Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВО НА ЧЕСТНЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ И НА ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА, А ТАКЖЕ О ЛЮБВИ И МИЛОСТЫНЕ





 

Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам, верным, спасение и похвала. Но похвала похвал – Крест! Но праздников праздник – когда Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1Кор.5:7), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий вземляй грехи мира (Ин.1:29). Пасха – госпожа и цари­ца праздников.

Но и все другие праздники святы и досточестны, и, различаясь меж­ду собой во славе, осеяваются блистанием Божества. Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют. Пре­красный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержа­ние от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится и ликует и созывает всех праведных, говоря: «Радуйтесь со мной, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями, и оживе покаянием (Лк.15:24)». Пре­красный и богоугодный там праздник, где сопразднует Христос, где совершаются Его празднества и чествуются Божественные Писания. Христос же сопразднует там, где празднующие соединены во имя Его любовью, без всякой вражды и без всякого лицемерия. Христос со­празднует там, где прислуживают нищим, где утешают сирот, где упо­коевают странников. Христос сопразднует там, где чествование Богу во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф.5:19). Так празднующие соединены во имя Его. Посреде их, по обетованию (Мф.18:20), обре­тается Христос. Поскольку же Владыка посреде их, то никто не дела­ет им вреда.



Так будем чествовать Господние праздники не пышно, но боже­ственно, не по-мирскому, но примерно. Не будем увенчивать преддве­рия, составлять лики (хоры), украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем празд­новать в козлогласовании и пиянствы (Рим.13:13). Не разоряй дела Божии ради снеди, не нарушай Божия священнослужения ради нена­сытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим это тем, имже бог чрево, и слава (Флп.3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, и монахини, будем чествовать Господние праздники, как на­учены, – по-христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия как христиане, а не как Еллины, увен­чивающие врата лавровыми ветвями и цветами и другими, как в обы­чае у Еллинов и Иудеев. Сень законная пришла, процвела же истина, как слышим от апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17).



Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, плен­ники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобож­ден, воцарился Бог, веселится тварь, властвует Крест, которому по­клоняются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся и мы, говоря с блаженным Павлом: Мне же да не будет хвалитися токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Потому и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе Животворящий Крест. Вооружимся этим непобе­димым оружием христиан, светом кротких, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, этой опорой Православной веры, спаситель­ной похвалой Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновенье не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собой и без него не станем ничего делать, – но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, – все члены свои будем укра­шать Животворящим Крестом. И не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Пс.90:5,6). Если его, брат, всегда будешь брать себе в помощь, то не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс.90:10). Сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляют­ся. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы во единую Церковь к единой вере и единому Крещению, связал их любовью.



О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, эту непреобо­римую стену православных, это победоносное оружие великого Царя Христа! Крест – воскресение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – жезл хромым. Крест – утешение бедных. Крест – узда для богатых, низложение горделивых. Крест – памятник победы над демонами, пестун юных. Крест – торжище (судебная площадь) для тор­жников, надежда отчаянных, кормило для плавателей. Крест – при­стань обуреваемым, стена окруженным врагами. Крест – отец сирот, советник правдивых. Крест – утешение скорбящим, хранитель мла­денцев, слава мужей, венец старцев. Крест – свет сидящим во тьме. Крест – велелепие царей, любомудрие для варваров. Крест – свобо­да рабов, мудрость невежд. Крест – проповедь пророков, спутник апо­столов, похвала мучеников. Крест – целомудрие дев, радость иереев. Крест – разорение идольских храмов, соблазн для иудеев. Крест – сила немощных, врач недужных. Крест – очищение прокаженных, вос­становление сил расслабленных. Крест – благонадежность монахов, покров наготующим. Он водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте и тотчас произрастил гроздь жизни. Этим святым ору­жием Христос расторг всепоедающую утробу ада и заградил много­козненные уста диаволу. Увидев это, смерть пришла в трепет и ужас и освободила всех, над кем возобладала она с первозданного. Им во­оружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мре­жи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его взяв и неся на себе, ради Христа, отрекшиеся всего в мире с великой радостью вселяются в пустыни и в горы, в пещеры и пропасти земные. О, без­мерная и несравненная благость щедрот Божиих! Сколько благ даро­вал Бог Крестом человеческому роду! Слава Его человеколюбию, и поклонение, и держава во веки! Аминь. Слышали вы, возлюбленные и христолюбивые, какова сила Креста, сколько успешных его действий, сколько благ от него! Этот доб­рый кормчий, удовлетворив собой всю жизнь нашу и умирив ее, стал для нас предуготовителем будущей вечной жизни. Ибо этот же пер­вый Честный Крест явится опять и во Второе пришествие Христово – как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына Человеческаго на небеси (Мф.24:30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством Ангельским, озаряя землю от концов и до кон­цов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа. И того довольно о Кресте.

А что касается до будущего, – то каково оно? Превышает всякое слово и понятие, выше всякого повествования и поражает всякий слух, братья мои христолюбивые! Вспомнил я о часе том и вострепетал; и от великого страха желал бы прекратить слово, помышляя о будущем, что откроется по явлении Животворящего Креста. И кто опишет это, или кто отважится пересказать? Какие уста возвестят об этом? Какой язык вымолвит? Какой голос объявит, или какой слух вместит это? Ибо когда Силы Небесные подвигнутся, кто тогда не поколеблется? Кто не убоится, не вострепещет и не будет укрываться в тот час, когда Царь царствующих восстанет с Престола славы Своей и, снисшедши, посетит всю вселенную, и начнет стязаться о словеси с рабы Своими, чтобы как праведному Судии вознаградить достойных и наказать недостойных? Итак, помышляя о том, объемлюсь страхом, члены мои приходят в совершенное изнеможение, глаза от страха проливают сле­зы, голос оскудевает, уста цепенеют, язык прилипает к гортани, по­мыслы умолкают. Любовь принуждает меня говорить для вашей пользы, а страх удерживает и предписывает молчать, потому что страх мой велик и безмерен.

Подобных великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. И ныне нередко, если внезапно сильнее блеснет молния или прогремит гром, то всякого человека приводят они в ужас, и все склоняются к земле. Если ужасают нас такие маловажные явле­ния, то как стерпим голос трубы, трубящий с небес звучнее всяко­го грома и пробуждающий всех, почивших от века, – и праведных, и неправедных. Тогда кости рода человеческого во аде, услышав глас трубы, потекут со тщанием (спешно двинутся), и каждая будет отыс­кивать свой состав. Когда увидим, что восстает все человеческое есте­ство (мир людской), каждый с места своего, и все будут от концов земли собраны перед судилищем, – кто вынесет тот страх и трепет? Вели­кий Царь, имеющий власть над всякой плотью, повелит, и тотчас отда­дут и земля своих умерших, и ад – своих мертвецов. И что растерзал зверь, истнила рыба, расхитила птица, – все предстанет как бы в мгно­венье ока, и не погибнет ни один волос. О, как перенесем мы, братья, когда увидим огненную реку, которая, подобно свирепому морю, по­едает горы и холмы, сжигает всю вселенную и все дела в ней? Тогда, возлюбленные, от огня того реки иссякнут, источники исчезнут, море высохнет, звезды спадут с неба, солнце померкнет, луна превратится в кровь, небо свиется как свиток. Когда увидим, братья, посланных Ангелов, которые текут со тщанием, и от краев неба до краев его со­бирают избранных рабов Божиих, когда увидим, по обетованию Гос­поднему, небо ново и землю новую, – как перенесем это, христолюб­цы? Когда увидим уготованный страшный Престол, когда увидим Сына Человеческого, явившегося на небе, и Животворящий Крест, озаряющий концы земные, когда все увидят на высоте явившийся Цар­ский Его скипетр, – тогда каждый узнает, что вслед за этим явится Царь царствующих. В час тот каждый будет размышлять, как встре­титься ему с Судией, и, сознав свои грехопадения, станет нагим и от­крытым, ожидая приговор, какой выйдет на него. Каждый увидит тогда перед лицом своим стоящие дела свои, – и добрые, и худые. Тогда шедшие путем тесным и узким, все, искренне покаявшиеся, все мило­стивые и странноприимные будут стоять в веселии с великой радос­тью, ждуще блаженнаго упования и явления славы Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.2:13), ибо придет Он возвеселить подви­завшихся во бдениях, молитвах, постах и милостынях. Идет возвеселить плачущих. Идет возвеселить и возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших ни мира, ни мирских приятностей, но все оставивших и Ему Единому служивших и последовавших. Идет не с земли, но с неба, подобно страшной молнии. Тогда будет великий вопль, возопиют и скажут: се Жених грядет, – се приближается Судия, се открывается (становится явным) Судия судей, се грядет Бог всяческих судить всю вселенную и воздать каждому по делам его. Тогда, братья мои воз­любленные, от вопля того содрогнутся и утроба земли от концов и до концов ее, и море, и все бездны. Тогда будут страх и теснота, и исступ­ление обымет всякого человека от вопля и от звука труб, и от страха и чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда Силы Небесные подвиг­нутся. Тогда потекут Ангельские воинства, а с ними Архангельские лики, Херувимы и многоочитые Серафимы с крепостью воскликнут: свят, свят, свят... Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель (Откр.4:8.1:8). Тогда вся тварь, – на небе, и на земле и под землей, с силой во­зопиет: благословен грядый Царь во имя Господне! Тогда разверзнутся небеса, и откроется Царь царствующих, подобно страшной молнии, с великой силой и несравненной славой. И узрит Его всяко око, и иже Его пробобоша, и плачь сотворят о Нем вся колена земная (Откр.1:7). Тогда небо и земля обратятся в бегство, как предвозвестил Иоанн, го­воря: И видел Престол велик бел, и Седящаго на нем, Егоже от лица бежа небо и земля (Апок.20:11). Тогда сядет на Престол славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы (Мф.25:31,32).

Найдется ли тогда какая душа, у которой бы достало твердости, когда поставлены будут Престолы, и Судия воссядет, и книги разгнут­ся? Тогда увидим несчетные Ангельские Силы, в страхе предстоящие окрест. Тогда дела каждого прочитаны будут перед Ангелами и чело­веками. Тогда исполнится пророчество Даниилово, который говорит: Зрях, дондеже Престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, Престол Его пла­мень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: Судшце седе, и книги отверзошася (Дан.7:9,10). Велик страх, братья, в тот час, в который будут написаны дела наши и слова наши, и все, что сделали мы в этой жизни, и о чем думали, что (думали) может быть и скрыто будет от Бога, испытующего сердца и утробы; написаны будут все наши дела и помышления всех, – и худые, и добрые. О, сколько слез нужно нам для того часа, а мы не радеем! – Ибо человеку можно слезами изгладить написанные в тех книгах вины; иному же можно то сделать и милостыней. О, как будем тогда воздыхать и жалостно пла­кать, когда очами своими увидим неизреченное Небесное Царство, ког­да увидим открывшиеся страшные мучения! А посреди этого – чело­веческий род: – от первозданного Адама до родившегося после всех; увидим, что все поклоняются, припадая к земле лицом! Тогда испол­нится слово написанное: Живу Аз глаголет Господь: яко Мне покло­нится всяко колено, всяк язык исповестся Богови (Рим.14:11).

Тогда, братья мои возлюбленные, все человечество, находясь меж­ду Царством и осуждением, между жизнью и смертью, между радо­стью и нуждой, и все, зря долу и не смея возвести очей, будут стоять перед судилищем допрашиваемые и строго испытываемые, но особен­но мы, которые жили в нерадении. И видя то, да размыслят о всех сво­их деяниях! И каждый увидит собственные дела свои, худые и добрые. У кого есть добрые дела, те с радостью приблизятся к судилищу в на­дежде получить венец. Если же кто, имея на себе тяжкие грехи, пресе­лится из жизни не раскаявшись, то, видя тогда праведных, стоящих перед ним, обличающих и осуждающих его, с болезнью скажет: «Для чего я, бедный, не боролся с ними, но погубил время, забавляясь и сам служа забавой? Почему не покаялся? Зачем не миловал? Зачем завидо­вал брату своему, ненавиствовал, злословил и не мирился? Эй, эй, по­ступал я как безумец. Слышал я и о мучениях, слышал и об этом страш­ном дне! Для чего же не покаялся пред Вземлющим грех мира, но провел годы свои в обольщении, а видя постников и молитвенников насме­хался? Они предстоят радостные, прося себе наград у Судии. Что же я буду делать? Время покаяния миновалось».

Размышляя о том сами с собой, услышат они страшный глас Су­дии, Который воскликнет и скажет: «Покажите дела и примите награ­ду». В тот час подвигнутся все чины человеческие, архиереи, иереи, диаконы и все чины церковные, как сказал апостол: Кийждо же вста­нет во своем чину (1Кор.15:23), – воздать славу Господу. Тогда поко­леблются от страха властелины, мудрые и богатые, потому что настал час, в который дело каждого сделается известным – и Ангелам, и че­ловекам, и каждый пожнет, что посеял.

Увы, братья мои христолюбивые, желаю сказать, что будет после, но медлю от страха, слезы льются, и прихожу в кружение, потому что повествование ужасно. Тогда, христолюбцы, на каждом из нас будет осмотрена печать христианства, какую принял он на себя с крещени­ем в Святой и Вселенской Церкви. И у каждого потребуется отчет, как хранил он веру неоскверненной, печать несокрушенной, хитон неочер­ненным и то прекрасное исповедание, какое дал при многих свидете­лях: «Отрицаемся сатаны и всех дел его», – не одно или двух, или пяти сатанинских дел, но всех дел диавольских. Итак (напоминая нам то дивное отречение), потребуют у нас отчета в оный час. И блажен, кто сохранит его, как обещал, ибо тогда в едином речении отрекся от вся­кого худого диавольского дела: прелюбодеяния, блуда, убийства, не­чистоты, лживого слова, зависти, воровства, раздражения, злопамят­ства, вражды, ссоры, празднословия, сквернословия, гордыни, неги, смеха, играния на гуслях, свиряния (игры на свирели), пляски, гнева, любостяжательности, братоненавистничества. Этого и подобного от­рекается всякий христианин в святой купели. В том-то отречении по­требуют у нас, братья, отчета в час страшный.

Но желал бы я сказать и иное. Правда, удерживают меня страх и боязнь, и я не в состоянии вымолвить того, однако ж скажу с возды­ханиями и слезами! Ибо то будет последнее, и невозможно повество­вать о нем без слез. После того, как испытан будет каждый при Анге­лах и человеках, и упразднены будут всякое начальство и власть, и все враги Божии положены к ногам Божиим, – тогда, наконец, как ска­зал Господь, разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.25:32,33). Овец, у которых есть добрые плоды, которые знают доброго Пастыря, сохранили печать свою несокрушенной, последовали за сво­им Пастырем, Сказавшим: «Идите вслед за Мной, не осквернили вы веры с еретиками», – таких овец поставит одесную Себе. А козлищ, то есть бесплодных, всех, которые огорчали Пастыря, паслись вместе с еретиками и осквернили святую веру, которые скакали, роскошество­вали, ликовали и, собрав себе горе, переселились из жизни, лишенные всякого доброго дела и исполненные всяким грехом, – видя их, Гос­подь в час тот отвратит от них очи Свои.

Тогда речет сущым одесную Его: приидите благословении Отца Мо­его, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф.25:34). Придите сыны света, наследники Моего Царства, придите ради Меня алкавшие и жаж­давшие, придите ради Меня оставившие мир, и все, что в мире: срод­ников, друзей, родителей и чад, придите обитавшие в пустынях, на го­рах, в вертепах и в пропастях земных, теперь обитайте с Ангелами на небесах. Тогда речет и сущым ошуюю: идите от Мене проклятии (Мф.25:41), ненавистные, безжалостные братоненавистники и хри­стоненавистники, – вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали Моих пречистых Евангелий и блаженных учеников, и Я не услышу вас; вы роскошествовали на земле, уже восприяв благая... в жи­воте своем (Лк.16:25). Каждый день вопиял вам в Святых Моих Писа­ниях, а вы, слыша, посмеивались над читающими, а теперь говорю, на­конец: Не вем вас... идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготован­ный диаволу и аггелом его... И идут сии в муку вечную (Мф.25:41,46).

Объявляю же вам, братья мои, и о различии мучений, как слыша­ли мы в Евангелии. Итак, есть тма кромешняя (Мф.25:30); отсюда видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (Мф.5:22) – иное место; скрежет зубом (Мф.13:42) – особое; червь неусыпающий (Мк.9:48) – иное место; езеро огненное (Апок.19:20) – вновь другое; огнь неугаса­ющий (Мк.9:43) – особая страна; река огненная – особый удел. На эти мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехо­падений своих. И как есть разности во грехах, так есть разности в му­чениях, то есть иначе мучится прелюбодей, иначе – блудник, иначе – убийца, иначе – вор и пьяница. А которые осквернили себя ересью, те услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). У кого между собой вражда, и не примирились они в жиз­ни, те найдут себе неумолимое осуждение. И братоненавистники ото­сланы будут в тьму кромешную, как возненавидевшие Христа, сказав­шего: «Любите друг друга, прощайте друг другу согрешения». Горе любителю блуда, прелюбодею, пьянице! Горе волхвам и прорицате­лям, и пьющим вино с тимпаны и лики! Горе соглашающимся на ере­тические хулы! Горе ругающимся над Божественными и Священными Писаниями! Горе погубившим время покаяния в рассеянности и сме­хе! Они будут искать – и не найдут времени, которое худо расточили; со слезами и великим сетованием будут вопиять – и не найдут поми­лования. Горе оправдывающим нечестивого даров ради! Горе похища­ющим чужое! И скажу короче, – горе всем, поставленным ошуюю, потому что помрачатся, вострепещут и поскрежещут зубами, когда услышат: Не вем вас. Тогда, наконец, с великим страхом будут изгна­ны из приводящего в ужас судилища и преданы в руки смерти, да упа­сет я, как написано (Пс.48:15). Болезненно повествование о том тре­петном и страшном часе, братья мои христолюбивые! Увы, братья, кто осмелится описывать это? Или кто терпеливо выслушает ту страшную повесть? Кто хочет проливать слезы, те да приступят, да выслушают, что ожидает нас. И не будем не радеть о своем спасении!

Тогда разлучены будут епископы с епископами, пресвитеры – с пресвитерами; тогда разлучены будут жалкой той разлукой иереи с иереями, диаконы – с диаконами, иподиаконы и чтецы – с по­добными им; тогда разлучены будут некогда царствовавшие и воспла­чут как младенцы, и уподобятся четвероногим; тогда воздохнут власти­тели, посмотрят туда и сюда и не найдут помощника, потому что и золота не будет там, и льстецы не стоят перед ними. Тогда разлучены будут жившие в нерадении монахи, хотя и возненавидевшие мир, но думавшие о мирском. Тогда разлучены будут родители с детьми, отец и сын, матерь и дочь, друзья с друзьями, родные с родными. Тогда разлучены будут жалкие супруги, не сохранившие ложа нескверным. Но многое в описании прейду молчанием, – страх удерживает меня от повествования о том. Тогда изгоняемых будут бить и толкать неми­лостивые Ангелы, а они, часто обращая взоры назад, станут скреже­тать зубами и приблизятся к тому страшному месту, где опять разлу­чатся на мучения всякого рода. Тогда, видя решительный приговор себе и то, что никто за них не ходатайствует, нет им ни послабления, ни надежды возвратиться назад, – тогда, громко рыдая, они скажут: «О, сколько времени погубили мы, прожив в нерадении! Как насмеял­ся над нами суетный мир! Почему, видя других подвизающихся, сами мы не подвизались? Почему, слушая Священные Писания, мы смея­лись, издевались над читающими их? Там Бог глаголал в святых Сво­их Писаниях, а мы не внимали; теперь вопием мы, и Он отвращает от нас лице Свое. Какую пользу доставили нам мирские приятности? Где отец, родивший нас? Где матерь, чревоболевшая нами? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где народная молва и ужины? Где многолюд­ные и безвременные стечения (собрания)? Где родные и знакомые? Где цари и властелины? Где мудрецы и витии (ораторы)? Почему от всего этого никакой нет пользы нам, несчастным?»

Тогда видя, что совершенно оставлены они и Богом и святыми, с воздыханием и горькими слезами скажут: «Простите, святые и пра­ведные, с которыми разлучены мы! Простите, сыновья и дочери! Про­сти, чин монашеский! Прости и Ты, Владычица Богородица, много ходатайствовавшая за нас, чтобы спастись нам, но мы не захотели покаяться и спастись! Прости и ты, Честный и Животворящий Крест! Прости, Рай сладости, насажденный Господом! Прости, горний Иеру­салим, мати первородных, не имеющий конца! Прости, Царство Небесное! Простите, все вместе! Отныне не увидим уже никого из вас, потому что отходим на определенное нам мучение, которому нет ни конца, ни ослабы». Наконец, пойдет каждый в уготованное ему место, какое сам себе уготовал, не восхотев покаяться и избавиться от гнева и той нужды.

Слышали вы, братья, что обретут себе ревностные и подвизавшие­ся в жизни своей, и как нерадивые и непокаявшиеся будут посланы на тяжкие и нестерпимые мучения? Слушали вы о том страшном часе! О том часе Святое Писание от востока до запада вопиет в церквах и говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). И еще говорит: Аз есмь воскрешение и живот... и истина (Ин.11:25.14:6). Итак, братья, возлюбим сей путь и сию истину, чтобы наследовать нам жизнь вечную о Христе Иисусе Госпо­де нашем, потому что Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Благим и Животворящим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО НА ЕРЕТИКОВ, В КОТОРОМ ПРИТЧЕЙ О БИСЕРЕ (ЖЕМЧУЖИНЕ) И ДРУГИМИ СТОЛЬ ЖЕ ЯСНЫМИ УКАЗАНИЯМИ ДОКАЗЫВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРОВАНИЯ, ЧТО СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ДЛЯ СПАСЕНИЯ МИРА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ГОСПОДА И БОГА НАШЕГО НЕ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ

 

Люблю Евангелие Твое, Владыка, потому что питает меня, когда я голоден. Жажду слова Твоего, потому что служит для меня источни­ком в жажде. Кого хочу, созываю к снедям Твоим, и большая часть найденного мной остается в избытке. Вкушаю со многими, хотя я один. Пью со множеством, хотя мне одному источаешь благодать Свою.

Итак, чем возблагодарю Тебя, как не тем, что самого себя приве­ду в согласие с Тобой; желаю этого, – и не могу, потому что отец мой Адам требует долга природы. Употребляю усилия, – и встречаю пре­пятствие, потому что не нахожу конца моему исканию. Другим объяс­няю, что сообразно с естеством, а в себе самом затрудняю волю стра­стями. Вижу, в чем погрешаю, и знаю; при обличении других, обви­няю себя самого.

И что же? Молчать ли мне, чтобы не быть осужденным? Но как докажу стремление свое к Тебе? Буду говорить, – и не перестану. Желаю сам быть осужденным, только бы послужить мне к славе Тво­ей. Желаю умереть, чтобы Ты славился. Знаю, что менее буду осуж­ден, не делая обличений согрешающим, но не перестаю обличать, что­бы доказать, что Ты безгрешен. Пусть узнают Еллины силу любви; пусть узнают Иудеи расположение дружбы, потому что готов принять смерть за Тебя, хотя и не угрожают мне ни огнем, ни мечом, ни иными орудиями. Может быть, намерение это уверит их, что ради Тебя я го­тов претерпеть и самую смерть.

Может быть, говорю, – и не делаю. Ибо боюсь, что если оста­вишь меня, препобедит меня природа. Уверь меня, что Ты поможешь мне, трудящемуся, – и сумею убедить Еллинов, что перенесу наказа­ние. Удостоверь меня, что Ты помилуешь меня, страждущего, – и впи­шусь в число борцов, стану с дружинами Еллинов, потому что труба призывает уже желающих из Еллинов, возвещает нашествие из Елла­ды на Персов, угрожает нам наказанием с запада. Боюсь, потому что ненавидишь Ты согрешающих, но ободряюсь, потому что за них Ты умер. Страшусь, потому что гнушаешься Ты людьми, преданными стра­стям, и плотскими; но имею утешение, потому что известна Тебе не­мощь природы. Как Творец знаешь, что сотворил. Как Судия зна­ешь, что промыслил. Ты дал мне природу неоскверненную, но отец мой Адам, покрыв ее великой нечистотой, сделал немощной. К нечи­стоте присоединил услаждение суетой, и теперь невольно несу наказание. В самую природу мою внесено тление, и вот, бедствую, обуревае­мый в море. Помилуй меня как Творец, будь сострадателен к моей немощи, вочеловечившийся ради меня; не отринь меня по причине моих страстей, но рассей их, воззрев на стремление моего произволе­ния. Не гнушайся по причине нечистоты, но воззри на рачительность дел. Если отвращаешься от меня по причине гнусных моих помыслов, то обрати взор на мой плач и на осуждение мной сластолюбия. Есть у меня произволение, но не знаю, есть ли и силы. Даю, что есть у меня. Если хочешь дать и то, чего не достает, воззри на мое расположение. Нищ я, скраденный змием; немощен я, связанный тлением; не имею сил, подавленный грехом. Утратил я дар Твой, и потому не имею со­вершенного благоразумия. Утратил я общение с Тобой, потому не знаю, куда иду. Ничего нет у меня. Если имею что, Ты, родившись, дал мне. Крайне нищ я; если же обогащусь, все это будет Твое дарова­ние. И теперь оно Твое, и прежде было Твоим. Прошу только благода­ти. Исповедаю, что через Тебя спасусь, если только спасусь.

Знаю одного богача в Писании: будучи мудр и ведая Тебя, имено­вал он себя нищим. Если богатый приписывал себе убожество, взирая на Твою державу, то что скажу или что помыслю о себе я? Знаете вы человека этого. Евангелие пересказало вам притчу, как Господь изрек о нем. Всякий труд святых бывает для человека. Господь говорит: был человек богатый и, узнав о сокровище на селе, продал все и купил село (Мф.13:44). Другой то же делает для многоценного бисера, то есть жемчужин (Мф.13:46). И нам должно узнать, что особенного в том и другом, а также объяснить значение каждого. Оба они значат одно и то же. Но значение бисера требует краткого слова для объяснения. Поэтому и разберем сначала эту притчу.

Драгоценный бисер, находимый в море, стоит великой цены из-за самой трудности его добывания. Не снедь доставляет он, но похвалу, не наслаждение питием, но добрую славу. Великое число денег обре­менительно, а он облегчает тяжесть. Он мал, но многомощен; удобен для ношения; нетрудно уложить его на место. Легко его спрятать, но трудно найти. Таково и Небесное Царство; таково и Божие Слово, в кратком объеме премудро заключающее великую силу таин. Не в снедь предлагается, потому что оно не временное; не нищим назначено в употребление, но постигается обогащенными ведением. Из скудных добродетелью никто не может иметь его; бывает же оно достоянием совершенных.

В высоком доме есть ступени, по которым входят наверх; и в Еван­гелии есть различия между приближающимися к Богу. Нищ ты? Оно служит для тебя хлебом к утешению в нищете. Немощен ты? Оно пита­ет тебя зеленью. Тучному дает горчицу, а у кого болит печень и кто страждет желтухой, тому подается вино. Иным предлагается вместо рыбы, иным вместо пшеницы. Для некоторых служит серпом, для не­которых же – секирой. Более грубым предлагается ячменный хлеб. И нож подает оно для рукодействия, бьет бичом из вервий, вразумляет жезлом, наказует тростью. Все это – ступени в Евангелии. Все это ска­зано в притчах. Ему известны и богатые добродетелью, и нищие, изве­стны немощные и здравые верой. Знает оно и сильных, и расслаблен­ных в благочестии. Многих убивает оно мечом, отсекая от идолов и отвращая нечестие от народа. Оно видит втайне, поэтому сводит с неба огонь, чтобы открыть сокровенное и истребить то, что восстает на разум Божий. Употребляет прижигания для тех, у кого в изнеможении существенные члены, и вредные страсти отдаляет от общего состава Церкви. Для недужных – оно врач; для подвижников – мздовоздая­тель, для противящихся – судия, для неправедных – отмститель. Оно бывает попечителем бедных, промыслителем (попечителем) для вдов. С мучителями обходится как царь, к смиренным приходит как брат, странников встречает как домашних, и сирот – как отец. Кто злосло­вит по неведению, тем кажется оно невежественным. И хотя само по себе одно, но бывает всем этим, потому что может все, что ни захо­чет, и всякому дает полезный совет. Поэтому-то много в нем притчей. Поэтому-то различны значения. Ибо во всех изображается Один и Тот же Неизменяемый, но, подобно многострунной лире, различными спо­собами достигающий полезного для всех. Знаю человека, который одновременно врач и плотник, кузнец и домостроитель, приставник дома и земледелец, надзиратель и учитель, серебряник и горшечник, повар и купец, и знает все иные художества. Но, занимаясь каким-либо одним из художеств, не изменяется в своей природе. Насколько же более неизменяем будет Бог, Который производит многое и избирает различное?

Говорю же это, чтобы предотвратить возражения, будто Господь и Человеком явился также образно, как во многих других Своих дей­ствиях. Иное дело – естество, иное – знание; иное – образ, иное – ипостась. Строителем и земледелателем, скудельником и кормчим, по­бедителем и подателем необходимого бывает один и тот же; и не для каждого знания рождается, но, родившись единожды, с помощью уп­ражнения производит требуемое каждым из этих искусств. Человек, родившись, чтобы произвести еще человека, не упражнением достига­ет этого, но естественно производит совершенного человека. Сын Бо­жий не через упражнение научился, как явиться Человеком, но с помощью естества восприял на Себя Человека, чтобы стать тем, Кем не был, и среди человеков быть Человеком.

Говорю это против Маркиона, который подобные бредни внушал ученикам своим. Обращаю речь к Манесу, который хуже Маркиона рассуждал о восприятии человечества Сыном Божиим. Предлагается нам на среду (в настоящее время притча о бисере читается на Богослужении в пятницу) притча о бисере. Пусть скажут еретики, откуда он и как рождается? В нем для меня сокровище доказательства, его вместо ру­кописания предлагаю должникам, своим противникам. Пусть объяс­нят нам рождение бисера. Пусть докажут, что он имеет только образ, а не самую действительность. Известно, что скажут. Но и я знаю, какой предложить вопрос. «Рожденный по естеству, без телесного совокуп­ления, говорят, не может стать человеком. Если бы сотворен был как Адам, то имел бы человеческую ипостась. Но если родился от Девы без общения с мужем, то восприял на Себя образ». Умолкну перед вами, еретики. Есть кому отвечать за меня. Я безмолвствую, говорит за меня бисер. Скажи же, как ты рожден? Объясни естество свое, и пристыди еретиков. Докажи свою существенность и рассей утренние грезы. Пусть раковины скажут о рождении бисера; пусть говорят о его зачатии. Пусть слизни, живущие в водах, будут учителями людей, которые думают о себе, что ходят по небу. Пусть у бессловесных и даже у неодушевлен­ных учатся возмечтавшие, что знают естество Пренебесного. У кого нет ни закона, ни уставов, от бессловесных пусть примут закон, пред­писывающий законы. Несносен для меня стыд, какой падает на ереси. потому что у Бога требуют отчета в силе Его, и допытываются узнать способ Божественного Его действия. У Бога требуют отчета должники греха, потому что усиливаются исследовать делания неизъяснимого ес­тества. Осужденные судят Судию, не зная, как дать ответ за себя. Ес­ли постигнете непостижимое, то оно уже не будет непостижимым. Ес­ли уразумеете Божественное, то оно уже будет не Божественным, но обыкновенным. Если дознаетесь Неведомого, как называет апостол (Деян.17:23) Бога, то ведение ваше – упразднение Божией силы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.