Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ





 

Марсы

 

Jaune de Mars, brun de Mars, violet de Mars. Marsgelb, Marsrot, Marsbraun. Mars yellow, Mars orange.

 

Приготовление искусственных охр было открыто в Германии Георгием Фильдом. Он первый приготовил ряд искусственных красок желтого, оранжевого и фиолетового цветов, получивших название марсов.

Способы приготовления искусственных охр и состав их весь­ма различны. Краски эти могут состоять из чистой водной окиси железа, но могут содержать в своем составе глинозем, гипс, окись цинка и мел; в последнем случае они и носят название марсов.

Простейший способ приготовления желтых марсов заключает­ся в смешении растворов железного купороса с известковым молоком (из лучшей извести); получившийся при этом зеленова­тый осадок — смесь гипса и водной закиси железа — подвергает­ся действию воздуха, под влиянием которого изменяет свой цвет в желтый. Если в раствор железного купороса прибавляются квасцы, а осаждение его производится раствором соды, едкого кали или натра, то получается краска высшего сорта, состоящая из глинозема и водной закиси железа (при предварительной об­работке купороса азотной кислотой — водной окиси железа).



Оранжевый, красный, коричневый и фиолетовый марсы вы­рабатываются прокалкой желтых марсов.

Оттенки их зависят от высоты температуры прокалки: слабая прокалка дает оранжевые марсы, более сильная — красные и т. д.

Марсы значительно прозрачнее натуральных охр и очень красивы. По прочности не уступают охрам; смешиваемы со всеми прочими красками и во всех техниках живописи употреби­мы. На масле сохнут медленно и берут его от 50 до 60%. Вслед­ствие сравнительной дороговизны производства предназначают­ся исключительно для живописи.

Распознавание. Марсы, состоящие из окислов железа и глинозема, вполне растворяются при нагревании в разведенных соляной и азотной кислотах.

Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др.

 

Rouge anglais, rouge, Van Dyck. Caput mortuum. English – rot (от OCR в книге пишется Englich – rot). Van Dyck-rot. Morellensalz, Fisenoxyd. Englisch red, brown red, red oxide of iron.

 

Имеется много сортов красок этого вида с различными названиями. Лучшие из них состоят почти из чистой безводной окиси железа, получающейся искусственным путем, что достигается различными способами: прокалкой железного купороса и других соединений железа в чистом виде, в смеси с поваренной солью, селитрой и т. д.



Тонкий, весьма яркого цвета порошок краски получается при смешении растворов железного купороса и углекислой со­ды. Получающаяся в этом случае углежелезистая соль выделяется из жидкости нагреванием, после чего осадок высуши­вают и прокаливают докрасна.

Краски этого вида имеют большой и средний удельный вес. Прочны сами по себе и в смесях с другими красками, во всех техниках живописи применимы, хорошо кроют, масла берут от 40 до 50% и сохнут на нем хорошо.

Распознавание. В соляной разведенной кислоте раство­ряются при нагревании, образуя желтый раствор. В крепкой со­ляной кислоте растворяются на холоде, также в царской водке при нагревании; шпат и глина остаются в осадке.

Синие железные краски

 

Парижская лазурь, синь Милори и др. Bleu de Prusse. Berlinerblau, Pariserblau. Prussian blue, intense blue.

 

Кроме вышеописанного красочного материала, в состав кото­рого входят кислородные соединения железа, имеется еще ряд синих красок, представляющих цианистые соединения железа.

Начало их фабрикации положено открытием берлинской ла­зури в 1704 г.

Широкое производство красок этого рода, развившееся в XIXв. в Европе, разработало множество вариантов их, имею­щих различные оттенки (красноватые, индиговые, ультрамари­новые) и различные способы приготовления.

Высшим, т. е. более чистым по составу, сортом лазури яв­ляется парижская лазурь и ее синонимы: синь Милори, китай­ская синь, Stahlblau и пр. Другие лазури являются или менее чистым сортом ее, или же ее суррогатом.



С химической точки зрения лазурь есть железистосинеродное железо. Она содержит в своем составе минеральные вещества — окислы железа и органическое соединение — циан. Таким обра­зом, лазурь занимает среднее место в ряду красок — между ми­неральными и органическими красками. Этим и объясняется ее необычайная красящая сила.

Парижская лазурь получается вливанием раствора желтой синильной соли (железистосинеродистого калия) в раствор хлор­ного железа или какой-либо другой соли окиси железа, причем образуется прекрасного цвета синий осадок (лазури), с трудом промываемый в воде, совершенно нерастворимый в ней (если соль окиси железа взята в избытке).

Лазурь может выдерживать без особого ущерба для тона огромные количества посторонних примесей, каковы: гипс, мел, глинозем, тяжелый шпат, крахмал (окрашенный йодом в синий цвет), низших сортов ультрамарин и пр. (антверпенская ла­зурь — одна из представительниц подобных красок).

Все лазури не выдерживают действия щелочей, под влиянием которых разлагаются, что приводит к совершенной потере цвета. Вот почему применение их в живописи, связующее вещество которой имеет щелочной характер, например, во фреске, не пред­ставляется возможным. Следует избегать употребления лазурей и их производных в стенной живописи вообще. Что касается прочности лазури по отношению к действию света, то мнения по этому поводу различны. Во всяком случае, она превосходит по прочности многие минеральные краски. Проба лазури в виде акварельной краски после трехлетнего действия прямого сол­нечного света не пострадала нисколько в цвете[5]. Лазурь на солнечном свете изменяет свой цвет, но в тени снова принимает первоначальный вид.

Лазурь относится к лессировочным краскам, но при пастоз­ном нанесении хорошо кроет. Берет большой процент масла (80), но сохнет с ним хорошо. Не ядовита. В смеси с желтыми хромами и подобными им красками служит материалом для приготов­ления зеленых интенсивных красок.

Лазурь, подвергнутая накаливанию в присутствии воздуха, дает коричневую прочную краску, называемую прусской корич­невой.

Распознавание. На хороших сортах лазури (в кусках) при трении образуются медного цвета полосы; чем ярче блеск их и чем легче краска, тем она выше по качествам.

Со щелочами лазури теряют совершенно свой синий цвет; при накаливании с доступом воздуха приобретают красно-корич­невый цвет; в разбавленной щавелевой кислоте парижская ла­зурь растворяется.

III группа

СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ

 

Свинец дает целый ряд красок белого, желтого и красного-цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различ­ных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых.

Входя в том или ином виде в состав каждой из красок группы, он придает им всем своеобразные характерные свойства.

Краскам этой группы присущи: 1) большой удельный вес (одни из наиболее тяжелых красок), 2) корпусность и плот­ность — способность крыть, 3) большая или меньшая ядови­тость, 4) способность чернеть от сернистых соединений (серо­водорода, паров сернистого аммония я пр.), т. е. превращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета, 5) способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.

Способность свинцовых красок чернеть от сернистых соеди­нений представляет крупный недостаток красок этого рода, который не является, однакоже, препятствием к применению их в живописи по следующим основаниям: 1) присутствие сер­нистых соединений в обыкновенном воздухе жилых помещений весьма ограниченно, 2) лак, покрывающий живопись, является прекрасным защитником ее от действия вредных для нее газов и пр., 3) даже сильно зачерненные сероводородом (искусствен­ным путем) свинцовые краски в масляной (свежей) живописи сами собой под влиянием света и воздуха и дальнейшего оки­сления масла легко восстанавливаются в цвете, причем серни­стый свинец в этом случае переходит в сернокислый[6] — веще­ство белого цвета. Тот же результат достигается обработкой почерневших красок перекисью водорода. В старой масляной и клеевой живописи, где восстановление почерневших свинцовых красок, предоставленных только действию света и воздуха, силь­но замедляется, регенерация красок перекисью водорода наибо­лее уместна.

Свинцовые белила

 

Кремницкие, кремсские белила. Blanc de lomb, blanc d'argent. Kremserweiss, Kremnitzerweiss. Flake white, white lead, ceruse.

 

Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности; о них упоминают Диоскорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуссой». В средние века производством краски занимались главным образом, венецианцы, от которых оно перешло затем к голландцам; позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назы­вался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первен­ство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство на­званной краски.

Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразу­меваются краски, химический состав которых представляет раз­личные водные основные углесвинцовые соли, т. е. варьирует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его окисью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является постоянным, а в раз­личных сортах краски — различно.

Покрывающая способность краски принадлежит водной окиси свинца, количественное содержание которой в краске, однако, не должно превышать известной нормы. Хорошие белила содержат: 86% окиси свинца, 11,3% углекислоты и 2,4% воды (или приблизительно 70% углекислого свинца и 30% водной его окиси). Они носят в продаже название кремс­ских белил. Свинцовые белила — одна из наиболее тяжелых красок: удельный вес ее равняется 6,47.

Лучшим сортом свинцовых белил являются так называемые кремсские белила. Это наиболее дорогой и наиболее чистый продукт, единственно пригодный для живописи. Далее следует целый ряд различных сортов белил, которые уступают по своим качествам кремсским; таковы шифервейс и белила: кремницкие, венецианские (с 50% примеси шпата или барито­вых белил), гамбургские (с 66% примеси), голландские (с 80% примеси) и др.

Производство свинцовых белил ведется главным образом четырьмя способами: голландским (он же венецианский), не­мецким, французским и английским.

При голландском способе листы свинца, изогнутые спи­рально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприка­сается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или корье, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содей­ствии кислорода воздуха основную ускусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец.

Немецкий способ производства свинцовых белил, называе­мый камерным, состоит в том, что тонкие свинцовые листы помещаются в деревянную камеру, через пол которой в нее поступают пары уксусной кислоты, воды и углекислого газа, добываемого сжиганием дерева, каменного угля и пр. В данном случае происходит тот же процесс образования белил, что и при голландском способе.

Белила, полученные вышеописанным способом, промываются водой, чтобы освободить их от свободного свинцового сахара, трутся с водой, высушиваются и обращаются в порошок. Полу­ченные немецким способом белила называются камерными.

По английскому способу свинцовый глет смешивается со свинцовым сахаром в густое тесто, которое затем подвергается действию углекислого газа.

Во Франции при производстве свинцовых белил раствор свинцового сахара осаждается углекислым газом (или содой). Получаемый продукт очень чист, но по своим качествам значи­тельно отличается от описанных выше, так как белила в этом случае плохо кроют. Кроме того, известно получение свинцовых белил посредством электролиза.

Главнейшими примесями при недостаточной очистке белил являются: свинцовый сахар, металлический свинец, мел и мед­ные соединения. В различных сортах свинцовых белил нахо­дится до 10% свинцового сахара. Белила, содержащие медь, имеют красноватый оттенок. Нормальный продукт не должен содержать более 5 % свинцового сахара, 1 % мела и более 0,5 % воды.

Свинцовые белила жадно соединяются с маслом. Будучи растерты с водой и затем смешаны с маслом, они выделяют из себя воду и поглощают масло. Они применяются в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой живописи, во фреско­вой же и силикатной неприменимы, так как от щелочных свя­зующих веществ разлагаются. Идут на приготовление грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами. Количество масла, потребное для приготовления ма­сляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с ма­ковым маслом.

К положительным свойствам белил относятся: 1) прекрас­ный белый цвет, не изменяющийся от действия света; 2) изу­мительная пластичность и способность крыть; 3) способность давать плотный компактный слой, не образующий трещин и не отпадающий от поверхности, на которой лежит (даже при свер­тывании холста, покрытого ими); 4) способность быстро высы­хать с маслом и служить сиккативом для других смешанных с ними красок; 5) устойчивость к атмосферным воздействиям на открытом воздухе, превышающая таковую же всех других бе­лых красок; 6) пригодность почти для всех техник живописи, кроме фрески и силикатной живописи[7].

К отрицательным свойствам белил относятся: 1) сильная ядовитость; 2) потеря с течением времени части своей покры­вающей силы, результатом чего происходит просвечивание цвета поверхности, на которой лежит краска; 3) способность чернеть под действием сернистых газов и испарений и обра­щаться в сернистый свинец — вещество черного цвета; 4) на­клонность к желтению в масляной живописи в случае присут­ствия в белилах избытка водной окиси свинца.

Потеря кроющей силы у свинцовых белил, по мнению одних исследователей, объясняется образованием в краске полупрозрач­ного свинцового мыла, происходящим при излишнем содержании в последней водной окиси свинца под влиянием кислот, находя­щихся в связующих краску маслах и лаках. Другие объясняют это влияние потерей свинцовыми белилами химической воды и превращением водной окиси свинца в углекислый свинец, кото­рый лишен кроющих способностей. Так или иначе, но этот недо­статок свинцовых белил отразился в большей или меньшей сте­пени на всех произведениях старых мастеров, особенно на тех из них, которые пользовались темным грунтом, не придерживаясь рациональных методов живописи. Таковы произведения Каравад­жо, Рибейры, Пуссена и многих других.

Правильно учитывая все сказанное выше о свинцовых бели­лах, нельзя не придти к заключению, что белила эти, безусловно, необходимы в масляной живописи, хотя и не в чистом виде, а в смешении, например, с цинковыми или баритовыми белилами, подмесь которых ослабляет недостатки свинцовых белил.

Распознавание. Свинцовые белила в сухом виде в про­даже имеют вид тяжелого порошка, плиток и ступочек. При испытании их следует руководиться следующим:

 

1) при накаливании (на фарфоре) белила принимают оран­жевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло-желтый;

2) при нагревании в пробирном стаканчике белила, содер­жащие большое количество свинцового сахара, чернеют;

3) разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если по­лучится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокис­лым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинко­вых белил последние также перейдут в раствор;

4) белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, дол­жны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого кали при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого ба­рия. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обна­ружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводо­рода или сернистого натра получится белый осадок;

5) раствор сернистого натрия чернит белила.

Массикот

 

Желтый сурик. Massicot. Bleiglätte, Silberglätte. Kings'yellow.

 

Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.

Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и пла­влением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.

Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет. Она имела значение в истории живописи и была известна уже древ­нему Египту. Главное назначение ее, как и глета, заключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.

Сурик

 

Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.

 

Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древ­ности (Плиний описывает ее открытие).

По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, в котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновенной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.

Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил, ко­торые под влиянием накаливания переходят в массикот и затем в сурик.

В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темно-коричневый отте­нок. С маслом, которого берет всего 10—15%, он соединяется химически, превосходно кроет и сохнет быстрее всех других красок. В смесях с растительными красками обесцвечивается сам и обесцвечивает их. Теряет свой цвет в смеси со свинцо­выми белилами и при продолжительном выстаивании на свету в масляной живописи. Проба сурика на масле, подвергнутая мною продолжительному действию света, потеряла свой цвет настолько, что от него не осталось почти следов. Щелочи его не изменяют, и поэтому он может применяться во фресковой и силикатной живописи, где условно прочен.

Распознавание. Слабо разведенная азотная кислота разлагает краску, образуя темно-коричневую свинцовую пере­кись. Крепкая уксусная кислота совершенно растворяет сурик, образуя уксусносвинцовые соли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.