Сделай Сам Свою Работу на 5

Гарантия под кредитную карту





Для возможности осуществления расчетов с использованием кредитных карт в качестве средства платежа гостиница должна заключить договор с банком. В этом договоре оговаривается порядок авторизации карт и условия обеспечения гостиницы необходимым техническим оборудованием. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт.

Согласно договору банк передает гостинице бланки так называемых слипов, которые являются бланками строгой отчетности. Слип представляет собой бланк специальной формы и содержит следующие реквизиты: наименование держателя карты и фирмы, в которой он работает; номер карты; дату платежа; израсходованную сумму; тип платежной системы (VISA, MASTERCARD), адрес гостиницы и код авторизации.

Полученные в обслуживающем банке слипы передаются материально ответственным лицам под отчет и учитываются на специальном забалансовом счете.

Слип заполняется после авторизации предъявленной карты.

Под авторизацией карты понимается процедура проверки подлинности карты и средств, обеспечивающих расчеты по предъявленной карте (по компьютерным сетям, телефону и другим каналам).



Гостиница заполняет слип в трех экземплярах: первый передается гостю или заказчику, второй — банку, а третий остается в учете гостиницы.

В бухгалтерии гостиницы составляется реестр выданных слипов в двух экземплярах: первый передается в банк, а второй с распиской банковского работника о получении слипа остается в гостинице.

Обслуживающий гостиницу банк берет на себя обязательство осуществления расчетов с банками-эмитентами карт.

При зачислении денежных средств на расчетный счет гостиницы банк в выписке указывает даты реестров и суммы денежных средств.

В случае если бронирование не было отменено до установленного гостиницей дня и часа и гость не приехал, гостиница удерживает по кредитной карте сумму штрафа, обычно равную стоимости одной ночи проживания.

После получения от гостиницы необходимых документов (слипов) банк переводит сумму штрафа на расчетный счет гостиницы и уведомляет об этом банк-эмитент, а тот, в свою очередь, держателя карты.

Формирование цены гостиничных услуг



Как правило, за определенные условия размещения (одноместное, двухместное, трехместное) в определенной категории номеров (стандартный, полулюкс, люкс, апартаменты) гостиницы устанавливают в прейскуранте так называемые базовые (стандартные) цены.

Базовые (стандартные) цены устанавливаются обычно за сутки проживания и не содержат никаких скидок. Обычно их предлагают клиентам, не имеющим с гостиницей долгосрочных договоров о размещении и предварительном бронировании.

Кроме того, во всех гостиницах предусмотрены специальные цены, которые подразумевают скидки по сравнению с базовыми ценами.

Специальные цены фиксируются в отдельных прейскурантах. Например, параллельно могут использоваться прейскуранты для:

a групп иностранных граждан при заезде десяти и более человек в день;

a иностранных граждан на индивидуальное поселение;

a групп граждан России и СНГ от пятнадцати и более человек;

a граждан России и СНГ на индивидуальное поселение;

a любых граждан на индивидуальное поселение в номера повышенной комфортности;

a любых граждан на индивидуальное поселение в номера пониженной комфортности.

В прейскурантах специальных цен в разных гостиницах предусматриваются самые разнообразные условия предоставления скидок к базовым (стандартным) ценам, что является отражением определенной маркетинговой и ценовой стратегии, призванной увеличить загрузку номерного фонда.

Фантазия коммерческих отделов гостиниц в этом направлении неисчерпаема. Так, например, корпоративным клиентам могут быть предложены скидки, основанные на объеме заказанных комнат в год. Чем больше заказ, тем ниже предлагаемая цена.



Существуют также специальные цены для турагентств и туроператоров, позволяющие не платить им комиссионное вознаграждение с учетом предоставленных скидок.

Применяются скидки для гостей, поселяющихся в гостиницу во второй раз (с этого момента они относятся к категории постоянных). Для идентификации постоянных гостей в компьютере ведется файл «история гостя».

Для привлечения гостей категории VIP (Very Importent Person), SPATT (Special Attention) —. «звезды» эстрады, театра и кино, президенты стран и известных компаний, работники правительств и посольств разных стран — с целью повышения имиджа гостиницы им также могут предоставляться скидки, тем более что такие гости, как правило, размещаются в самых дорогих, не пользующихся массовым спросом номерах.

Кроме того, во многих гостиницах предусмотрены цены за размещение на неполный день. Обычно эта услуга оказывается без предварительного бронирования.

Специальные цены могут быть предложены для держателей отдельных пластиковых карт, участников выставок, семинаров, симпозиумов (длительность проживания не менее трех суток).

Таким образом, стоимость одного дня проживания гостя зависит от многих условий и в каждом отдельном случае определяется индивидуально.

В распространяемой рекламной продукции гостиниц высокого класса, созданных с участием иностранных инвестиций, базовые цены за проживание указаны, как правило, с учетом размещения, завтрака по типу «шведский стол», но без налога на добавленную стоимость.

Базовые цены гостиниц с участием только российских инвестиций обычно включают стоимость размещения и завтрака (включая налог на добавленную стоимость), а иногда оплату кабельного телевидения.

Средняя цена стандартного номера для пятизвездочного российского отеля колеблется в пределах 230—280 долл., четырехзвездочного — 90—150, трехзвездочного — 30—60 долл. США в день.

Для примера можно привести прейскурант на проживание в номерах Президент-отеля в Москве (включая стоимость завтрака и НДС), долл.:

Одноместный......................................................................... 200

Одноместный люкс............................................................... 230

Двухместный (стандартный) .............................................. 240

Люкс (двухкомнатный)........................................................ 350

Люкс (трехкомнатный) ........................................................ 500

В прейскуранте также указывается, что расчеты за проживание производятся по кредитной карточке или в рублях в пересчете по курсу, утвержденному в гостиничном комплексе на день расчета.

Не все услуги, предоставляемые гостиницами, включаются в стоимость проживания. Некоторые дополнительные услуги, например доставка завтрака в номер, оплачиваются отдельно.

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской федерации клиент вправе отказаться от дополнительных услуг. Некоторые виды услуг гостиницы должны предоставлять своим клиентам бесплатно, например доставку корреспонденции в номер.

Гостиницы разных категорий включают в стоимость проживания различный набор основных услуг. Этот набор определяется требованиями, установленными стандартами для соответствующих категорий гостиниц.

Одни и те же услуги для гостиницы одной категории являются дополнительными, а для гостиницы другой категории — обязательными, стоимость которых они имеют право включить в стоимость проживания.

Так, согласно ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» во всех номерах пятизвездочной гостиницы должна быть предусмотрена возможность приема основных телекомпаний мира. То есть гостиницы данной категории имеют право учесть оплату услуг спутникового телевидения при формировании стоимости проживания. В то время как трехзвездочная гостиница может предложить своим гостям ту же услугу по приему основных телепрограмм мира в качестве оплачиваемой отдельно дополнительной услуги.

Указанными выше Правилами установлен единый расчетный час, исходя из которого рассчитывается плата за проживание — 12 часов текущих суток по местному времени.

При размещении до расчетного часа плата за проживание не взимается.

Номера должны быть освобождены в 12 часов в день отъезда.

В случае задержки выезда гостя плата за проживание взимается в следующем порядке:

a не более 6 часов после расчетного часа — почасовая оплата;

a от 6 до 12 часов после расчетного часа — плата за половину суток;

a от 12 до 24 часов после расчетного часа — плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).

При проживании не более суток плата взимается за сутки независимо от расчетного часа. Например, если гость поселился в 2 часа ночи, то плата за проживание с 2 до 12 часов дня не взимается. Если же гость сдал номер после 12 часов дня, он должен оплатить лишние часы. Для этого гостиница, помимо суточного тарифа, должна установить в прейскуранте почасовые тарифы за те же категории номеров.

Затраты на ремонт и реконструкцию основных средств

Гостиничное хозяйство включает широкий спектр различного оборудования и коммуникаций (объекты водоснабжения, отопления, электро- и газоснабжения, канализация, оборудование лифтов, вентиляционные системы и др.).

Оборудование требует регулярных плановых и внеплановых ремонтов (текущего и капитального характера). Порядок учета затрат на проведение всех видов ремонта должен найти отражение в учетной политике гостиницы.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации (введено в действие с 1 января 1999г. для равномерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) организации могут создавать резерв средств (ремонтный фонд), исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями.

Созданный резерв относится на себестоимость по элементу «Прочие затраты» и отражается подебету счетов учета текущих издержек производства и обращения икредиту счета 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Это первый вариант учета затрат по ремонту основных средств — наиболее часто используемый гостиницами.

Второй вариант предполагает учет затрат по ремонту основных средств в составе расходов будущих периодов. Фактические затраты на ремонт постепенно накапливаются подебету счета 31 «Расходы будущих периодов». При этом варианте учета затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) исходя из установленного организацией норматива; разница между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг), отражается в составе расходов будущих периодов. Такой вариант учета может быть использован небольшими по вместимости гостиницами.

Третий вариант предполагает включение затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы. Фактические затраты отражаются подебету счетов учета затрат на производство или издержек обращения икредиту счетов 02 «Износ основных средств»,10 «Материалы»,12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»,67 «Расчеты по внебюджетным платежам»,69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Этот вариант учета наиболее распространен в настоящее время. Однако его чаще используют организации с небольшим удельным весом основных средств в имуществе и небольшим износом, что нехарактерно для гостиниц.

Следует отметить, что источником возмещения затрат на ремонт непроизводственных основных средств, если они есть на балансе гостиницы, является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении гостиницы после уплаты налогов.

На практике нередки ситуации, когда капитальный ремонт основных средств приводит к изменению сущности объектов (превращение чердачных помещений в номера, использование после капитального ремонта подвальных помещений под сауну, бассейн и другие объекты дополнительных услуг для гостей). В этом случае затраты на ремонт основных средств являются затратами на их модернизацию и реконструкцию и не включаются в себестоимость. Следует четко разграничить учитываемые в себестоимости гостиничных услуг затраты на капитальный ремонт и учитываемые в составе капитальных вложений затраты на реконструкцию и модернизацию зданий и помещений.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Минфином России от 30.12.93г. №160) «долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.

Указанные работы приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода на их содержание».

Таким образом, затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств учитываются в составе долгосрочных инвестиций и списываются через амортизацию новых объектов основных средств.

Иногда, начиная капитальный ремонт зданий и помещений, руководство гостиницы не предвидит возможных последствий ремонта (приведет ли он к изменению сущности объектов или нет). Поэтому перед сдачей объекта в эксплуатацию должна быть проведена экспертиза и принято решение по вопросу: переводить часть затрат на капитальный ремонт в бухгалтерском учете в состав долгосрочных инвестиций или оставить все затраты в составе себестоимости гостиничных услуг? Такую часть затрат можно выделить расчетным путем, например, определив стоимость добавленных квадратных метров общей площади жилых помещений по справке БТИ или произведя иные инженерные расчеты.

Если решение о переводе части затрат в состав долгосрочных инвестиций будет принято, на эту расчетную сумму уменьшится годовая сумма текущих затрат на ремонт и соответственно увеличится налогооблагаемая база прибыли, а при вводе в эксплуатацию объекта основных средств, связанного с долгосрочными инвестициями, увеличится месячная сумма амортизации, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг), и с уменьшением налогооблагаемой базы прибыли соответственно увеличится налог на имущество предприятия.

Если же такое решение не будет принято, налоговые органы при проведении проверки могут классифицировать данную ситуацию как завышение себестоимости и соответствующее занижение налогооблагаемой базы прибыли текущего периода.

Таким образом, ошибка в учете затрат на капитальный ремонт может привести к завышению себестоимости гостиничных услуг отчетного периода и соответственно занижению на ту же величину налогооблагаемой прибыли со всеми вытекающими последствиями, включая начисленные налоговыми органами штрафы и пени в бюджет.

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Имущество гостиниц складывается не только из основных средств, но и материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Например, в составе МБП гостиницы учитывают сантехническое оборудование, мебель, ковры, паласы, портьеры, постельные принадлежности, светильники, форменную обувь и одежду и другое имущество. К тому же материалы и МБП находятся в гостинице в постоянном движении: оприходование на склад, отпуск со склада для различных внутренних подразделений, начисление износа, учет порчи и списание.

Все факты по движению материалов и МБП фиксируются в установленных специальных формах документов. Тем не менее, из-за значительного количества операций велика вероятность ошибок при учете.

Чтобы выявить учетные ошибки и обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, необходимы периодические инвентаризации имущества гостиницы. Так, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества гостиницы проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.95г. №49.

Инвентаризация представляет собой подсчет в натуре имущества организации и выверку ее обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательное проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств предусмотрено:

a в случае передачи имущества в аренду; при выкупе, продаже и преобразовании организации;

a перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года, а также основных средств, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет);

a при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

a при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

a в случае пожара или стихийных бедствий;

a перед составлением ликвидационного баланса при ликвидации организации.

В гостинице должен применяться специальный график проведения инвентаризаций различных видов имущества, дифференцированный по видам имущества и срокам проведения. В нем рекомендуется предусмотреть проведение локальных инвентаризаций по отдельным подразделениям гостиницы, а также более частую инвентаризацию материалов и МБП, чем предусмотрено действующим законодательством, в связи со спецификой деятельности гостиницы.

Вопрос своевременного проведения инвентаризации имущества и обязательств является важным, поскольку только на основании результатов проведенной в соответствии с требованиями законодательства инвентаризации можно судить о достоверности отчетности организации.

При обязательной аудиторской проверке аудитор вправе отказаться дать заключение организации о достоверности ее отчетности и соответствии законодательству совершаемых финансово-хозяйственных операций, если отсутствуют результаты инвентаризации за проверяемый отчетный год.

 

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

С введением в действие с 1 января 1999г. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации существенно меняется и подлежит корректировке учетная политика организаций.

Согласно ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому, предполагает имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. В ней должны найти отражение:

a рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

a формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

a порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

a методы оценки активов и обязательств;

a правила документооборота и технология обработки учетной информации;

a порядок контроля за хозяйственными операциями;

a другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации, подлежит обязательному раскрытию в пояснении к годовому отчету, представляемому в налоговые органы, и применяется последовательно в течение ряда лет.

Изменение учетной политики организации может быть только в специально оговоренных случаях: изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработка организацией новых способов бухгалтерского учета; существенное изменение условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Кроме того, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

Согласно пункту 8 ПБУ 1/98, если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики соответствующий способ может быть разработан организацией исходя из положений по бухгалтерскому учету. Это особенно актуально для турфирм, которые на практике часто встречаются с ситуациями, по которым не установлены способы ведения бухгалтерского учета.

Подготовка и раскрытие учетной политики является серьезным мероприятием, последствия которого напрямую влияют на финансовое состояние организации. Действительно, выбранная организацией неэффективная учетная политика может повлечь финансовые потери в течение всего отчетного года.

Альтернативные способы учета в рамках действующего законодательства

Законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету разрешена оценка отдельных видов активов и обязательств организации, определение некоторых величин, формирование себестоимости продукции (работ, услуг) не одним, а двумя или более способами (табл. 12).

Однако следует иметь в виду, что многие разрешенные для целей бухгалтерского учета способы запрещены для целей налогообложения. Запрет на расчет налогооблагаемой базы в зависимости от выбранного способа бухгалтерского учета лишает организации финансового маневра и искажает смысл выбора организацией учетной политики.

Выбор метола группировки и включения затрат в себестоимость реализованных услуг

В настоящее время законодательством разрешены два метода группировки и включения затрат в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг): традиционный и «директ-костинг» (ежемесячное списание в полном объеме условно-переменных затрат сдебета счета 26 «Общехозяйственные расходы» непосредственно вдебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»).

Следует заметить, что группировка расходов при использовании метода «директ-костинг» на зависящие и не зависящие от объема оказания услуг является в достаточной степени условной. Отсюда и наименование групп расходов: условно-переменные (зависящие) и условно-постоянные (независящие). В связи с этим при использовании метода «директ-костинг» организациям рекомендуется закрепить в учетной политике обоснованный расчетами перечень условно-постоянных расходов, вычитаемых в полном объеме из выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При наличии у организации категории общехозяйственных расходов, которые не могут быть признаны условно-постоянными (например, установленные в зависимости от объема производства туристского продукта сборы и отчисления; командировочные расходы в случае их регулярности и установленной связи с объемом производства услуг и др.), их следует учитывать отдельно и включать в себестоимость оказанных услуг черезсчет 20 с отнесением их остатка на нереализованную продукцию.

Выбор удельного веса производственной и посреднической деятельности в обшей выручке от реализации услуг с учетом распределения косвенных расходов

В настоящее время законодательством для целей налогообложения разрешен только один способ распределения косвенных (условно-постоянных) расходов — пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общем объеме выручки от реализации.

Рассмотрим последовательность распределения косвенных (условно-постоянных) расходов между туроператорской и посреднической деятельностью на примере.

Для упрощения расчетов НДС не учитывается.

Выбор метода определения выручки от реализации услуг для целей налогообложения

В настоящее время для целей бухгалтерского учета принят только один возможный метод определения момента реализации и финансового результата — по моменту отгрузки и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов, то есть метод начисления. Исключение составляют случаи, когда договором поставки обусловлен отличный от общего порядок перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику).

В то же время для целей налогообложения (то есть для расчета налога на прибыль; НДС; налога на пользователей автомобильных дорог; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (для Москвы) и других налогов, базой для исчисления которых является выручка от реализации продукции, работ, услуг) организациям разрешено определять выручку от реализации как по моменту оплаты (кассовый метод), так и по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Метод определения выручки от реализации для целей учета и налогообложения устанавливается организацией на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

Если в учетной политике организации для определения выручки от реализации для целей налогообложения принят метод начисления, у нее данные бухгалтерского и налогового учета совпадают, и нет необходимости в определении выручки от реализации для целей налогообложения.

Если же организацией в учетной политике принят кассовый метод для определения выручки от реализации для целей налогообложения, то у нее возникает несоответствие между данными бухгалтерского и налогового учета. Эта организация должна рассчитывать две величины выручки от реализации: одну — непосредственно для целей учета и выведения финансового результата, определяемую методом начисления, вторую — для целей налогообложения. Вторая величина выручки от реализации определяется кассовым методом, то есть путем корректировки ее первой величины.

Кроме того, для целей налогообложения должен быть откорректирован соответственно и финансовый результат, представляющий собой прибыль от реализации, поскольку этот показатель используется в расчете налога на прибыль.

Результаты расчетов годовой суммы амортизации, суммы амортизации нарастающим итогом (накопленного износа) и остаточной стоимости объекта основных средств линейным способом сведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Расчеты по начислению амортизации линейным способом

Период Годовая сумма амортизации, руб. Накопленный износ, руб. Остаточная стоимость, руб.
Первый год Второй год 6000 (3000 • 2) 12000(15000 - 3000) 9000 (12 000 - 3000)
Третий год Четвертый год Пятый год 9000 (3000 • 3) 12 000 (3000 • 4) 15 000 (3000 • 5) 6000 (9000 - 3000) 3000 (6000 - 3000) 0 (3000 - 3000)

 

Таким образом, по истечении срока полезного использования объекта основных средств (через пять лет) его остаточная стоимость полностью списана, то есть равна нулю, а организация имеет необходимую сумму денежных средств (15 000 руб.) для приобретения нового аналогичного объекта основных средств.

Наблюдаемые тенденции: в течение всего срока полезного использования основного средства амортизационные отчисления одинаковы. Накопленный износ равномерно увеличивается, а остаточная стоимость уменьшается, размер налогов на прибыль и на имущество предприятий уменьшается равномерно в течение всего срока полезного использования объекта основных средств.

Линейный способ можно рекомендовать для турфирм с невысоким уровнем рентабельности, а также тех, которые относительно редко обновляют эксплуатируемые объекты основных средств.

Способ уменьшаемого остатка предполагает неравномерное списание стоимости объекта основных средств в течение всего срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования. Причем после истечения срока полезного использования объект основных средств имеет остаточную стоимость, которая полностью списывается в течение более длительного периода.

Результаты расчетов годовой суммы амортизации, суммы амортизации нарастающим итогом (накопленного износа) и остаточной стоимости объекта основных средств способом уменьшаемого остатка сведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Период Годовая сумма амортизации, руб. Накопленный износ, руб. Остаточная стоимость, руб.
Первый год Второй год 3000 (15 000 : 5) 2400 (12 000 : 5) 9600 (12 000 - 2400)
Третий год Четвертый год Пятый год 1920 (9600 : 5) 1536 (7680 : 5) 1229 (6144 : 5) 7680 (9600 - 1920) 6144 (7680 - 1536) 4915 (6144 - 1229)

 

Расчет продолжается до тех пор, пока остаточная стоимость не приблизится к нулю,

Таким образом, по истечении срока полезного использования объект основных средств имеет остаточную стоимость, которая уменьшается в течение очень длительного периода, не имеющего ничего общего со сроком полезного использования.

В зарубежной практике при использовании этого способа начисления амортизации применяется удвоенная норма амортизации, что позволяет в первые годы списать более половины стоимости объекта основных средств, после чего данный объект числится в учете в символической оценке, которая в течение длительного срока постепенно приближается к нулю.

Наблюдаемые тенденции: в отдельные периоды срока полезного использования объекта основных средств амортизационные отчисления имеют разную величину, причем в первые годы она имеет наибольшее значение. Накопленный износ увеличивается неравномерно: в первые годы интенсивнее, чем в последующие. Соответственно и остаточная стоимость уменьшается неравномерно: в первые годы интенсивнее, чем в последующие.

Данный способ предполагает в первые годы эксплуатации объекта основных средств значительный удельный вес амортизации в затратах, что позволяет в первые годы эксплуатации объекта основных средств значительно снизить величину налогов на прибыль и имущество организации.

Способ уменьшаемого остатка могут использовать турфирмы с высоким уровнем рентабельности, которые к тому же часто обновляют объекты основных средств. В случае медленного процесса обновления объектов основных средств размер налога на прибыль из года в год будет возрастать вместе со снижением удельного веса амортизационных отчислений в затратах турфирмы.

Данный способ, по мнению автора, имеет существенный недостаток: он трудоемок в расчетах и бухгалтерском учете, так как по объектам основных средств с незначительной остаточной стоимостью продолжается начисление амортизации в течение длительного периода времени.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования предполагает неравномерное списание (распределение) стоимости объекта основных средств в течение всего срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта (в первый год — 5, во второй — 4, в третий — 3, в четвертый — 2 и в пятый (последний) — 1), а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта [для нашего примера 15(1+2+3+4+ 5)].

Результаты расчетов годовой суммы амортизации, суммы амортизации нарастающим итогом (накопленного износа) и остаточной стоимости объекта основных средств способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования сведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Расчеты по начислению амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Период Годовая сумма амортизации, руб. Накопленный износ, руб. Остаточная стоимость, руб.
Первый год Второй год Третий год Четвертый год Пятый год 5000 (15 000 • 5 : 15) 4000 (15 000 • 4 : 15) 3000 (15 000 • 3 : 15) 2000 (15 000 • 2 : 15) 1000 (15 000 • 1 : 15) 10 000 (15 000 - 5000) 6000 (10 000 - 4000) 3000 (6000 - 3000) 1000 (3000 - 2000) 0 (1000 - 1000)

 

Таким образом, по истечении срока полезного использования объекта основных средств (через пять лет) его остаточная стоимость полностью списана, то есть равна нулю, а организация имеет необходимую сумму денежных средств (15 000 руб.) для приобретения нового аналогичного объекта основных средств.

Наблюдаемые тенденции: в отдельные периоды срока полезного использования основного средства амортизационные отчисления имеют разную величину, причем в первые годы она имеет наибольшее значение, а затем из года в год уменьшается. Накопленный износ увеличивается неравномерно: в первые годы интенсивнее, чем в последующие. Остаточная стоимость уменьшается так же неравномерно.

Данный способ наиболее удобен для турфирм с высоким уровнем рентабельности, которые к тому же еще и часто обновляют объекты основных средств. В случае медленного процесса обновления объектов основных средств размер налога на прибыль из года в год будет возрастать вместе со снижением удельного веса амортизационных отчислений в затратах турфирмы.

В отличие от способа уменьшаемого остатка данный способ удобен как с точки зрения налогообложения, так и с точки зрения трудоемкости расчетов.

Турфирмы, используя этот способ амортизации, в первые годы эксплуатации объектов основных средств могут достичь значительной экономии по налогам на прибыль и на имущество предприятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.