Сделай Сам Свою Работу на 5

Среды на организм. Электротравма.





Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра патофизиологии

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по патофизиологии

(стоматологический факультет)

Владикавказ - 2011


УДК: 616 – 092 (079.3)

 

Л.Г. Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.А.Мерденова, Н.О. Медоева, И.Р.Тагаева.

Методические рекомендации для самостоятельной работы к практическим занятиям по патофизиологии (стоматологический факультет). Общая нозология. Типовые патологические процессы. Частная патофизиология. -Владикавказ, 2011.-107с.

В сборнике представлен комплекс вопросов для самостоятельной работе в соответствии ГОСТу по основным разделам патофизиологии «Общая нозология. Типовые патологические процессы. Частная патофизиология» для студентов стоматологического факультета.

 

 


Содержание:

 

Занятие 1: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.



ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИОЛОГИИ................................................................................................. …..4

Занятие 2: Патогенное воздействие факторов внешней

среды на организм. Электротравма.................................................................... …..8

 

Занятие 3: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ТИпическиХ нарушениЙ перифери-

ческого кровообращения И МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ.......................................... ....12

 

Занятие 4: ВОСПАЛЕНИЕ……………………………………………………………………18

 

Занятие 5: типовые нарушения терморегуляции

в организме: лихорадка, перегревание………………………………………... 25

Занятие 7: ГИПОКСИЯ........................................................................................................ ..31

 

Занятие 9: Патология системы красной крови. Качественные и

количественные изменения эритроцитов. …………………………………. 37

 

Занятие 10: Патология системы красной крови.

Патогенетическая классификация анемий.................................................. ..42

Занятие 11: Патология системы белой крови. качественные и

количественные изменения лейкоцитов....................................................... ..48

Занятие 12: Патология системы белой крови…………………………………54



 

Занятие 14: Рефлекторные нарушения работы сердца

с анализом рефлекторной дуги…………………………………………………….59

Занятие 15: Экспериментальный некроз

миокарда. Экспериментальная экстрасистолия ………………………63

 

Занятие 16: Недостаточность кровообращения, ее формы, основные

гемодинамические показатели и проявления. Анализ изменений

при сосудистом типе недостаточности кровообращения ……..……..67

 

Занятие17-18: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ…………………………………………72

Занятие 20: Патофизиология пищеварения ……………………………………78

 

Занятие 21-22: Патофизиология печени………………………………………. 83

 

Занятие 23-24: Патофизиология почек……………………………………………...90

 

Занятие 26: Патогенез эндокринопатий при ПАТОЛОГИИ

щитовидной железы – микседеме, КРЕТИНИЗМЕ,

эндемическом, токсическом зобе….............................................................. 96

Занятие 27: Общий адаптационный синдром …………………………………100

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ………………………………………………………………………….103

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

 

Тема: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИОЛОГИИ.

Общая цель занятия: Уметь объяснить значение патофизиологии как теоретической основы современной клинической медицины, получить представление о предмете и задачах патофизиологии; о роли учебного эксперимента и моделирования патологических процессов для изучения патогенеза, разработки и обоснования новых способов лечения и профилактики заболеваний человека. Обсудить вопросы причинности в патологии (показать, что одна и та же причина в различных условиях может вызвать различные следствия).



 

Конкретные цели занятия:

 

Знать: Уметь:
1. Предмет, задачи и структуру учебного курса патофизиологии. 2. Методологию предмета и значение экспериментального метода в развитии патофизиологии и клинической медицины. 3. Получить понятие об этиологии и патогенезе; патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии, «порочном круге» 4. Современное определение болезни, классификацию симптомов, стадии, исходы. 5. Механизмы выздоровления 1. Спланировать и поставить эксперимент. 2. Обездвижить и обезболить животное: лягушку, крыс, морских свинок. 3. Анализировать влияние известного вещества на организм в целостном организме и на изолированном органе. 4. Анализировать полученные результаты, делать выводы, экстраполировать полученные знания на человека. 5. Справляться с тестовыми заданиями

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Дать определение понятия патофизиологии как науки.

2. Перечислить основные задачи патофизиологии.

3. Перечислить основные методы патофизиологии.

4. Структура предмета патофизиологии.

5. Дать определение этиологии

6. Дать определение патогенеза.

7. Что является объектом изучения патофизиологии.

8. Перечислить структурные компоненты болезни.

9. Дать определение структурным компонентам болезни. Привести примеры.

10. Привести ведущие звенья патогенеза: «порочные круги».

11. Перечислить периоды болезни.

12.Общие принципы классификации болезни (по Сиденгаму и И.П.Павлову)

13. Перечислить исходы болезни.

14. Дать определение выздоровлению.

15. Перечислите виды выздоровления.

16. Перечислить основные механизмы выздоровления.

17. Роль ЦНС в механизмах выздоровления (опыты А.А.Асратяна и А.Д.Сперанского)

18. Что такое адреналин? Свойства, пути реализации.

19. Механизм действия адреналина на целостный организм.

20. Влияние адреналина на изолированный орган.

 

Задания.

1. Ответить на тестовые задания.

2. Составить план постановки эксперимента.

3. Составьте 3 тестовые задания.

 

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы.

1. Что является причиной болезни:

а) взаимодействие этиологического фактора и организма при наличии достаточных условий

б) фактор, вслед за действием которого последовала болезнь

в) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни

г) фактор, без воздействия которого данная болезнь не может возникнуть

д) фактор, определяющий специфические особенности болезни.

Ответы:_____________

2. К типовым патологическим процессам относятся:

а) воспаление

б) ожог

в) лихорадка

г) голодание

д) гипоксия

е) уремия

Ответы: ______________

1. Специфические черты болезни зависят от:

а) причины болезни

б) условия, способствующие развитию болезни

в) реактивность организма

Ответы: ______________

2. К срочным механизмам выздоровления относятся:

а) включение защитных рефлексов (рвота, кашель)

б) увеличение числа эритроцитов

в) переключение системы терморегуляции

г) нейтрализация ядов путем их окисления

д) компенсаторная гипертрофия органа

е) реакция, направленная на поддержание АД

Ответы: ______________

3. К относительно устойчивым механизмам выздоровления относятся:

а) включение защитных рефлексов (рвота, кашель)

б) увеличение числа эритроцитов

в) переключение системы терморегуляции

г) нейтрализация ядов путем их окисления

д) компенсаторная гипертрофия органа

е) реакция, направленная на поддержание АД

Ответы: ______________

4. К устойчивым механизмам выздоровления относятся:

а) увеличение числа эритроцитов

б) компенсаторная гипертрофия органа

в) нейтрализация ядов белками крови

г) репаративная регенерация

д) развитие иммунитета

Ответы: ______________

Дополните

 

5. Дайте определение понятию «болезнь»

_____________________________________________________________

 

6. Дайте определение понятию «патологический процесс»

_____________________________________________________________

 

7. Назовите стадии болезни (А) и ее возможные исходы (Б)

А. 1_________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

Б. 1_________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.

9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

10. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Патогенное воздействие факторов внешней

среды на организм. Электротравма.

Общая цель занятия: Ознакомить студентов с основными патогенетическими механизмами действия электрического тока на организм. Изучить изменения в физиологических системах организма при электротравме. Разобрать механизмы смерти при электротравме и необходимые мероприятия по реанимации с позиций патофизиологии.

 

Конкретные цели:

 

Знать: Уметь:
1. Классификацию патогенного влияния факторов внешней среды на организм. 2. Условия, определяющие степень воздействия электрического тока. 3. Патогенез влияния электрического тока. 4. Виды и механизмы смерти. 5. Терминальные состояния. Патофизиологические основы интенсивной терапии и реанимации. Ставить эксперименты с электротравмой на лягушке. Анализировать полученные результаты, делать выводы, экстраполировать на человека. 3. Справляться с тестовыми заданиями и ситуационными задачами.

 

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

1.Перечислить основные повреждающие факторы внешней среды на организм.

2.Специфическое и неспецифическое действие шума и звука.

3. Каковы местные и общие проявления ионизирующего излучения.

7. Классификация острой лучевой болезни по тяжести поражения.

8. Что такое электрический ток.

9. Основные характеристики электрического тока.

10. Пути прохождения электрического тока.

11. Повреждающее действие электрического тока.

12. Перечислить условия, определяющие степень поражающего действия электрического тока.

13. Свойства и механизмы действия электрического тока.

14. Патогенное действие электрического тока.

15. Вид и механизм смерти.

16. Приведи пример неоправданной патологической смерти.

17. Что относится к терминальным состояниям.

18. Патофизиологическое обоснование лечения терминальных состояний.

19. Перечисли основные особенности интенсивной терапии и реанимации.

 

Задания:

1. Ответить на тестовые задания.

2. Составьте 3 тестовые задания.

 

Тестовые задания.

Указать правильные ответы:

 

1. Укажите условия, усиливающие патогенное действие электрического тока на организм:

а) сухая кожа б) эмоциональная готовность в) влажная кожа г) легкое алкогольное опьянение д) переутомление   е) сильное алкогольное опьянение ж) перегревание з) тиреотоксикоз и) переохлаждение

Ответ ________________

 

2. Какое действие оказывает электрический ток на организм?

а) химическое б) механическое в) радиологическое г) разрушительное   д) термическое е) охлаждающее ж) перенапряжение з) биологическое

Ответ ________________

 

3. Какие клетки, ткани и органы имеют низкое сопротивление к электрическому току?

а) волосы

б) кожа

в) кости

г) кровь

д) лимфа

е) мышцы

Ответ ______________

 

4. Какие клетки, ткани и органы имеют высокое сопротивление к электрическому току?

а) волосы

б) кожа

в) кости

г) кровь

д) лимфа

е) мышцы

Ответ_______________

Дополните:

5. Электрохимическое действие электрического тока в организме выражается в том, что у анода рН смещается в ____________ сторону и возникает ____________ некроз, а у катода рН смещается в сторону ____________ и возникает _____________ некроз.

 

6.Что является непосредственной причиной смерти при электротравме?

1. ______________________ 2. ___________________

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

2. Овсянников В.Г. Общая патология: : учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

3. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

6. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

7. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

8. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

9. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

10. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 122с.

 

Дополнительная:

1. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

2. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

3. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

4. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

5. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

6. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

7. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

8. Профилактика осложнений при хронической одонтогенной инфекции. /Т.В.Георгиади, Т.В.Дводненко, Н.О.Хубецова // Сб.науч.работ СОГМА «Ученые СОГМА – медицинской науке и практическому здравоохранению» - Владикавказ: изд. СОГУ, 1999. – С.56-60.

9. Хубецова Н.О. Хрономедицинские технологии в хирургической стоматологии. // Матер. VIII науч. сессии сотруд. СОГМА «Актуальные проблемы теоретической и практической медицины». – Владикавказ:Иристон,2001. – С.432-436.

10. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

РАЗДЕЛ 2

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.