КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ
Д.И. КИПЛИК
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ
МОСКВА
«СВАРОГ и К»
Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф. В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплика - «Техника живописи» впервые был издан более полувека тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время является библиографической редкостью.
Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи, монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.
На обложке:
К. Малевич. Супрематизм. 1915 - 1916
Холст, масло.
(фрагмент)
ISBN 5-93070-014-1
| © ЗАО «Сварог и К», 2002
|
КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового положения на страницах.
Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти искомую Главу(наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).
Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.
При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же занимался при его редактировании.
Апрель – июнь 2009 года.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА... 3
КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 4
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 5
ВВЕДЕНИЕ... 11
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ.... 15
МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 20
I группа
ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ.... 21
Известь. 21
Мел. 21
Гипс. 22
II группа
ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ... 23
КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 25
Желтые охры.. 25
Тердесиенна. 26
Красные охры.. 26
Зеленая земля. 27
Умбра. 28
КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 28
Марсы.. 28
Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др. 29
Синие железные краски. 29
III группа
СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ.... 31
Свинцовые белила. 31
Массикот.. 34
Сурик. 34
ХРОМОВОСВИНЦОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ... 34
Хромы желтые, оранжевые и красные. 34
Неаполитанская желтая. 36
Кассельская желтая. 36
IV группа
РТУТНЫЕ КРАСКИ.... 37
Киноварь. 37
Киноварь - экарлат.. 40
Минеральная желтая. 40
V группа
БАРИТОВЫЕ КРАСКИ.... 41
Тяжелый шпат.. 41
Баритовые белила. 41
Баритовая желтая. 42
VI группа
МЕДНЫЕ КРАСКИ.... 42
Голубец. 43
Малахитовая зелень. 43
Брауншвейгская зелень. 44
Бременская зелень. 44
Шеелева зелень. 44
Швейнфуртская зелень. 45
Зеленая Поля Веронеза. 45
Флорентинская коричневая. 45
VIIгруппа
КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ.... 45
Синий кобальт.. 46
Зеленый кобальт.. 46
Церулеум.. 47
Фиолетовый кобальт.. 47
Ауреолин. 47
VIII группа
УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ.... 48
Натуральный ультрамарин. 49
Искусственный ультрамарин. 49
Зеленый ультрамарин. 50
Фиолетовый ультрамарин. 50
IX группа
КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ.... 51
Желтый и оранжевый кадмии. 51
Красный кадмий. 52
X группа
ЦИНКОВЫЕ КРАСКИ.... 53
Цинковые белила. 53
Желтая цинковая. 55
Литопон. 55
XI группа
ХРОМОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ.... 56
Зеленый хром.. 56
Изумрудная зелень. 57
Желтая стронциевая. 57
XII группа
КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 58
Желтый аурипигмент.. 58
Красный аурипигмент.. 58
Сурьмяная киноварь. 58
Минеральная фиолетовая. 59
Титановые белила. 59
Белая глина. 59
XIII группа
СОСТАВНЫЕ КРАСКИ.... 60
Нейтральтинт.. 60
Зеленая киноварь. 60
Постоянная зелень. 60
Желтая брильянтовая. 61
ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 62
НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62
КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62
Индейская желтая. 63
Крапп-лаки. 64
Кармин. 66
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ... 67
Гумми-гут.. 67
Индиго. 68
Сепия. 68
БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА... 69
Асфальт.. 69
Мумия египетская. 69
Коричневая кассельская и кёльнская земли. 70
УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 70
Слоновая кость. 71
Жженая кость. 71
Виноградная и персиковая черные. 71
Бистр. 71
ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 72
Сольферино, маджента и пурпур империаль. 74
Ализариновый крапп-лак. 74
Краски «Эйлидо». 75
ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 75
НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 78
По Лаппарану. 78
По Хиллигу. 79
По Рербергу. 79
Масляные краски. 80
Гуашь. 80
АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ПАСТЕЛЬ И РИСУНОК.. 82
АКВАРЕЛЬ.. 82
ВВЕДЕНИЕ... 82
СОСТАВ АКВАРЕЛИ.... 83
Твердые плиточные краски. 84
Китайская тушь. 84
Мягкие краски. 85
Медовые краски. 86
Гуашь. 86
КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ АКВАРЕЛИ.... 87
БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ.... 91
ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ..... 92
Живопись чистой акварелью.. 93
Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Живопись ведется чистой акварелью, акварелью по методу гуаши и, наконец, гуашью. 93
Живопись гуашью.. 94
МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.... 94
Палитры и кисти. 94
Доски и стираторы.. 94
СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКВАРЕЛИ.... 95
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА.. 97
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 97
ГРУНТЫ..... 99
Клеевой грунт.. 99
Казеиновый грунт.. 99
ТЕМПЕРА.. 99
СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА.. 100
Состав темперы.. 101
Грунт.. 104
Живопись старинной темперой. 105
Покрывание темперы лаком.. 108
СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА.. 109
СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ... 112
Яичная темпера. 112
Темпера П. Кеммерера. 112
Темпера М. Дёрнера. 113
Яичная темпера менее жирная. 113
Темпера Иенике. 114
Казеиновая темпера. 114
Темпера М. Дёрнера. 114
Гумми-арабиковая темпера. 115
Темпера А. Бёклина. 115
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК.. 116
ГРУНТ.. 118
ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ.. 119
Живопись чистой темперой. 119
Смешанный способ живописи. 120
Покрывание темперы лаком.. 121
Палитры и кисти. 121
Заключение. 121
КЛЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ..... 122
Консервирующие вещества. 126
РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ.. 127
РИСУНОК... 127
МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА.. 127
Уголь. 127
Графит.. 128
Сангин. 128
Французский карандаш.. 128
Соус. 129
Мел. 129
Бумага. 130
ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ.. 130
Водные фиксативы.. 131
Спиртовые и прочие фиксативы.. 132
ПАСТЕЛЬ... 132
СОСТАВ ПАСТЕЛИ.. 133
Пастель В. Оствальда. 133
ГРУНТ.. 134
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ.. 135
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ.... 135
ПРОЧНОСТЬ ПАСТЕЛИ.. 136
НОВЫЕ ВИДЫ ПАСТЕЛИ.. 136
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 137
МАСЛА... 137
ВВЕДЕНИЕ... 137
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСЛАХ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В ЖИВОПИСИ.... 138
ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ... 140
Льняное масло. 143
Маковое масло. 144
Ореховое масло. 145
Подсолнечное масло. 146
ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ.. 148
СГУЩЕННЫЕ МАСЛА.. 150
Оксидированные масла. 150
Полимеризованные масла. 151
СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 152
Олифы.. 152
Сикативы.. 154
СРЕДСТВА, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 156
РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 157
МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.... 158
ПАЛИТРА КРАСОК МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 165
ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 166
ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЕ.. 169
ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 171
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 173
ЖИВОПИСЬ «АЛЛА ПРИМА» (ALLA PRIMA) 174
МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 176
ПОДМАЛЕВОК.. 177
ЛЕССИРОВКИ.. 180
ИСПРАВЛЕНИЯ.. 182
СМОЛЫ И ЛАКИ.. 183
СМОЛЫ..... 183
ТВЕРДЫЕ СМОЛЫ... 184
Янтарь. 184
Копалы.. 184
СМОЛЫ СРЕДНЕЙ ТВЕРДОСТИ.. 186
Сандарак. 186
Мастика (Mastix) 187
Шеллак (гумми-лак) 188
БАЛЬЗАМЫ... 188
Терпентин. 188
Бальзам.. 189
ВОСК, ПАРАФИН И ЦЕРЕЗИН.. 190
Воск. 190
Парафин. 191
Церезин. 191
РАСТВОРИТЕЛИ СМОЛ.... 191
ЛАКИ.. 193
ЛАКИ ДЛЯ РЕТУШИ.. 193
ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ.. 193
КАРТИННЫЕ ЛАКИ.. 195
МАСЛЯНО — ЛАКОВЫЕ И ДРУГИЕ КРАСКИ.... 197
ВЕЙМАРСКИЕ КРАСКИ.. 199
МАТОВЫЕ МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.. 199
ЭМУЛЬСИОННЫЕ КРАСКИ МАРОЖЕ И МУРИЕ МАЛУФА.. 200
КРАСКИ ВИБЕРА.. 201
ПРОЧНОСТЬ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 202
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА И ИХ ГРУНТОВКА... 209
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА... 209
МЕТАЛЛЫ... 209
ДЕРЕВО.. 210
КАРТОН.. 210
ЛИНОЛЕУМ... 211
СТЕКЛО.. 211
ХОЛСТ.. 211
КЛЕЙ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 212
СРЕДСТВА, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 214
КЛЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 215
ГРУНТЫ..... 215
Масляный грунт.. 216
Клеевой грунт.. 218
Желатиновый грунт для картона и дерева. 220
Клеевой грунт (левкас) для картона и дерева. 220
Левкас с гипсом.. 220
Клеевой грунт для холста. 220
Грунт с клейстером.. 221
Эмульсионный грунт.. 221
Веймарский грунт.. 223
Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами. 224
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ.. 224
ЦВЕТ ГРУНТА.. 225
ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.. 225
ПАЛИТРЫ... 225
КИСТИ.. 226
ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ.. 227
КУРАНТЫ И ПЛИТА ДЛЯ РАСТИРАНИЯ КРАСОК.. 227
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ... 228
ВВЕДЕНИЕ.. 228
ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХОД РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ.... 231
ЖИВОПИСЬ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН.. 231
СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС.. 234
МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 238
МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ И ИХ ГРУНТОВКА... 238
Камень. 238
Штукатурка. 238
Металл. 239
Стекло. 239
Дерево. 240
Холст.. 240
ГРУНТЫ НА ДЕРЕВЕ И ХОЛСТЕ.. 240
МАСЛА.. 244
ЛАКИ.. 248
КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 251
ЖИВОПИСЬ... 255
ТЕМПЕРА.. 255
СМЕШАННЫЙ СПОСОБ ЖИВОПИСИ.. 256
ФЛАМАНДСКИЙ МЕТОД ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.. 257
ИТАЛЬЯНСКАЯ МАНЕРА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 259
ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ КРАСОК В ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.. 263
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАРИННОЙ ЖИВОПИСИ.. 266
ТЕХНИКА ЖИВО ПИСИ РАЗЛИЧНЫХ МАСТЕРОВ.. 269
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.. 269
ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАН.. 269
РАФАЭЛЬ.. 271
КОРРЕДЖИО.. 271
ТИНТОРЕТТО.. 271
П. ВЕРОНЕЗ. 272
РУБЕНС.. 272
ВАН-ДИК.. 274
РЕМБРАНДТ.. 275
ВЕЛАСКЕЗ И МУРИЛЬО.. 277
ФРАНС ГАЛЬС.. 277
ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ) 278
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 279
ВВЕДЕНИЕ.. 279
ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280
СТРОЕВОЙ КИРПИЧ.. 280
ПЕСОК.. 281
АЛЕБАСТР (ГИПС) 281
ИЗВЕСТЬ.. 281
ЦЕМЕНТ.. 284
РАСТВОРЫ... 286
живопись... 290
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ... 290
СТЕНЫ И ИХ ПОДГОТОВКА.. 292
ЖИВОПИСЬ.. 294
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 295
ТЕМПЕРА... 296
ЯИЧНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА.. 298
ТЕМПЕРА НА ЦЕЛЬНОМ ЯЙЦЕ.. 298
ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА С ИСКУССТВЕННОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ.. 299
КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА.. 300
ПОДГОТОВКА СТЕН.. 300
ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 303
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР... 303
ИТАЛЬЯНСКАЯ ФРЕСКА.. 311
ТЕРМИНОЛОГИЯ ФРЕСКИ.. 312
ПОДГОТОВКА СТЕН.. 313
КРАСКИ.. 316
ЖИВОПИСЬ ПО СВЕЖЕЙ ШТУКАТУРКЕ.. 319
РЕТУШЬ ФРЕСКИ.. 325
ПРОЧНОСТЬ ФРЕСКИ.. 327
ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 328
ЖИВОПИСЬ ПО ТВЕРДОЙ ШТУКАТУРКЕ.. 330
КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 331
СИЛИКАТНАЯ И ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ... 334
СИЛИКАТНАЯ ЖИВОПИСЬ... 334
РАСТВОРИМОЕ СТЕКЛО.. 334
СТЕРЕОХРОМИЯ.. 335
МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 336
«Живописные краски». 336
«Декоративные краски». 338
ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 339
ТЕХНОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА.. 339
ТЕХНИКА ВОСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.. 340
ВЫБОР ТЕХНИКИ СТЕННОЙ ЖИВОПИСИ.. 344
ИЛЛЮСТРАЦИИ........... 349
ВВЕДЕНИЕ
Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.
Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.
Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.
Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы.
Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.
Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой.
Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной.
Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.
Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми красочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заняты и художники. Таким образом, создалась обширная литература по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.
Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной техники живописи и т. п.
Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для нашего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.
За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные открытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; никто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.
Указав на положительные стороны достижений нашего времени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.
Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принимает участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной мере тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.
Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.
Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а также разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила превалирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX столетия в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным последствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских художников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.
Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ
Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо связующего вещества, или без него, или же соединяясь с ним химически. К первым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в текстильной промышленности. Эти последние носят также название пигментов[1].
Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, например, цинковые белила — химическое соединение цинка и кислорода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соединений, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.
Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, имеют ту определенность в своем составе, какая присуща химическим соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, баритовые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным составом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от способов последней и даже от малейших деталей производства.
Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чистым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрикации, или других посторонних веществ, которые в таком количестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых красках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их.
Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрамарин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало.
К этому же виду красок относятся почти все краски земляного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхождения, носящих в этом случае специальное название лаков[2]. Таковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигменты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцветные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неизбежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации.
Наконец, существует еще один вид красок — составных, состоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.
Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и маслах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их должна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным.
Цвет красок обуславливается их химическим составом и физическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Так, киноварь, изменяя свое кристаллическое строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и щелочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от действия на них дневного света и воздуха.
Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они совместно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под действием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обесцвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от действия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения — чернят (например, киноварь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси между собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи.
Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные вещества известно с давних пор, и потому естественно, что изучение свойств красок началось именно в этом направлении. Составлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдерживающих света[3]. Было установлено время, необходимое для испытания красок прямым солнечным светом. Выяснилось, что непосредственное действие солнечных лучей на краски в продолжение 1 года и 9 мес. равняется действию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет.
Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, сероводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под действием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях. Свет и кислород воздуха действуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почерневшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид.
Связующие вещества красок не всегда относятся к ним нейтрально. Так, масло действует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и изменяя, таким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед ускоряют изменение цвета красок под влиянием света. Известь — связующее вещество фресковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору красок. Так же действует на краски связующее вещество силикатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свойствами.
Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Таковыми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содержащие известь и цемент и некоторые соли, могут изменить краски; бумага, содержащая квасцы, также изменяет некоторые краски.
Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, называются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тонким слоем краски, зависит от многих условий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|