|
Детские состязания были точным повторением состязаний взрослых людей. Впрочем, уже с давних пор пятиборство было исключено из них, как состязание слишком тяжелое для юного возраста.
Бега колесниц.
|
Самыми старинными состязаниями на гипподроме были бега колесниц, запряженных четверкой лошадей. Эти состязания всегда оставались в Греции самыми излюбленными. Требовалось обогнуть столб у старта двенадцать раз. В более позднюю эпоху стали появляться упряжки мулов, колесницы с парой лошадей, а также с парой или четверкой жеребят. Самым важным нововведением были скачки на верховых лошадях. Скачки с препятствиями не были в ходу, но перед приближением к цели наездник должен был соскочить на землю и бежать за лошадью с поводьями в руках. Наряду с такими скачками были введены даже скачки на кобылицах и на жеребятах. Награда за победу доставалась владельцам лошади или колесницы, а не наездникам или кучерам.
В каком порядке происходили эти состязания, мы не знаем. В древнюю эпоху все они заканчивались в один день. Когда программа их разрослась, они стали продолжаться три дня. Для открытия устраивались детские упражнения, на утро следующего дня назначался бег взрослых. После полудня — борьба, кулачный бой и панкрат. Конские состязания относились на утро третьего дня, а с. 376 пятиборство и бег с оружием происходили после полудня. Но из этого правила неоднократно делались исключения.
В IV веке были придуманы еще два состязания: глашатаев и трубачей.
4. Победители. После каждого состязания происходило обнародование глашатаем имени победителя, его отца и названия его родины. Атлет или владелец колесницы подходил к судьям, которые вручали ему пальмовую ветвь. Тогда родственники, друзья, соотечественники, знакомые и незнакомые поклонники приветствовали его, бросали ему цветы и подымали его на свои плечи. Раздача наград производилась в последний день праздника. Первоначально наградой служили драгоценные вещи, треножники, дорогие материи. Впоследствии стали раздавать простые венки из дикой оливы, украшенные лентами; венки эти делались из ветвей оливкового дерева, посаженного, как говорили, самим Гераклом. Оно росло возле храма Зевса, где происходила и церемония раздачи наград. Элланодики возлагали венки на головы победителей в присутствии должностных лиц и элидских жрецов, а также перед представителями всех греческих стран. Затем устраивалось шествие. Впереди двигались элланодики, затем новые олимпионики, сопровождаемые гражданскими и духовными властями, общественными гостями и депутатами разных народностей, а также статуями богов; они спускались в Алтис, где их ждала восторженная толпа. Они медленно двигались в своих ярких одеждах, с венками на головах, с пальмовыми ветвями в руках, под звуки флейт и пения. За ними, все в цветах, изогнув гордо шеи, гарцевали лошади, кобылицы и жеребята, одержавшие победу; певцы, шедшие вокруг них, громогласно распевали соответствующие случаю стихи. Все присутствующие после каждой строфы или куплета хором подтягивали священный припев:
| «Слава тебе, могучий Геракл, победитель на играх! Слава тебе, Иолай! Слава благородной чете! Тенелла, Тенелла, слава победителю!»52
|
С. 377 Когда шествие приближалось к алтарю 12-и богов, победители, окруженные собравшейся толпой, совершали жертвоприношения и благодарственные моления. Затем шествие снова пускалось в путь. Теперь оно двигалось к пританею, где граждане Элиды приготовляли большой пир, на который приглашались все привилегированные должностные лица Олимпии, жрецы, проксены и феоры. Толпа, собравшаяся у дверей, с жадностью внимала доносившимся до нее радостным возгласам. Как только имена победителей заносились в гимназии в список олимпиоников, слава победителей как бы получала окончательное признание.
Этим празднество официально заканчивалось, но обыкновенно оно продолжалось еще несколько дней на щедроты победителей, которые в свою очередь приглашали на пиршество своих родственников, друзей и соотечественников. Алкивиад пригласил на свой пир также всех паломников.
Начиная с VI века победители приобрели право посвящать в Алтис статую. Первоначально для этой цели чаще всего воздвигалась какая-нибудь фигура воображаемого лица; но всякий атлет, увенчанный три раза, мог воздвигнуть свое собственное изображение.
Такие портретные статуи заказывались обыкновенно лучшим скульпторам. Расходы, связанные с этим, ложились на самого победителя, его семью, учителя или родной город. «Самое драгоценное имущество», гласила одна пословица, «это — золотая статуя в Олимпии».
Возвращение победителя на родину сопровождалось величайшими торжествами. Окруженный многочисленной свитой друзей и любопытных, он въезжал в пурпуровой одежде на квадриге53. Некий Эксенет из города Агригента совершил свой въезд в сопровождении бесконечного количества колесниц, причем триста из них были запряжены белыми лошадьми. Сначала шествие направлялось к храму Зевса, которому победитель с. 378 должен был посвятить свой венок. Затем при пении гимна и трубных звуках оно двигалось в пританей. В честь нового героя устраивалось пышное национальное пиршество.
Празднование годовщины этого события совершалось затем в течение долгого времени. Олимпионик в этот день являлся в святилище Зевса, снова надевал свой венок, ходил со своими родственниками и друзьями по всему городу, посещал храмы и давал возможность всем любоваться собою. Государство предоставляло ему различные привилегии. В честь его нередко воздвигались две статуи — одна в Олимпии, а другая на общественной площади, в храме или в гимназии родного города. Нарисованный портрет его выставлялся под портиками. В память олимпийских побед во многих странах, а в особенности в Сицилии, выбивались особые монеты. В Афинах победителю давалась премия в 500 драхм, в других местах он получал пожизненную пенсию, в Аргосе — бронзовый щит, в Пеллене — шерстяную мантию. Его, по-видимому, заранее предназначали к выполнению общественных обязанностей, в особенности — к заведыванию гимназией. Он пользовался почетным местом в театре, а также на празднествах и во время сражений. Иногда государство брало на свой счет сооружение ему гробницы. Лошадям, одержавшим победу, обеспечивалось сытое существование и счастливая старость. При погребении они получали почести в виде большого могильного холма с пирамидой наверху.
К моменту возвращения победителя или ко дню годовщины его победы какому-нибудь великому поэту, например, Пиндару, Симониду, заказывалась триумфальная ода, исполнявшаяся, как опера, с аккомпанементом музыки и с танцами. В этих одах прославлялся не только сам герой, но и его родители, предки, его государь и отечество, божества и герои его страны и Олимпии.
Гордость олимпионика не имела пределов. Благодаря минутному успеху он попадал в ряды первых людей его эпохи. Он становился важной персоной, выступал иногда с. 379 в качестве посредника между различными государствами, был уверен, что о нем будет упомянуто в истории. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили даже до того, что начинали воздавать ему божественные почести; обожествление некоторых из олимпиоников начиналось еще при их жизни: Эвфимий из Локр совершал возлияния и жертвоприношения своему собственному изображению.
(Laloux et Monceaux. Restauration d’Olympie, стр. 196—218).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|