Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ





ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ


Д.И. КИПЛИК

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

 

МОСКВА

«СВАРОГ и К»


Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф. В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплика - «Техника живописи» впервые был издан более полувека тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время является библиографической редкостью.

Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи, монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.

 

На обложке:

К. Малевич. Супрематизм. 1915 - 1916

Холст, масло.

(фрагмент)

 

ISBN 5-93070-014-1 © ЗАО «Сварог и К», 2002

 



КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ

 

 

OCR – Кедь Юрий.

 

Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового положения на страницах.

Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти искомую Главу(наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).

Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.

При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же занимался при его редактировании.

 

Апрель – июнь 2009 года.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА... 3

КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 4

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ... 11

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ.... 15

МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 20

I группа

ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ.... 21

Известь. 21

Мел. 21

Гипс. 22

II группа

ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ... 23

КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 25

Желтые охры.. 25

Тердесиенна. 26

Красные охры.. 26

Зеленая земля. 27

Умбра. 28

КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 28

Марсы.. 28

Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др. 29



Синие железные краски. 29

III группа

СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ.... 31

Свинцовые белила. 31

Массикот.. 34

Сурик. 34

ХРОМОВОСВИНЦОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ... 34

Хромы желтые, оранжевые и красные. 34

Неаполитанская желтая. 36

Кассельская желтая. 36

IV группа

РТУТНЫЕ КРАСКИ.... 37

Киноварь. 37

Киноварь - экарлат.. 40

Минеральная желтая. 40

V группа

БАРИТОВЫЕ КРАСКИ.... 41

Тяжелый шпат.. 41

Баритовые белила. 41

Баритовая желтая. 42

VI группа

МЕДНЫЕ КРАСКИ.... 42

Голубец. 43

Малахитовая зелень. 43

Брауншвейгская зелень. 44

Бременская зелень. 44

Шеелева зелень. 44

Швейнфуртская зелень. 45

Зеленая Поля Веронеза. 45

Флорентинская коричневая. 45

VIIгруппа

КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ.... 45

Синий кобальт.. 46

Зеленый кобальт.. 46

Церулеум.. 47

Фиолетовый кобальт.. 47

Ауреолин. 47

VIII группа

УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ.... 48

Натуральный ультрамарин. 49

Искусственный ультрамарин. 49

Зеленый ультрамарин. 50

Фиолетовый ультрамарин. 50

IX группа

КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ.... 51

Желтый и оранжевый кадмии. 51

Красный кадмий. 52

X группа

ЦИНКОВЫЕ КРАСКИ.... 53

Цинковые белила. 53

Желтая цинковая. 55

Литопон. 55

XI группа

ХРОМОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ.... 56

Зеленый хром.. 56

Изумрудная зелень. 57

Желтая стронциевая. 57

XII группа

КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 58

Желтый аурипигмент.. 58

Красный аурипигмент.. 58

Сурьмяная киноварь. 58

Минеральная фиолетовая. 59

Титановые белила. 59

Белая глина. 59

XIII группа

СОСТАВНЫЕ КРАСКИ.... 60

Нейтральтинт.. 60

Зеленая киноварь. 60

Постоянная зелень. 60

Желтая брильянтовая. 61

ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 62

НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62



КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62

Индейская желтая. 63

Крапп-лаки. 64

Кармин. 66

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ... 67

Гумми-гут.. 67

Индиго. 68

Сепия. 68

БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА... 69

Асфальт.. 69

Мумия египетская. 69

Коричневая кассельская и кёльнская земли. 70

УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 70

Слоновая кость. 71

Жженая кость. 71

Виноградная и персиковая черные. 71

Бистр. 71

ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 72

Сольферино, маджента и пурпур империаль. 74

Ализариновый крапп-лак. 74

Краски «Эйлидо». 75

ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 75

НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 78

По Лаппарану. 78

По Хиллигу. 79

По Рербергу. 79

Масляные краски. 80

Гуашь. 80

АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ПАСТЕЛЬ И РИСУНОК.. 82

АКВАРЕЛЬ.. 82

ВВЕДЕНИЕ... 82

СОСТАВ АКВАРЕЛИ.... 83

Твердые плиточные краски. 84

Китайская тушь. 84

Мягкие краски. 85

Медовые краски. 86

Гуашь. 86

КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ АКВАРЕЛИ.... 87

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ.... 91

ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ..... 92

Живопись чистой акварелью.. 93

Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Живопись ведется чистой акварелью, акварелью по методу гуаши и, наконец, гуашью. 93

Живопись гуашью.. 94

МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.... 94

Палитры и кисти. 94

Доски и стираторы.. 94

СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКВАРЕЛИ.... 95

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА.. 97

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 97

ГРУНТЫ..... 99

Клеевой грунт.. 99

Казеиновый грунт.. 99

ТЕМПЕРА.. 99

СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА.. 100

Состав темперы.. 101

Грунт.. 104

Живопись старинной темперой. 105

Покрывание темперы лаком.. 108

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА.. 109

СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ... 112

Яичная темпера. 112

Темпера П. Кеммерера. 112

Темпера М. Дёрнера. 113

Яичная темпера менее жирная. 113

Темпера Иенике. 114

Казеиновая темпера. 114

Темпера М. Дёрнера. 114

Гумми-арабиковая темпера. 115

Темпера А. Бёклина. 115

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК.. 116

ГРУНТ.. 118

ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ.. 119

Живопись чистой темперой. 119

Смешанный способ живописи. 120

Покрывание темперы лаком.. 121

Палитры и кисти. 121

Заключение. 121

КЛЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ..... 122

Консервирующие вещества. 126

РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ.. 127

РИСУНОК... 127

МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА.. 127

Уголь. 127

Графит.. 128

Сангин. 128

Французский карандаш.. 128

Соус. 129

Мел. 129

Бумага. 130

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ.. 130

Водные фиксативы.. 131

Спиртовые и прочие фиксативы.. 132

ПАСТЕЛЬ... 132

СОСТАВ ПАСТЕЛИ.. 133

Пастель В. Оствальда. 133

ГРУНТ.. 134

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ.. 135

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ.... 135

ПРОЧНОСТЬ ПАСТЕЛИ.. 136

НОВЫЕ ВИДЫ ПАСТЕЛИ.. 136

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 137

МАСЛА... 137

ВВЕДЕНИЕ... 137

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСЛАХ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В ЖИВОПИСИ.... 138

ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ... 140

Льняное масло. 143

Маковое масло. 144

Ореховое масло. 145

Подсолнечное масло. 146

ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ.. 148

СГУЩЕННЫЕ МАСЛА.. 150

Оксидированные масла. 150

Полимеризованные масла. 151

СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 152

Олифы.. 152

Сикативы.. 154

СРЕДСТВА, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 156

РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 157

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.... 158

ПАЛИТРА КРАСОК МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 165

ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 166

ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЕ.. 169

ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 171

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 173

ЖИВОПИСЬ «АЛЛА ПРИМА» (ALLA PRIMA) 174

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 176

ПОДМАЛЕВОК.. 177

ЛЕССИРОВКИ.. 180

ИСПРАВЛЕНИЯ.. 182

СМОЛЫ И ЛАКИ.. 183

СМОЛЫ..... 183

ТВЕРДЫЕ СМОЛЫ... 184

Янтарь. 184

Копалы.. 184

СМОЛЫ СРЕДНЕЙ ТВЕРДОСТИ.. 186

Сандарак. 186

Мастика (Mastix) 187

Шеллак (гумми-лак) 188

БАЛЬЗАМЫ... 188

Терпентин. 188

Бальзам.. 189

ВОСК, ПАРАФИН И ЦЕРЕЗИН.. 190

Воск. 190

Парафин. 191

Церезин. 191

РАСТВОРИТЕЛИ СМОЛ.... 191

ЛАКИ.. 193

ЛАКИ ДЛЯ РЕТУШИ.. 193

ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ.. 193

КАРТИННЫЕ ЛАКИ.. 195

МАСЛЯНО — ЛАКОВЫЕ И ДРУГИЕ КРАСКИ.... 197

ВЕЙМАРСКИЕ КРАСКИ.. 199

МАТОВЫЕ МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.. 199

ЭМУЛЬСИОННЫЕ КРАСКИ МАРОЖЕ И МУРИЕ МАЛУФА.. 200

КРАСКИ ВИБЕРА.. 201

ПРОЧНОСТЬ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 202

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА И ИХ ГРУНТОВКА... 209

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА... 209

МЕТАЛЛЫ... 209

ДЕРЕВО.. 210

КАРТОН.. 210

ЛИНОЛЕУМ... 211

СТЕКЛО.. 211

ХОЛСТ.. 211

КЛЕЙ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 212

СРЕДСТВА, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 214

КЛЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 215

ГРУНТЫ..... 215

Масляный грунт.. 216

Клеевой грунт.. 218

Желатиновый грунт для картона и дерева. 220

Клеевой грунт (левкас) для картона и дерева. 220

Левкас с гипсом.. 220

Клеевой грунт для холста. 220

Грунт с клейстером.. 221

Эмульсионный грунт.. 221

Веймарский грунт.. 223

Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами. 224

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ.. 224

ЦВЕТ ГРУНТА.. 225

ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.. 225

ПАЛИТРЫ... 225

КИСТИ.. 226

ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ.. 227

КУРАНТЫ И ПЛИТА ДЛЯ РАСТИРАНИЯ КРАСОК.. 227

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ... 228

ВВЕДЕНИЕ.. 228

ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХОД РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ.... 231

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН.. 231

СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС.. 234

МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 238

МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ И ИХ ГРУНТОВКА... 238

Камень. 238

Штукатурка. 238

Металл. 239

Стекло. 239

Дерево. 240

Холст.. 240

ГРУНТЫ НА ДЕРЕВЕ И ХОЛСТЕ.. 240

МАСЛА.. 244

ЛАКИ.. 248

КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 251

ЖИВОПИСЬ... 255

ТЕМПЕРА.. 255

СМЕШАННЫЙ СПОСОБ ЖИВОПИСИ.. 256

ФЛАМАНДСКИЙ МЕТОД ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.. 257

ИТАЛЬЯНСКАЯ МАНЕРА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 259

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ КРАСОК В ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.. 263

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАРИННОЙ ЖИВОПИСИ.. 266

ТЕХНИКА ЖИВО ПИСИ РАЗЛИЧНЫХ МАСТЕРОВ.. 269

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.. 269

ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАН.. 269

РАФАЭЛЬ.. 271

КОРРЕДЖИО.. 271

ТИНТОРЕТТО.. 271

П. ВЕРОНЕЗ. 272

РУБЕНС.. 272

ВАН-ДИК.. 274

РЕМБРАНДТ.. 275

ВЕЛАСКЕЗ И МУРИЛЬО.. 277

ФРАНС ГАЛЬС.. 277

ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ) 278

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 279

ВВЕДЕНИЕ.. 279

ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280

СТРОЕВОЙ КИРПИЧ.. 280

ПЕСОК.. 281

АЛЕБАСТР (ГИПС) 281

ИЗВЕСТЬ.. 281

ЦЕМЕНТ.. 284

РАСТВОРЫ... 286

живопись... 290

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ... 290

СТЕНЫ И ИХ ПОДГОТОВКА.. 292

ЖИВОПИСЬ.. 294

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 295

ТЕМПЕРА... 296

ЯИЧНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА.. 298

ТЕМПЕРА НА ЦЕЛЬНОМ ЯЙЦЕ.. 298

ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА С ИСКУССТВЕННОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ.. 299

КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА.. 300

ПОДГОТОВКА СТЕН.. 300

ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 303

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР... 303

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФРЕСКА.. 311

ТЕРМИНОЛОГИЯ ФРЕСКИ.. 312

ПОДГОТОВКА СТЕН.. 313

КРАСКИ.. 316

ЖИВОПИСЬ ПО СВЕЖЕЙ ШТУКАТУРКЕ.. 319

РЕТУШЬ ФРЕСКИ.. 325

ПРОЧНОСТЬ ФРЕСКИ.. 327

ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 328

ЖИВОПИСЬ ПО ТВЕРДОЙ ШТУКАТУРКЕ.. 330

КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 331

СИЛИКАТНАЯ И ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ... 334

СИЛИКАТНАЯ ЖИВОПИСЬ... 334

РАСТВОРИМОЕ СТЕКЛО.. 334

СТЕРЕОХРОМИЯ.. 335

МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 336

«Живописные краски». 336

«Декоративные краски». 338

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 339

ТЕХНОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА.. 339

ТЕХНИКА ВОСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.. 340

ВЫБОР ТЕХНИКИ СТЕННОЙ ЖИВОПИСИ.. 344

ИЛЛЮСТРАЦИИ........... 349


ВВЕДЕНИЕ

 

Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.

Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.

Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы.

Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и на­блюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о жи­вописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Зна­чение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к то­му заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возмож­но тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все при­сущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.

Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключи­тельно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверж­дается современной наукой.

Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим ве­ществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целе­сообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования на­ших дней в области приготовления масляных красок основыва­ются на том же принципе. То же можно сказать о средневеко­вой темпере, являющейся прототипом современной.

Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живо­писцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в исто­рию; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильди­ям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значитель­но и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми ма­териалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.

Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого про­межутка времени снова было обращено внимание на технику жи­вописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В созда­нии техники живописи в наше время деятельное участие прини­мает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми кра­сочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Совре­менный художник располагает неисчерпаемым количеством гото­вого материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., про­изводство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заня­ты и художники. Таким образом, создалась обширная литера­тура по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотруд­ничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая тем­пера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — тех­нологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.

Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных кра­сок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-ла­ки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время от­крыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной тех­ники живописи и т. п.

Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для на­шего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разра­ботку. В лице современной темперы, представляющей собой мо­дернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старин­ной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.

За этот же период времени наблюдается впервые организа­ция широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступ­ных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные откры­тия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым мо­жет пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в бо­лее позднее время техника каждого мастера живописи представ­ляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, приме­нившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; ни­кто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.

Указав на положительные стороны достижений нашего вре­мени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.

Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным мате­риалом и потому мало или совсем не принимает участия в при­готовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной ме­ре тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.

Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможно­сти основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в доста­точной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.

Польза, приносимая участием науки в деле техники живопи­си, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается пра­вильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а так­же разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила прева­лирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники жи­вописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX сто­летия в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к ко­торому и привело к печальным последствиям. Большинство про­изведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских ху­дожников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.

Участие химии в оздоровлении техники живописи заклю­чается в приготовлении прочных красок, избавлении их и свя­зующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обра­щать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых прихо­дится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построе­ния живописного произведения.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ

 

Красками называются вещества натурального или искусствен­ного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо связующего вещест­ва, или без него, или же соединяясь с ним химически. К пер­вым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в текстильной промышленно­сти. Эти последние носят также название пигментов[1].

Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, напри­мер, цинковые белила — химическое соединение цинка и кисло­рода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соедине­ний, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.

Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, име­ют ту определенность в своем составе, какая присуща химиче­ским соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, барито­вые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным соста­вом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от спо­собов последней и даже от малейших деталей производства.

Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чи­стым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрика­ции, или других посторонних веществ, которые в таком ко­личестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых крас­ках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их.

Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрама­рин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало.

К этому же виду красок относятся почти все краски земля­ного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхожде­ния, носящих в этом случае специальное название лаков[2]. Та­ковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигмен­ты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцвет­ные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неиз­бежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации.

Наконец, существует еще один вид красок — составных, со­стоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.

Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и мас­лах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их дол­жна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным.

Цвет красок обуславливается их химическим составом и фи­зическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Так, киноварь, изменяя свое кристаллическое строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и ще­лочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от дей­ствия на них дневного света и воздуха.

Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они сов­местно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под дей­ствием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обес­цвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от дей­ствия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения — чернят (например, ки­новарь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси меж­ду собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи.

Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные ве­щества известно с давних пор, и потому естественно, что изуче­ние свойств красок началось именно в этом направлении. Со­ставлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдержи­вающих света[3]. Было установлено время, необходимое для испытания красок прямым солнечным светом. Выяснилось, что непосредственное действие солнечных лучей на краски в про­должение 1 года и 9 мес. равняется действию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет.

Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, се­роводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под дей­ствием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях. Свет и кислород воздуха дей­ствуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почер­невшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид.

Связующие вещества красок не всегда относятся к ним ней­трально. Так, масло действует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и изменяя, та­ким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед ускоряют изменение цвета красок под влиянием света. Известь — связующее вещество фре­сковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору кра­сок. Так же действует на краски связующее вещество силикатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свой­ствами.

Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Таковыми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содержащие известь и цемент и некоторые соли, могут изменить краски; бумага, со­держащая квасцы, также изменяет некоторые краски.

Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, называются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тон­ким слоем краски, зависит от многих условий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.