Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВО О ПРОРОКЕ ДАНИИЛЕ И О ТРЕХ СВЯТЫХ ОТРОКАХ, КАК ОТВЕТ ТЕМ, КТО УТВЕРЖДАЕТ: «ВРЕМЯ ЛУКАВО, НЕ МОГУ СПАСТИСЬ»





 

Подумаем о том, что повествуется о пророке Данииле и о святых отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Праведники эти жили в те дни, когда Господь за грехи народа предал Иерусалим в руки Навуходоно­сору, царю Вавилонскому. Они с юного возраста были постоянно вни­мательны к себе, поэтому в стольких различных искушениях и скор­бях оказались благоискусными. Большие трудности были перенесены этими боголюбивыми отроками при смятении, бывшем во время Ва­вилонского плена, когда все видели, как немилосердно притесняем был Ассириянами избранный народ, ибо Иеремия говорит: лица жреческа не устыдешася, старых не помиловаша (Плач.4:16). Князи в руках их повешени быша... и юноши в кладе изнемогоша (Плач.5:12-13), и так далее. Святой город был опустошен нечестивыми, храм Божий сожжен огнем, к святым сосудам прикасались руки беззаконных и ставили их в идольские капища, пророков связывали железными узами, но отро­ки не обратились сердцем своим вспять, не клеветали на Бога, не по­колебались сомнением, как некто говорит в одном месте: се, сие зло от Господа: что потерплю Господеви ксему (4Цар.6:33). Потом уже ведут их в плен; безмерному утомлению подвергаются они во время путешествия; терпят жестокое с ними обращение, наготу и голод, что­бы не оскверниться запрещенной пищей. После этого их приводят в Вавилон; там предстоит им новый подвиг: царь приказал отобрать от­роков царского и княжеского рода, красивых видом и понятливых, для служения при царском дворе. По свидетельству Священного Пи­сания (Дан.1:3-6), к избранным были причислены Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Ненавистник добра, видя, что ни во время осады святого города не мог отвратить их от Господа, ни во время пути не убедил питаться нечистыми яствами, входит в сердце беззаконого царя и внушает ему дать повеление: по вся дни от трапезы царевы и от вина пития своего и кормити их лета три (Дан.1:5), чтобы хотя бы вла­стью мучителя заставить их вкусить запрещенной пищи. И отметь зло­козненность змия, который не один день и не один месяц назначил сроком, но до трех лет продлил подвиг, чтобы страхом и долговре­менностью низложить любителей благочестия. Они же, нисколько не приведенные этим в страх и не устыдившись отеческого закона, тайно просили начальника евнухов давать им семена земные (овощи), еже не осквернитися от трапезы царевы (Дан.1:8), и не убоялись они опас­ности преслушания и противления. И потом, когда начальник евну­хов не согласился выдавать им овощи, они не оставили своего бого­любивого намерения. И Господь, Который прославляет и возвеличи­вает прославляющих Его, желая сохранить их для блистательнейших подвигов, наставляет евнуха Амелсара давать просимое ими. А чтобы тебе в происходящем с ними познать Божие дело, – то и в книжной премудрости, и по внешнему виду оказались они превосходящими тех, которые питались царскими яствами. Если бы они оказались боязливыми и нерешительными, то прибегли бы к таким рассуждениям: «Что делать нам, братия? Вынуждает нас необходимость; царь угрожает нам смертью; зачем навлекать нам на себя мучения непокорностью? Так благоугодно было Богу. Сам Он видит принуждение, какое терпим, поэтому простит нас, по нужде преступающих закон. Живем мы в пре­селении (на чужбине), содержимся в рабстве, потеряли страну свою. И если от суровой пищи случится с нами телесное изнеможение, кто попечется о нас или посетит нас? Нет у нас ни отца, ни матери, ни братьев, ни рода; никого нет, кто мог бы прийти к нам в скорби, пото­му что все скудны, все на чужой стороне, всякий содержится как раб, и никого из своих не видим мы в благоденствии, разве только тех, кто получает ежедневную пищу с царского стола. А нас и по смерти не удостоят погребения, но бросят тела наши на съедение псам». Впро­чем, ничего подобного не помыслили рабы Божии, и не потому избрали такую пищу, что имели пристрастие к снеди из овощей, но по­тому, что решили добровольно пострадать за истину. Рассуди же, ка­кая слава тем, которые насыщались от царской трапезы и пили благовонное царское вино, а не захотели потрудиться для истины, и какая слава тем, которые отринули приятности жизни и подъяли тру­ды за истину. Да сподобит Господь и нас иметь часть с последними и со всеми святыми Его! Аминь.







 

 

О ТЕРПЕНИИ

 

Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, чтобы и ему наречься сыном Божиим, рожденным от Духа Свя­таго, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встречающиеся ему скорби, бедствия и нуж­ды, – будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в расслабление, нераде­ние и нетерпеливость, и тем воспрепятствовать ей войти в жизнь; на­водят же по Божию домостроительству, попускающему каждой душе быть искушенной различными скорбями, чтобы явными стали любя­щие Бога от всей души, если они мужественно переносят все, что наво­дит лукавый, и не теряют упования на Бога, но всегда, по благодати, с верой и великим терпением ожидают избавления; поэтому такие при­ходят в состояние, способное выдержать всякое искушение и, таким образом, улучив обетование, делаются достойными Царствия.

Поэтому душа, следуя Слову Господа, должна, по написанному, ежедневно брать на себя крест свой (Мф.10:38), то есть быть готовой потерпеть для Христа всякую скорбь и всякое искушение явное или тайное, и в Господе всегда утверждаться упованием, потому что в Его власти, чтобы душа, по Его попущению, подвергалась скорби, и Им же избавлялась от всякого искушения и скорби. А если душа не мужа­ется и не переносит с твердостью всякое искушение и всякую скорбь, но огорчается, унывает, негодует, тревожится и нерадит о подвиге, или даже отчаивается, как не имеющая уже надежды на избавление (ввергнуть же душу в уныние и нерадение есть ухищрение того же лукавого), то такая душа, не сохранив в себе упования, которое с несомненной верой ожидает милости Божией, конечно, не делается достойной жизни, потому что не последовала всем святым и не ходи­ла по стопам Господним.

Смотри и наблюдай, как издревле отцы, патриархи, пророки, апо­столы и мученики, пройдя этот путь скорбей и искушений, смогли уго­дить этим Богу, мужественно претерпев всякое искушение и всякую скорбь, в затруднительных положениях радовались, уповая на ожи­даемое мздовоздаяние, как говорит Писание: Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи (Сир.2:1-2). И апостол так же говорит: Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчи­щи есте, а не сынове (Евр.12:8); и еще в другом месте: все, встреча­ющееся с тобой, принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога (Ин.15:5). И Господь говорит: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. И еще: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Мф.5:10-12). Разуме­ются же изгнанные или явно от людей, или тайно от лукавых духов, потому что они противоборствуют душе, любящей Бога, ввергают ее в различные скорби, чтобы воспрепятствовать ей внити в живот (Мф.18:8). Подвергаемся изгнанию также и для того, чтобы претер­пением всякой скорби, сохранением упования до конца и засвидетель­ствованием, что души чают избавления, искушены мы были, действи­тельно ли любим Бога. Напротив того, душа унывающая, нерадивая и ослабевающая в надежде окажется действительно не любящей Бога. Различные же скорби и искушения показывают, которые души до­стойны и которые недостойны, которые имеют веру, надежду и терпе­ние и которые не имеют; так что, если души окажутся во всем благоискусными, верными и достойными, претерпевшими до конца и сохра­нившими упование веры, то, сподобившись избавления по благодати, по всей справедливости сделаются они наследницами Царствия.

Поэтому всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде все­го да сохраняет мужественное терпение и упование; в этом случае смо­жет она противостоять всякому восстанию лукавого и скорби. Ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть иску­шаемой в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которые не может она перенести, как говорит апостол: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче... но со­творит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1Кор.10:13), потому что лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Только душа, все перенося мужественно, да держится упования по вере, ожидая от Бога помощи и заступления; и невозможно, чтобы она была оставле­на. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верой и надеждой и несомненно ожидая от Него помощи и избав­ления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой одержащей (вла­деющей) ею скорби. Ибо Он знает, насколько душа должна подвер­гаться испытанию и искушению, – настолько и попускает, только бы она пребывала терпеливой до конца и не постыдилась, как сказа­но: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3-5). И еще: яко­же Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах... (2Кор.6:4). И Господь говорит: претерпевый же до конца, той спа­сен будет (Мф.10:22); и еще: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк.21:19). И в другом месте говорит: кто верова Господеви и посты­деся? Или кто пребысть в страсе Его и оставися? Или кто призва Его, и презре и (Сир.2:10)?

Люди, не имеющие много смысла и ума, умеют испытать и разли­чить, какую тяжесть и поклажу может нести каждое животное, напри­мер, лошак или верблюд, и кладут бремя по силам животного. Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обжечь для твердости, то не бывают они годными к употреблению людьми, но знает он, сколько времени надобно держать их в огне, пока не сдела­ются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтобы не стали недоделанными и негодными к употреблению. Итак, если люди в рассуждении тленного и видимого имеют столько разбор­чивости и знания, то кольми паче Бог, непостижимый в ведении и разумении и совершенная Премудрость, знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие благоугодить Ему и вож­делевающие улучить вечную жизнь, чтобы, таким образом, мужествен­но, с готовностью и упованием, претерпев всякую скорбь до конца, потом уже сделаться благоискусными и способными к получению Небесного Царства?

Как пенька не бывает годной для пряжи из нее самых тонких ни­ток, если не треплют ее много раз, и чем больше колотят ее, тем она делается чище и удобнее для пряжи, так и боголюбивая душа, подвер­гаясь многим испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию истончания, и, наконец, удостаивается наследовать Небесную область Царствия. Как сделанный вновь сосуд, только что брошенный в огонь, негоден еще для употребления людьми, или как младенец не способен к делам мир­ским, потому что не строит городов, не может ни сажать, ни сеять, ни делать другого какого-либо мирского дела, ибо он еще младенец, – так и души, соделавшиеся причастными Божией благодати, по причи­не младенчества их, благодатью Господней оставляются в услаждении и покое духа, так как еще не испытали от лукавых духов различные искушения и скорби, в которых обнаруживается терпение, но пребыва­ют пока младенчествующими и, скажу так, непригодными для Цар­ствия, как сказано: Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчиши есте, а не сынове (Евр.8:12). Таким образом, скорби и искушения полезны человеку, делают душу благоис­кусной и твердой, если она мужественно, охотно, с доверенностью к Богу и с упованием переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его. И ей невозможно не получить обетования Духа и избавления от порочных страстей, но спо­добится она этого как благоискусная и верная в терпении, до конца сохранившая упование на Господа.

Святые мученики, как видим, терпели многие мучения и, прибли­зившись к смерти, с упованием на Господа устояли в добром испове­дании, и, таким образом, оказавшись благоискусными, сподобились получить венцы правды. И те, которые перенесли больше мук, и при­том тягостнейших, те приобрели большую славу и дерзновение перед Богом; а те, которые, убоявшись скорбей и бичеваний, отступили от веры, не устояв до конца в добром исповедании, те оказываются роб­кими и смущенными и здесь, и в день Суда. Таким же образом и души, преданные скорбям для испытания, невидимо и различно мучимые лукавыми духами, как тайно, внутренней тяготой скорбей, или лука­выми помыслами, так и явно, телесными страданиями, – если будут мужественно терпеть, сохранять упование и ждать мздовоздаяния от Господа, то сподобятся венцов правды, имея внутри себя то же избав­ление, и в день Суда приобретут одинаковое с мучениками дерзнове­ние перед Богом. Ибо одинаково мучение в скорбях, одними претер­певаемое на кресте, другими от лукавых духов, на них действующих. И чем большие терпят скорби и нападения от лукавого, до конца со­храняя упование, тем большую приобретают себе славу у Бога. И здесь еще, по упованию своего чаяния, будут они избавлены и сподобятся утешений Духа, и там соделаются наследниками вечных благ и Цар­ства. А те души, которые поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, и даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, – совращаются с праведного пути и не ожидают до конца Господней милости, те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа, за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться веч­ного спасения. Ибо все, желающие совершенно избавиться от вечной геенны, в которой мучаются грешники, и улучить вечное Царство, здесь посто­янно терпят геенские скорби, по причине искушений, наводимых лу­кавым. И если до конца терпят, с верой ожидая Господней милости, то, по благодати, избавляются от искушений и скорбей, удостаивают­ся внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся от вечной геенны и наследуют вечное Царство Господне. Сам Господь опреде­лил, чтобы таков был путь вводяй в живот, по написанному: узкая вра­та и тесный путь, – поэтому мало идущих по оному (Мф.7:14).

Итак, поскольку такая предлежит нам надежда и такие даны обе­тования нелживым Богом, то мужественно будем переносить всякое восстание лукавого и всякую скорбь, в уповании на уготованное нам на небесах. Ибо какие бы скорби ни терпели вы ради Господа, имеют ли они какое-нибудь сравнение с будущей, обетованной нам, вечной жизнью или с утешением Святаго Духа, свыше подаваемого душам, пребывающим в терпении, или с избавлением от греховной тьмы и с теми долгами, какие лежат на нас от множества грехов наших, как ска­зано: Судимы же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32); и еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотя­щей славе явитися в нас (Рим.8:18). Как мужественные воины, будем готовы умереть за Царя своего. Когда были мы в миру, когда занима­лись делами житейскими, тогда не терпели столько, не подвергались таким скорбям, а теперь, поскольку решились мы благоугождать Господу, воздвигает на нас лукавый такие восстания, и искушения, и скор­би. Видишь, что терпим мы ради Господа, потому что лукавый зави­дует нам, покушается совратить с пути жизни, привести в расслабле­ние и нерадение, чтобы, благоугодив Богу, не спаслись мы. Итак, сколько бы ни восставал на нас лукавый, в терпении можем обрести мужество. Если будем тверды, ревностны, готовы, дав обет, терпеть даже до смерти, по упованию на Христа, то все козни врагов разру­шатся, потому что наш защитник и заступник – Христос, Который и нам, скорбящим и уповающим на Него, дает терпение, а их посрамля­ет, между тем как от Господа приемлем мы за труды награду, то есть Царствие. Будем подобны наковальням; если и бьют нас, то не пока­жем на себе от бичей и искушений даже следов расслабления, нераде­ния и уныния. Принимая на себя удары, подвергаясь гонению, будем побеждать противника терпением. Ибо так и Господь наш совершил подвиг: бичуемый, поносимый, изгоняемый, осмеянный, заплеванный, наконец, предан Он беззаконными бесчестной смерти на Кресте; и все это претерпел ради нашего спасения, оставив нам образец жизни, что­бы каким путем скорби, искушения и смерти шел Он, таким же путем шли истинно верующие в Него и желающие быть сонаследниками Ему. Чтобы как Он, после многих страданий умерший потом на Кресте, рас­пятый, – победил, и умерщвленный – умертвил и осудил грех, пло­тью низложив сопротивные силы, как сказано: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе (Кол.2:15), так и мы мужественно и охотно, даже до смерти претерпим всякое восстание лукавого и всякую скорбь. Если противостанем противнику верой, тер­пением и упованием на Господа, то, соделавшись через это благоис­кусными, и здесь сподобимся Его избавления и исполнимся святыни Духа, и там соделаемся наследниками вечной жизни, потому что в ду­ховной борьбе победа над сопротивником приобретается страдания­ми и смертью. С готовностью страждущие и умерщвляющие себя ради Господа, – победим мы сопротивника.

Поэтому всякую скорбь и всякие искушения почитайте не труд­ными и жестокими, но легкими. Воспротивимся всякому восстанию врага, с вожделением имея всегда перед очами смерть для Господа; и как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, то есть смерть, будем следовать за Ним, и с легкостью переносить всякую скорбь, как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее всегда перед очами, то кольми паче с легко­стью, охотой и радостью претерпим скорби, сколь бы тяжки они ни были. Ибо, если с нетерпеливостью почитаем скорби тяжкими и обре­менительными, то это потому, что не имеем перед очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью. Кто вожде­левает быть наследником Христовым, тот в сообразность с этим да вожделевает и пострадать, как пострадал Христос. В том и познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их постигающую, переносят му­жественно и с готовностью, по упованию на Христа. Итак, будем мо­лить Господа, чтобы Он дал нам разумение к познанию воли Его и к ревностному исполнению ее со всяким терпением и великодушием, в радости, каковую Сам Он дарует нам, укрепив нас на всякое благо-угодное дело, чтобы, оказавшись благоискусными и достойными Его, улучили мы вечное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава, держава и сила во веки веков! Аминь.

Чем будут хвалиться люди нерадивые, ленивые и равнодушные? Ужели своей изнеженностью, беспечностью и погибелью? Горе им, что вознерадели.

Приидите, друзья мои, приложим старание; приидите, припадем к Богу, будем неотступно плакать и проливать перед Ним слезы, чтобы даровал нам душевное просвещение. Уразумейте козни врага и сопро­тивника нашего, этого ненавистника добра, который устраивает нам на пути поползновения и соблазны, вред любостяжательности, превоз­ношение века сего, плотское удовольствие, а также чаяние долговременного продолжения настоящей жизни, боязнь подвигов, леность к молитве, сон во время псалмопения и плотский покой. Сколь он ста­рателен, столь мы нерадивы и беспечны; сколь он коварен, столь мы небрежны, – хотя знаем, что дни наши сокращены, настало время, Господь славы грядет в благолепии красоты Своей, со страшными Силами Царства Своего, чтобы воздать каждому по делам его. Боюсь, братия мои, чтобы на нас не исполнилось слово Господне: от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Цар­ствии Небеснем. Вы же изгнани будете вон (Мф.8:11-12).

Умоляю Тебя, Христе, Свет истины, рождение Благословенного Отца, образ и сияние ипостаси Его, сидящий одесную величествия Его, непостижимый Сын, неисследный (непостижимый) Христос, недове­домый Бог, хвала и радость любящих Тебя, жизнь моя, Христе, спаси меня, грешного, во Царствии Твоем и не воздай мне по делам моим, но спаси меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробию Твоему. Ибо Ты благословен и препрославлен во веки веков! Аминь.

 

 

О БЛАЖЕНСТВАХ И ГОРЕ

(По славянскому переводу, часть I. Слово 94)

 

Блаженны те, которые возлюбили Бога и из любви к Нему пренеб­регают всем земным. Блаженны те, которые плачут день и ночь, пото­му что избавятся от будущего гнева. Блаженны те, которые доброволь­но смиряют сами себя, потому что будут возвышены. Блаженны воз­держные, потому что ожидают их райские утехи. Блаженны изнуряющие тело свое бдением и подвигами, потому что уготовано им райское веселье. Блаженны очистившие себя от лукавых помыслов, потому что в них обитает Дух Святый. Блаженны те, которые любят Бога от всей души, паче всего мира, потому что будут признаны дру­зьями Христовыми. Блаженны добровольно понесшие крест свой и действительно последовавшие Христу, потому что достигнут горнего Иерусалима. Блаженны те, которые препоясали чресла свои истиной, и светильники свои имеют готовыми, ожидая Небесного Жениха, по­тому что с Ним будут царствовать в Небесном Царстве. Блажен, кто приобрел себе умные очи, и неуклонно устремлял их в созерцание бу­дущих благ, потому что наследует их. Блажен, кто непрестанно имеет перед очами день оправдания и старается оказаться в оный благоугод­ным. Блажен, кто сделался победителем плотских удовольствий, по­тому что в последний день испытания обретет дерзновение. Блажен, кто плакал на земле для Бога, потому что плоды его возродятся на небе. Блажен, кто ест хлеб не даром, но в труде рук своих, подобно апостолу, и кто другим уделяет от собственных своих трудов, потому что упокоится он в недрах Авраамовых.

Но горе тому, кто пребывает во грехах и не знает времени покая­ния, потому что будет раскаиваться там, без пользы оплакивая грехи свои вовеки. Горе тому, кто говорит: «В настоящее время буду услаж­дать плоть, а в старости покаюсь», – потому что, подобно сети, вне­запно накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Горе тому, кто произвольно грешит и хочет наутро покаяться, не вести бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1) и предшествующая ему ночь. Горе тому, кто, зная доброе, дает руку лукавому, потому что в день исхода при­мут его злые ангелы. Горе тому, кто лукавыми своими делами полага­ет претыкание ближнему, потому что в день Суда даст он отчет во всем том, в чем соблазнил других лукавыми своими обычаями. Горе тому, кто отрекся от мира и опять держится мирского образа мыслей, пото­му что к нему будет относиться притча о плуге (Лк.9:62). Горе тому, кто следует желаниям плоти и пренебрегает попечением о душе своей, потому что жизнь его и надежда его рассыплются по земле. Горе тому, кто со всей крепостью своей не поспешает приготовиться здесь, как дать оправдание там. Горе погубившим терпение, – что будут они делать, когда посетит Господь?

Постарайтесь, возлюбленные, оказать себе помощь, в это краткое время покаянием и слезами умилостивите долготерпеливого и мило­сердого Бога, Который ожидает нашего обращения и подает жизнь. Не будем небрегущими о своем спасении; не станем увеселяться удо­вольствиями мира сего, потому что они продолжаются час, потом производят раскаяние и опять приходят. И всякая слава мира сего с земли на землю же обращается, и ничто иное не сопутствует ей, кроме одно­го греха и наказания за грех. Никто не поможет нам в день тот, ни друг, ни сродник, только покаяние, принесенное здесь, и содейству­ющие ему добродетели: истинная любовь, смиренномудрие, послуша­ние, воздержание. Они пойдут с нами из этой жизни; они противоста­нут сопротивным силам, которые хотят овладеть нами во время исхо­да нашего из этой жизни; они представят нас Спасителю Христу, чтобы поклоняться Ему и прославлять Его вместе со Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.