Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИМЕЧАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ОЧЕРКУ «ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА»





1 Этот очерк принадлежит бакалавру Московской Духовной Академии А. К. Соколову, скончавшемуся в 1881 году в сане протоиерея Московской Тро­ицкой, на грязях, церкви, и перепечатан из первого (1818 года) издания Творе­ний преподобного Ефрема с немногими сокращениями, поправками и допол­нениями, сделанными профессором М. Д. Муретовым на основании сличения си­рийского жизнеописания святого Ефрема, приведенного в сирийских Творениях преподобного Ефрема, том III, изданных в Риме (Acta S. Ephraemi Syriaca, по Ватиканскому Кодексу XI века, р. XIII-LXIII), с существенно сходным с ним, но имеющим и некоторые важные отличия сирийским жизнеописанием святого Ефрема в Парижском (в Национальной Библиотеке) Кодексе XIII века (издан­ном в Sancti Ephraemi Syri Hymni et Sermones, quos с eodd Londinensibus, Parisionsibus et Oxoniensibus edidit Thomas Iosephus Lamy Moechliniae, t. I-III), том II, под заглавием: Historia S. Ephraemi doctoris Syri, c. 3-90, a также на осно­вании многих (после Римского издания), частично вновь напечатанных, час­тично же ставших известными позже, творений святого Ефрема, каковые и от­мечены в конце очерка.

2 Сведения о жизни преподобного Ефрема заимствованы, во-первых, из собственного его повествования о некоторых происшествиях его жизни, изло­женных в сочинениях «Обличение самому себе» и «Исповедь» (Творения пре­подобного Ефрема, том I, русский перевод, и edit. Rom., t. I, p. 119-144); во-вторых, из Похвального слова преподобному Ефрему святителя Григория Нис­ского и рассказов других греческих писателей (Sancti Ephraemi, Syri Opp. Graec., t. I); в-третьих, из его сирийских жизнеописаний – краткого, помещенного у Ассемана (Biblioth. Orient., t. I, p. 25-26), и двух пространных, из которых одно, с некоторыми сокращениями, помещено там же, а в полном виде издано в Тво­рениях преподобного Ефрема на сирийском языке (том III), a другое, существен­но сходное с ним, но имеющее и важные отличия, помещено в издании Lamy.



3 Год рождения преподобного Ефрема определенно неизвестен. Известно только, что Ефрем родился в царствование императора Константина (Assem. Bibl. Orient., t. I, p. 25 и Acta, § I; Греческий Аноним и Месяцеслов Василия). Судя по тому, что святой Ефрем отправлялся со святым Иаковом, епископом Низибийским, на Первый Вселенский Собор, можно предположить, что он уже тогда был не в детском возрасте. Но так как Константин правил в 306-337 го­дах, а Первый Вселенский Собор был в 325 году, то относя рождение преподоб­ного Ефрема даже на 306 год, можно предположить, что на Соборе он был девятнадцатилетним юношей.



4 Так говорит о месте рождения святого Ефрема Созомен (H. E. L., t. III, р. 16). А сирийские жизнеописатели прямо утверждают, что родители святого Ефрема жили в окрестностях Низибии (Acta Vatic. в Opp. Syr., t. I, p. XXIII и Cod. Paris., Lamy, § 1, с. 4). То же утверждает сирийский писатель Бар-Гебрей или Абулфараж, епископ Тагритский (t 1286), в Церковной хронике (ed. Abbeloos et Lamy, Lovan, 1872, 1, 70). Метафраст называет святого Ефрема вообще уро­женцем Сирии не указывая на город (Opp. Graec., t. I, с. XXI, В). Поэтому показание анонимного жизнеописателя святого Ефрема о рождении его в Едессе должно считать ошибочным (Орр. Graec., t. I, p. XXIX, D). Но далее сам же жизнеописатель противоречит себе, когда говорит, что святой Ефрем возымел сильное желание видеть город Едес­су и молил Бога – удостоить его увидеть этот город (ibid, р. XXX., Е. См. Lamy, ibid. с. 3-4, not. I). C этим согла­шается и то обстоятельство, упоминаемое Ефремом, что родители его были зем­ледельцы («Обличение», р. 123, А и 129-130). Та же ошибка повторена в Меся­цеслове Василия (Opp. Graec., t. 1, р. XXXIV). Напротив, сравните еще выдерж­ки из Ватиканского Кодекса Греч., на р, XXXIII, С, и Армянского Месяцеслова. Opp. Syr., t. 1, praef.

5 Ibid., p. 130. По кратким (Asseman, p. 25) и подробным Актам Сирий­ским (§ I), отец святого Ефрема Абнил или Абизал был языческим жрецом, ко­торый изгнал сына из своего дома за расположение к христианству. После изгна­ния из родительского дома святой Ефрем нашел приют у святого Иакова, епис­копа Низибийского (ibid, § 3 и ibid, Asseman).



6 По Сирийскому Завещанию (Opp. Graec., t. Il, p. 408) и Ватиканским Ак­там (§ 15) видение было, по-видимому, самому Ефрему, когда он еще ребенком находился на руках матери. Парижские Акты (Lamy, § 15, с. 30) и Apopht. (Opp. Graec., p. XLV) утверждают ясно, что видение или сон видел сам Ефрем в дет­ском возрасте; сравните: у Григория Нисского (р. X: αρτι τηι παιδιχης ηλιχιας το απαλον υπερβας) и Метафраста (р. XXIII-XXIV: παις εν ων χαι εντον εφηβου). Напротив, по сообщениям Греческого Анонима (р. XXIX) и Месяцеслова Ва­силия (р. XXXIV), этот сон, или видение, видели родители Ефрема. См: Армян­ский Месяцеслов, ibid.

7 «Обличение», р. 119-130.

8 «Обличение», р. 119. С этим повествованием преподобного Ефрема во многом сходен рассказ, переданный от его лица кем-то, вероятно, из слушате­лей его. Он помещен на греческом языке (Opp. Graec., t. Ili, p. XXIII).

9 «Обличение самому себе», р. 122-123.

 

10 Opp. Graec., t. III, p. XXXI.

11 O начале монашества в Низибии пишет Созомен (Н. Е., t, III. р. 14 и t. VI, р. 33). Упоминаемая у него гора Сигорон есть нынешний Синьджар (Asseman. Biblioth. Orient., t. III, 2, р. 779, 862. Ritter Erdkunde, t. XI. p. 443, 463). Аон, упоминаемый Созоменом, должно быть, одно лицо с известным у сирийских писателей Евгением (Asseman, ibid., p. 862).

12 Жизнь святого Иакова, епископа Низибийского, описана Феодоритом, епископом Киррским, в его «Истории мужей боголюбивых» (Opp. Theod., 1642, t. III, p. 764).

13 В послании к епископам Египетским и Ливийским (Opp. S. Athanas. ed. Mantfaucon., t. I, 1, p. 278).

14 Opp. Syr., t. Ili, p. XXVI. XXII. Сирийский жизнеописатель называет это­го человека экономом церковным. Как в Ватиканских (Opp. Syr., § 4, р. XXVIII. Lin. 1: des.), так и в Парижских (Lamy, col. 9, lin. 13, des. u col. 13 lin, 23 des) Актах это слово переведено латинским aeditnus ecclesiae, не соответствующим греческому οίχονδμος, которое везде в Сирийской Библии, как Ветхого (3Цар.4:6. 16:9. 18:9. 4Цар.18: 18,37. 19:2 и Есф.1:8), так и Нового (Лк.12:42. 16:1,3,8. Рим.16:23. 1Кор.4:1-2. Гал.4: 2. Тит.1:7. 1Пет. 4:10) Завета переводится как praefectus domus, οιχονομος (Ис.22:15. 36:3. 37:2 см. Lexicon Castelli), a термин пермуноро, по Кастеллу, означает aurifex, faber argentarius, золотарь или золотых дел мастер, считая родственным с φρεμηνορας (но сходно и с παραμοναριος?). Следовательно, это было такое лицо, которое или совсем не принадлежало к клиру, или же занимало в нем весьма низкую должность. О случае этом из жизни преподобного Ефрема умалчивают другие источники. Суждение о нем см. Assem. Bibl. Orient., t, 1, 29, ср. Lamy, col. 11-12, not. 1.

15 O присутствии святого Иакова на Первом Вселенском Соборе упомина­ют и церковные историки: Theodoret, H. E. L., t. I, p. 7. О присутствии святого Ефрема на Соборе свидетельствуют также: Acta Vatic. (Opp. Syr., p. XXIX), Paris. (Lamy, § 5) и Бар-Гебрей в Церковных Хрониках (t. 1, р. 70, у Lamy coll. 15-16. nota 1).

16 Sermo Asceticus в Opp. Gr., t. I, p. 47.

17 Феодорит (in Philotheo et in H. E. L., t. 2, p. 30. ), Филосторгий (L., t. III, p. 23) и другие это чудесное избавление Низибии приписывают святому Иакову. А сирийский жизнеописатель и Григорий Абулфараж, епископ Тагритский (in Historia Denastiarum), приписывает его Ефрему (Assem. Bibм. Orient., t. I, p. 30). Ho Ефрем действовал с благословения святительского, и ему, без сомнения, вспо­моществовала молитва архипастыря. Таким образом, в преданиях церковных не будет разногласия. Согласно с Ватиканскими Актами повествуют и Париж­ские (§ 6). Кроме приведенного у Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 30 свидетельства Бар-Гебрея, ему принадлежит еще и другое, дословно приводимое у Lamy из Chronicon, ed. Bruns et Kirsch, p. 66. Лями приводит еще свидетельство из Liber Chalifarum и Георгия, арабского епископа, который следует Феодориту, как и Никифор (История Церкви, т. IX, с. 26). Затруднение в свидетельствах Феодо­рита и Сирийских источников о нашествии Сапора на Низибию Лями объясня­ет тем, что были два нашествия – в 338 и в 350 годах. О двух нашествиях гово­рит Александрийская Хроника (Migne, Patrologiae eursns completus, Series Graeca, t. 92, c. 718, 723) и Феофан (Lamy, ibid, c. 19-22, not.). То же открывается из изданных Биккеллем Cormira Nisib. (См. praef. § 3-4).

18 Об этом свидетельствует Едесская Хроника и патриарх Дионисий у Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 18, 395, a также Илия Низибийский у Бар-Гебрея, Chron. Eccles., t. II, р. 32, not., у Lamy, с. 22, not. В Сирийских Актах, после упомина­ния о смерти Иакова и Константина, рассказывается о походе Иулиана Отступ­ника на Персов (святому Ефрему принадлежат четыре гимна против Иулиа­на, изданные Овербекком: см. прим. 37), его смерти, перенесении его остан­ков Иовинианом в Низибию и передаче этого города Иовинианом Персам, после чего святой Ефрем удаляется из Низибии. По Римскому изданию Вати­канских Актов святой Ефрем удалился в принадлежащие Римлянам страны и принял крещение на двадцать восьмом году жизни (р. XXII). Но по Париж­ским Актам у Лями это место читается иначе, а именно: Ефрем оставался в Низибии, пока город не был передан Персам; тогда, уйдя из города, он уеди­нился в место, называвшееся Бео-Гарбана, где он принял крещение, когда ему было восемнадцать лет, где и псалмы изучал и Священное Писание, с того времени как был крещен (§ 6). Чтение это оправдывается тем, что некреще­ным Ефрем не мог бы присутствовать на Никейском Соборе. Так и по Коптскому Синаксарю (Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 31, not. ), Ефрем был крещен Иаковом в Низибии ранее Никейского Собора. Мароноты и Мелхиты пута­ют предания, будто Ефрем был крещен в восемнадцать лет, но после смерти Иакова (? Lamy, с. 23-25, not.).

19 О путешествии в Амиду упоминают и Сирийские Акты (§ X).

20 Похвальное слово святому Ефрему. S. Ephraemi, Opp. Graec., t. 1, p. IX.

21 Приводится в Церковной Истории Евсевия, епископа Кесарийского (кн. I, гл. 13). Преподобный Ефрем Сирин упоминает в своем «Завещании» (по греческому переводу) о послании Авгаря к Иисусу Христу и называет Едес­су городом, благословенным (прославленным) устами Его через апостолов.

22 Euagr. Hist. Eccl., t. IV, р. 27.

23 Asseman. Bibl. Orient., t. III, 2, p. 8, et. sg.

24 Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст в похвальном слове мученице Домнике и дщерям ее (Opp. Chrysost. ed. Montfaucon, t. II, р. 641). Владетели Едесские еще во втором веке начали изображать на своей монете знамение креста (Munter Sinnbilder d. Alten Christen, 1825, 1. Th. S. 72). Созомен не усомнился написать, что город этот изначала всенародно исповедовал веру христианскую.

25 Златоустый, там же.

 

26 Sozomen, Hist. Eccl, t. III. p. 6. То же у Сократа, t. II, р. 9.

27 Так рассказывают Григорий Нисский (Opp. Graec., t. I, p. IX.), Мета­фраст (ibid, р. XXI), Греческий Аноним и Греческий Кодекс Ватиканский (ibid, р. XXXIII, ibid, р. XXX).

28 Созомен (Hist. Eccles., t. III, p. 16) говорит, что Ефрем описал встречу свою с женщиной в особенном сочинении, которое Сирийцы считают одним из лучших его сочинений (Opp. Graec., t. I, p. XLII). Но в изданных до сих пор творениях святого Ефрема этого сочинения нет.

29 То же рассказывается и в Сирийских Актах (§ 10-11), но с тем различием, что встреча была при потоке, называемом Daisan, где женщины мыли белье, и что, удивившись ответу, святой Ефрем сказал про себя: «Если женщины этого города столь мудры, то каковы же должны быть мужчины, населяющие его!».

30 Сирийские источники ни слова не говорят об этом происшествии. Но о нем подробно рассказывают греческие писатели: Метафраст (Opp. Graec., t. 1, р. XXII), неизвестный жизнеописатель (ibid, р. XXXI). Ср. в Apophth. и Орр. Graec., t. I, р. XXV, Migne, Patr. Gr., t. 65, c. 166. O нем упоминает в об­щих чертах и святитель Григорий Нисский (ibid, p. VII). Сходно с греческими писателями рассказывают и Марониты in Synaxario, Assem. Bibl. Orient., t. I, p. 32, not.

31 Opp. Syr., t. III, p. XXXIII. Lamy, § 12.

32 Кто был этот старец, склонивший Ефрема к пустыннической жизни, – неизвестно. В Сирийских Актах Парижских (Lamy, § 13, lin. 3, с. 27) неизвест­ный называет святого Ефрема, по латинскому переводу, отроком: puer. Ho в Ватиканских Актах (р. XXXIV, lin. 7, 15. des.) незнакомец называет святого Ефрема «сын мой», притом и в Парижских Актах употребленный сирийский термин означает не только отрока (puer), но и вообще юношу, молодого чело­века (adolescens) и даже раба (servus).

33 Жизнь Иулиана написана самим преподобным Ефремом (изд. 4, ч. 3). О том, что Иулиан был из подвижников Едесских, свидетельствует Созомен, t. III, р. 14. Ср. Assem. Prolegomena ad Sancii Ephraemi, Opp. Graec., t. I, p. IX.

34 Этот подвижник наиболее известен под именем Иулиана – Саввы. Жизнь его описана Феодоритом (Philoth., с. 2). Златоустый, желая представить об­разец совершенства христианского, указывает на Иулиана (21 Homil. in Epist. ad Ephes).

35 Так пишут сирийский жизнеописатель (Opp. Syr., t. III, p. XXXIV) и Гри­горий Нисский (Opp. Graec., t. I, p. X). Метафраст говорит, что видение было самому Ефрему (ibid, р. XXIV). У неизвестного греческого писателя рассказано об этом видении с той особенностью, что оно было еще прежде прибытия Еф­рема в Едессу (ibid, р. XXX). Об этом видении упоминается в Apophtegmata Patrum (Migne Patr. Gr., t. 65, col. 167), в кратких Сирийских Актах (Assem. Bibl. Orient., t. 1, p. 25) и в Парижских (Lamy, § 14), где вторым, после Юлиана, назван Евгений, вместо Оригена, монаха Египетской пустыни (в Ватиканских Актах), и Юлия, монаха из северных стран (в Парижских Актах нет этого указа­ния). Однако же безымянный монах сначала (в Ватиканских Актах § 15, и Парижских, § 14) счел это откровение за простое привидение и не обратил на него внимания, не понял, что блаженный Ефрем избран Богом (Ватиканские Акты). См. также Армянский Месяцеслов в Praef. ad Opp. Syr., t. 1.

36 Ebediesus, Episc. Sobensis, ap. Asseman, Biblioth., Orient, t. III, I, p. 61.

37 Здесь, вероятно, имеется в виду то пространное толкование на некото­рые места книги Бытие, которое в сирийском издании помещено вместе с объяс­нениями Иакова Едесского после краткого толкования на всю книгу, потому что, как сам Ефрем говорит вначале этого толкования, он писал его после про­странного, по просьбе своих друзей (Opp. Syr., t. I, p. I, Ватиканские и Париж­ские Акты, § 16). Это, однако же, не был первый труд святого Ефрема. По свиде­тельству Бар-Гебрея, уже во время Никейского Собора святой Ефрем начал со­ставлять стихотворения против тогдашних еретиков (Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 166). Стихотворения Низибийские, изданные Биккелем, и гимны трем епископам Низибийским (Иакову, Бабу, Вологезу) написаны до смерти Вологеза, гимны Аврааму – около 363 года, до удаления Ефрема из Низибии, к этому же времени относятся и гимны против Иулиана, изданные Овербекком (Bickell, S. Ephraemi Carmina Nisibena, § III-IV, p. 6-19).

38 Этот и предыдущий рассказы содержатся, с небольшими различиями, в Сирийских Ватиканских и Парижских Актах (§ 16-17).

39 Издание 1-е, ч. I, с. 124.

40 Издание 1-е, ч. I, с. 68, сл. О страшных землетрясениях на Востоке 341 – 343 годов упоминают весьма многие: см. Lebeau Histoire du Bas-Empire, t. I, p. 434, 436. O нападении Персов на Низивию в 338 году было сказано ранее. Преподобный Ефрем указывает на землетрясение и в других своих беседах. На­пример, Opp. Graec., t. III, р. 47. Opp. Syr., t. III, p. 656.

41 Opp. Graec., t. III, p. 766; Житие Аврамия, житие Иулиана, описанные Ефремом.

42 Последователи Маркиона были в IV столетии и в Сирии, и в Персии (Epiphanii contra Haer., р. XLII, § 1). В V веке Есниг писал против этой ереси опровержение в Армении (Liigen Zeitshr. fur Histor. Theolog., 1833, t. 1, p. 71-78). A Феодорит, епископ Киррский (в Сирии), в своей епархии обратил до десяти тысяч маркионитов (Theodoret. Ер. 145. Opp., t. III, р. 1026). Все это свидетель­ствует о том, как сильно было еще учение Маркиона в смежных с Месопотами­ей областях. Отсюда с вероятностью можно заключить, что и преподобный Ефрем писал против него, так же как и против учения Манесова, по настоятель­ной надобности.

43 Евсевий. Церковная История, т. IV, с. 30. И сам Ефрем называет его «остроумным» (Advers. Haeres. Serm., t. 6, р. 452).

 

44 Об учении Вардесана см. подробное исследование на основании писаний преподобного Ефрема в сочинении Гана (Bardesanes Gnosticus, Syrorum primus Hymnologus, 1819, р. 52-94).

45 Феодорит жаловался на них еще в половине пятого столетия (Ер. 145, р. 1021). Преподобный Ефрем говорит, что Вардесан написал 150 песен, соот­ветственно числу псалмов (Advers. Haeres. Serm., 53).

46 Из трех известных наречии сирийского языка, едесское считалось луч­шим (Asseman, Biblioth. Orient., t. 1, p. 476).

47 По Lamy (с. 63-64, not.) эти стихи представляют свободное извлечение из пятого гимна в Carmina Nisibena, ed. Bickel, строфы 2 и 3 (сир. текст, р. 102; латинский перевод, с. 186). Парижские Акты, § 30, и Ватиканские Акты, р. L.

48 По сирийским жизнеописаниям (Lamy, § 30; Opp. Syr., § 32) эта борьба с заблуждениями Вардесана, как и других еретиков, происходит уже по возвра­щении святого Ефрема в Едессу из путешествия в Египет и Кесарию к святите­лю Василию Великому.

49 Этот отрывок из песнопения, не дошедшего до нас целиком, приводится в Ватиканских и Парижских жизнеописаниях, но со многими вариациями. В Парижском Кодексе перед ними стоит имя Ефрема, а после слов: «проклят чи­тающий апостолов и не следующий словам их» стоит имя Балэя, ученика Ефре­ма, перед четверостишием: «Господь твой возносит рог твой, Церковь верная, поелику Царь и Сын Царя находится в ковчеге твоем» (Lamy, с. 67-70). В сохра­нившихся творениях Ефрема опровержения против Вардесана чаще всего встре­чаются в песнопениях против ересей (Opp. Syr., t. II, p. 376-560).

50 В тех же стихотворениях – против ересей.

51 S. Gregor. Nyss. advers. Eunom. Orat., t. XI, p. 704.

52 S. Joh. Chrysost Нот. V. de incomprehensibili.

53 Как это весьма живо изобразил святитель Василий Великий в своих пись­мах и в книге «О Духе Святом».

54 Ряд этих песнопений, числом восемьдесят, надписывается так: «Против пытливых исследований» (Opp. Syr., t. III, p. 1-150). Сюда же относятся семь песнопений – «О жемчужине», р. 150-164, и три – «О вере», р. 164-208.

55 Advers. Scrutator. Serra., LXVI, р. 128.

56 Advers. Scrutator, Opp. Syr., t. III, p. 207. Вероятно, преподобный Ефрем разумеет здесь взятие Амиды и других крепостей, построенных Римлянами, в 359 году. Страшное положение города во время осады и самую осаду подробно описывает очевидец Аммиан Марцелин, т. XIX, 1-9.

57 Advers. Scrutator. Serm., LXXX, р. 149.

58 Opp. Syr., t. III, p. 620.

 

59 Theodoret, H. E, t. IV, p. 16-17, Socrat, t. IV, p. 18, Sozomen, t. VI, p. 18. Ватиканские Акты (§ 36) относят это происшествие ко временам Юлиана От­ступника, но, без сомнения, ошибочно; напротив, Парижский Кодекс называет Валента (§ 37). Хроника Едесская говорит о собраниях Церкви за городом под 373 годом. Asseman Biblioth. Orient., t. 1, р. 398.

60 Advers. Haeres. Serm., t. 22. Здесь перечисляются следующие еретики: Валентиниане, Вардесаниты, Кухиты (вероятно, последователи Валентина), Мар­киониты, Ариане, Аэтиане, Павлиниане (от Павла Самосатского), Савеллиане, Фотиниане, Ворвориты, Катары, Аудиане и Мессалиане. Ср. Париж, жизнеопи­сание, § 30, где перечислены ереси Вардесана, Ария, Манета, Маркиона и др.

61 Advers. Haeres. Serm., t. 24, р. 493.

62 S. Epiph. centra Haeres., LXX. Theodoret. Haeret. Fabul., t. IV, p. 10. Hist. Eccl., t. IV, p. 10.

63 Advers. Scrut., XXXI. Opp. Syr., t. III, p. 55.

64 Первое название – сирийское (Мацлин), второе – греческое; оба зна­чат одно: молитвенники. Некоторые думают, что преподобный Ефрем писал и против Новата, полагая найти подтверждение этому в словах святителя Григо­рия Нисского. Encomiimi S. Ephr., Opp. Graec., t. 1, p. V. Новат и ero последователи отвергали действитель­ность покаяния после Крещения. В писаниях преподобного Ефрема, так часто призывающего к покаянию, заключалось самое лучшее опровержение этого лже­учения, но не дошло до нас сочинения, прямо направленного против Новата.

65 Theodoret, H. E., t. IV, р. II. Timothei Presbyteri de reception, haereticorum. ар. Coteller. Monumenta Eccl. Graec., t. III, p. 400.

66 Святой Епифаний свидетельствует, что лжеучение мессалианское появи­лось сначала в Месопотамии (Haeres., LXXX, § III). По извлечениям из деяний соборных у Фотия видно, что патриарх Антиохийский Флавиан (381 – 404 годы) вызвал подозреваемых в мессалианстве Аделфия, Евстафия и других из Озро­ены (Bibl. Cod. LII); а Феодорит прямо пишет, что Аделфий был вызван из Едес­сы (Н. Е., t. IV). Преподобный Нил также называет Аделфия Едесским (Орр. Syr., Nili, t. 1).

67 Advers. Haeres. Serm., 22. Opp. Syr., t. II, p. 485.

68 Из песнопений на день Рождества Христова изданы тринадцать – Орр. Syr., t. II, 396 et sq, и одно – t. III, р. 209. Ha Воскресение Христово, ibid, p. 499 и 603; на погребение умерших – восемьдесят пять песнопений, р. 225 и далее. Покаянными можно назвать почти все песнопения умилительные – paraenetica, р. 367 et sq. Ha дни мучеников, по свидетельству сирийского жизнеописателя, написаны стихотворения в честь Соломонии и семи сыновей ее Маккавеев, а также на память Едесских мучеников: Самона, Гурия и Авива. См. примечания в конце очерка.

 

 

69 Так об этом свидетельствуют сирийские жизнеописатели преподобного Ефрема (Ватиканские Акты, § 33, и Парижские Акты, § 31) и блаженный Феодо­рит (История Церкви, t. VI, р. 26).

70 Euseb. Caesar. Praeparat. Evang L. VI. IO et seq. Clementis Recognition., t. IX, p. 19-28.

71 Advers. Haeres. Serm. 4 – 13. Opp. Syr., t. II, p. 444, et sq.

72 Advers. Iudaeos. Opp. Syr., t. III, p. 209. Также изданные Овербеком гим­ны против Юлиана.

73 Сирийское жизнеописание преподобного Ефрема (Ватиканские и Париж­ские Акты, § 18) рассказывает об этом так. Один пустынник, просвещенный Духом Святым, увидев святого Ефрема в городе, последовал за ним, громко взывая: «Сей есть веяло (лопата) в руце Господа, которым Он очистит все гумно Свое (Мф.3:12) от плевел ересей; еси есть огонь, о котором сказал Господь наш: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12:49)». Слыша это, первейшие граждане Едессы – еретики, язычники и иудеи – вывели его из города и поби­ли камнями.

74 Акты Ватиканские и Сирийские, § 19. Ватиканские Акты, кроме того, упоминают и о чудесах святого Ефрема (р. XXXIX).

75 Первые четыре упоминаются в «Завещании» преподобного Ефрема.

76 «Ученики Ефрема, – сказано в одном житии его на сирийском языке, – по данной им премудрости, писали свои слова и толкования и, просвещаемые светом Божественным, многим открыли свет истины и путь к вечному спасе­нию» (Ватиканские Акты, § 20). «Эти ученики вместе с другими учениками, коих Ефрем имел много, составили школу в Едессе», – сказано в другом сирийском жизнеописании (Lamy, § 19). Ассеман приписывает Исааку сочинение «О трех Лицах Святой Троицы и о воплощении Господнем», упоминаемое Геннадием (Catalog., с. 26). Балей известен своими псалмопениями. Зиновий писал против Маркиона и других (Assem. Bibl. Orient., t. I, p. 165-169). В Парижских Актах названы: Зиновий, Исаак, Асун, Иулиан и Симеон, которые вместе с другими многими образовали школу (§ 19). В Ватиканских Актах (р. XXXIX, § 20) упо­мянуты: Зиновий, Исаак, Симеон и Авраам, коим с другими многими усвояется составление речей и толкований на Писание. В сирийском «Завещании», кро­ме Авраама, Симеона или Симона, Мары и Зиновия, – назван еще пятый уче­ник Аба или Ава, о котором упоминает и Созомен. Тот же Созомен и сирий­ское «Завещание» называют еще двух учеников: Павлина или Павлона и Аврита или Арната или Арвида, которые хотя и славились красноречием, но не сохра­нили в чистоте веру православную (Созомен. История Церкви, т. 3, с. 16; Заве­щание, р. 402 – 403; сравните: Lamy, с. 36 – 38, not.).

77 Theodoret. Hist. Eccel, t. III, p. 27.

78 Juliani. Ep. XLIII, ed. 1630. В этом письме Церковь Едесская называется арианской, вероятно для того, чтобы православным нанести новое оскорбление. Епископом тогда в Едессе был Варса, которого император Констанций (в 361 го­ду) перевел из города Карр (Chronic. Edess. ар. Asserii. Bibl. Orient, t. 1, p. 396). Так как Констанций покровительствовал арианам, то, может быть, и Варсу счи­тали их единомышленником. Но он был ревнителем Православия, как доказы­вает его изгнание при Валенте и письма к нему Василия Великого (Творения святителя Василия Великого, ч. VII. Письма 256 и 259). Ватиканские Акты гово­рят и о прямом предложении Юлиана жителям Едессы относительно перемены веры, которое, однако же, они отвергли и свидетельствуются в этом похвальной песнью Едессе, написанной Ефремом. Но из обстоятельств, здесь рассказывае­мых, видно, что жизнеописатель смешал событие времени Юлиана с Валенто­вым, и так как гонение Валента на православных в Едессе, по свидетельству хро­ники Едесской, случилось после кончины преподобного Ефрема, то и стихотво­рение, вероятно, писано кем-нибудь другим (См. Asseman., Biblioth. Orient., t. 1, р. 50, пр. 1). Впрочем, Парижское жизнеописание, хотя вместо Юлиана и назы­вает Валента, но приводит сходное по смыслу с приведенным в Ватиканских Ак­тах стихотворение на освобождение Едессы – под именем святого Ефрема.

79 См. Слово преподобного Ефрема «О странствовании». Opp. Syr., t. III, p. 650.

80 Творения святителя Василия Великого, ч. VII. Письмо 215, р. 124.

81 Сирийские жизнеописания (как Ватиканские Акты, подробные и крат­кие, так и Парижские) согласно повествуют о путешествии преподобного Еф­рема с одним из своих учеников, знавших греческий язык, в Египет на корабле, о чудесном укрощении им бури во время путешествия, о умерщвлении чудо­вища морского, и пустынножительстве святого Ефрема с египетскими отшель­никами в течение восьми лет, о спорах его с арианами, об исцелении одного бесноватого монаха и о написании им в Египетской пустыне многих книг. Но в Ватиканских Актах сообщается дополнительно о семидневном общении свято­го Ефрема со святым Пазой (Паисием), причем оба получили сверхъестествен­ным путем способность говорить – святой Ефрем на египетском, а святой Паза на сирийском языке. Кроме того, в них утверждается, что святой Ефрем напи­сал речи и беседы на египетском языке. Но об этом путешествии молчат все другие, как Сирийские, так и Греческие источники. Лями считает возможным признать достоверность путешествия святого Ефрема в Египет, но исключая восьмилетнюю дату, написание речей и бесед на египетском языке и чудеса (Lamy, с. 41-42, not.).

82 Житие Паисия, написанное Иоанном Коловом, помещено почти без вся­ких изменений в Четий Минее, под 19 июня. Преподобный Паисий был учени­ком великого Памвы. О Памве и Иоанне Колове см. Достопамятные Сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов.

83 Парижские Акты городу, в котором святой Ефрем высадился с корабля, дают имя: Antinu, a Ватиканские: Antiqu. Из этого города святой Ефрем уже удалился в пустыню, к Пазе или Паисию.

84 См. краткие известия о нем, помещенные между сказаниями о подвиж­никах египетских в «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов». Между сочинениями Ефрема есть беседы, в некоторых ру­кописях надписанные так: «К монахам Египетским», но не во всех (Opp. Graec., t. 1, р. CXV).

85 См., например, послание Ефрема к Иоанну-монаху о терпении (Орр. Graec., р. 186), где приведены примеры преподобных Антония и Макария, если только это послание принадлежит Ефрему, а не другому подвижнику, наравне с другим посланием также к Иоанну, писанным уже во времена несторианские. Вернее можно указать здесь на упоминаемое преподобным Ефремом житие пре­подобного Антония (скончался около 355 года), в десятой главе поучения на: «Внемли себе».

86 По Ватиканским (§ 21 ) и Парижским (§ 20) жизнеописаниям желание ви­деть святого Василия предшествовало путешествию преподобного Ефрема в Египет. При этом рассказывается, что святой Ефрем, увлеченный славой имени Василия, молил Бога предварительно открыть ему величие святого отца, что и было сделано в видении огненного столпа, вершина которого достигала неба. Об этом повествуют Греческий Аноним и Псевдо-Амфилохий, с тем различи­ем, что святой Ефрем отправился в Кесарию к Василию тотчас же после виде­ния (Орр. Graec., t. 1, p. XXXIV, см. Армянский Месяцеслов).

87 Писаны, вероятно, во времена Юлиана (Garnier. Vit. Basc., p. VII, § 7).

88 Garnier., ibid, p. XXI, § 5.

89 Opp. Graec., t. II, p. 289.

90 O путешествии святого Ефрема к святителю Василию упоминают: Си­рийские Акты Ватиканские (подробные и краткие) и Парижские, похвала свя­тому Ефрему святителя Григория Нисского, Созомен, Метафраст, Греческий Аноним, Псевдо-Амфилохий, Армянский Месяцеслов и Месяцеслов Василия. Путешествие это очевидно не могло быть ранее 370 года, когда святитель Васи­лий Великий был возведен в сан епископа (Lamy, с. 47-48, not.). По Сирийским Актам и Псевдо-Амфилохию святой Ефрем прибыл в Кесарию в день Богояв­ления (по Парижским Актам в этот день была память святого Маммы – Lamy, § 25). Войдя в храм и увидев святителя Василия в великолепном облачении и окруженного клиром, святой Ефрем сказал своему спутнику, толмачу: «Думаю, брат, мы предпринимали напрасный труд, идя сюда; невозможно, чтобы окру­женный таким великолепием был тот, которого я видел» (под видом огненного столпа от земли до неба). Не понимая значения этого великолепия, святой Еф­рем стоял в недоумении и опять повторил толмачу: «Бесполезно, брат, мы при­шли сюда, перенеся труды и зной дневной, ибо человек, окруженный таким блес­ком и пышностью, может ли быть тем огненным столпом, который я видел!» Пока преподобный Ефрем так раздумывал и недоумевал, святитель Василий взошел на кафедру и начал объяснять народу Священные Книги (по Париж­ским Актам, а по Ватиканским – он говорил о празднике). Святой Ефрем, хотя и не понимал греческой речи, но увидел Святаго Духа, говорившего устами Великого Проповедника (по Парижским Актам, а Ватиканским – под видом голубя); в похвале святителя Григория Нисского сказано: «Созерцательным оком души он видел блистающего светом голубя, сидящего на правом плече его и сообщающего ему слова учения, которые проповедник передавал народу. От этого Божественного голубя он и узнал о пришествии Ефрема, и о том, что он был Сириец» (р. IX – X). По Метафрасту вид голубя был подобен лучам солн­ца (р. XXIII); то же у Анонима (р. XXXIII); Псевдо-Амфилохий, хотя вначале рассказа почти дословно повторяет Сирийские Акты, однако же, как и Париж­ские Акты, молчит о видении голубя, но зато один он свидетельствует, что свя­той Ефрем видел огненные уста святителя Василия (р. XXXV), узнал того, кто ранее был открыт ему в виде огненного столпа, и громким голосом стал выра­жать проповеднику свое одобрение. Этим он обратил на себя внимание святите­ля Василия, который спросил его, как может он одобрять его греческую пропо­ведь, не понимая ее. На это святой Ефрем сообщил о видении им Святаго Духа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.