|
ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА
ТОМ
3KI
, 10101-243
079t02)-8l Подписное 0101010000
[V
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пятидесятый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса является последним в серии одиннадцати дополнительных томов (40—50) второго русского издания. Данным томом в то же время завершается все это издание, которое представляет собой наиболее полную из всех осуществленных до сих пор публикаций трудов Маркса и Энгельса.
В отличие от других томов настоящего издания в пятидесятый том входят как произведения, так и письма Маркса и Энгельса к разным лицам, относящиеся к различным периодам их жизни и деятельности с 1840 по 1895 год. Бóльшая часть документов, вошедших в том, была обнаружена уже после выхода предыдущих томов в результате исследовательской работы, проведенной в Советском Союзе и в других странах. Характер документов обусловил структуру тома, их расположение в трех соответствующих разделах.
Содержание первого раздела составляют первая и третья главы ранее не публиковавшейся рукописи второго варианта II тома «Капитала». Текст второй главы не публикуется здесь, так как он почти целиком, с небольшой стилистической правкой, включен Энгельсом в окончательную редакцию второго отдела («Оборот капитала») II тома «Капитала» (см. настоящее издание, т. 24, стр. 172—393).
Уровень изложения, общая композиция, обстоятельный критический разбор буржуазной экономической литературы, сам подход к предмету исследования в обеих публикуемых главах заслуживают большого внимания. Содержание их позволяет глубже представить процесс формирования одного из
VI ПРЕДИСЛОВИИ
важнейших разделов экономического учения Маркса — теории обращения капитала. Значительную ценность имеют также замечания Маркса по другим вопросам — экскурсы в историю товарного обращения, характеристика некоторых черт экономического строя и внешнеторговых связей Англии, США, России, Швейцарии, Испании, Португалии, Греции, Китая, заметки из области естествознания.
К моменту создания этой рукописи Марксом были решены фундаментальные проблемы научного исследования капиталистических производственных отношений. Предпринятая им критика буржуазной политической экономии увенчалась преодолением тех противоречий экономической теории Рикардо, которые завели в конечном счете в тупик и обрекли на разложение рикардианскую школу. Вышли в свет первый выпуск «К критике политической экономии» (1859 г.) и первый том «Капитала» (1867 г.).
В Предисловии ко второму тому «Капитала», говоря о важнейших научных достижениях Маркса в области политической экономии, Энгельс выделяет следующие основные моменты: открытие двойственной природы труда, заключенного в товаре; исследование отношения товара и денег, создание первой исчерпывающей теории денег; исследование превращения денег в капитал, открытие особого товара — рабочей силы, давшее возможность согласовать взаимный обмен труда и капитала с законом определения стоимости трудом; разделение капитала на постоянный и переменный, позволившее раскрыть действительный ход процесса образования прибавочной стоимости; исследование двух форм прибавочной стоимости — абсолютной и относительной — и той различной роли, которую каждая из них играла в историческом развитии капиталистического производства; создание первой рациональной теории заработной платы; изложение основных черт истории капиталистического накопления и его исторических тенденций (см. настоящее издание, т. 24, стр. 20—21).
На этой солидной основе Маркс с успехом продолжил дальнейшую разработку системы категорий «Капитала».
Публикуемая рукопись воссоздает картину обращения капитала как единства производства и обращения самовозрастающей капитальной стоимости, раскрывает необходимые условия воспроизводства всего общественного капитала.
Эти условия органически связаны с рынком, со всеми его превратностями, часто непредсказуемыми и даже непостижимыми для самого капиталиста. Из практики он усвоил, кто создает его богатства, и поэтому держит под неусыпным контролем
ПРЕДИСЛОВИЕ
VII
сферу производства, но он далеко не всегда может предвидеть их судьбу в неуправляемой сфере обращения. Маркс точно и образно характеризует эту двойственность капиталистической экономики: «Капиталист знает практически тайну прибавочной стоимости или возрастания капитала. Это доказывается всем его поведением в процессе производства, его дикой погоней за прибавочным трудом. Однако, хотя он и не Диоскур, он ведет двойную жизнь: одну — в скрытой от посторонних глаз сфере производства, где он хозяин и повелитель, другую — на открытом рынке, где он, выступая как покупатель и продавец, имеет дело с себе подобными. Эта двойная жизнь вызывает в голове капиталиста двойной ряд нервных импульсов, а потому и двойственное сознание. То, что он знает, находясь в сфере производства, того он уже не может понять в сфере обращения» (см. настоящий том, стр. 8—9).
Жизнь капитала — это движение, в котором «процессирую-щая стоимость» должна пройти как сферу производства, так и сферу обращения, принимая то одну, то другую форму. Каждая форма является звеном в цепи постоянного обмена веществ, кругооборота капитала.
Одна из таких функционально определенных форм — денежный капитал. Капиталист, подчеркивает Маркс, не разделяет иллюзий собирателя сокровищ, не проявляет, как правило, «преднамеренного стремления держать свои деньги в виде сокровища» (там же, стр. 21). Лишь неблагоприятные обстоятельства рыночной конъюнктуры принуждают его смириться с временной праздностью денег. Обычно же ему свойственно стремление обратить имеющиеся накопления в овеществленный труд — в средства производства — и в «кровь мертвого труда» (там же, стр. 24), в рабочую силу, для извлечения прибавочной стоимости, которая рождается в процессе производительного потребления купленных товаров. Эти товары становятся, таким образом, производительным капиталом. В результате его потребления производятся новые товары. Процесс производства угасает в продукте, в товарном капитале, а этот последний, уже впитав прибавочную стоимость, подлежит снова превращению в денежную форму.
В отличие от буржуазных экономистов Маркс не просто фиксирует формы проявления экономических отношений, а исследует их скрытое содержание, рассматривает денежный, производительный и товарный капитал как необходимые моменты движения стоимости, как фазы, или фигуры, того ее превра-щения, которое отвечает исконной цели капиталистического
VIII
ПРЕДИСЛОВИЕ
способа производства — наживе капиталиста за счет эксплуатации наемного труда.
Сцепление индивидуальных капиталов в процессе их кругооборота и оборота образует общественный капитал, движение которого составляет суть капиталистического воспроизводства, в том числе и воспроизводства общественных отношений, а теоретический анализ этого движения — теорию воспроизводства.
В данной рукописи Маркс пока еще не формулирует в окончательном виде условия и закономерности воспроизводства, не определяет строгие алгебраические пропорции между отдельными функциональными формами капитала, как и отдельными отраслями производства. Здесь отсутствуют еще знаменитые по II тому «Капитала» схемы накопления и обращения общественного продукта (см. настоящее издание, т. 24, стр. 576—596). Однако обилие расчетов и выкладок позволяет судить о том, насколько близко подошел он к установлению внутрихозяйственных зависимостей и связей. Лишь спорадически употребляется понятие подразделений общественного производства — то под цифровыми обозначениями, то под словом «категория», «класс», — и реже всего фигурирует сам термин «подразделение». Но уже то, что Маркс последовательно подчеркивает объективную обусловленность капиталистического воспроизводства самой природой производительных сил и производственных отношений, говорит о необходимости для его поддержания определенных форм и потоков капитала, наличия определенных денежных, товарных и людских ресурсов. Воспроизводство — это взаимосвязь отдельных индивидуальных капиталов, опосредствованная воспроизводством материальных ценностей, потребительных стоимостей, в которых воплощен человеческий труд.
Непрерывность производства и обращения является необходимым условием реализации и воспроизводства капитала, нарушение этого условия ведет к кризисам. Маркс подчеркивает, что экономические кризисы имеют своим источником «нездоровое» капиталистическое производство, свойственные ему противоречия. Отсюда — бесполезность рецептов от такой болезни, если они затрагивают лишь сферу денежного обращения. Выступающие на поверхности недуги капиталистического хозяйства уходят своими корнями в систему частной собственности на основные средства производства.
Непосредственно практический смысл для всех форм общественного производства, включая социалистическую, имеют мысли Маркса о скорости обращения, о том, насколько важно учиты-
ПРЕДИСЛОВИЕ
IX
вать бренный характер всякого товарного тела. «Если в денежной форме капитальная стоимость бессмертна, то в товарной форме она подвержена всем недугам товарного тела. По прошествии определенного времени товар ухудшается, и с уменьшением потребительной стоимости он теряет также и в меновой стоимости. После определенного момента времени товарное тело превращается в труп товара, в котором прекрасная душа товара, стоимость, исчезает» (см. настоящий том, стр. 55). Отсюда вытекает необходимость сокращения времени пребывания капитала в товарной форме. В постановке вопроса о необходимости ускорения обращения товара формулируется фактически одно из непременных требований рационального хозяйствования, условие высокой эффективности общественного производства.
Маркс несколько раз обращается к наследию пионера научной теории воспроизводства Ф. Кенэ, подчеркивая его превосходство над целым сонмом буржуазных теоретиков в понимании внутреннего механизма буржуазной экономики, его «гениальную смелость». Кенэ, пишет Маркс, «предпринял в своей «Экономической таблице» попытку при помощи нескольких линий и перекрестных штрихов подытожить и изобразить наглядно в виде общей картины целостное движение экономики» (там же, стр. 50). Заслугой Кенэ является то, что он был первым, кто определил обращение как момент, опосредствующий воспроизводство, или «целостное движение экономики». Эта заслуга представлялась Марксу настолько значительной, что он приводит данную Мирабо-отцом характеристику «Экономической таблицы» .как такого достижения человеческого гения, которое в качестве восьмого может быть поставлено в один ряд с семью известными «чудесами света».
Похвала в адрес Кенэ, как, впрочем, и высокая оценка других выдающихся ученых, почитаемых за «всемирно-историческую революционную силу» их идей (химик Лавуазье, астроном Лаплас, физиолог Биша, биолог Ламарк), особенно рельефной и весомой представляется на фоне той негативной оценки, которой Маркс удостаивает буржуазных вульгаризаторов экономической науки вроде Сэя, взгляды которого, согласно Марксу, отличаются нелепостями, поверхностными выводами, тенденцией к ранжированию некритически собранного и плохо обработанного материала (там же, стр. 50).
Обстоятельный научный анализ зависимостей между производством и обращением, рассмотрение движения капитальной стоимости во всех связях и опосредствованиях позволяют Марксу развернуть основательную и глубокую критику мето-
X
ПРЕДИСЛОВИЕ
дологических пороков буржуазной политической экономии. Именно Маркс показал ошибочность подхода к капиталистическому процессу производства с точки зрения простого процесса труда, вскрыл антиисторизм и метафизику взглядов буржуазных экономистов. В принципиально новом понимании категорий политической экономии, движущих сил и механизма функционирования капиталистической экономики обнаружили себя преимущества нового метода — материалистической диалектики.
Исследуя кругооборот капитала, сначала его денежную форму, ее переход в производительную, а затем в товарную форму, Маркс рассматривает различные определенности капитальной стоимости в диалектическом единстве. Самовозрастание капитальной стоимости в процессе ее непрерывного движения подтверждает в экономической жизни общества положения диалектического материализма о развитии. При этом Маркс указывает на тесную связь, существующую между качественной определенностью предмета и его функцией, анализирует, как в кругообороте капитала с изменением функций вещь переходит в свою противоположность. «Одни и те же вещи функционируют... как товарный капитал в кругообороте одного капитала, чтобы сразу же вслед за этим функционировать как производительный капитал в кругообороте другого капитала, — пишет Маркс. — Определенности «товарного капитала», «производительного капитала» и т. д. изменяются с изменением места (и соответствующей функции), которое эти вещи занимают в кругообороте капитальной стоимости» (см. настоящий том, стр. 29). В анализе кругооборота и воспроизводства капитала Маркс оперирует философскими категориями тождества и различия, формы и содержания, видимости и сущности, причины и следствия и т. д.
Диалектический метод Маркса уже после появления первого выпуска «К критике политической экономии» и первого тома «Капитала» встретил непонимание и вызвал нападки со стороны буржуазных и мелкобуржуазных литераторов. Имели место и попытки поставить знак равенства между методом Маркса и идеалистической диалектикой Гегеля, упрекнуть Маркса (разумеется, с целью принижения и дискредитации) в «неизменной верности скелету гегелевской логики», объявить несостоятельной диалектику вообще. Так поступал, в частности, Е. Дюринг, который недостаток метода Маркса видел в том, что он даже в формах обращения открывал «гегелевские фигуры умозаключений». На этот выпад Маркс отвечает с замечательной ясностью: «Мое отношение к диалектике Гегеля очень
ПРЕДИСЛОВИЕ
XI
просто. Гегель — мой учитель, и болтовня умничающих эпигонов, полагающих, что они покончили с этим выдающимся мыслителем, мне просто смешна. Однако я позволил себе отнестись к моему учителю критически, снять с его диалектики покров мистицизма и тем самым существенно ее изменить и т. д., и т. д.» (там же, стр. 34). Это признание предвосхищает знаменитое высказывание Маркса из Послесловия ко второму изданию I тома «Капитала» (см. настоящее издание, т. 23, стр. 21). Как там, так и в данной рукописи содержится афористически лаконичная характеристика роли гегелевской философии как одного из теоретических источников марксизма.
Многие мысли, содержащиеся в тексте первой главы, имеют большое значение для уяснения исторических перемен форма-ционного порядка. В частности, Маркс обращает внимание на катастрофические последствия вторжения капиталистических производственных отношений в структуру других способов производства, на «сильнейшие и опаснейшие кризисы в экономике», возникающие «при переходе от производства для собственного потребления к товарному производству» (см. настоящий том, стр. 64), приводит соответствующие примеры и иллюстрации. Значительный интерес представляют также раскрытие диалектики производства и потребления в различных обществах, высказывания об исторической миссии капитализма, о роли природных условий для развития производства и т. д.
Несомненный интерес для теории общественного воспроизводства представляет третья глава — «Реальные условия процесса обращения и процесса воспроизводства».
От начала до конца изложения красной нитью проходит здесь тезис, согласно которому определяющим мотивом производства капитала является производство прибавочной стоимости. Кругооборот капитала как процесс воспроизводства подчинен этому мотиву. Он создает условия, обеспечивающие максимально возможную норму и массу прибавочной стоимости. Маркс подробно разбирает вопросы распределения и обмена в буржуазном обществе, возмещения износа постоянного капитала.
Шаг за шагом раскрывая ошибочность так называемой «догмы Смита», предполагающей, во-первых, исчезновение, «подобно чисто субъективной фантасмагории» (там же, стр. 105), той части стоимостного продукта, которая возмещает постоянный капитал, если рассматривать совокупный продукт не с точки зрения индивидуального капиталиста, а с общественной точки зрения; во-вторых, разложение стоимости продукта на заработную плату и прибавочную стоимость, то есть сведение совокупной
XII
ПРЕДИСЛОВИЕ
стоимости продукта к вновь созданной стоимости, Маркс убедительно раскрывает источник этого «символа веры» буржуазной политической экономии, этого заблуждения Смита и его эпигонов. Он показывает непонимание буржуазными экономистами различия между конкретным трудом, создающим ту или иную особенную форму материального богатства и переносящим на конечный продукт созданную ранее стоимость действующих средств производства (сырья, машин и т. д.), и абстрактным трудом, создающим стоимость продукта, а следовательно — непонимание различия между потребительной стоимостью и стоимостью. Вместе с тем Маркс изображает процесс воспроизводства общественного капитала, возмещения всех частей совокупного общественного продукта как по стоимости (постоянный капитал, переменный капитал и прибавочная стоимость), так и по натуральной форме (предметы потребления и средства производства).
Большую ценность в публикуемой рукописи имеет исследование движения денег, опосредствующих процесс воспроизводства и реализации. Выясняя связь движения денег с различными моментами воспроизводства индивидуального и общественного капитала, Маркс подвергает убедительной критике воззрения буржуазных экономистов, которые, будучи не в силах объяснить феномены реального обращения, пытались выйти из положения путем отказа от принципа эквивалентности, от закона стоимости.
Касаясь причин, обусловливающих постоянное повторение акта купли-продажи рабочей силы, Маркс показывает, что за формальным различием формул Т — Д — Т и Д — Т — Д скрывается глубокое содержательное различие. Если возвращение денег к капиталисту является простым следствием «техники» обращения, что отражает вторая формула, то для рабочего возобновление этого акта возможно, лишь «если капиталист как покупатель снова проявляет инициативу, вновь покупает рабочую силу» (см. настоящий том, стр. 195). Таким образом, рассмотрение процесса обращения в единстве с производством позволяет обнаружить действительный характер обмена между рабочим и капиталистом, которые лишь с абстрактных позиций простого товарного обращения противостоят друг другу как якобы равноправные «продавец» и «покупатель», а тем самым — и действительный характер самого простого товарного обращения.
Маркс указывает, что для понимания воспроизводства совокупного общественного капитала и его продукта следует рассматривать движение в двух разрезах — по стоимости про-
ПРЕДИСЛОВИЕ
XIII
дукта и по его натуральному виду, необходимо в одинаковой мере учитывать и стоимостную структуру общественного продукта, и его вещественную форму. Учет вещественной формы с необходимостью подводил Маркса к делению «совокупного продукта общества», или всего общественного производства, на два больших подразделения: I — производство предметов потребления, то есть товаров, которые входят в индивидуальное потребление капиталистов и рабочих, и II — производство средств производства, то есть товаров, которые должны войти в производительное потребление. Во втором томе «Капитала», как известно, дается обратное этому цифровое обозначение указанных подразделений. В тексте публикуемой рукописи приводится большое количество числовых формул обмена между капиталистами и отраслями обоих подразделений.
В данной рукописи Маркс ограничивается рассмотрением только простого воспроизводства, по это отнюдь не означает, что он еще не подошел к решению проблемы воспроизводства в расширенном масштабе. Составленное Марксом «Содержание» свидетельствует о том, что у него было намерение продолжить здесь начатое уже в рукописи 1861—1863 гг. и в первом варианте II тома «Капитала» (см. настоящее издание, тт. 26, 47—49) исследование условий и механизма расширенного воспроизводства и, таким образом, углубить разработку проблемы.
Публикуемая в томе рукопись отражает в целом высокую степень зрелости как частных моментов, так и важнейших общих положений марксистской теории воспроизводства, высокую научную ценность которой особо подчеркивал В. И. Ленин (см. Полн. собр. соч., т. 4, стр. 44—54, 67—87 и другие).
Наконец, несомненный интерес публикация данного варианта II тома «Капитала» представляет также и потому, что читатель впервые получает возможность ознакомления с одной из тех черновых рукописей, которые в большой мере были использованы Энгельсом непосредственно при подготовке к печати II тома «Капитала».
Сравнение текста первого и особенно третьего отделов II тома «Капитала» с соответствующими главами настоящей рукописи показывает, насколько бережно относился Энгельс к теоретическому наследию своего покойного друга, какую сложную и тщательную работу по сопоставлению всех оставшихся черновых вариантов II тома «Капитала» он проделал, стремясь отобрать для окончательной редакции только то, что наиболее полно и наилучшим образом выражает мысль Маркса. Как редактор, Энгельс старался по возможности не менять
XIV
ПРЕДИСЛОВИЕ
текста, ограничиваясь лишь небольшой стилистической правкой рукописи там, где это было абсолютно необходимо.
Второй раздел тома образуют произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, как печатные, так и сохранившиеся в виде рукописей. Всего публикуется 28 таких работ. Среди них литературно-публицистические произведения молодого Энгельса за 1840— 1841 гг.: пять корреспонденций из аугсбургской «Allgemeine Zeitung», заявление в редакцию «Morgenblatt für gebildete Leser» и стихотворная драма «Кола ди Риенци»; две статьи Энгельса из «Neue Rheinische Zeitung» за март 1849 г., отрывок Маркса об Эрнесте Джонсе из «Политического обозрения» в газете «Das Volk» за июль 1859 г., ряд заявлений и писем Маркса и Энгельса в редакции разных газет и журналов, их послания и приветствия в адрес рабочих и социалистических организаций.
Среди работ, включенных в том, 10 рукописей Маркса и Энгельса. Две принадлежат Марксу («О земельной ренте», ранее не публиковавшаяся на русском языке, и «Русское в моей библиотеке», впервые включенная в Сочинения), шесть впервые публикуемых рукописных набросков принадлежат Энгельсу («Набросок речи на#могиле Женни Маркс», «В редакцию журнала «To-Day»», «О Генрихе Обервиндере», «Заметки о путешествии по Америке и Канаде», «Дополнение к биографии», «Условия займа для основания ежедневной «Arbeiter-Zeitung»»). Одна впервые публикуемая рукопись принадлежит Марксу и Энгельсу («Списки газет, организаций и лиц для рассылки экземпляров первого выпуска французского издания I тома «Капитала»»). Впервые на русском языке публикуется запись Энгельса шести резолюций Лондонской конференции 1871 года.
Раэдел открывают корреспонденции Энгельса, напечатанные в августе—ноябре 1840 г. в аугсбургской «Allgemeine Zeitung». По своему содержанию они перекликаются с его статьями, написанными для «Morgenblatt für gebildete Leser» (см. настоящее издание, т. 41), дают возможность полнее характеризовать взгляды и деятельность Энгельса в бременский период его жизни (лето 1838 — весна 1841 гг.), на раннем этапе формирования его как будущего пролетарского мыслителя и борца.
Живо откликаясь на текущие события, Энгельс с революционно-демократических позиций рассматривает злободневные проблемы общественной жизни Времена, страстно обличая проявления косности, эастоя, узкого провинциализма, активно поддерживая новые веяния и начинания прогрессивного характера.
Так, в двух корреспонденциях, посвященных проблемам судоходства, Энгельс выступает в поддержку проекта об откры-
ПРЕДИСЛОВИЕ
XV
тии регулярных рейсов между Бременом и Нью-Йорком с использованием новых усовершенствованных винтовых пароходов вместо парусных судов для обеспечения «постоянно возрастающих связей между Соединенными Штатами и ганзейскими городами и, в особенности, для перевозки немецких эмигрантов!» (см. настоящий том, стр. 311).
В этом высказывании затрагивается и социальный аспект развития винтового судоходства, проявляется сочувственное внимание Энгельса к участи тысяч пассажиров из немецких эмигрантов, большинство которых составляли обездоленные крестьяне и ремесленники.
Небольшая, но примечательная заметка «Корпоративный дух среди ремесленников» явилась откликом Энгельса на выступление бременских каменщиков, объявивших бойкот мастерам за плохое обращение с рабочими. Она обнаруживает большую осведомленность Энгельса о положении немецких ремесленников, о характере их союзов, о различиях в организации этих союзов, об уровне социального развития немецких и французских ремесленников. Эта корреспонденция в некоторой степени дополняет первое публицистическое выступление Энгельса на социальные темы — его известные «Письма из Вупперталя» (см. настоящее издание, т. 1, стр. 451—472), показывает рано обозначившийся интерес молодого Энгельса к положению рабочих и к рабочему движению.
С бременскими корреспонденциями о церковном споре (там же, т. 41, стр. 145—148) тесно связано публикуемое в томе «Заявление» Энгельса в редакцию «Morgenblatt für gebildete Leser», которое проливает дополнительный свет на позицию, занятую им в полемике между представителями двух направлений в протестантской церкви — пиетизма и так называемого «рационализма». Энгельс подвергает критике оба эти направления, показывает мистицизм и мракобесие пиетистов и в то же время осуждает косность и консерватизм «рационалистов», которые, подчеркивает Энгельс, отстаивают не действительную свободу, а «прежнюю половинчатость» (см. настоящий том, стр. 350). Этот документ, который не был в свое время опубликован редакцией газеты и лишь недавно обнаружен в ее архивах, является дополнительным свидетельством преодоления Энгельсом религиозных представлений, его окончательного отхода от религии.
К бременскому периоду жизни относится впервые включаемая в Сочинения стихотворная драма Энгельса «Кола ди Риен-ци», созданная, вероятно, в конце 1840 —начале 1841 года. Сюжетной основой этого произведения являются исторические
XVI
ПРЕДИСЛОВИЕ
события, происходившие в Риме в середине XIV века: развернувшаяся там борьба между феодальной аристократией и тор-гово-ремесленным населением, в результате которой в 1347 г. была провозглашена республика во главе с народным трибуном Кола ди Риенци (Риенцо). Само действие драмы отнесено Энгельсом к 1354 г., когда, вернувшись к власти после изгнания, Риенци, движимый честолюбивыми замыслами и обременивший налогами народные массы, уже утратил их поддержку и гибнет в ходе восстания, вспыхнувшего против его правления.
Обращение к образу Кола ди Риенци и связанным с ним событиям не было случайным для Энгельса как революционного демократа. В этих событиях он увидел пример выступления народных масс против феодальной реакции и деспотизма. Воссоздание в художественной форме революционных страниц истории прошлого представлялось Энгельсу важной задачей в условиях современной ему предреволюционной Германии.
Это произведение показывает, что молодой Энгельс обладал также и драматургическим дарованием. Он рисует яркие картины социальной и политической борьбы в средневековой Италии, создает выразительный образ главного героя с его сложным и противоречивым характером, выводит другие персонажи, имевшие реальные исторические прототипы. Участниками многих сцен являются народные массы. Народ предстает не только как справедливый судья, воздающий должное отдельным деятелям, но и как активная сила, оказывающая воздействие на самый ход исторических событий. В поддержке народных масс, в тесной связи с ними — залог влияния и успеха даже самой крупной исторической личности, утрата этой поддержки чревата поражением — в этом состоит одна из центральных идей произведения Энгельса. Мысль о народе как об активной решающей силе, которая уже в начале 40-х годов прослеживается в литературном творчестве Энгельса, получит четкое выражение и дальнейшее развитие в его произведениях последующих лет.
В томе публикуются две статьи Энгельса из «Neue Rheinische Zeitung» за март 1849 г., расширяющие наши представления о сотрудничестве Энгельса в этой газете в период революции 1848—1849 гг., в частности о его публицистических выступлениях по внешнеполитическим вопросам.
В первой статье, написанной в связи с появлением в официальной печати некролога о прусском принце Вальдемаре, в котором восхвалялось его участие на стороне английских войск в войне против сикхов в Индии в 1845—1846 гг., Эн-
ПРЕДИСЛОВИЕ
XVII
гельс выступает с разоблачениями не только вымыслов о «боевых подвигах» одного из Гогенцоллернов, но и колонизаторской политики Англии в отношении Индии (см. настоящий том, стр. 352).
Вторая статья, «Джулиан Гарни против Фергюса О'Кон-нора», примыкает к выступлениям «Neue Rheinische Zeitung» по проблемам английского рабочего движения. Она представляет собой немецкий перевод выдержек из открытого письма Гарни лидеру мелкобуржуазной фракции О'Коннору в связи с его нападками на революционные принципы чартизма, особенно на требование республики. В своих комментариях Энгельс расценивает письмо Гарни как «открытый разрыв» между О'Коннором и чартистами, подчеркивая, что это «является весьма желательным для дела демократии» (там же, стр. 357). Из статьи явствует, что редакция «Neue Rheinische Zeitung», возглавляемая Марксом и Энгельсом, поддерживала выступления представителей революционного крыла чартистов против реформистских элементов, усматривая в этих выступлениях стремление чартистов отстаивать классовую самостоятельность английского рабочего движения.
В томе публикуется еще один документ, касающийся отношения Маркса к деятельности чартистов во второй половине 50-х годов. Это отрывок об Эрнесте Джонсе из «Политического обозрения», напечатанного в немецкой эмигрантской газете «Das Volk» в июле 1859 г., когда фактическим редактором ее был Маркс. Выступление Маркса явилось откликом на судебный процесс, который возбудил Джонс против издателя газеты «Reynolds's Newspaper» Дж. Рейнольдса, клеветнически обвинявшего Джонса в присвоении общественных денег. Маркс отмечает активное участие Джонса в революционном движении в 1848 г., его самоотверженную борьбу за реорганизацию чартистской партии, указывает на причины упадка чартистского движения. В то же время он подвергает здесь критике Джонса как лидера чартистов за политические уступки буржуазным радикалам, нанесшие ущерб классовым интересам пролетариата. Касаясь судебного процесса, в результате которого с Джонса были сняты необоснованные обвинения, Маркс проводит важную мысль об обязанности пролетарского революционера — беречь свою политическую честь так же, как и личную.
Из рукописных документов, включенных в том, большой интерес представляет библиографическая рукопись Маркса, озаглавленная им «Русское в моей библиотеке». Под 115 номерами здесь перечислены более 150 русских изданий как официальных публикаций, так и авторских работ представителей
XVIII
ПРЕДИСЛОВИЕ
различных направлений общественной мысли России, в том числе издания русских революционеров. Эта опись охватывает далеко не все русские книги, входившие в состав библиотеки Маркса, но тем не менее она дает наглядное представление о глубоком и разностороннем интересе Маркса к России, отражает довольно широкий круг русских материалов, которые он мог использовать при изучении социально-экономического и политического развития России, особенно после реформы 1861 года.
Третий раздел тома составляют письма Маркса и Энгельса к разным лицам. Всего включено 103 письма: 49 писем Маркса и 53 письма Энгельса, одно совместное их письмо. Из них 20 писем ранее были опубликованы в советских изданиях и теперь включаются в собрание Сочинений. Впервые на русском языке в томе печатаются 83 письма, из которых 39 писем вообще публикуются впервые по оригиналам и фотокопиям, хранящимся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма.
Небольшая группа писем, главным образом Маркса, относится к 40-м годам, когда усилия Маркса и Энгельса были направлены на разработку научных основ теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Письма показывают, в частности, какое большое значение придавали Маркс и Энгельс подготовке и публикации таких их совместных теоретических трудов, как «Святое семейство», «Немецкая идеология», а также задуманного Марксом труда по политической экономии.
Сообщая гамбургскому издателю Кампе о написанной совместно с Энгельсом брошюре против младогегельянца Бауэра и его сторонников, Маркс в письме к нему от 7 октября 1844 г. просит в случае согласия на издание брошюры выпустить ее как можно быстрее, так как из-за промедления может быть утрачен интерес к ней (см. настоящий том, стр. 402). Письмо Маркса И. Вейдемейеру от 14—16 мая 1846 г. проливает дополнительный свет на историю создания «Немецкой идеологии» и на усилия Маркса и Энгельса, связанные с попытками ее публикации. Из него видно, что первоначально они предполагали опубликовать свои рукописи в специальном издании вместе со статьями других авторов, также посвященными критике различных буржуазных и мелкобуржуазных течений. С этой целью они предприняли шаги к основанию в Германии ежеквартального теоретического журлала. Однако основать такой журнал или в другой форме издать в 1846 г. готовые рукописи не удалось. Рукописи Маркса и Энгельса, известные под названием «Немецкая идеология», были опубликованы Инсти-
ПРЕДИСЛОВИЕ XIX
тутом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в полном объеме лишь в 1932 г. (см. настоящее издание, т. 3, стр. 7—544).
В публикуемом в томе письме Маркса В. Фельтгейму от 29 сентября 1847 г. нашла отражение дальнейшая настойчивая борьба Маркса за создание печатного органа для пропаганды коммунистических идей и обсуждения на его страницах важных теоретических проблем. Потребность в таком органе особенно возросла в связи с основанием Союза коммунистов. Письмо показывает, что осенью 1847 г. Маркс предпринял новую попытку осуществить выпуск под своей редакцией ежемесячного теоретического журнала на акционерных началах — на этот раз не в Германии, а в Брюсселе, который фактически стал к тому времени центром деятельности Союза коммунистов. Определяя направление планируемого издания, Маркс отметил, что одной из основных его задач должна быть критика «политических, религиозных и социальных партий и направлений» с материалистических позиций; «главную роль в таком журнале играла бы, следовательно, политическая экономия». Маркс считал, что «внесение ясного сознания в нынешнее очень распыленное немецкое движение, как и вообще в современное движение», возможно «только путем уяснения в первую очередь вопроса о производственных отношениях, а также рассмотрения и оценки других сфер общественного бытия в их связи с этими отношениями» (см. настоящий том, стр. 409). В этих высказываниях нашло выражение одно из важнейших положений исторического материализма, развитых в «Немецкой идеологии» и «Нищете философии».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|