Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СЛАВНЫМ МУЧЕНИКАМ, ВО ВСЕМ МИРЕ ПОСТРАДАВШИМ





 

Радостна и любезна всегда Ангелам и человекам память святых, потому что и мы, в подражание им, подвизаемся в подобной их ревно­сти любить Бога. Стремительнее огня объемлет она сердца, убеждает пренебречь суетным миром и всеми его приятностями, отрешает паря­щий ум наш от вредного житейского сообщества, от любви родите­лей, от благорасположения братьев, от заботы о жене и детях и о вся­ком имуществе, окрыляет помысел, чтобы от всего земного возносил­ся он к небесному, отсылает нас ликовствовать с Ангелами, еще здесь предстоять Божественному Престолу Всевышнего, пребывая в теле – подражать бесплотным и, ходя по земле, мудрствовать небесное. Так и учитель язычников Павел пишет, увешавая (убеждая): горняя мудр­ствуйте... идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол.3:2,1). Почему те, которые от всего сердца приступают ко Христу, свергают с себя всякое попечение, не должны уже ни следовать собственной своей воле, ни гоняться за плотскими удовольствиями, ни уловляться телесными страстями? Кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнени­ем, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.



Так мученики всецело, от всего сердца, предавали себя Богу, по­этому пренебрегали уже самой смертью и всеми неприязненными угрозами мучителей, будучи готовыми на поругания, на мучительные истязания, на различные терзания всего тела. Хребты свои отдавали на рассечение, на всякие вырезывания жил и мозгов. Нечестивые при­служники мучителей, кровожадные и крайне лютые, взяв святых, кро­или плоть их бичами, а ребра строгали когтями. Потом с безжалост­ным сердцем, как свирепые звери, свинцовым молотом нещадно со­крушали у них междорамие (спину); пробивая острыми гвоздями состав груди, делили на части и, к подмышкам приложив раскаленные шары, жгли с великой лютостью; бедра вместе с жилами рассекали мечами; кровеносные жилы вскрывали ножами; и ни одного члена не оставля­ли неподвергнутым мучению, но в неистовстве сокрушали даже и ко­сти. За это мученики прияли от Бога силу мужественно претерпевать все страдания, нечувствительны были ко всякой казни, терпя как бы в чужом теле. Даже с бодростью посмевались (издевались) мучителям и приводили их в большое раздражение, говоря: «Ежели есть у вас му­чительнейшие истязания, испытайте их над нами. А эти, доселе испы­танные, ничего не значат». От этого воспламеняясь и пылая гневом, как лютые звери они рыкали на мучеников, криком своим побуждая исполнителей казни сильнее терзать святые тела святых подвижников. Они же опять возражали властителям: «Где же мучения, какими угро­жали вы? Огонь ваш холоден, истязания слабы, бьющие нас бессиль­ны, мечи – гнилое дерево. Ничто у вас не равняется нашей ревности; мы готовы на еще большие страдания».



Поэтому и по смерти действуют они как живые: исцеляют боль­ных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влия­ние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда прису­ща чудодействующая (производящая чудеса) благодать Святаго Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа перед человеками, то и Он провозгласил их перед Отцом и Ан­гелами Своими, и обетовал им блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку смертному не взыдоша (1Кор.2:9), в няже жела­ют Ангелы приникнути (1Пет.1:12). Что больше этого изобразим сло­вом? Он соделал их Своими сонаследниками. А каково наследие Хри­стово, всякий, думаю, знает. Это – Небеса небес и все, что на них; это – свет неприступный и Престол славы; это – источник кротких, весь Рай, и райские деревья, и сладостнейший плод. Вот достояния Ца­ря Христа, и кроме них есть другие, тысячекратно многочисленней­шие, которым не знаем мы и наименования, потому что невидимы они для людей.



Преблаженны все святые, потому что будут наслаждаться таким наследием и вечным сопребыванием со Христом; а свет, которым Он осиявает (блистает), светлее всего, и слава сущности Его неисповеди­ма (невыразима), велелепие (величие) неисследуемо, явление домостро­ительственного на земле вочеловечения неиспытуемо. Он – совершен­ный образ Родившего Его, Источник жизни, Зиждитель всего, незыб­лемое основание исповедников, венец подвижников, Мздовоздаятель победителей, Бог крепкий и Князь мира, расхититель ада и оживотво­ритель мертвых. Он дал крепость святым мученикам препобедить бесчеловечные замыслы мучителей. Он воителей Своих для этой брани облек во всеоружие, оградив отовсюду щитом веры, броней любви, твердостью решимости, и опоясал их мечом духа, которым они отсек­ли главу врагу, до основания разрушили идольские храмы; как самый легкий прах, сокрушили истуканов, ниспровергли капища и жертвен­ники нечистых жертв и беззаконных возлияний. Скверных же жрецов их, вместе со служителями храмов, Христос предал огню, и бесов, из­гнав из обольщающих изваяний, вверг в геенну.

Славные мученики, видя такие действия силы Христовой, воспри­яли еще большую ревность страдать за имя силы Его, и собственно­ручно уже низлагали идолов, сокрушая на земле все мерзости. Где толь­ко находили поставленное изваяние, разбивали камнями, бросая в грязь, к крайнему стыду и осмеянию тех, которые чтили и поклоня­лись идолам. Они говорили беззаконным правителям и мучителям: «Вот бесчувственные, глухие, бессильные, слепые и неподвижные чтилища (капища) ваши, которым вы служите; служите немым вы, име­ющие дар слова, вы, которых Бог почтил Своим образом, чтобы по­знали вы владычество Его и служили Ему со страхом и трепетом, и ежедневно творили угодное Ему. Ибо Он есть Бог Безначальный и мо­гущественный, страшный и сильный, славный и невидимый. А вы, оставив поклонение Сотворившему вас, оскорбляя Его, служите тва­ри. Он сотворил солнце для озарения дня, чтобы, наслаждаясь светом и теплотой его, всегда вы прославляли его Создателя, подающего наслаждение этими благами; а вы, как слепые, оставив Творца, стали более чтить творение Его. Подобным образом Премудрый Создатель сотворил для вас луну для освещения ночи, а вы, как несмысленные, и ее признали богом и стали служить ей. Благоутробный же Бог сно­сил это долготерпеливо, всегда ожидая от всех обращения; и не хотел смерти грешников, но ожидал обращения их, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися грехами и обремененнии неудобоносимыми бре­менами беззаконных дел и плотских удовольствий, и Аз упокою вы (Мф.11:28) в вечном блаженстве, даровав вам отпущение грехов ва­ших; и будете сынами Царствия Моего, и упокоитесь со всеми избран­ными Моими».

Такие советы предлагали мученики беззаконным для обращения их, если бы захотели они спастись. Но соуемоудренные (ложно умству­ющие) издевались над ними, нечестиво порицая их советы, потому что в злохудожну и беснующуюся душу не внидет премудрость и смысл (Прем.1:4). Святые же, даже и бичуемые, говорили и делали все для их обращения, исполняя слово своего Владыки: любите враги вашя и... проклинающих вас (Мф.5:44), и, став незлопамятными и ко всем мило­сердыми, уподобляйтесь в том Отцу своему Небесному. Поэтому бла­женны эти Христовы подвижники, причастники света и вечной жиз­ни, столпы веры, союзы любви, живые и всеобъемлющие основания, сыны честной Христовой Церкви, твердыни забралов (зубцевидных ограждений стен) Небесного Сиона. Они веселят ныне Невесту Спа­сителя, они украшают собой ее благолепие; они, как царице, служат духовным неким убранством прекрасной Церкви, которая, обла­чившись в одеяние, позлащенное многоразличными добродетелями своего Владыки, блистательно предстоит одесную Его, всех озаряя си­янием Духа, и в светозарности своей превосходя светлость чувствен­ного солнца, и до преизбытка тысячекратно превышая всякое челове­ческое понятие.

Невестоводитель ее есть Божественный апостол Павел, мудрый ар­хитектон, который прежде разорял и опустошал ее, имея ревность о законе, но не по разуму. Именуясь еще Савлом, он все приводил в вол­нение, смятение и великое замешательство, влача и мучая всех, чту­щих Христа, заключал их узниками в темницы. Дыша прещением (угрозой) и угрожая беспримерным убийством тем, кто хотел благове­ствовать проповедь, он с великим тщанием разыскивал их и в чужих городах, изведывая (разузнавая), не найдется ли и здесь кто-либо, ис­поведующий имя Христово. Так ненавистно ему было самое Имя, сла­достное и вожделенное для всех людей, спасшее человеческий род от заблуждения! И, сильно раздраженный на учеников Слова, окрыляет­ся Савл посланиями от архиереев, чтобы, если найдет кого, исповеду­ющего имя Христово (мужчин и женщин), связанными передавать на мучение начальнику области и подвергать их смертной казни. Но, воз­званный с неба Человеколюбивым Владыкой, удержан он на пути, по которому спешно шел с самым злобным намерением. Ему сказано: «Савле, Савле, что Мя гониши (Деян.9:4), не зная силы власти Моей? Удержи, наконец, неблаговременную ревность свою, и перестань гнать поклоняющихся Мне». Савл же, у которого телесные очи ослеплены были избытком несравненного света от Глаголющего ему из светлого облака, лежал в изумлении. Хотя глаза его были открыты, но не видел он никого из спутников. Прияв в себе слово, как рыба уду, извлечен он из глубины. Слепота послужила ему на пользу. Освободившись от житейской именитости и от иудейских обычаев, последовал он с этого времени за Христом. Вверженный в купель сладких вод, внял Христо­ву призванию и, переименованный Павлом, дал упокоение ученикам Христовым и, сделавшись надежным проповедником и крепким стол­пом веры, всегда учил, яко Сей есть Христос (Деян.9:22); а через не­которое время от преизбытка любви и душу свою предал. Ибо так от всего сердца возлюбил Христа, что всецело вверг себя в опасности, и желая доказать горячность своей любви, какую имел к Нему, так пи­сал всем: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота телесная, или беда, или меч? и даже перечислил, говоря: ни Ангелы, ни начала, ниже силы... ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, иже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8:35,38-39).

Кто может ныне сказать, что так любит Сотворившего и Спасше­го нас? Кто так от всего сердца пренебрегает миром и с такой легко­стью отказывается от всего, что в мире? Будет ли кто в состоянии стать выше страстей и избегнуть уз тщеславия? Кто всесовершенно отрекал­ся и самой тени вещей и, все оставив, понес крест за Христом, Кото­рый решительно говорит желающим слышать: еще кто грядет ко Мне... и не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк.14:26,33). А если кто удерживает у себя даже и малость какую из имения, то согрешает тогда, потому что не отрекся всесовершенно от собственности, но пришел ко Христу с недоверием и сомнением. По­этому такому человеку должно отвергнуться себя самого и, взяв крест, последовать Христу. Как пригвожденный телом ко кресту ничего не может поднять, так распявшийся мирскому да не привлекается ничем житейским, чтобы не уподобиться в этом Анании и жене его, которые скрыли принадлежащее Богу. Ибо апостол Павел так во всем отлучил себя от житейского, что говорил и писал: мне мир распяся, и сам аз всецело распяхся миру (Гал.6:14); и вменяю вся уметы быти, да Хри­ста приобрящу, Которого и возлюбил я (Флп.3:8).

Ему подражая, славные мученики предавали себя на всякое муче­ние, взирая на Самого мудрого Учителя, Вождя и Победителя в этой брани, Который стал путеводителем для всех желающих обрести на­слаждение вечной жизни. И охотно пострадав с великим терпением, вот, ублажаются они во веки веков. Ибо все мы обязаны с похвалами воспевать подвиги святых, потому что они с мужественным духом по­трудились умилостивить Бога, дав кровь свою в очищение всех нас; как незлобивые, нескверные и непорочные агнцы принесли они себя во всесожжение за нас, став начатком за весь народ, и души свои пре­дав в благоприятную и благоуханную жертву Богу, по примеру трех доблестных отроков, этих блюстителей закона и проповедников Бо­жиих. С ними прославим и мы Спасителя мира. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.