Сделай Сам Свою Работу на 5

ОТВЕТ БРАТУ О СВЯЩЕННИКЕ ИЛИИ





Вопрос.Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13), хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25).

Ответ.Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любо­пытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно, потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не най­дет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате ра­зумети (Ис.7:9). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он де­тей своих, делавших худое. Но, впрочем, легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово. По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу, пото­му поведение Илия и доходит до крайнего предела снисходительнос­ти. Но в этом особое было смотрение, чтобы сам Илий, собственны­ми своими устами, засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как на­писано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его всем сыном Израилевым... И рече им: почто творите по глаголу сему, егоже аз слышу из уст всех людий Господних (о вас)? Ни, чада, ни: яко не благ слух, егоже аз слышу о вас: не служити Господеви. Аще согре­шая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем? (1Цар.2:22-25).Итак, по свидетельству самого отца, должно заключить о чрезмерном нечес­тии сыновей его. Не один человек, но все, от малого до великого, во­пияли на них, как свидетельствует сам Илий: почто творите по глаго­лу сему, егоже аз слышу из уст всех людий Господних? Всех обижали и соблазняли они, оскверняя священные жертвы; не только отвратили людей от приношения жертв, но даже, приводимые в ужас непозволи­тельными делами, до каких доходили сыновья Илиевы, замышляли об отступлении и от веры. Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже аз слышу о вас: не служити Господеви. А если сказал: не твори­те тако, то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его. Но если бы имел он попечение о Богопочитании, то никак не потерпел бы, чтобы дети столько вредили оному, то есть нарушали богослужение; но по­старался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме, потому что стражами закона были и сии священники, вознамеривши­еся нарушать закон. И он или вразумил бы их законно, в случае по­слушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию зако­на, потому что был и священником, и судией, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, попустив худые поступки детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс.91:16). А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказа­но: Блажен же человек, егоже обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит и паки возставляет (Иов 5:17-18). Так и апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф.6:4). Итак, Божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Богу, какую приобрели святые, но угод­ливость детям предпочел чаянию лучшего. Всякий здравомыслящий знает, какой сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел Он в Себе утробы щедрот, благость... долготер­пение (Кол.3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас пору­чал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.5:5). А блаженный апос­тол Петр, не одобряя пренебрежения к Божественному, признал недо­стойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог дей­ствовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудре­нию их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жес­токого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом. Кто признает Илия не ответствен­ным во зле, после того как он знал приговор, произнесенный все уст­роившим Богом?







Но милосердный Господь, желая покаянием спасти его от угрожа­ющего гнева, через незлобивого отрока открывал ему открытое уже прежде. Чтобы не возникло какое недоумение и не привело к дерзкой мысли, будто бы предречение сделано было по человеческому усмот­рению, зависти или по недоброжелательству к нему некоторых, Бог восставляет защитника и свидетеля предсказанному и говорит слова­ми Божественного Писания: И отрочищь Самуил бе служа Господеви пред Илием иереем, и глагол Господень бе в нем... в тыя дни, не бе видение посылаемо. И бысть в день он, и Илий спаше на месте своем, и очи его начаста тяжце быти, и не можаше зрети: и прежде неже угасе све­тилник Божий, и Самуил спаше в церкви Господни, идеже кивот Бо­жий. И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се, аз. И тече ко Илию и рече: се, аз, яко звал мя еси. И рече (Илий): не звах тебе, возвратися и спи чадо. И возвратися и спа. И приложи Господь и воззва еще: Са­муиле, Самуиле... и иде ко Илию вторицею, и рече: се, аз, яко звал мя еси. И рече: не звах тебе, чадо мое, возвратися, и спи. Самуил же в то время еще не познаваше Бога, прежде откровения ему гласа Господня. И приложи Господь призвати Самуила третицею: и востав, и иде ко Илию и рече: се, аз, яко звал мя еси. И разуме Илий, яко Господь призывает отрочища, и рече: возвратися и спи, чадо: и будет аще воззовет тя Зо­вый, и речеши: глаголи, Господи, яко слышит раб Твой. И иде Самуил, и спа на месте своем. И прииде Господь и ста и воззва его якоже первое и второе: Самуиле, Самуиле. И рече Самуил: глаголи (Господи), яко слы­шит раб Твой. И рече Господь к Самуилу: се, Аз творю глаголы Моя во Израили, яко всякому слышащему сия пошумит во обоих ушесех его: в день той воздвигну на Илиа вся, елика глаголах на дом его: начну и скон­чаю: и возвестих ему, яко отмщу аз на дом его до века в неправдах сынов его, о нихже ведяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа их: и сего ради кляхся дому Илиину, яко не очистится неправда дому Илиина в кадилах и жертвах его до века. И спа Самуил до утра, и утренева заут­ра, и отверзе двери храма Господня. Самуил же убояся поведати видения Илию. И рече Илий к Самуилу: Самуиле чадо. И рече: се, аз. И рече (Илий): что глагол глаголанный к тебе; не скрый убо от мене: сия да сотворит тебе Бог и сия да приложит, аще утаиши от мене слово от всех словес глаголанных... во ушеса твоя. И поведа Самуил Илию вся словеса, и не утаи от него (ни единаго глагола). И рече Илий: Господь Сам, еже благо пред Ним, да сотворит (1Цар.3:1-18).

Какая немощная душа в соблюдении Божиих заповедей! Какая за­конопреступная привязанность к нечестивым детям! Как не устраши­шася плоти его (Иов.11:15), когда выслушал сие? Как не содрогну­лась внутренность его? Как не подвиг сердца на отмщение законопре­ступным сынам своим в подражание ревности Финеесовой? Как не растерзал одежд своих и оставался в доме по произнесении на него осуждения, и даже не поколебался? Не столько законопреступен был Ахан, сын Хармия, взявший из заклятого (Нав.7:1). Сыны Илие­вы, поступая вероломно и неприязненно, нечествовали пред самим Соз­дателем, Который сказал Моисею и Аарону: в приближающихся Мне освящуся и во всем сонме прославлюся (Лев.10:3). И еще: Рцы Аарону и сыном его, да внимают от святынь сынов Израилевых, и да не осквер­нят имене святаго Моего, елика они освящают Ми: Аз Господь. Рцы им: в роды ваша всяк человек, иже аще приступит от всякаго семене вашего ко святым, елика аще освятят сынове Израилевы Господу, и нечи­стота его на нем будет, потребится душа оная от Мене (Лев.22:1-3). Но Илий не внял сему, почему и отошел, пожав плод смерти. Ибо со­гласился лучше оскорбить Бога, нежели прервать сострадательность свою к законопреступным детям. И хотя явно запрещал словом, гово­ря: не творите тако, чада, однако же втайне участвовал в злодеянии детей. Вникни в смысл ответа, ибо говорит: Господь есть, и угодное пред Ним творит, что значит: не соглашусь оскорбить детей своих. Даже и вразумленный Моисеем, не отказался он от сострадательнос­ти к детям. Ибо Моисей, получив скрижали, сойдя с горы и увидев поклонение тельцу, поверг скрижали и сокрушил их, и не уважил лица брата своего, но самым строгим голосом воззвал Аарона, говоря: что сотвориша тебе людие сии, яко навел еси на них грех велик (Исх.32:21). И Аарон, видя, что брат его воспламенен божественной ревностью, оправдывал себя, говоря так: не гневайся, господине: ты бо веси людий сих устремление (Исх.32:22). Ста же Моисей во вратех полка и рече: аще кто есть Господень, да идет ко мне. Снидошася убо к нему вси сы­нове Левиины. И рече им: сия глаголет Господь Бог Израилев: препояши­те кийждо свой течь при бедре и пройдите, и возвратитеся от врат до врат сквозе полк, и убийте кийждо брата своего и кийждо ближняго своего и кийждо соседа своего. И сотвориша сынове Левиины, якоже гла­гола им Моисей: и паде от людий в тот день до трех тысящ мужей. И рече им Моисей: наполнисте руки вашя днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение (Исх.32:26-29). И попечительный о детях Иов каждый день приносил о них жертвы, чтобы чисты они были не только от грехов явных, но имели и мысли совершенные. До такой степени старались праведники в том, чтобы плод чрева своего представить Господу непорочным! А слабодушно­го и нерадевшего об исправлении детей Илия не избавили от Божия гнева ни почтенная старость, ни прежнее дерзновение, ни священни­ческий сан. Итак, когда слушаем Божественные Писания и враг нач­нет посевать в уме что-нибудь, тогда в вере основани (Кол.1:23) ска­жем ему: Верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих (Пс.144:13).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.