Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутриутробное развитие органа зрения





Внутриутробное развитие органов зрения основывается на формировании нескольких отделов зародыша. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг), хрусталик – из эктодермы, сосудистая и фиброзная оболочка – из мезенхимы.

В конце 1-го месяца развития зародыша человека боковые стенки переднего мозгового пузыря выпячиваются, образуя первичные глазные пузырьки. Их ножки – глазные стебельки – превращаются в зрительные нервы, а передняя часть пузырька впячивается в его полости, таким образом, формируется двухслойный глазной бокал, который преобразуется в сетчатку. Из внутреннего слоя стенки глазного бокала образуется внутренний светочувствительный (нервный) слой сетчатки, из наружного – наружный пигментный слой. Хрусталик формируется из эктодермы, расположенной впереди глазного пузырька.

На 2-м месяце внутриутробного развития прилежащая к глазному бокалу эктодерма утолщается, затем в ней образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрустальный пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хрусталик.



На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал проникают мезенхимные клетки, из которых образуются внутри бокала кровеносная сосудистая сеть и стекловидное тело. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев – фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу.

На 3-м месяце внутриутробной жизни начинают формироваться верхние и нижние веки, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия в латеральной части формирующегося верхнего века.

У плода 6-8 мес. кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Анализатор: определение, виды, значение в жизни человека.



2. Как классифицируют анализаторы?

3. Основные отделы анализаторов, их характеристика.

4. Каково значение рецепторов?

5. Как формируется орган слуха в процессе внутриутробного развития?

6. Как формируется орган зрения в процессе внутриутробного развития?

7. Как формируются органы речи в процессе внутриутробного развития?

 

Список литературы:

1. Абрамов В.Г. Особенности строения и функций органов зрения у детей – Иваново, 1980.

2. Воробьёва Е.А. Анатомия и физиология. – М., 2005.

3. Сапин В.И., Билич В.С. Анатомия человека. – М., 1989.

4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2002.

5. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов на Дону, 2006.

6. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М., 2002.

7. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия и физиология детей младшего школьного возраста. – М., 1979.

8. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978

ТЕМА 2. АНАТОМИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

Цели изучения темы:

- ознакомить со строением органов слухового анализатора;

- сформировать представление о значимости слухового анализатора для человека;

- изучить возрастные особенности отделов слухового анализатора.

 

Наименование разделов темы:

1. Слуховой анализатор: общий обзор строения и функций, значение слуха в развитии ребенка.

2. Строение наружного уха, возрастные особенности.

3. Строение среднего уха, возрастные особенности.

4. Строение внутреннего уха, возрастные особенности. Вестибулярный аппарат.

5. Строение проводникового отдела слухового анализатора.

6. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора, возрастные особенности.



 

1. Слуховой анализатор: общий обзор строения и функций, значение слуха в развитии ребенка

Орган слуха относится к числу воспринимающих аппаратов, при помощи которых осуществляется связь человека (животного) с внешней средой.

Слуховой анализатор – это второй по значимости анализатор в обеспечении познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с восприятием речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя артикуляционный аппарат у него остается ненарушенным.

Слуховой анализатор, как и другие анализаторы, состоит из периферического, проводникового и центрального отделов.

Периферический отдел слухового анализатора человека состоит из трех частей – наружного, среднего и внутреннего уха. Органы периферического отдела собирают звуковые волны, а также имеют особо устроенные рецепторные клетки, воспринимающие только определенный вид раздражения – звук.

Проводниковый отдел слухового анализатора представлен нервными путями и промежуточными центрами.

Центральный отдел слухового анализатора представлен корой головного мозга в височной доле.

 

2. Строение наружного уха, возрастные особенности

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход, отграниченный от среднего уха барабанной перепонкой.

Ушная раковина, приспособленная для улавливания звуков, образована эластическим хрящом, покрытым кожей. Нижняя часть ушной раковины (мочка) представляет собой кожную складку, не содержащую хряща. К височной кости ушная раковина прикреплена связками.

Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрыт тонкой кожей. Мочка ушной раковины имеет небольшие размеры. Наиболее быстро у/р растет в течение первых 2 лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину.

Наружный слуховой проход имеет хрящевую и костную части. В месте, где хрящевая часть переходит в костную, слуховой проход имеет сужение и изгиб. Длина наружного слухового прохода у взрослого человека около 33-35 мм, диаметр его просвета колеблется на разных участках от 0,8 до 0,9 см. Выстлан наружный слуховой проход кожей, в которой имеются трубчатые железы (видоизмененные потовые), вырабатывающие секрет желтоватого цвета – ушную серу.

Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, длинный (около 15 мм), круто изогнут, имеет сужения на границе расширенных медиального и латерального его отделов. Стенки наружного слухового прохода хрящевые, за исключением барабанного кольца. Кожа, выстилающая наружный проход, тонкая и нежная. У ребенка 1 года жизни длина наружного слухового прохода около 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм.

Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Оно представляет собой соединительно-тканную пластинку, снаружи покрытую тонкой кожей, а изнутри, со стороны барабанной полости, слизистой оболочкой. В центре барабанной перепонки имеется вдавление (пупок барабанной перепонки) – место прикрепления к перепонке одной из слуховых косточек – молоточка. У барабанной перепонки различают верхнюю тонкую (не содержит коллагеновых волокон, ненатянутая) и нижнюю упругую (упругая, натянутая) часть. Перепонка расположена косо, она образует с горизонтальной плоскостью угол в 45-55о, открытый в латеральную сторону.

Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Ее высота равна 9 мм, ширина, как и у взрослого, около 8 мм. Наклонена барабанная перепонка сильнее, чем у взрослого. Угол, который она образует с нижней стенкой наружного слухового прохода, равен 35-40о.

 

3. Строение среднего уха, возрастные особенности

Среднее ухо располагается внутри пирамиды височной кости, оно включает барабанную полость и слуховую (евстахиева) трубу.

Барабанная полость, имеющая объем около 1 см2, находится между барабанной перепонкой снаружи и внутренним ухо с медиальной стороны. Она выстлана слизистой оболочкой. Внутри полости находятся три слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко), которые соединены друг с другом и передают колебание барабанной перепонки во внутреннее ухо. Движение слуховых косточек сдерживают прикрепленные к ним миниатюрные мышцы – стременная мышца и мышца, натягивающая барабанную перепонку.

Барабанная полость имеет шесть стенок.

Верхняя (покрышечная) стенка отделяет барабанную полость от полости черепа.

Нижняя (яремная) стенка прилежит к яремной ямке височной кости.

Медиальная (лабиринтная) стенка отделяет барабанную полость от внутреннего уха. В этой стенке находится овальное окно преддверия, закрытое основанием стремени, и круглое окно улитки, затянутое вторичной барабанной перепонкой.

Латеральная (перепончатая) стенка образована барабанной перепонкой и окружающими ее отделами височной кости.

На задней (сосцевидной) стенке находится отверстие – вход в сосцевидную пещеру. Ниже этого отверстия имеется пирамидальное возвышение, внутри которого располагается стременная мышца.

Передняя (сонная) стенка отделяет барабанную полость от канала внутренней сонной артерии. На этой стенке открывается барабанное отверстие слуховой трубы, имеющей костную и хрящевую части.

Барабанная полость у новорожденного по размерам мало отличается от таковой у взрослого человека, однако она кажется узкой из-за утолщенной в этом возрасте слизистой оболочки. К моменту рождения в барабанной полости находится жидкость, которая с началом дыхания поступает через слуховую трубу в глотку и проглатывается. Стенки барабанной полости тонкие, особенно верхняя. Задняя стенка имеет широкое отверстие, которое ведет в сосцевидную пещеру. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Слуховые косточки имеют размеры, близкие к таковым у взрослого человека. Слуховая труба у новорожденного прямая, широкая, короткая (17-21 мм). В течение первого года жизни ребенка слуховая труба растет медленно, на втором году быстрее. Длина слуховой трубы у ребенка 1 года равна 20 мм, 2 лет – 30 мм, 5 лет – 35 мм, у взрослого человека составляет 35-38 мм. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6-летнего ребенка.

Слуховая труба (евстахиева труба) – особый канал, соединяющий полость среднего уха с полостью носоглотки. Благодаря этому в барабанной полости поддерживается давление, равное атмосферному. Если давление в полости среднего уха отличается от атмосферного, то это приводит к понижению остроты слуха, так как нарушаются нормальные колебания барабанной перепонки.

 

4. Строение внутреннего уха, возрастные особенности.

Вестибулярный аппарат

Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Оно представляет собой систему узких костных полостей (лабиринта), содержащих рецепторные аппараты, которые воспринимают звук и изменения положения тела.

Лабиринт состоит из преддверия, трех полукружных каналов и улитки.

Преддверие имеет форму овальной полости, сообщающейся с полукружными каналами.

Три полукружных канала лежат в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях. В сагиттальной плоскости располагается передний полукружный канал, в горизонтальной – латеральный, во фронтальной – задний канал. Каждый полукружный канал имеет по две ножки, одна из которых (ампулярная костная ножка) перед впадением в преддверие образует расширение – ампулу. Ножки переднего и заднего полукружных каналов соединяются и образуют общую костную ножку. Поэтому три канала открываются в преддверие пятью отверстиями.

Костная улитка представляет собой спирально изогнутый костный канал, лежащий вокруг стержня. Основание улитки обращено к внутреннему слуховому проходу. Вокруг стержня наподобие винта закручена костная спиральная пластинка, имеющая тонкие канальцы. В этих канальцах проходят волокна предверно-улиткового нерва. Внутри костного канала улитки проходит перепончатый улитковый проток, образующий, как и костная улитка 2,5 завитка. Стенки перепончатого лабиринта образованы соединительной тканью. Таким образом, улитковый проток образован костной стенкой (снаружи) и двумя соединительно-тканными мембранами (основная, более упругая и вестибулярная, более тонкая). Эти две мембраны делят костный канал улитки на три спиральных канала: верхний, средний и нижний. Средний канал называется улитковым протоком, верхний – лестницей преддверия (вестибулярная лестница), нижний – барабанной лестницей. Улитковый проток заполнен эндолимфой, лестница преддверия и барабанная лестница - перилимфой. Верхний канал (лестница преддверия) берет начало возле овального окна, затем спирально проходит до вершины улитки, где через узкое отверстие переходит в нижний канал (барабанную лестницу). Барабанная лестница, также спирально изгибаясь, закрыто эластичной вторичной барабанной перепонкой.

Внутри улиткового протока, на его основной мембране, которая граничит с барабанной лестницей, располагается воспринимающий орган – спиральный (кортиев) орган. Спиральный орган, который на протяжении всего завитка улитки, состоит из 3-4 рядов рецепторных (волосковых) клеток, общее количество в среднем 24 000. Каждая рецепторная клетка имеет от 30 до 120 тонких волосков – микроворсинок, свободно плавающих в эндолимфе. Над волосковыми клетками расположена подвижная покровная мембрана, один край которой прикреплен к основной мембране, другой обращен внутрь протока.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов тонкие, они постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости.

 

5. Строение проводникового отдела слухового анализатора

Проводниковый отдел слухового анализатора включает:

- нервные волокна рецепторов,

- слуховой нерв (VIII пара), состоит из 17 000 нервных волокон,

- ядра продолговатого мозга,

- мозжечок,

- средний мозг (нижние бугры четверохолмия),

- медиальное (внутреннее) коленчатое тело,

- слуховое сияние (пути, от МКТ к коре).

 

6. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора, возрастные особенности

Центральный отдел слухового анализатора включает верхний отдел височной доли коры головного мозга.

Он представлен:

- первичные зоны (обеспечивают прием и анализ информации:

- острота слуха,

- анализ звука по частоте,

- интенсивности,

- длительности,

- тембру,

- определение высоты);

- вторичные зоны (выполняют синтез информации:

- узнавание звука по его основным характеристикам,

- дифференцировка (выделение) звуков,

- синтез речевых звуков (левое полушарие).

 

Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Слуховой анализатор: определение, функции, значение в жизни человека.

2. Какое строение имеет наружное ухо, возрастные особенности в развитии наружного уха.

3. Какое строение имеет среднее ухо, возрастные особенности в развитии среднего уха.

4. Какое строение имеет внутреннее ухо, возрастные особенности в развитии внутреннего уха.

5. Что представляет собой вестибулярный аппарат?

6. Какое строение имеет проводниковый отдел слухового анализатора, возрастные особенности в развитии проводникового отдела слухового анализатора?

7. Какое строение имеет центральный отдел слухового анализатора, возрастные особенности в развитии центрального отдела слухового анализатора?

 

Список литературы:

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.

2. Воробьёва Е.А. Анатомия и физиология. – М., 2005.

3. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М., 2002.

4. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2003.

5. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия и физиология детей младшего школьного возраста. – М., 1979.

6. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М., 2001.

7. Сапин В.И., Билич В.С. Анатомия человека. – М., 1989.

8. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2002.

9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978.

10. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов на Дону, 2006.

11. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

 

 

ТЕМА 3. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

Цели изучения темы:

- ознакомить с функциями органов слухового анализатора;

- изучить возрастные особенности развития слуховой функции у детей;

- дать представление об основных методах исследования строения и функций органов слуха;

- изучить особенности исследования строения и функций органов слуха у детей;

- изучить основы гигиены и охраны слуха.

 

Наименование разделов темы:

1. Звукопроводящая функция слухового анализатора.

2. Звуковоспринимающая функция слухового анализатора.

3. Основные этапы развития слуховой функции у детей. Бинауральный слух.

4. Методы исследования строения и функций органов слуха, особенности исследования у детей.

5. Гигиена и охрана слуха у детей.

 

1. Звукопроводящая функция слухового анализатора

К основным функциям слуховой системы относятся звукопроведение и звуковосприятие.

Звукопроведение – передача органами наружного, среднего и частично внутреннего уха физических колебаний из внешней среды к рецепторам внутреннего уха.

Существует два вида звуковой проводимости – воздушная и костная.

При воздушной проводимости звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке, которая начинает колебаться в соответствии с частотой звуковых волн. Колебания барабанной перепонки передаются по цепи косточек среднего уха и при их участии мембране овального окна. Его движения колеблют перилимфу в лестнице преддверия и в барабанной лестнице. Колебания перилимфы передаются эндолимфе в улитковом протоке. При движении основной мембраны и эндолимфы микроворсинки (волоски) рецепторных клеток с определенной частотой и силой касаются покровной мембраны. Вследствие механического раздражения чувствительные клетки возбуждаются и возникает нервный импульс, который передается далее на волокна преддверно-улиткового нерва. Затем импульс по волокнам слухового нерва поступает в головной мозг. На уровне подкорковых центров замыкаются рефлекторные дуги, по которым реализуются подсознательные рефлексы (двигательные, секреторные) в ответ на звуковые раздражения. Осознание восприятия звуков, высший анализ и синтез происходят в корковом центре слухового анализатора (в верхней височной извилине).

В пределах области слухового восприятия ухо человека способно различать звуки по высоте, силе и тембру. С акустической точки речь представляет собой поток различных звуков, прерывающихся паузами.

При воздушной проводимости звука человек способен воспринимать звуки (по высоте) в очень широком диапазоне – от 16 (ниже инфразвуки) до 20 000 (выше ультразвуки) звуковых колебаний в 1 с (Гц). Ухо наиболее чувствительно к звукам средней частоты: от 500 до 4 000 Гц. Речь занимает диапазон от 150 до 25 000 колебаний в секунду. Чем старше человек, тем меньше колебаний звуковых волн улавливает его ухо (в старческом возрасте не более 15 000).

Собаки – 30 000, кошки – 40 000, летучие мыши – 50 000 Гц.

По громкости, измеряемой в децибелах, нормальная речь воспринимается в пределах – 50-60 Дб. Порог болевых ощущений для человека составляет 120-130

Для сравнения, шелест листьев – 10 Дб.

Острота слуха повышается с улучшением освещенности, что способствует повышению работоспособности. Это объясняется распространением возбуждения с одной анализаторной зоны коры головного мозга на другие зоны.

Местонахождение, направление звуков человек определяет при одновременной работе обоих ушей. При нарушении слуха больной вынужден приспосабливаться (поворот головы, направление уха с лучшим восприятием в сторону звука).

Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная. Если ножку звучащего камертона поставить на сосцевидный отросток и держать его до прекращения ощущения звука, а затем поднести этот же камертон к открытому слуховому проходу, то снова услышим звук.

Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа. Если поставить ножку звучащего камертона на темя или сосцевидный отросток, то звук будет слышен даже при зарытых слуховых проходах. Это связано с тем, что звуковые колебания хорошо проводятся костями черепа, передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем на эндолимфу среднего хода. Происходит колебание основной мембраны с волосками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие нервные импульсы в дальнейшем передаются к нейронам головного мозга.

 

2. Звуковоспринимающая функция слухового анализатора

Звуковосприятие состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в энергию нервного импульса, который идет в кору головного мозга и превращается в слуховые ощущения.

Функция звуковосприятия в основном обеспечивается височными отделами коры полушарий головного мозга.

Первичные поля коры мозга обеспечивают элементарные слуховые функции:

- острота слуха,

- анализ по частоте,

- анализ по интенсивности,

- анализ по длительности,

- анализ по тембру,

- определение звука по высоте,

- определения звука по значимости,

- нарушение определения звука по высоте.

Вторичные поля коры мозга обеспечивают синтез слуховых раздражений в общий слуховой образ:

- узнавание звука,

- дифференцировка звука,

- выделение звука,

- распознавание звука,

- анализ и синтез речевых звуков (левое полушарие).

 

Область слухового восприятия:

- нижняя граница звуковосприятия, инфразвуки;

- верхняя граница звуковосприятия, ультразвуки;

- костная проводимость в восприятии ультразвуковых колебаний (теория Б.М. Сагаловича и Г.Г. Мелкумовой).

 

Чувствительность органа слуха:

- возрастные изменения слуховой чувствительности.

- порог слухового ощущения: определение, нулевой уровень силы звука.

- порог дискомфорта.

- разностный (дифференциальный) порог слухового ощущения.

- область слухового восприятия: определение, границы.

- область речи или динамический диапазон: условность границ.

 

Слуховая адаптация и слуховое утомление.

 

Маскировка звука.

 

Бинарный слух – ототопика.

 

3. Основные этапы развития слуховой функции у детей. Бинауральный слух.

Слуховой анализатор человека начинает функционировать еще внутриутробно, примерно с середины беременности. Плод реагирует на звуки движением, учащением сердцебиения. В 8 месяцев внутриутробного развития плод воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц.

Слуховой анализатор начинает активно функционировать сразу же после рождения. Новорожденный может осуществить элементарный звуковой анализ. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, по типу безусловных рефлексов. Они осуществляются на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, изменении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях, задержке сосания и др. Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком. Четкая реакция на звук появляется на 7-8 неделе жизни.

Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни у ребенка. Упрочнение этих рефлексов возможно лишь с 2 месяцев жизни. Дифференцирование разнородных звуков возможно с 2-3 месяцев. Ребенок может отличать звуки по качеству (высота, тембр), направлению. В дальнейшем тонкость дифференцировок возрастает. В 6 месяцев ребенок способен к тонкому анализу звуков (голос, речь). Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6-7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители.

В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся уточнением восприятия звукового состава речи. Формирование речевого слуха (способность различать на слух звуковой состав речи) заканчивается к концу третьего года жизни.

У детей разного возраста пороги слышимости различны. Острота слуха достигает максимума к 14-19 годам, когда отмечается самая малая величина порога слышимости. Затем острота слуха снижается.

Совершенствование других сторон слуховой функции происходит не только у детей, но и у взрослых. Например, в связи со специальными видами работы (различие шумов, музыкальный шум и др.). Тонкий слух можно выработать систематическими музыкальными занятиями.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.