Расстройства внешней речи
Заикание – прерывистая речь, возникающая в результате сложного функционального расстройства нервной системы.
Характерно:
- при тонических судорогах мышц ротовой полости (повышенный тонус) больной не может разжать рот, сказать первые звуки речи,
- при клонических судорогах мышц ротовой полости (ритмические сокращения мышц языка) нарушается плавность речи.
При волнении заикание усиливается. Больные с заиканием часто стесняются своего дефекта, что приводит возникновению логофобии (страх перед речью).
Наблюдается:
- психотравма,
- испуг,
- травма,
- инфекции.
Мутизм – это временное полное выключение экспрессивной речи при сохранении импрессивной и письменной речи.
Наблюдается:
- психотравма,
- истерический невроз,
- органические нарушения в области III и IV желудочков.
Косноязычие – неправильное произношение звуков, вследствие чего речь становится малопонятной.
Характерно:
- шепелявость («с» и «з» произносятся как «ш» и «ж»),
- картавость (грассирующее «р»),
- гнусавость.
До 4-х лет неправильное произношение отдельных звуков у детей не считается косноязычием.
Анартрия – отсутствие речи.
Характерно:
- тяжелое поражение ядер черепно-мозговых нервов, которые иннервируют мышцы речедвигательного аппарата (язык, губы, мягкое небо, голосовые связки), вследствие чего язык становится неподвижен,
- в отличие от мутизма не нарушается личностные характеристики, способность к общению.
Дизартрия – нарушение речи.
Характерно:
- возникает при умеренных поражениях языка и других органов речедвигательного аппарата,
- смазанная речь, гнусавая, непонятная. Наблюдается при поражении различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации.
2. Расстройства внутренней речи
Афазия – распад сформированной речи.
Различают формы афазий:
Моторная афазия (экспрессивная) – нарушение способности формировать собственную устную речь.
Характерно:
- возникает при поражении центра Брока и граничащих с ним зон (третья лобная извилина левого полушария),
- спонтанная речь невозможна,
- понимание чужой речи сохранено,
- может быть полная или частичная,
- в отличие от анартрии, больной хорошо владеет рече-двигательным аппаратом,
- больной объяснятся с привлечением мимики.
Сенсорная афазия – это нарушение способности понимать чужую речь при нормальном слухе.
- возникает при поражении центра Вернике (средние и задние отделы верхней височной извилины),
- также может возникать при поражениях лобных долей, височной доли противоположного полушария, подкорковых структур,
- нарушен анализ и синтез не только чужой, но и своей речи. Больной напоминает иностранца (он не понимает и его не понимают, так как его речь состоит из набора слов – «словесный понос»).
Алексия – утрата понимания написанного.
Характерно:
- нарушения могут быть приобретенными и наследственными (семейные случаи трудного обучения чтению).
- может быть связана с поражением речевой зоны коры и поражением оптической зоны (затылочной области коры головного мозга),
- больной не узнает буквы,
- затрудняется в синтезе букв, слов.
Аграфия(дисграфия)– нарушение способности к письму.
Характерно:
- больной не может освоить навыки письма,
- делает грубые ошибки (пропуск, замена букв и др.),
- отсутствуют расстройства функций руки.
Наблюдается:
- при поражении левой теменной доли (у правшей) и правой (у левшей).
Акалькулия – нарушение счета.
Вопросы для самопроверки:
1. Пороки развития органов речи: причины, признаки, профилактика.
2. Травмы органов речи: причины, признаки, профилактика.
3. Воспалительные заболевания органов речи: причины, признаки, принципы лечения, профилактика.
4. Заболевания центрального отделов речевого аппарата (органические, функциональные).
Список литературы:
1. Гапанович В.Я. Александров В.М. Оториноларингологический атлас. – Минск, 1989.
2. Пальчун Ф.Т. Преображенский И.А., Болезни уха, горла, носа. – М., 1990.
3. Плукжников М.С., Дискаленко В.В., Блоцкий А.А. Пособие к изучению оториноларингологии в медицинских ВУЗах. – М., 2006.
4. Справочник практического врача. – Том 2. – М., 1991.
ГЛОССАРИЙ
Агнозии – это нарушение процессов узнавания предметов и явлений по их характерным признакам, при сохранности элементарной чувствительности (зрение, слух, обоняние, осязание) и сознания.
Аксон – единственный длинный отросток нервной клетки.
Анализаторы — комплексы структур нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения.
Анатомия человека– наука о строение человеческого тела, его органов и систем, а также о связи строения органов с их функцией и окружающей средой.
Артерии – сосуды, по которым течет кровь от сердца к органам.
Астигматизм- нарушение зрения, обусловленное тем, что преломляющая поверхность хрусталика или роговица имеет неодинаковую кривизну в различных меридианах.
Аутосомы– это первые 22 пары хромосом, они содержат данные о строении и функциях организма в целом.
Ахромазия– полная цветовая слепота.
Афакия – отсутствие хрусталика.
Близорукость- фокус изображения предмета расположен перед сетчаткой. Для устранения близорукости нужны очки с двояковогнутыми линзами.
Блефарит – воспаление края век.
Возбудимость – это способность нервной клетки быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.
Возрастная анатомия – изучает особенности строения организма человека в различные периоды жизни.
Генные заболевания – это такие заболевания, которые обусловлены структурными изменениями гена (выпадение или замена азотистого основания или нуклеотида)
Генотип– совокупность генов, которую организм получает от родителей.
Дальнозоркость - фокус изображения предмета расположен за сетчаткой.
Дендриты– короткие, ветвящиеся отростки, невыходящие за пределы ЦНС.
Дыхание– совокупность процессов, обеспечивающих обмен газов между организмом и окружающей средой.
Заикание – прерывистая речь, возникающая в результате сложного функционального расстройства нервной системы.
Лабиринтит– воспаление внутреннего уха.
Наследственность– это свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.
Наследственные болезни – это заболевания, обусловленные изменениями наследственного аппарата, которое передаются из поколения в поколения.
Нейрон– структурная, функциональная единица нервной системы
Онтогенез– индивидуальное развитие организма от момента зачатия и до смерти.
Орган– часть человеческого тела с присущей ему определенной формой, строением и функцией.
Органы чувств– это комплекс анатомических структур, воспринимающих энергию внешних раздражений.
Организм– это самостоятельная живая система, состоящая из органических и неорганических веществ.
Остеосклероз– разрастание костной ткани в области овального окна.
Пороки внутриутробного развития– это заболевания, при которых нарушается развитие ткани, органа или системы органов плода в период внутриутробного развития, под воздействием каких-либо вредных факторов.
Рефлекс – ответная реакция организма на действие внешних и внутренних раздражителей с участием ЦНС.
Рефлекторная дуга– путь, по которому осуществляется рефлекс.
Сенситивные периоды– это период особой чувствительности, которые возникают на базе критических периодов и менее всего контролируется генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влиянию внешней среды.
Тугоухость - поражение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако восприятие речи при помощи слуха в специально созданных условиях возможно.
Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков.
Физиология– наука о функциях организма, т.е. о процессах жизнедеятельности организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток.
Хромосомные заболевания– это заболевание, которое обусловлено изменениями количества хромосом или их структуры.
Хрусталик– прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы диаметром около 9 мм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|