РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ
Сюда относится многочисленный ряд красок, которые по своему красильному началу могут быть разделены на несколько групп.
Материалом для производства красок первой из них служит кверцитрон — кора североамериканского красильного дуба (Quercus tinctoria). Из нее получается два красильных начала: кверцитрин и кверцитин. Эти последние дают лаки желтого цвета с глиноземом и оловом, с железом — оливкового цвета. Лаки, получаемые из кверцитрона, идут в продаже под названиями: желтый крапп-лак, laque Robert, laque de gaude, italian pink, dutsch pink, brown pink (коричневый лак).
Авиньонские красильные ягоды (ягоды растений из породы крушин) дают ксанторамнин, перерабатываемый в красильное начало раментин, из которого получается также целый ряд красок желтого цвета. Краски эти носят название стиль-де-грень. Они имеются в продаже в чистом виде и с подмесью шпата (в последнем случае они носят название «Schütgelb»).
Красильная церва, или трава желтуха (Reseda luteola), обладает красильным началом — лютеолином, которое служит также для производства желтых лаков с названиям: Waulack, laque de gaude, laque jaune de Paris.
Все названные лаки весьма непрочны и потому не должны иметь места на палитре у художника. Наиболее прочным из них является Brown pink[12].
Кампешевое дерево дает красильные начала для производства фиолетовых красок; таковы violet vegetal, violetter Lack.
Красное дерево служит материалом для производства красных лаков, которые, подобно фиолетовым, не представляют серьезного значения для живописца.
Из зеленых лаков следует назвать Saftgrün (соковая зелень), получаемую из незрелых ягод жестера (Rhamnus catharticus), которая была знакома еще во времена Рубенса.
Краска эта немногим прочнее прочих названных выше красок; в нынешнее время она заменяется составными красками из желтых лаков и парижской синей и просто анилиновыми красками-лаками.
Гумми-гут
Gomme-gutte. Gamboge. Gutti.
Прозрачная ярко-желтого цвета краска. Красильное начало ее — сок растений Cambogia gutta (Цейлон и пр.) — представляет смесь смолистого окрашенного вещества и камеди (растительного клея). Имеется в продаже и гумми-гутовый лак, состоящий из красильного начала гумми-гута и водного глинозема.
Различные сорта краски имеют различную прочность; кроме того, на прочность ее влияют и связующие вещества. В акварели гумми-гут непрочен, так как здесь он легко обесцвечивается, а пары аммиака делают его коричневым. С маслом гумми-гут дает богатую, прозрачную золотистую краску, которая, как видно из опытов художника Рейнольдса, также непрочна. Положенные на холст Рейнольдсом (в 1772 г.) пробы гуммигута с различными связующими веществами дали различный результат. Гумми-гут с маслом совершенно потерял свой цвет, тогда как со смолами и воском сохранился до сих пор очень хорошо. Прочность гумми-гута увеличивается в смесях с баритовой желтой и кадмиями.
Гумми-гут был в большом употреблении у средневековых живописцев, причем им пользовались в масляной живописи.
Распознавание. В разведенной соляной кислоте не изменяется, в присутствии щелочи (и нашатырного спирта) окрашивается в красный цвет.
К этому же типу красок относятся прозрачные краски желтого и красного цвета, носящие название драконовой крови (sang de dragon, Drachenblut, dragon's blood).
Подобно гумми-гуту, они состоят из смолистых веществ, добываемых из некоторых тропических растений (Dracaena draco и др.). Если они представляют экстракт красильного вещества, то имеют красный цвет; в виде же лака имеют желтый цвет.
Сравнительно с другими растительными красками гумми-гут имеет несколько большую прочность.
Еще один из видов смолистого вещества, называемого гуммилаком, из которого получаются красильные начала лак-лак и лак-дей, служит сырым материалом для получения красок, близких по цвету кошенильному кармину. Краски эти носят название: голландский кармин, laque-laque и т. д. По прочности они одинаковы с кошенильными красками.
Индиго.
Кубовая краска. Indigo.
Индиго принадлежит к краскам, игравшим и играющим весьма важную роль в красильном деле. Она знакома была уже древнему Египту. Начиная с XVI в., она приобрела широкую популярность в Европе, причем в эпоху Возрождения она применялась и в живописи, где из-за своей непрочности повредила немало художественных произведений (Веронеза в том числе).
Краска эта получается из растения Indigofera disprema и вайды; красящее начало ее — индиготин. Последний получен синтетически в 1897 г. и в настоящее время почти вытеснил с рынка натуральный продукт.
Индиго прочнее в акварельной живописи, хотя и здесь оно бледнеет на свету. На масле оно зеленеет, кроме того, чернеет и кроет плохо, в тонком слое имеет голубой оттенок, в корпусном — сине-черный. Искусственное индиго чище и красивее натурального, так как последний содержит, кроме индиготина, побочные вещества, уменьшающие его прочность и ослабляющие чистоту его цвета.
Сепия
Sepia.
Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска каракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.
Применяется исключительно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.
На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические коричневые краски.
Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются ульминовыми коричневыми, или искусственной сепией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.
БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА
К этой группе красок отнесены асфальт (битум) и другие краски, относящиеся к битуминозным веществам, добываемым из бурого угля, а также вещества, содержащие асфальт, каковым является мумия.
Асфальт
Bitume. Asphaltbraun, Antwerpenbraun. Bitume.
Асфальт состоит главным образом из углеводородов парафинового ряда; в составе его, кроме того, содержатся сернистые соединения и азот.
Известностью пользуется сирийский асфальт, находимый на берегу Мертвого моря. Кроме того, асфальт находится в Баку, на Кавказе, в Тринидаде, в Калифорнии, Кубе, Техасе, Мексике. Для живописи служит исключительно сирийский асфальт.
Асфальт в натуральном виде растворим в маслах и скипидаре; вот почему трудно обратить его в краску, т. е. вещество, нерастворимое в маслах. Для превращения в краску сырой продукт подвергается обработке, производящейся различным образом. Обыкновенно делается смесь из асфальта, венецианского терпентина, шеллака, высыхающего масла и воска, которые сплавлением превращаются в однородное вещество, которое и служит краской.
Обладая прозрачностью, необыкновенной делимостью и красотой цвета, асфальт привлекал к себе внимание живописцев во все времена: старые мастера, особенно фламандцы и голландцы, пользовались асфальтом в своих произведениях очень часто, причем он сохранился у них лучше, нежели в позднейшей живописи, которой асфальт нанес во многих случаях огромный вред.
Асфальт бледнеет на свету. Смешанный с другими красками просачивается наверх, нарушает прочность слоя, образуя трещины и съеживая его. Лучшее применение асфальта — в чистом виде и притом в одном слое.
Ввиду недостатков асфальта и привязанности к нему многих живописцев изготовляют имитацию асфальта, носящую название коричневой Вивера. Краска эта совершенно безвредна, очень прочна и похожа по цвету на асфальт; по составу принадлежит к марсовым краскам, красящим началом которых является безводная окись железа.
Мумия египетская
Momie d'Egypte. Mumie. Mummy.
Краска коричневого цвета, оттенка асфальта, но лишенная прозрачности его.
По составу своему представляет вещество мумии в смеси с асфальтом, ладаном и другими смолами. Для приготовления краски берутся части египетских мумий, представляющие в изломе коричнево-черное блестящее вещество. Части, содержащие костные вещества, считаются материалом второго сорта.
На свету мумия бледнеет, подобно чистому асфальту; в остальных отношениях она лучше асфальта.
Имеющаяся в продаже краска Mumienbraun представляет жженую зеленую землю и ничего общего не имеет с египетской мумией.
Коричневая кассельская и кёльнская земли
Коричневая Ван-дик. Brun Van Dyck, terre de Cassel, terre de Cologne. Van Dyck Braun, Kölner Umbra, Kasseler Braun, Spanisch Braun, Vandyke brown, Casselearth, Cologneearth.
Обе краски имеют красивый темно-коричневый цвет различных оттенков. Состоят из бурого угля, представляющего' бурую землистую массу совершенно разложившихся под водой остатков болотных растений. Кассельская земля получается из Касселя, а кёльнская — из залежей в окрестностях Кёльна.
Они были известны в эпоху Возрождения и применялись в живописи старыми мастерами, и в частности — Рубенсом и Ван-Эйком.
Прозрачны. Под действием света бледнеют, в смеси с белилами теряют тепловатый оттенок, переходящий в холодный тон.
УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ
Исходным материалом для получения черных красок служат органические вещества растительного и животного происхождения, превращенные в уголь, копоть и сажу.
Смотря по способу добывания их и составу сырого материала, черные краски состоят или из чистого углерода, или из углерода в смеси с минеральными веществами, и такого рода краски по своей сущности являются минеральными красками; наконец, из углерода в смеси с органическими веществами, каковыми, например, являются в неочищенном виде сажа и копоть.
Сырым материалом для получения угля служат различные породы дерева: липовое дерево, виноградные лозы и т. д., кости плодовых растений и кости животного происхождения. Материал этот подвергается обжигу (сухой дистилляции) без доступа воздуха, в результате чего получается более или менее чистый уголь.
Сжигание различных масел при малом доступе воздуха (неполное горение), ведущееся в специальных аппаратах, дает сажу и копоть, которые и служат красками. Такова ламповая копоть, копоть стеариновых свечей (noire de bougie), сажа кунжутного масла и пр. Сажа и копоть, кроме углерода, содержат еще так называемые пригорелые масла и смолы, которые относятся к вредным составным элементам в красках, и потому они подвергаются очистке, которая достигается прокалкой копоти и сажи, промывкой их спиртом со скипидаром и раствором едких щелочей.
Сажа и уголь применялись как краски в глубокой древности.
Характерными свойствами красок этого рода являются: 1) безвредность для здоровья; 2) прочность по отношению к свету; 3) медленное высыхание с маслом; 4) нейтральность по отношению к другим краскам; 5) способность хорошо крыть на масле.
Слоновая кость
Noir d'ivoire. Elfenbeinschwarz. Iv ory black.
Краска, применявшаяся уже в глубокой древности, современная Апеллесу.
Материалом для получения краски служили прежде исключительно обрезки настоящей слоновой кости, остающиеся от токарных и резных работ из кости; в настоящее время пользуются для этого и простой костью, дающей черную краску хороших качеств.
Слоновая кость имеет чистый черный цвет, дающий в разбеле с белилами на масле серый тон с перламутровым оттенком. Берет большое количество масла (до 100%) и сохнет медленно.
Применяется во всех способах живописи.
Распознавание. При сжигании на воздухе образует белый пепел.
Жженая кость
Noir d'os. Beinschwarz.
Эта краска имеет черный цвет с красноватым оттенком, который остается и в разбеле с белилами.
Получается обугливанием различных костей, причем цветом своим обязана недожогу кости; вследствие этого краска по своим качествам стоит значительно ниже слоновой кости, бледнеет на свету и сохнет на масле особенно медленно.
Виноградная и персиковая черные
Noir de vigne, noir de pêche. Rebenschwarz, Kernschwatz. Blue black.
Виноградная черная фабрикуется обугливанием молодых виноградных лоз. Имеет синеватый оттенок, который остается и в разбеле.
Обжигом промытых виноградных выжимок получается также черная краска, которая носит название в торговле франкфуртской черной.
Обугливанием персиковых, абрикосовых и миндальных косточек получается красивая черная краска — персиковая черная, близкая по тону виноградной черной.
Молодые ветви бука при той же обработке дают буковую черную; отрезки пробок — пробковую черную.
Все эти краски, подобно слоновой кости, относятся к лучшим черным краскам, совершенно постоянны и годны во всех способах живописи.
Обладая чрезвычайно малым удельным весом, они представляют некоторое затруднение при обращении их в масляную краску или водяную, так как с трудом смачиваются связующим веществом и всплывают на его поверхность. Во избежание этого явления необходимо смачивать порошок краски, при растирании на масле — бензином, при растирании же с водным связующим веществом — спиртом.
Бистр
Bistre. Bister.
Краска черно-бурого цвета. Получается из сажи, добываемой при сгорании букового дерева. Применяется только в акварели. На свету сереет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|