Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы исследования строения и функций органов слуха, особенности исследования у детей.





Методы исследование строения:

1) осмотр (отоскопия);

2) определение проходимости слуховых (евстахиевых) труб:

- метод Вальсальва;

- метод Политцера;

- продувание слуховых труб при помощи катетера (катетеризация).

 

Методы исследования функций:

1) исследование слуха речью:

- метод шепотной и громкой речи;

- метод В.И. Воячека;

2) исследование слуха при помощи камертона:

- воздушная проводимость;

- костная проводимость.

3) иследование слуха при помощи аудиометра, аудиограммы:

- речевая аудиметрия.

 

Особенности исследования органов слуха у детей:

- Основные трудности в исследовании;

- Методы исследования в форме игры;

- Метод использования звучащих игрушек;

- Особенности исследование у детей с нарушением слуха и речи.

- Исследование слуха при помощи условных рефлексов (кожно-гальваническая методика (С.Г. Кристостурьян, Л.А. Лубовский); мигательная методика (Р.В. Авакаян, А.М. Марусева); двигательная методика с ориентировочным подкреплением (Л.В. Нейман, В.И. Лубовский).

 

Гигиена и охрана слуха у детей.

Гигиена слуха: определение, значение.

Правила очистки слухового прохода.



Громкие звуки и слух.

Методы снижения уровня шума и его неблагоприятного воздействия на человека: строительные;

архитектурные;

технические;

организационные.

Практические рекомендации по охране слуха:

1. Вести здоровый образ жизни;

2. Не заниматься самолечением;

3. Соблюдение гигиенических правил;

4. Сохранять носовое дыхание (насморк, аденоиды, полипы);

5. Избегать воспалительных заболеваний глотки и органов слуха;

6. Своевременное и полное лечение воспалительных заболеваний органов слуха;

7. Правильное сморкание;

8. Избегать шума.

 

Шумовые перегрузки слухового аппарата пагубны для общего здоровья человека. Шум до 40 Дб не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии ЦНС. Изменения становятся выраженными при воздействии шума в 50-60 Дб. Этот уровень шума вызывает у учащихя повышение порогов слуховой чувствительности на 10-25 Дб, а также значимое снижение работоспособности и внимания (на 16%).

Воздействие шума в 90 Дб в течении 1 часа понижает у школьников возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшает координацию движений, снижает остроту зрения, удлиняет ответную реакцию на зрительный или слуховой раздражитель. Воздействие шума в 96 Дб в течении 1 часа вызывает запредельное торможение. Труд в таких условиях через 4-5 лет и ранее может вызвать неврастенические нарушения ЦНС. Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Систематическое воздействие шума снижает костную и воздушную проводимость звуковых волн, повышает порог слышимости.



Чрезвычайно отрицательно, особенно для детей, воздействие шума высокой громкости в помещениях, где включены на полную мощность теле-, радио-аппаратура.

Уровень интенсивности шума в отдельных помещениях школы колеблется от 40 до 110 Дб. Самый высокий уровень шума в школе наблюдается в спортивном зале (5-104 Дб), в мастерских (60-110 Дб), в коридорах во время перемен (75-95 Дб).

Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки или хроническое действие шума. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

Снижение уровней "школьного" шума достигается рядом мер:

- участок школы ограждают живой изгородью шириной не менее 1,2 м;

- размещение мастерских, спортивных залов на первом этаже здания в отдельном крыле;

- длина классной комнаты не более 8 м;

- в мастерских и спортивных залах применяются звукоизоляционные строительные материалы.

Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха

 

Вопросы для самопроверки:

1. Звукопроведение, воздушная и костная проводимость звука



2. Звуковосприятие: определение.

3. Резонансной теории Гельмгольца. Теория Бекеши.

4. Какие методы используются для исследования строения и функций органов слуха?

5. В чём особенности исследования строения и функций органов слуха у детей?

6. Гигиеной слуха.

7. Какие практические рекомендации можно дать по охране слуха?

 

Список литературы:

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.

2. Велицский А.П. Методика исследования слуховой функции. – М., 1972.

3. Воробьёва Е.А. Анатомия и физиология. – М., 2005.

4. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М., 2002.

5. Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей. – М., 1978.

6. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2003.

7. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия и физиология детей младшего школьного возраста. – М., 1979.

8. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2002.

9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978.

10. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов на Дону, 2006.

11. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

 

 

ТЕМА 4. ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

Цели изучения темы:

- ознакомить с причинами пороков развития органов слуха, профилактика этих нарушений;

- изучить причины, признаками травм органов слуха, их профилактика;

- ознакомить с причинами, признаками воспалительных заболеваний органов слуха, их профилактикой;

- ознакомить с причинами нарушения слуха, коррекцией этих нарушений.

 

Наименование разделов темы:

1. Заболевания наружного уха (пороки развития, травмы, наружный отит, инородные тела, серная пробка).

2. Заболевания среднего уха (пороки развития, травмы, отосклероз, средний отит, катар среднего уха).

3. Заболевания внутреннего уха (пороки развития, травмы, лабиринтит).

4. Заболевания слухового нерва и слуховых центров (органические, функциональные).

5. Стойкое нарушение слуха у детей: определение, причины, классификация, характеристика форм. Методы компенсации стойких нарушений слуховой функции.

 

1. Заболевания наружного уха (пороки развития, травмы, наружный отит, инородные тела, серная пробка).

Пороки развития наружного уха

Причины: - факторы, влияющие на развитие во внутриутробном периоде.

Признаки: - наблюдаются с рождения,

- врожденные пороки развития.

Принципы лечения: - пластическая операция,

- реабилитация.

Профилактика: - предупреждение воздействия на организм беременной женщины вредных факторов.

 

Атрезия наружного слухового прохода

Как изолированный врождённый порок встречается, чаще бывает одновременно с аномалией развития среднего уха или слухового анализатора.

Дефекты положения, формы и строения наружного уха, как правило, связаны с недоразвитием нижней челюсти (микрогнатия) или даже ее отсутствием (агнатия).

Признаки: - снижение восприятия низких звуков,

- восприятие высоких – сохраняется;

- костная проводимость сохранена и улучшена.

 

Инородные тела наружного уха

Причины:

- неживые тела,

- живые тела (насекомые).

Признаки:

- боль,

- снижение остроты слуха,

- шум в ушах.

Принципы лечения:

- нельзя самостоятельно удалять инородное тело,

- при живых инородных телах необходимо закапать в наружный слуховой проход тёплое растительное масло, спирт или воду (умертвить насекомое),

- в дальнейшем обратиться к ЛОР-врачу.

 

Травмы наружного уха

Причины: - удар,

- падение,

- сдавление.

Признаки: - боль,

- отек,

- кровотечение,

ПМП: - покой,

- холод,

- консультация врача.

 

Серная пробка

Причины:

- нарушение функций серных желез,

- раздражение кожи наружного слухового прохода,

- узость и излишняя изогнутость прохода,

- повышенная вязкость серы.

Признаки:

- скопление серы и образование пробок,

- процесс протекает незаметно для больного,

- снижение остроты слуха,

- шум в ухе,

- при попадании в наружный проход воды, наблюдается временная глухота, шум, заложенность в ушах, искажение восприятия звуков.

Принципы лечения:

Профилактика: соблюдение правил гигиены.

 

Заболевания барабанной перепонки

Как изолированное заболевание встречается редко, чаще как сопутствующая патология с заболеваниями наружного или среднего уха.

1. Врождённые пороки развития проявляются недоразвитием наружного и среднего уха, нарушением остроты слуха, с сохранением и улучшением костной проводимости.

2. Травмы – причиной могут быть инородные тела, при грубой очистке или почесывании наружного слухового прохода, резкие колебания АД при взрывах.

Нарушение целостности барабанной перегородки при сохранении других отделов слухового анализатора мало отражается на слуховой функции, острота слуха снижается незначительно. Опасность этой патологии состоит в том, что создаётся возможность проникновения в среднее ухо инфекции, которая в дальнейшем приведет к воспалительным процессам в среднем ухе или в более глубоко лежащих органах.

 

2. Заболевания среднего уха (пороки развития, травмы, отосклероз, средний отит, катар среднего уха).

Пороки развития

Причины: - факторы, влияющие на развитие во внутриутробном периоде.

Признаки: - наблюдаются с рождения,

- врожденные пороки развития.

Принципы лечения: - пластическая операция,

- реабилитация.

Профилактика: - предупреждение воздействия на организм беременной женщины вредных факторов.

 

Травмы

Причины: - удар,

- падение,

- сдавление.

Признаки: - боль,

- отек,

- кровотечение,

ПМП: - покой,

- холод,

- консультация врача.

Профилактика: соблюдение правил личной безопасности.

 

Острый средний отит – острое воспаление среднего уха.

Причины: переход инфекции из полости носа, носоглотки через евстахиеву трубу в среднее ухо. Реже через повреждение барабанной перепонки и кровью из других органов.

Признаки: боль в ухе, вначале чаще односторонняя, снижение остроты слуха, повышение температуры тела. Боль сильная, однако, если под давлением секрета разрывается барабанная перепонка, то боль уменьшается и температура тела снижается, общее состояние больного улучшается. Прободение наблюдается только при тяжелой степени тяжести, при лёгкой степени прободения не будет.

Хронический средний отит возникает на фоне острого среднего отита.

Способствует его возникновению: общее ослабление организма, хронический ринит (насморк), полипы в полости носа, аденоиды и др.

Признаки: характеризуется периодическими обострениями среднего отита, прободением барабанной перепонки, выделения из наружного слухового прохода (чаще гнойного характера), стойкое снижение слуха.

Осложнения острого и хронического отита: воспаление ячеек сосцевидного отростка, воспаление внутреннего уха, паралич лицевого нерва, менингит, сепсис.

Катар среднего уха

Причины: возникает при воспалительных процессах в носоглотке (грипп, ОРВИ, ангина и др.), инфекция распространяется на евстахиеву трубу, возникает отёк евстахиевой трубы, что приводит к закрытию её просвета (воспалительный отёк слизистой оболочки), прекращается поступление воздуха в барабанную полость. Затем воздух в барабанной полости частично всасывается, что приводит к снижению давления в барабанной полости и барабанная перепонка втягивается во внутрь. В дальнейшем в барабанной полости скапливается пропотевшая из полости кровяная плазма.

Признаки: шум в ушах, снижение остроты слуха (особенно в сырую погоду, при скоплении слизи в носовой полости).

 

Остеосклероз – разрастание костной ткани в области овального окна. Это приводит к неподвижности стремечка.

Признаки: стойкое снижение слуха до полной глухоты. Чаще наблюдается в старческом возрасте.

 

3. Заболевания внутреннего уха (пороки развития, травмы, лабиринтит).

Пороки развития

Причины: - факторы, влияющие на развитие во внутриутробном периоде.

Признаки: - наблюдаются с рождения,

- симптомы нарушения слуха,

- симптомы поражения вестибулярного аппарата.

Принципы лечения: - пластическая операция,

- реабилитация.

Профилактика: - предупреждение воздействия на организм беременной женщины вредных факторов.

 

Травмы

Причины: - при падении,

- при сдавлении,

- у новорождённых при ущемлении головки в родовых путях,

- при наложении щипцов.

 

Лабиринтит – воспаление внутреннего уха.

Причины: переход инфекции из среднего уха, мозговых оболочек, перенос кровью или лимфой из других органов.

Признаки: снижение остроты слуха, симптомы поражения вестибулярного аппарата (головокружение, тошнота, рвота, потеря равновесия).

 

4. Заболевания слухового нерва и слуховых центров (органические, функциональные).

 

Шумовые поражения – звуковая травма.

Причины: - длительное воздействие сильного звука.

Признаки: - дегенерация клеток кортиева органа, затем нервных волокон, нервные слуховые центры,

- течение прогрессирующее,

- быстрое снижение остроты слуха.

 

Воздушная контузия

Причины: - при действии взрывной волны.

Резкое колебание Атм/Д сочетается с сильным звуковым раздражителем, что ведет к изменениям в слуховом анализаторе в различных отделах.

 

Неврит слухового нерва

Причины: - переход воспаления с мозговых оболочек при менингите,

- с кровью из других органов.

 

Интоксикация проводникового и центрального отделов

Причины: - химические токсины;

- токсины бактерий и вирусов (грипп, тиф, свинка);

- стрептомицин.

 

Патологии центрального отдела слухового анализатора

Сенсорные нарушения слуха

Причины:

- поражение первичных зон височной области коры головного мозга.

Признаки:

Наблюдается нарушение элементарных слуховых функций:

- нарушение остроты слуха,

- нарушение анализа звука по частоте,

- нарушение определения звука по значимости,

- нарушение определения звука по высоте,

- нарушение определения звука по интенсивности,

- нарушение определения звука по длительности,

- нарушение определения звука по тембру.

 

Гностические нарушения слуха

Причины:

- поражение вторичных зон височной области коры головного мозга.

Признаки:

Наблюдаются слуховые агнозии:

- нарушение дифференцировки и синтеза звуков,

- нарушение дифференцировки и синтеза речевых звуков (левое полушарие у правшей).

Слуховая агнозия (больной не может назвать источник звука, звуки не имеют для них значения).

Сенсорная агнозия (нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую (только что прослушанную) мелодию, различать разные мелодии. При тяжелых нарушениях наблюдается болевой симптом при восприятии звука (мелодий).

Речевая агнозия (больные не различают фонетические признаки речи (путают фонемы «б–п», «г–к»), вместо речи слышит шум.

Принципы лечения:

Профилактика:

 

5. Стойкое нарушение слуха у детей: определение, причины, классификация, характеристика форм. Методы компенсации стойких нарушений слуховой функции.

Стойкое нарушение слуха – это поражение слуховой функции, при котором нет признаков улучшения.

Причины:

1.Врождённые:

а) наследственные заболевания;

б) врожденные пороки.

2.Приобретённые:

а) воспаление (острый средний отит);

б) заболевания носа, носоглотки, евстахиевой трубы;

в) поражение слухового нерва, проводящих путей, ядер, внутреннего уха;

г) инфекционные болезни (менингит, корь, свинка);

д) химические вещества, лекарства;

е) физические факторы: шум, вибрация;

ж) травмы.

 

Классификация

Она учитывает не только степень поражения слуховой функции состояния речи.

Зависимость в общем виде следующие:

- чем хуже р слышит, тем хуже он говорит;

- чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи;

- чем раньше принимаются меры по сохранению и воспитанию речи, тем лучше развивается речь.

 

В зависимости от степени нарушения слуха различают:

1. Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.

- глухие без речи (глухонемые),

- глухие сохранившие речь (позднооглохшие).

 

2. Тугоухость - поражение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако восприятие речи при помощи слуха в специально созданных условиях возможно.

Тугоухие (слабослышащие) различаются по степеням:

I степень - разговорную речь слышит на расстоянии более 6 м;

- шепот от 3 до 6 м;

- обучение в массовой школе;

- диспансерное наблюдение у врача.

II степень - разговорную речь слышит на расстоянии от 4 до 6 м;

- шепот от 1 до 3 м;

- обучение в массовой школе;

- 1-2 парта;

- диспансерное наблюдение у врача.

III степень - разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 м;

- шепот от 0,5 до 1 м;

- обучение в массовой школе;

- 1 парта около учителя;

- чтение с губ;

- диспансерное наблюдение у врача.

IV степень - разговорную речь слышит на расстоянии менее 2 м;

- шепот от 0 до 0,5 м;

- обучение в специализированной школе (классе);

- чтение с губ;

- аппарат.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.