Внутриутробное развитие органа слуха, зрения и речи
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ
СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ»
для студентов социально-педагогического факультета;
специальности: 050715.65 – Логопедия,
050714.65 – Олигофренопедагогика
МОДУЛЬ II. Учебное пособие
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Тема 1.
| Понятие об анализаторе. Сенсорные системы ………….
|
| Тема 2.
| Анатомия органов слуха ………………………………….
|
| Тема 3.
| Физиология органов слуха ………………………………..
|
| Тема 4.
| Патология органов слуха …………………………………
|
| Тема 5.
| Анатомия органов зрения ………………………………
|
| Тема 6.
| Физиология органов зрения ………………………………
|
| Тема 7.
| Патология органов зрения ………………………………
|
| Тема 8.
| Анатомия органов речи …………………………………
|
| Тема 9.
| Физиология органов речи ………………………………
|
| Тема 10.
| Патология органов речи …………………………………..
|
| Глоссарий …………………………………………………………..…
|
|
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРАХ.
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Цели изучения темы:
- дать понятие об анализаторе, как сенсорной системе;
- ознакомить с общим строением и функциями анализаторов;
- сформировать представление о значении сенсорных систем в жизни человека;
- изучить особенности внутриутробного развития органов слуха, зрения и речи человека.
Наименование разделов темы:
1. Понятие «анализатор» по И.П. Павлову. Сенсорные системы: виды, основные отделы, значение.
2. Внутриутробное развитие органов слуха.
3. Внутриутробное развитие органов зрения.
1. Понятие «анализатор» (по И.П. Павлову). Сенсорные системы: виды, основные отделы, значение
Анализаторы — комплексы структур нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения. Термин «анализаторы» ввел И.П. Павлов.
Анализаторы (органы чувств) служат источником информации о состоянии окружающего нас мира. Это сложные и чрезвычайно совершенные образования, воспринимающие раздражения из внешней и внутренней среды. В результате их раздражения в больших полушариях головного мозга возникают" ощущения, восприятия, представления — психические процессы.
Различают вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный, слуховой, вестибулярный и зрительный анализаторы.
Анализаторы бывают внешние и внутренние. Внешние, или экстероцептивные, анализаторы осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях окружающей среды. К ним относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, вкусовой и другие анализаторы. Внутренние анализаторы обеспечивают восприятие и анализ информации о состоянии внутренних органов. Одним из основных внутренних анализаторов является двигательный, воспринимающий информацию о состоянии скелетно-мышечного аппарата и участвующий в организации и координации движений. Двигательный анализатор тесно взаимодействует со зрительным, слуховым, тактильным, а также с вестибулярным анализатором. Вместе с тем вестибулярный анализатор занимает промежуточное положение между внешними и внутренними анализаторами, поскольку его рецепторы расположены внутри организма (во внутреннем ухе), а раздражителями являются внешние факторы (ускорения).
В анализаторах или сенсорных системах выделяют:
- периферический (рецепторный) отдел;
- проводниковую часть;
- центральный (корковый) отдел.
Периферический отдел представлен специализированными рецепторными образованиями. Проводниковую часть составляют афферентные нервные волокна, подкорковые образования (различные ядра ствола мозга, таламус, ретикулярная формация, структуры лимбической системы и мозжечка), а также их связи друг с другом и проекции к соответствующим областям коры мозга. Центральный отдел анализаторов включает области коры головного мозга, к которым поступают нервные импульсы, идущие от рецепторных отделов анализаторов, — так называемые проекционные области анализаторов.
Первичная обработка информации в анализаторах осуществляется рецепторами, которые с высокой специфичностью воспринимают действие определенных раздражителей и преобразуют энергию раздражения в процесс нервного возбуждения, распространяющийся по нервному волокну в виде нервного импульса. Нервный импульс, или сигнал, идущий с периферии, поступает к нейронам таламических ядер и других подкорковых образований. В свою очередь, подкорковые нейроны передают импульс еще большему количеству нейронов коры головного мозга. Таким образом, к корковым нейронам адресуются сигналы от различных видов рецепторов. Часто такая информация разной модальности поступает на одни и те же клетки, которых особенно много в ассоциативных зонах коры мозга; за счет нисходящих влияний головного мозга осуществляется регуляция функционального состояния и чувствительности периферических и проводниковых отделов соответствующих анализаторов. Большинство явлений внешней и внутренней среды как раздражители воздействуют на рецепторы нескольких анализаторов одновременно. Поэтому в результате анализа и синтеза всей афферентной информации, происходящих в коре головного мозга, происходит целостное восприятие тех или иных явлений. В связи с тем, что чувствительность анализаторов, а также функциональное состояние проводниковых частей тех или иных анализаторов определяются нисходящими корковыми влияниями, организм имеет возможность активно отбирать наиболее адекватную данной ситуации сенсорную информацию. Это выражается «всматриванием», «вслушиванием» и т.д., что зависит от направленного снижения порога чувствительности к зрительным раздражителям в первом случае, к слуховым раздражителям — во втором.
Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора.
Существует понятие взаимодействия анализаторов. Так, например, музыканты отмечают факт усиления громкости звуков при освещении, поэтому для лучшего восприятия музыки в концертных залах обычно не гасят свет.
Взаимодействие анализаторов проявляется в соощущениях. Ощущение холода, «бегающих по коже мурашек» от скрежета ножом по стеклу. Здесь на человека действует звуковой раздражитель — скрежет; он его слышит, но одновременно возникает ощущение холода — оно является соощущением.
У некоторых музыкантов музыкальные звуки вызывают различные окрашенные, цветовые ощущения. Это дает им возможность обозначить различным цветом характер тех или иных звуков. Выдающиеся русские композиторы Скрябин, Римский-Корсаков могли обозначать цветом определенные звуки, причем одни и те же звуки у разных людей окрашиваются в свой цвет. Тон «ля» кажется одному темно-желтым, другому – светло-зеленым; тон «соль» одному кажется лимонно-желтым, другому — белым и т. д. Встречаются люди, у которых при действии световых раздражителей возникают слуховые ощущения.
Взаимодействие анализаторов обусловлено переходом возбуждения с центростремительных путей одного анализатора на другой. Благодаря совместной деятельности анализаторов расширяется восприятие внешнего мира, углубляется его познание.
Взаимосвязь анализаторов очень важна в тех случаях, когда человек в силу различных причин лишается того или иного вида чувствительности (слепота, глухота и т. п.).
Патология анализаторов разнообразна и зависит от патологии тканей и органов, с которыми они связаны, а также от уровня поражения структур, входящих в состав анализаторов. В частности, поражения собственно рецептирующих структур носят обычно необратимый характер и, как правило, не излечимы (например, повреждение сетчатки глаза приводит к резкому ухудшению зрения вплоть до слепоты). Поражения вспомогательных структур обратимы и могут поддаваться лечению (например, соответствующая коррекция при ухудшении деятельности звукопроводящих структур органа слуха). Повреждения центральных отделов анализаторов проявляются в зависимости от конкретной локализации поражения.
Внутриутробное развитие органа слуха, зрения и речи
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма.
Этот процесс основан на реализации генетической информации, полученной от родителей. Индивидуальное развитие начинается с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки и образования зиготы и заканчивается смертью организма.
Внутриутробное развитие органов слуха и равновесия начинает развиваться довольно рано. Около 3-й неделе зародышевой жизни с обеих сторон заднего мозгового пузырька появляется из эктодермы зачаток перепончатого лабиринта. Это происходит путем впячивания эктодермы в подлежащую эмбриональную соединительную ткань.
На 4-ой неделе это впячивание углубляется, образует ямку, которая замыкается, превращаясь в слуховой пузырек, обособляющийся от эктодермы и погружающийся внутрь. Пузырек состоит из многорядного эпителия, секретирующего эндолимфу, заполняющую просвет пузырька. К концу 4-ой неделе образуется слепой ход, и три полукружных канала.
На 5-ой неделе эмбриональный слуховой ганглий делится на две части – ганглий преддверия и ганглий улитки. Слуховой ганглий прилежит к слуховому пузырьку.
На 6-ой неделе внутриутробного развития слуховой пузырек перетягивается на две части: вестибулярная превращается в эллиптическую с ее полукружными каналами и их ампулами, вторая часть образует мешочек и улитковый лабиринт.
На 7-8-ой неделях улитка растет, размеры завитков увеличиваются, и она отделяется от мешочка. В полукружных каналах развиваются гребешок, в маточке и мешочке – пятна, в которых расположены нейросенсорные клетки. Начинает формироваться наружное ухо в виде шести бугорков, окружающих первую жаберную щель.
В течении 3-го месяца внутриутробного развития в основном заканчивается формирование перепончатого лабиринта. Одновременно начинается образование спирального органа. Из эпителия улиткового протока образуется покровная мембрана, под которой дифференцируются волосковые сенсорные клетки.
На протяжении 4-5го месяцев внутриутробного развития происходит разветвления периферической части преддверно-улиткового нерва (VIII пара черепных нервов) соединяются с указанными нейроэпителиальными (волосковыми) клетками. Одновременно с развитием перепончатого лабиринта вокруг него из мезенхимы образуется слуховая капсула.
К 6-му месяцу зародышевой жизни вокруг перепончатого лабиринта с его перелимфатическими пространствами возникает из надхрящницы хрящевой слуховой капсулы черепа путем перихондрального окостенения костный лабиринт, повторяющий, в общем, форму перепончатого. Среднее ухо – барабанная полость со слуховой трубой – развивается из первого глоточного кармана и латеральной части верхней стенки глотки, следовательно, эпителий слизистой оболочки полостей среднего уха происходит из энтодермы. Появляющееся напротив формирующейся барабанной полости выпячивание – жаберная борозда – в дальнейшем преобразуется в наружный слуховой проход. Находящиеся в барабанной полости слуховые косточки образуются из хряща первой (молоточек и наковальня) и второй (стремя) висцеральных дуг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|