Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема занятия: Недостаточность кровообращения, ее формы, основные гемодинамические показатели и проявления. Анализ изменений при сосудистом типе недостаточности кровообращения.

Общая цель занятия:На модели гистаминового шока в остром опыте на собаке выявить изменения показателей гемодинамики (артериального давления, скорости кровотока и др.) и сопутствующие изменения (дыхания, чувствительности дыхательного и сосудодвигательного центров) в целостном организме, характерные для сосудистого типа нарушения кровообращения. Изучить изменения приспособительного характера, сравнить чувствительность к прессорным и депрессорным воздействиям.

 

Конкретные цели занятия:

 

Знать: 1. Общую этиологию и патогенез расстройств сосудистого типа недостаточности кровообращения, ее формы и проявления. 2. Патогенез нарушений в ЦНС при острой сосудистой недостаточности кровообращения (2-я стадия шока, коллапс). 3. Изменение основных гемодинамических показателей (УО, МОК, скорость кровотока, СД, ДД, ПД) при сосудистой и сердечной декомпенсации. Уметь: 1. Принять участие в демонстрационном опыте на собаке или поэтапно проанализировать результаты каждого блока опыта, зафиксированные на ленте кимографа и представленные в настенном пособии. 2. Сопоставить особенности нарушений гемодинамики при сосудистом и сердечном типах недостаточности кровообращения. 3. Справляться с тестовыми заданиями.  

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Дать определение сосудистой недостаточности кровообращения.

2. Классификация форм сосудистой недостаточности кровообращения.

3. Изменения показателей гемодинамики при сосудистом типе недостаточности кровообращения.

4. Сопутствующие изменения (дыхания, чувствительности дыхательного и сосудодвигательного центров) в целостном организме, характерные для сосудистого типа нарушения кровообращения.

5. Патогенез нарушений в ЦНС при острой сосудистой недостаточности кровообращения.

6. Формы и проявления сердечного типа недостаточности кровообращения.

 

 

Задание

 

1. Справляться с тестовыми заданиями

2. Анализировать ситуационные задачи.

3. Составить три тестовых задания.



4.Придумайте ситуационную задачу.

Тестовые задания.

1. Какие состояния относят к экстремальным?

а) иммунодефицитные состояния

б) уремическая кома

в) диабетическая кома

г) травматический шок

д) гипергидратация

е) коллапс Ответы: _______________

 

2. Какие изменения характерны для кардиогенного коллапса?

а) снижение ударного и минутного выброса сердца

б) увеличение ударного и минутного выброса сердца

в) повышение АД

г) снижение АД

д) перераспределение кровотока

е) уменьшение ОЦК

ж) увеличение ОЦК

Ответы: ______________

 

 

3.Выберите проявления, характеризующие эректильную фазу шока

а) ослабление эффектов симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем

б) артериальная гипотензия

в) двигательное и речевое возбуждение

г) гипервентиляция легких

д) уменьшение сердечного выброса

е) депонирование крови

ж) уменьшение венозного возврата к сердцу

з) гиперрефлексия

Ответы: ______________

 

4.Выберите проявления, характеризующие торпидную фазу шока

а) ослабление эффектов симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем

б) тахикардия, артериальная гипертензия

в) двигательное и речевое возбуждение

г) уменьшение сердечного выброса

д) депонирование крови

е) артериальная гипоксемия

ж) олигурия

з) гиперрефлексия

Ответы: _______________

 

 

5.Укажите возможные причины и механизмы коллапса

а) распространенное артериоловенулярное шунтирование крови

б) снижение венозного возврата крови

в) уменьшение сердечного выброса

г) полицитемическая гиперволемия

д) гипокортицизм

е) гипоксия

ж) олигурия

Ответы: ______________

 

6. Какие изменения со стороны нервной и эндокринной систем характерны для эректильной стадии шока?

а) активация симпато-адреналовой системы

б) снижение активности симпато-адреналовой системы

в) активация гипоталамо-гипофизарной системы

г) снижение активности гипоталамо-гипофизарной системы

д) состояние нервно-психического возбуждения

е) заторможенность пациента

ж) гипорефлексия

э) гиперрефлексия

Ответы:______________

 

7. Какие изменения со стороны нервной и эндокринной систем характерны для торпидной стадии шока

а) активация симпато-адреналовой системы

б) снижение активности симпатико-адреналовой системы

в) активация гипоталамо-гипофизарной системы

г) снижение активности гипоталамо-гипофизарной системы

д) «дисбаланс» нейроэндокринной регуляции

е) состояние нервно-психического возбуждения

ж) заторможенность пациента

з) гипорефлексия

и) гиперрефлексия

Ответы: ______________

 

Ситуационные задачи

Задача №1

Через 30 мин после инъекции антибиотика пациенту с флегмоной голени, у него возникло беспокойство, чувство страха, двигательное возбуждение, сильная пульсирующая головная боль, зуд кожи, покраснение лица; АД 180/90 мм рт.ст., пульс 120 в мин.В связи с этим врач направил пациента в палату и предложил лечь. Через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появилась слабость, бледность лица, нарастающее чувство удушья с затруднением выдоха, спутанность сознания, клонико-тонические судороги; резко снизилось АД 75/55 мм рт.ст.

Какое патологическое состояние развилось у пациента после введения ему антибиотиков? Каковы механизмы развития этого патологического состояния?

 

 

Задача №2

У мужчины 28 лет множественные переломы костей конечностей и ушибы туловища в результате автомобильной катастрофы. В стационар доставлен через 1 ч после травмы в тяжелом состоянии: сознание спутанное, он бледен, покрыт «холодным» липким потом. Зрачки узкие, со слабой реакцией на свет, дыхание редкое, поверхностное, тоны сердца приглушены, пульс едва прощупывается, АД 60/40 мм рт.ст., признаков наружной или внутренней кровопотери нет.

Какое патологическое состояние развилось у пациента в результате травмы? Каковы возможные варианты дальнейшего развития этого состояния у данного пациента?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.
  2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.
  3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
  4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.
  5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.
  6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
  7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
  8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
  9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
  10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

  1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.
  2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.
  3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.
  4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.
  5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991
  6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.
  7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.
  8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.
  9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17-18

Тема занятия: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ.

Общая цель занятия: Исследовать нарушения внешнего дыхания, его регуляцию, этиологию и патогенез патологических форм дыхания. Дать характеристики стенотического дыхания, инспираторной и экспираторной одышек. Уметь объяснить возможность компенсаторного развития при гипоксии и гиперкапнии не только частого и глубокого дыхания (при асфиксии), но и редкого и глубокого (при стенозе трахеи) и разобрать особенности механизма возникновения того и другого варианта одышки.

Конкретные цели занятия:

ЗНАТЬ: 1.Понятие о дыхательной недостаточности (ДН). Ее виды. Внелегочные и легочные этиологические факторы. 2. Формы ДН: нарушения вентиляции (обструктивного, рестриктивного, смешанного типов), диффузии, перфузии. 3. Одышка как механизм компенсации ДН. Патогенез отдельных видов одышек: а) глубокого и частого дыхания: б) поверхностного и частого дыхания: в) глубокого и редкого стенотического) дыхания: г) инспираторной одышки. д) экспираторной одышки. 4.Механизм возникновения периодического дыхания. Типы периодического дыхания. 5.Нарушениянегазообменных функций легких. 6.Изменение дыхания при стенозе трахеи, причины и механизм развития. 7.Изменение дыхания при асфиксии, причины, механизм развития. УМЕТЬ: 1. Зарисовать типы периодического дыхания. Оценить динамику их развития. 2. Отличать стеноз от 2 стадии асфиксии. 3. Справляться с тестовыми заданиями. 4. Анализировать ситуационные задачи.

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Понятие о дыхательной недостаточности (ДН). Ее виды.

2. Внелегочные и легочные этиологические факторы ДН.

3. Показатели (признаки) ДН.

4.Формы ДН: а) нарушения вентиляции, б) диффузии, в) перфузии.

5. Одышка, понятие, виды, механизм развития.

6.Этиология и патогенез нарушения вентиляции легких по обструктивному типу. Примеры заболеваний с обструкцией верхних, нижних дыхательных путей.

7.Этиология и патогенез нарушения вентиляции легких по рестриктивному и смешанному типу. Примеры заболеваний.

8. Ателектаз. Этиология и патогенез, виды, последствия.

9.Пневмоторакс. Этиология и патогенез, виды, последствия. Патофизиологические основы первой помощи. Моделирование. Принципы саногенного действия лечебного пневмоторакса.

10.Пневмония. Этиология и патогенез, формы. Последствия. Особенность альвеолярных и интерстициальных пневмоний.

11.Плеврит. Этиология и патогенез, виды. Механизм основных проявлений.

12.Эмфизема легких как синдром. Роль эндогенных иэкзогенных факторов. Патогенез. Формы. Последствия.

13.Бронхиальная астма (БА). Этиология и патогенез, виды, последствия. Понятия об аллергических и неаллергических формах.

14.Особенности ДН при бронхиальных астматических приступах.

15.Диффузионные формы ДН. Причины, появления, оценка расстройство диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. Особенности ДН и одышки при отёке легких.

16.Нарушение регуляции дыхания: Функциональная организация дыхательного центра. Этиология и патогенез периодического дыхания. Типы периодического дыхания. Нарушение дыхания во сне.

17.Изменение дыхания при стенозе трахеи, причины и механизм развития.

18.Изменение дыхания при асфиксии, причины, механизм развития.

 

Задание

1. Справляться с тестовыми заданиями.

2. Составить 3 теста.

Тестовые задания.

Укажите все правильные ответы:

1) К терминальным типам дыхания относятся

а) дыхание Куссмауля

б) апнейстическое дыхание

в) полипное

г) брадипное

д) гаспинг-дыхание

Ответ:____________

 

2. Какие типы дыхания могут развиться при понижении возбудимости дыхательного центра?

а) полипное

б) дыхание Чейн-Стокса

в) дыхание Биота

г) олигопное

д) дыхание Куссмауля

е) гиперпное Ответ:____________

5. Укажите наиболее вероятные причины

тахипное брадипное :

а) гипоксия

б) понижение возбудимости дыхательного центра

в) гипероксия

г) повышение возбудимости дыхательного центра

д) ацидоз компенсированный

е) повышение артериального давления

ж) алкалоз компенсированный

Ответ:____________

 

4. Экспираторная одышка наблюдается при:

а) 1 стадии асфиксии

б) эмфиземе легких

в) отеке гортани

г) приступе бронхиальной астмы

д) стенозе трахеи

е) закрытом пневмотораксе Ответ:____________

 

5. Укажите возможные причины развития дыхательной недостаточности преимущественно обструктивного типа:

а) спадение бронхиол при утрате легкими эластических свойств

б) повышение внутрилегочного давления (при приступе длительного интенсивного кашля)

в) нарушение синтеза сурфактанта

г) бронхиальная астма

д) пневмоторакс

е) плеврит

ж) бронхиолоспазм

Ответ:_____________

 

6. Укажите возможные причины развития дыхательной недостаточности преимущественно рестриктивного типа:

а) отечно-воспалительное поражение альвеол

б) диффузный фиброзирующий альвеолит

в) обширное воспаление легких

г) ателектаз легкого

д) спазм бронхиол

е) пневмофиброз

Ответ:____________

 

7. Укажите возможные причины развития посткапиллярной формы легочной гипертензии:

а) левожелудочковая недостаточность сердца

б) правожелудочковая недостаточность сердца

в) стеноз устья легочных вен

г) инфаркт миокарда, сопровождающийся правожелудочковой недостаточностью

д) сдавление легочных вен (опухолью, спайками)

е) тромбоз легочной артерии

Ответ:____________

 

8. Каковы последствия искусственной гипервентиляции легких, приводящей к гипокапнии?

а) нервно-мышечная возбудимость снижается

б) коронарный кровоток уменьшается

в) мозговой кровоток увеличивается

г) мозговой кровоток уменьшается

д) диссоциация оксигемоглобина увеличивается

е) диссоциация оксигемоглобина уменьшается

ж) системное артериальное давление повышается

з) системное артериальное давление снижается

Ответ:____________

 

9. Какие виды патологии могут сопровождаться альвеолярной гипервентиляцией?

а) экссудативный плеврит

б) бронхиальная астма

в) силикоз

г) перегревание

д) опухоль легкого

е) истерия

ж) кровопотеря

Ответ:____________

 

10. К метаболическим функциям легких относятся:

а) превращение ангиотензина I в ангиотензин II

б) превращение ангиотензиногена в ангиотензин I

в) инактивация простагландинов Е и F2

г) образование гемопоэтинов

д) синтез опиоидных пептидов

е) инактивация брадикинина

ж) инактивация норадреналина

Ответ:____________



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.