Сделай Сам Свою Работу на 5

ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Общие типовые патологические процессы - эволюционно сформировавшиеся патологические процессы, стереотипно протекающие и лежащие в основе многих заболеваний (воспаление, лихорадка, гипоксия и др.).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

Тема: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ТИпическиХ нарушениЙ перифе-рического кровообращения И МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ.

Общая цель занятия: Ознакомить студентов с различными видами и механизмами типических нарушений периферического кровообращения, их последствиями в организме.

 

Конкретные цели занятия:

Знать: 1. Причины, механизмы и основные проявления артериальной гиперемии, изменения микроциркуляции, симптомы, значение артериальной гиперемии. 2. Причины и механизмы развития ишемий, особенности микроциркуляции, симптомы, последствия. Инфаркт как следствие ишемии. 3. Причины и механизмы развития венозной гиперемии, особенности микроциркуляции в зоне венозного застоя, патогенез симптомов, исходы. 4. Причины и условия, способствующие тромбообразованию: нарушения реологических свойств крови, гемоконцентрация. 5. Механизм образования тромбов, «сладж»-феномен, последствия. 6. Эмболии. Виды эмболов. Расстройства микроциркуляции при эмболиях, последствия. 7. Причины, виды и механизмы развития стаза. Уметь: 1. Моделировать различные виды нарушений периферического кровообращения в экспериментах на лягушках и кроликах. 2. Дифференцировать артериальную, венозную гиперемии, ишемию, тромбозы и эмболии, их динамику в процессе биомикроскопии. 3. Объяснить значение расстройств периферического кровообращения в патогенезе других типовых патологических процессов и заболеваний. 4. Справляться с тестовыми заданиями.  

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Дайте определение понятия «местные расстройства кровообращения».

2. Этиология и классификация артериальной гиперемии.

3. Опишите основные проявления и изменения микроциркуляции при артериальной гиперемии.



4. Объясните отрицательные и положительные стороны артериальной гиперемии.

5. Этиология и классификация ишемии (малокровии).

6. Опишите основные проявления и изменения микроциркуляции при ишемии.

7. Объясните отрицательные стороны ишемии.

8. Дайте определение понятия венозной гиперемии

9. Этиология и классификация венозной гиперемии

10. Опишите основные проявления и изменения микроциркуляции при венозной гиперемии.

11. Объясните отрицательные и положительные стороны венозной гиперемии.

12. Указать условия, способствующие тромбообразованию.

13. Перечислите этапы образования тромба.

14. Обосновать последствия тромбов.

15. Дать определение эмболии. Виды эмболов.

16. Опишите расстройства микроциркуляции при эмболиях.

17. Перечислите классификацию и этиологию стаза.

 

Задания:

1. Ответить на тестовые задания.

2.Составьте 3-4 тестовые задания.

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы.

1. Укажите отделы кровеносного русла, относящиеся:

1) к периферическому,

2) к системному кровообращению

 

а) магистральные сосуды

б) мелкие сосуды

в) артериолы и венулы

г) метартериолы и посткапиллярные венулы

д) артериоловенулярные анастомозы

 

Ответы: 1) _________ 2) ________

 

2. Какие изменения микроциркуляции характерны для артериальной гиперемии?

а) увеличение количества функционирующих капилляров

б) уменьшение внутрикапиллярного давления

в) увеличение скорости кровотока в капиллярах

г) усиление лимфотока из ткани

д) усиление фильтрации жидкости из сосудов в ткань

е) значительное расширение функционирующих капилляров

Ответы: ____________

 

3. Какие биологические активные вещества могут вызвать артериальную гиперемию?

а) ацетилхолин

б) катехоламины

в) гистамин

г) брадикинин

д) тромбоксан А2 Ответы: ____________

 

4. Чем обусловлена алая окраска органа при нарушении его кровообращения?

а) увеличением содержания оксигемоглобина в крови

б) уменьшением содержания оксигемоглобина в крови

в) увеличением артерио-венозной разницы по кислороду

г) уменьшением объемной скорости кровотока

д) увеличением содержания восстановленного гемоглобина в крови

Ответы: _____________

 

5. Укажите патогенетические факторы, вызывающие

1) нейротоническую арт. гиперемию,

2) нейропаралитическую арт. гиперемию

а) повышение активности парасимпатической системы

б) возбуждение холинергической системы

в) блокада адренергической системы

г) активация гистаминергической и серотонинергической систем

д) активация вегетативной системы

Ответы: 1) ________ 2) _______

 

6. Укажите последствия 1) артериальной,

2) венозной гиперемии:

¨ а) разрастание соединительной ткани

¨ б) усиление функции органа

¨ в) дистрофия тканей

¨ г) кровоизлияние

Ответы: 1) ________ 2) _________

 

7. Какие изменения микроциркуляции характерны для венозной гиперемии?

¨ а) замедление кровотока в мелких артериях, капиллярах и венах

¨ б) маятникообразный кровоток

¨ в) усиление лимфотока из ткани

¨ г) уменьшение функционирующих вен и капилляров

¨ д) увеличение артерио-венозной разницы давлений

Ответы: ___________

 

 

8. Какие из перечисленных факторов могут привести к развитию венозной гиперемии

¨ а) перерезка периферических нервов

¨ б) повышение давления в крупных венах

¨ в) тромбоз вен при недостаточном коллатеральном оттоке крови

¨ г) сдавление вен увеличенной маткой при беременности

¨ д) повышение тонуса сосудосуживающих нервов

¨ е) механическое раздражение органа

Ответы: ______________

 

9. Какие из перечисленных факторов могут привести к развитию ишемии?

¨ а) обтурация артериолы тромбом

¨ б) сдавление вен рубцующейся тканью

¨ в) ангиоспазм

¨ г) нарушение целостности периферических нервов

¨ д) атеросклеротические изменения сосудов

¨ е) сдавление артерии опухолью

Ответы: ______________

 

10. Какие биологически активные вещества могут вызвать ишемию?

¨ а) гистамин

¨ б) катехоламины

¨ в) ацетилхолин

¨ г) брадикинин

¨ д) тромбоксан А,

Ответы: ____________

 

11. Какие изменения могут возникать в зоне ишемии?

¨ а) некроз

¨ б) ацидоз

¨ в) ослабление функции

¨ г) усиление функции

¨ д) накопление Са2+ в гиалоплазме клеток

¨ е) повышение содержания К в клетках

¨ ж) повышение содержания Мg в клетках

Ответы: __________

 

12. В каких органах имеются функционально абсолютно недостаточные коллатерали?

¨ а) головной мозг

¨ б) скелетные мышцы

¨ в) сердце

¨ г) селезенка

¨ д) почки

¨ е) печень

¨ ж) стенка желудка

Ответы: _____________

 

13. Укажите возможные причины газовой эмболии:

¨ а) быстрое повышение барометрического давления

¨ б) ранение крупных вен шеи

¨ в) быстрое снижение барометрического давления

от повышенного к нормальному

¨ г) вдыхание воздуха с высокой концентрацией инертных газов

¨ д) быстрый перепад барометрического давления от нормального к низкому

Ответы: ______________

 

14. Какие факторы определяют нарушения реологических свойств крови в микрососудах?

¨ а) уменьшение жесткости мембраны эритроцитов

¨ б) уменьшение деформируемости эритроцитов

¨ в) усиление агрегации эритроцитов с образованием сетчатой суспензии

¨ г) слипание эритроцитов и образование "монетных столбиков"

¨ д) изменение структуры потока крови в капиллярах

¨ е) увеличение концентрации эритроцитов в кровеносной системе

Ответы: _____________

 

15. Укажите факторы, способствующие стазу:

¨ а) увеличение фильтрации альбуминов в окружающие ткани

¨ б) непосредственное влияние на ткани высокой или низкой температуры

¨ в) дилатация приводящих артерий

¨ г) повреждение тканей кислотами или щелочами

¨ д) констрикция приводящих артерий

Ответы: _____________

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. 1.Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.

9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

10. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4.

Тема ВОСПАЛЕНИЕ.

Общая цель занятия: Изучение сосудистых явлений в очаге воспаления (гемодинамических изменений, состояние проницаемости сосудов, экссудации, эмиграции лейкоцитов)

Конкретные цели занятия:

Знать:   Уметь:
     
1. Понятие, этиология воспаления. Основные компоненты патогенеза воспаления, классические признаки. 2. Местные и общие признаки воспаления (опыты на крысах). Классификация воспаления. 3. Альтерация. Изменение функций, обмена веществ, состояние клеточных структур. Медиаторы воспаления, их виды, значение в динамике развития и завершения воспаления 4. Механизмы экссудации: внутрисосудистые и внесосудистые. 5. Механизм повышения проницаемости сосудистой стенки при воспалении. Виды экссудатов. 6. Стадии и механизм эмиграции лейкоцитов. Фагоцитоз. 7. Пролиферация: механизмы, ее стимуляторы и ингибиторы   1. Спланировать и поставить эксперимент. 2. Моделировать опыты Конгей- ма, Данилевского-Румблера. 3. Интерпретировать результаты микроскопирование мазков гноя. 4. Анализировать полученные результаты во время эксперимента.
Иметь представление:
1. Об основных теориях воспаления; 2. О принципах противовоспали-тельной терапии.  

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Почему воспаление следует называть типовым патологическим процессом?

2. Назовите внешние признаки воспаления.

3. Назовите факторы, участвующие в формировании боли в очаге воспаления.

4. Какие физико-химические изменения характерны для очага острого воспаления?

5. Какие факторы обусловливают развитие артериальной гиперемии при воспалении?

6. Объясните патогенетическую природу феноменов воспаления?

7. Какие факторы обусловливают переход артериальной гиперемии в венозную при воспалении?

8. Какие признаки характерны для венозной гиперемии при воспалении?

9. Какие факторы способствуют в формировании экссудата при остром воспалении?

10. Перечислите патогенетические факторы, участвующие в развитии воспалительного отека.

11. Чем серозный экссудат отличается от транссудата и почему?

12. Перечислите положительные свойства экссудата?

13. Какие клетки служат источником медиаторов воспаления?

14. Укажите обычную последовательность эмиграции лейкоцитов в очаг острого воспаления.

15. Перечислите стадии фагоцитоза.

16. Что характерно для острого воспалительного ответа?

17. Какие факторы способствуют развитию отека в очаге воспаления?

18. Составьте план постановки опыта Конгейма. Что наблюдается в этом опыте?

Задания:

1. Ответить на тестовые задания.

2. Составить 5-6 тестов по теме «Воспаление».

3. Составить 2-3 ситуационные задачи по теме «Воспаление»

Тестовые задания

 

Задание: Выделить номер правильного ответа.

1. Воспаление - это

1. патологическая реакция

2. типовой патологический процесс

3. патологическое состояние.

Ответ:______________

2. Воспаление возникает под воздействием

1. п и р о г е н о в

2. ф л о г о г е н о в

3. м у т а г е н о в

Ответ:______________

 

3. Флогогены вызывают альтерацию

1. п е р в и ч н у ю

2. в т о р и ч н у ю

Ответ:______________

4. Повреждение митохондрий приводит к потере клеткой

1. К+

2. Nа+

Ответ:______________

 

5. Осмотическое давление в очаге воспаления

1. п о в ы ш а е т с я

2. п о н и ж а е т с я

3. не меняется

Ответ:______________

6. В очаге воспаления развивается:

1. алкалоз

2. ацидоз Ответ:______________

 

7. При хроническом воспалении решающую бактерицидную роль играют:

1.микрофаги

2.макрофаги

Ответ:______________

 

8.Обмен веществ в очаге воспаления :

1. снижен

2. не изменен

3. повышен

Ответ:______________

 

9. Воспаление представляет собой реакцию организма:

1. защитную

2. повреждающую

3. индифферентную

4. местную

5. общую

6. целесообразную

7. нецелесообразную

8. относительно целесообразную

9. общую с местными проявлениями

Ответ:______________

 

10. Причинами развития асептического воспаления могут быть:

1.тромбоз венозных сосудов

2. транзиторная гипероксия тканей

3. некроз тканей

4. кровоизлияние в ткань

5. хирургическое вмешательство,

проведенное в строго асептических условиях

6. парентеральное введение стерильного чужеродного белка

7. энтеральное введение нестерильного чужеродного белка

 

Ответ:______________

11. Проницаемость сосудистой стенки при альтерации:

1. повышается

2. не изменяется

3. понижается

Ответ:______________

 

12. Нарушение кислотно-основного состояния в очаге воспаления проявляется в виде:

1. газового алкалоза

2. газового ацидоза

3. негазового ацидоза

4. негазового алкалоза

Ответ:______________

 

13. Вторичную альтерацию вызывают:

1. канцерогены

2. флогогены

3. продукты первичной альтерации

4. гормоны

5. нейромедиаторы Ответ:______________

 

14. Воспалительные процессы в тканях пародонта проявляются в виде:

1. пародонтоза

2. гингивита

3. функциональной травмы

4. пародонтита

5. периостита

Ответ:______________

 

15. Концентрация иммуноглобулинов в тканях пародонта при воспалении:

1. увеличивается

2. уменьшается

3. не изменяется Ответ:______________

 

16. Стоматитом называется:

1. воспаление пульпы зуба

2. воспаление надкостницы

3. воспаление слизистой ротовой полости

4. воспаление гланд

5. воспаление десен Ответ:______________

 

17. Классическими местными признаками острого воспаления являются:

1. цианоз

2. покраснение

3. побледнение

4. припухлость

5. желтушность

6. охлаждение

7. боль

8. жар

9. нарушение функции

10. шелушение кожи Ответ:______________

18. Воспаление рассматривается как адаптивная реакция, потому что:

1. отграничивает место повреждения, препятствуя распространению

флогогенного фактора и продуктов альтерации в организме

2. инактивирует флогогенный фактор и продукты альтерации тканей

3. препятствует аллергизации организма

4. мобилизует специфические и неспецифические факторы

защиты организма

5. способствует восстановлению или замещению поврежденных структур

Ответ:______________

 

19. Переходу артериальной гиперемии в венозную при воспалении способствуют:

1. микротромбы венозных сосудов

2. увеличение вязкости крови

3. снижение вязкости крови

4. краевое стояние лейкоцитов

5. увеличение скорости кровотока

6. экссудация

7. микротромбы лимфатических сосудов

Ответ:______________

 

20. Какие признаки могут свидетельствовать о наличии воспалительного процесса в организме?

1. лейкоцитоз

2. тромбоз

3. эритроцитоз

4. лихорадка

5. увеличение СОЭ

6. гипопротеинемия

7. увеличение содержания гамма-глобулинов в сыворотке крови

8. накопление в крови С-реактивного белка

Ответ:______________

 

21. Какие из перечисленных клеток являются источниками медиаторов воспаления?

1. тучные клетки

2. моноциты

3. лимфоциты

4. нейтрофилы

Ответ:______________

 

22.Фагоцитарной активностью при воспалении обладают:

1. нейтрофилы

2. гистиоциты

3. эритроциты

4. эозинофилы

5. купферовские клетки печени

6. мононуклеары перитонеального экссудата

Ответ:______________

 

23. Для участка острого воспаления характерны следующие физико-химические изменения:

1. гиперонкия

2. гиперосмия

3. гипоосмия

4. ацидоз

5. повышение концентрации ионов калия вне клеток

6. гипоонкия Ответ:______________

 

24.Острый воспалительный ответ характеризуется:

1. образованием воспалительных гранулем

2. увеличением проницаемости микроциркуляторных сосудов

3. накоплением в очаге воспаления гигантских многоядерных клеток

4. накопление в очаге воспаления нейтрофилов

Ответ:______________

 

25.Какие из перечисленных факторов способствуют образованию экссудата при остром воспалении?

1. затруднение венозного оттока крови

2. увеличение гидростатического давления

внутри микроциркуляторных сосудов

3. сокращение (ретракция) клеток эндотелия посткапиллярных венул

4. разрушение базальной мембраны микроциркуляторных сосудов

ферментами лейкоцитов

Ответ:______________

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.

9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

10. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 

Тема: типовые нарушения терморегуляции в организме: лихорадка, перегревание.

Общая цель занятия: Изучение динамики лихорадки, изменение соотношений между теплопродукцией и теплоотдачей в организме в различные стадии лихорадки. Их отличия от перегревания.

Конкретные цели занятия:

Знать:   Уметь:  
1. Определение лихорадки. 2. Экзогенные и эндогенные пирогенные вещества. Механизм их действия в организме. 3. Основные стадии развития лихорадки. Соотношение между теплопродукцией и теплоотдачей в различные стадии лихорадки. 4. Особенности кровообращения, дыхания, пищеварения и мочеотделения у больного при лихорадке. Возможные отрицательные последствия критического падения температуры. 5. Участие нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии лихорадки. 6. Определение перегревания. Особенности изменений терморегуляции и физиологических систем при перегревании (по стадиям). 7. Отличие лихорадки от перегревания 8. Значение лихорадки для организма. Понятие о пиротерапии. 9.Изменение функции слюнных желез при лихорадке. Патофизиологические обоснование применения пиротерапии в стоматологии.   1.Провести эксперимент, уметь интерпретировать полученные результаты.
  2. Справляться с тестовыми заданиями.
   
   
   

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Что такое «лихорадка».

2. Как поддерживается температурный гомеостаз (процессы теплоотдачи и теплопродукции).

3. Опишите механизм действия экзогенных и эндогенных пирогенов в организме.

4. Какие изменения, происходят в разные стадии лихорадки. Соотношение процессов теплоотдачи и теплопродукции.

5. Опишите изменения, происходящие в третью стадию лихорадки. Соотношение процессов теплоотдачи и теплопродукции.

6. Назовите возможные отрицательные последствия критического падения температуры. Опишите механизм остановки сердца при критическом падении температуры.

7. Объясните положительное значение лихорадки для организма.

8. Что такое «пиротерапия».

9. Объясните участие нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии лихорадки.

10. Дайте определение понятия «перегревание».

11. Как нарушаются процессы нарушение процессов терморегуляции при перегревании.

12. Чем отличается лихорадка от перегревания.

13. Укажите, какие осложнения, вызывает перегревание.

14. Как вы поможете больному с перегреванием.

 

Задания:

1.Ответить на тестовые задания.

2. Составить три тестовых задания.

 

Тестовые задания.

Укажите все правильные ответы.

1.При каких патологических процессах развивается неинфекционная лихорадка?

¨ а) некроз тканей

¨ б) гиперпродукция тиреоидных гормонов

¨ в) воспаление, вызванное физическим или химическим фактором

¨ г) злокачественная опухоль в стадии распада

¨ д) экзогенное перегревание

¨ е) обширное кровоизлияние

¨ ж) внутрисосудистый гемолиз эритроцитов

Ответы:___________

 

 

2. Какие утверждения являются правильными?

¨ а) повышение температуры тела человека всегда свидетельствует о развитии лихорадочной реакции

¨ б) лихорадка характеризуется не только повышением температуры тела, но и обязательными признаками интоксикации организма

¨ в) лихорадка - это реакция теплокровных животных на действие пирогенных факторов

¨ г) лихорадка может иметь как патогенное, так и защитное значение для организма

Ответы: _______________

 

3. Какие явления можно наблюдать после внутривенного введения бактериального пирогена животному?

¨ а) быстрое снижение количества циркулирующих в крови лейкоцитов

¨ б) быстрое развитие перераспределительного лейкоцитоза

¨ в) усиление феномена краевого стояния лейкоцитов

¨ г) активация фагоцитов

¨ д) активация лейкоцитов и освобождение ими "вторичных" пирогенов

¨ е) повышение возбудимости и активности холодовых нейронов гипоталамуса

¨ ж) повышение возбудимости и активности тепловых нейронов гипоталамуса

Ответы: ___________

 

4. Пирогенным действием обладают:

¨ а) простагландины группы Е

¨ б) биогенные амины

¨ в) интерлейкин 1

¨ г) фактор некроза опухолей

¨ д) липополисахариды

¨ е) интерлейкин 6

¨ ж) кинины

¨ з) интерлейкин 2

Ответы: ____________

 

5. Укажите клетки, являющиеся основными продуцентами вторичных пирогенов:

¨ а) тромбоциты

¨ б) моноциты

¨ в) тканевые макрофаги

¨ г) эритроциты

¨ д) лимфоциты

¨ е) гранулоциты

Ответы:____________

 

6. Какая из указанных групп первичных пирогенов обладает наиболее выраженной пирогенной активностью?

¨ а) мукополисахариды

¨ б) чужеродный белок

¨ в) липополисахариды

¨ г) фосфолипиды

¨ д) липопротеины

Ответы: ____________

 

7. Укажите механизмы, участвующие в повышении температуры тела при лихорадке:

¨ а) увеличение сопряженности окисления и фосфорилирования

¨ б) периферическая вазоконстрикция

¨ в) усиление сократительного ("мышечного") термогенеза

¨ г) уменьшение потоотделения

¨ д) активация биологического окисления

¨ е) усиление потоотделения

Ответы: _____________

 

8.Выберите правильное утверждение:

¨ а) жаропонижающую терапию необходимо применять при субфебрильной лихорадке

¨ б) жаропонижающую терапию необходимо применять при фебрильной лихорадке

¨ в) жаропонижающую терапию следует применять при длительной пиретической лихорадке

Ответы: _____________

 

9.Характер кривой температуры при лихорадке существенно зависит от:

¨ а) этиологического фактора

¨ б) особенностей патогенеза основного заболевания

¨ в) функционального состояния эндокринной системы

¨ г) температуры окружающей среды

¨ д) функционального состояния иммунной системы

Ответы: ____________

 

10. Гипертермия организма развивается в результате

¨ а) активации процессов теплопродукции при повышенной теплоотдаче

¨ б) снижения эффективности теплоотдачи при пониженной теплопродукции

¨ в) активации процессов теплопродукции при неизменившейся теплоотдаче

¨ г) активации процессов теплопродукции при сниженной теплоотдаче

¨ д) снижения теплоотдачи при нормальной активности процессов теплопродукции

Ответы_____________

 

11. Укажите изменения в организме на стадии компенсации (адаптации) гипертермии:

¨ а) тахикардия

¨ б) брадикардия

¨ в) учащение дыхания

¨ г) урежение дыхания

¨ д) расширение периферических сосудов

¨ е) расширение сосудов внутренних органов

¨ ж) гемодилюция

¨ з) гемоконцентрация

¨ и) максимальное напряжение механизмов терморегуляции

¨ к) срыв механизмов терморегуляции

Ответы: _______________

 

 

12. Укажите изменения в организме на стадии декомпенсации гипертермии:

¨ а) тахикардия

¨ б) брадикардия

¨ в) учащение дыхания

¨ г) расширение периферических сосудов

¨ д) расширение сосудов внутренних органов

¨ е) максимальное напряжение механизмов терморегуляции

¨ ж) срыв механизмов терморегуляции

¨ з) урежение дыхания

¨ и) гемоконцентрация

Ответы: _____________

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.
  2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.
  3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
  4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.
  5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.
  6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
  7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
  8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
  9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
  10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

  1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.
  2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.
  3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.
  4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.
  5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991
  6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.
  7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.
  8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.
  9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

Тема. ГИПОКСИЯ

Общая цель занятия: Уметь объяснить этиологию, общий патогенез, механизмы развития разных видов гипоксий, дать патофизиологическое обоснование их комплексной терапии. Сформировать у студентов представление о гипоксии, как типовом патологическом процессе.

 

Конкретные цели занятия:

 

Знать:   Уметь:  
1. Понятие гипоксии. Этиологию, патогенез и классификацию гипоксий. 2. Патогенетические механизмы различных типов гипоксий. 3. Компенсаторные реакции при кислородном голодании. 4. Особенности изменений показателей дыхательной функции крови 5. Патофизиологическое обоснование коррекции гипоксий. 6. Патогенез острой асфиксии плода и ее особенности на фоне хронической антенатальной гипоксии. 7. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний.   1. Определить вид кислородного голодания по состоянию показателей дыхательной функции крови 2. Интерпретировать типовые анализы по гипоксиям 3. Справляться с тестовыми заданиями 4. Анализировать ситуационные задачи.

 

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Что такое «гипоксия».

2. Напишите классификацию гипоксий.

3. Какие дыхательные показатели крови вы знаете норме?

4. Опишите этиологию гипоксий.

5. Составьте схему патогенетических механизмов различных типов гипоксий.

6. Как вы будете дифференцировать гипоксии?

7. Опишите особенности изменений показателей дыхательной функции крови при различных типах гипоксий.

8. Какие механизмы компенсации при гипоксии вы знаете (экстренные и долговременные).

9. Как повышать устойчивость к гипоксии.

10. Дайте патофизиологическое обоснование коррекции гипоксий.

Задания:

1.Ответить на тестовые задания, тестовые и ситуационные задачи.

2.Составить три тестовых задания.

3.Составить 3 ситуационные задачи.

Тестовые задания

 

1. Укажите признаки, характерные для гипоксии циркуляторного типа:

· а) снижение линейной скорости кровотока

· б) уменьшение артерио-венозной разности по кислороду

· в) уменьшение содержания кислорода в артериальной крови

· г) снижение объемной скорости капиллярного кровотока

· д) увеличение артерио-венозной разности по кислороду

· е) ацидоз газовый

· ж) ацидоз негазовый

· з) понижение содержания кислорода в венозной крови

Ответы: _____________

 

2. Укажите возможные причины гипоксии тканевого типа:

· а) отравление метгемоглобинобразователями

· б) отравление цианидами

· в) острая кровопотеря

· г) увеличение образования простагландина Е

· д) снижение активности ферментов тканевого дыхания

· е) повышение активности ферментов тканевого дыхания

Ответы: _____________

 

3. При каких состояниях уменьшается сродство гемоглобина к кислороду ?

· а) ацидоз

· б) алкалоз

· в) гиперкапния

· г) гипокапния

Ответы: ____________

 

4. Укажите реакции экстренной адаптации к гипоксии:

· а) увеличение объема альвеолярной вентиляции

· б) мобилизация депонированной крови

· в) усиление анаэробного гликолиза

· г) снижение диссоциации оксигемоглобина

· д) перераспределение кровотока

· е) усиление митохондриопоэза

· ж) тахикардия

· з) активация эритропоэза

Ответы: ____________

 

5. Укажите причины гипоксии:

1). гемического, 2). гипоксического типа

· а) снижение рО2 в воздухе

· б) отравление окисью углерода

· в) эмфизема легких

· г) отравление нитратами



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.