждые маслам, оса­ждаются на дно сосуда, и масла одновременно выбеливаются. Чем дольше выдерживается масло, тем лучшим оно становится по своим качествам. Во всяком случае, отстаивание должно про­должаться не менее двух лет.

Масло, налитое очень тонким слоем в плоские сосуды и предоставленное действию света и воздуха, в 2—3 летних дня становится бесцветным, как вода; масло в этом случае не только выбеливается, но и сгущается. В толстом слое его полезно про­дувать теплым воздухом.



2) Масло промывается горячей и холодной водой, которая более или менее часто меняется. Операция эта производится в бутылях, где масло взбалтывается с водой и выставляется на солнце, причем вода извлекает из масла слизь и другие посто­ронние вещества. Для лучшего отделения масла от воды к по­следней примешивается поваренная соль.

Тех же результатов достигают вымораживанием масла на сильном холоду; в этом случае все водные примеси в масле за­мерзают и удаляются фильтрованием масла при температуре не выше точки замерзания. Иногда масло обрабатывается сне­гом вместо воды.

3) Поваренная соль, будучи примешанной к маслу, извле­кает из него воду, вследствие чего все слизистые и другие вещества, содержащиеся в масле, при посредстве воды выде­ляются и осаждаются на дно. Хорошо действует сухая соль, взятая в количестве 2—3% масла, предварительно растертая в ступке с небольшим количеством его и введенная затем в масло.



Вместо одной поваренной соли рекомендуется брать смесь, состоящую из 1 части соли и 10 частей жженого гипса, которые растираются в кашицу с маслом и присоединяются к осталь­ному маслу. В последнем случае масло отстаивается в теплом месте несколько суток и не нуждается в фильтровании, так как становится совершенно чистым и без него.

4) Масла выбеливаются процеживанием через костяной уголь.

5) Недавно предложено выбеливать и очищать масла с по­мощью так называемого отбельного порошка, носящего назва­ние также флоридской, или фуллеровой, земли и представляю­щей природный алюминевомагниевый гидросиликат[55].

Отбельным порошком пользуются различно. Масло или фильтруется через толстый слой грубо измельченной флорид­ской земли, или же смешивается с тонко измельченным отбель­ным порошком и пропускается через фильтропресс. В послед­нем случае на 100 частей масла берется 5—8 частей отбельного порошка, который смешивается с нагретым до 80° маслом; тем­пературу последнего затем поднимают до 100°. Масло постоян­но помешивается и затем пропускается через фильтр. С по­мощью флоридской земли масло не только отбеливается, но из него, кроме того, извлекаются слизь и вода.

6) Так как масла, применяющиеся в живописи, не должны содержать в себе не только слизи, но и воды, т. е. должны быть «сухими», то можно рекомендовать простейший способ очистки их от названных примесей, который состоит в быстром нагревании их до 150—300°. В этом случае вода испаряется из масла, слизь же и белковые вещества (при 300°) свертываются, обращаясь в хлопьевидную массу, осаждающуюся на дно со­суда и увлекающую с собой другие посторонние вещества. Масла после этой операции приобретают способность высыхать более скоро, а также б значительной степени выбеливаются, так как при этом разрушаются и красящие вещества масла. Этот простой способ очистки масел не требует особых приспособле­ний и материалов и вместе с тем является в высшей степени действительным; не следует, однако, подвергать масло слишком высокой температуре и притом продолжительное время. Масло снимается с огня тотчас же, как только перестанут выделяться на его поверхности пузырьки и оно начнет сильно дымить.



7) К новейшим способам отбелки масел принадлежит обра­ботка их с помощью ультрафиолетовых лучей, получаемых от ртутной лампы. Свет этот носит название «увиолевого света»[56].

При длительном хранении растительных жиров (равно как и животных) с доступом воздуха, например в бутыле без проб­ки, во время операции выбеливания масла и т. п. наблюдается, как известно, частичное химическое изменение их состава, име­нующееся в общежитии прогорканием масла, причем прогорк­шее масло приобретает характерный запах и вкус. Объяснение этого явления находится в частичном разложении масла, с осво­бождением некоторых жирных кислот глицеридов, главным об­разом масляной кислоты, сообщающей маслам запах, и вкус и придающей им кислую реакцию.

Прогоркшие масла нейтрализуются высушенной нагреванием двууглекислой содой, которой берется для этого в количестве 5% по весу масла.

Производя очистку и отбелку масел, необходимо иметь в виду, что ценность этих операций для получаемого продукта далеко не равнозначна. Очистка масел имеет гораздо более важное значение для качества масел, нежели их отбелка. Дело в том, что плохо очищенное масло, имеющее посторонние при­меси: воду, слизь и пр., лишается способности быстро высыхать, не дает прочного нормального слоя и, следовательно, ста­новится малопригодным. Наоборот, очищенное, но имеющее окраску масло изменяет лишь цвет красок и притом главным образом белых и синих, что не представляет серьезного недо­статка, так как красильное начало растительного происхожде­ния, окрашивающее масло, в момент полного высыхания масла разрушается кислородом воздуха, причем все краски приобре­тают свойственный им оттенок, не исключая белил, которые становятся совершенно белыми.

Таким образом, отбелку масел можно и не доводить до полного совершенства, не нанося тем никакого ущерба для жи­вописи.

 

СГУЩЕННЫЕ МАСЛА

Масла свежевыжатые, а также отбеленные и очищенные обычно жидки и текучи, а потому при выполнении некоторых живописных работ (например, лессировок) мало пригодны. Вот почему следует иметь у себя также сгущенные масла, обладаю­щие вязкостью густых лаков. Маслами такого вида пользова­лись уже в старину и применяли их в живописи.

Один из средневековых способов сгущения масла заключался в том, что масло выставлялось на солнечный свет в открытых сосудах и выдерживалось при этих условиях до надлежащего загустения. Обработанное таким образом масло у итальянцев называлось «вареным на солнце» (cotto al sole). Второй способ сгущения масла также был весьма прост и заключался в про­должительной варке масла без всяких примесей.

Производство сгущенных масел практикуется и поныне, так как масла эти и в наше время имеют различное примене­ние: для приготовления олиф, типографских и литографских красок и т. п. В позднейшее время явилась мысль применять такие масла, носящие название «оксидированных» и «полимери­зованных», для производства живописных красок. Современная техника производства сгущенных масел в общих чертах такова.

Оксидированные масла

 

Масла подвергаются «продуванию». Процесс этот состоит в том, что тем или иным способом через масло прогоняют воз­дух. Продуваются масла при обыкновенной температуре и с на­греванием масла до 100—150° и выше. Нагретое масло проду­вается также горячим воздухом. Для обработки масла продува­нием существуют специальные аппараты, в которых масла в раздробленном виде — в виде капель — подвергаются действию горячего воздуха. Продувание оказывает на масло то же дей­ствие, что и продолжительное выстаивание на воздухе и сол­нечном свету в открытых сосудах; и в том и в другом случае происходит окисление глицеридов масла, увеличение его удель­ного веса и загустение. Сгущенные таким образом масла дают при высыхании более твердый и более блестящий слой и, кроме того, в отличие от обыкновенных масел, способны образовать с водой прочную эмульсию. Продутые масла с нагреванием вы­сыхают скорее, нежели масла, сгущенные при обыкновенной температуре.

Масла могут обрабатываться также озоном, так как заме­чено, что кислород в виде озона легче усваивается маслами. Льняное масло, подвергнутое действию озонированного воздуха в продолжение 2—5 часов, сгущается до некоторой степени и приобретает способность высыхать более скоро. Даже непро­должительное действие озона на масла достигает той же цели, если озонированное масло выставляется затем в плоских сосу­дах на воздух и солнечный свет.

Полимеризованные масла

Масла подвергаются нагреванию и варке (на огне и с по­мощью перегретого пара) без всяких примесей. Они получа­ются сгущением масла при температуре от 250 до 300°. Варка масла ведется при доступе и без доступа воздуха (в вакууме), причем в последнем случае продуктам разложения предостав­ляется свободный выход. Масла, варенные без доступа воздуха, отличаются своим составом от оксидированных, т. е. продутых, озонированных и вообще поглотивших кислород масел, так как сгущение их не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, поче­му их также называют «полимеризованными». Полимеризован­ные масла, подобно оксидированным, не только приобретают значительную густоту, но могут обращаться даже в весьма гу­стую липкую массу. При примитивном производстве сгущенных масел с нагреванием их на огне и примитивном оборудования для измерения температуры пользуются птичьими перьями, бо­родки которых при высокой температуре опаляются. Вареные масла дают более твердый слой, нежели продутые, но они имеют более темный цвет; впрочем, масла, полученные при менее высо­кой температуре, более светлы.

Рекомендуется при варке стандоля поступать таким образом. Хорошо отстоявшееся льняное масло нагревается без доступа воздуха, а еще лучше в присутствии углекислого газа до же­лаемой густоты и до образования флуоресцирующей окраски масла. Сваренное до консистенции сиропа, льняное масло изме­няется в своем химическом составе и приобретает ряд следую­щих преимуществ перед сырым льняным маслом и обыкновен­ной олифой:

1) льняное масло теряет свою способность желтеть, так как линоленовый глицерид, которому оно, и обязано этим недостат­ком, при этом деформируется, превращаясь в смолистое веще­ство;

2) по той же причине масло становится непроницаемым к действию газов и воды, так как оно по существу своему обра­щается в лак;

3) пленка его представляет собою твердую поверхность, исключающую, как показал опыт, возможность появления в ней трещин;

4) при высыхании оно испытывает ничтожные химические изменения, что чрезвычайно важно для прочности масляного слоя.

Исходя из сказанного, стандоль можно считать маслом, наи­более отвечающим запросам живописи.

Оксидированные и полимеризованные масла, как было ука­зано, предложены в позднейшее время для производства ма­сляных живописных красок, причем масла для названной цели готовятся таким образом, что они не подвергаются слишком высокой температуре. Таубер получил медленно сохнущее сгу­щенное масло, дававшее блестящий слой в окраске, нагревая масло до 150° в течение 120 часов.

Льняное масло применялось для малярных и живописных целей, начиная с IX века, в виде сгущенного масла, получае­мого различными путями: окислением на свету и воздухе и вар­кой на огне. Обработанные подобным образом масла высыхали с глянцевой поверхностью, которую мы видим в средневековой живописи.

Несомненно, что хорошая сохранность большинства живопис­ных произведений этого времени обязана применению сгущен­ных масел, оксидированных и полимеризованных.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.