Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫДАННЫЙ ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩЕМУСЯ 3 глава





184 В 1842 г. Ицштейн был избран во вторую палату баденского ландтага
по другому избирательному округу. — 271.

185 Энгельс имеет в виду статью «Aufsätze über inländische Gegenstände. XVI.Kin Rückblick» («Заметки на отечественные сюжеты. XVI. Взгляд назад»), опубликованную в №№ 137 и 138 «Spenersche Zeitung» от 16 и 17 июня 1842 года. Статья была анонимной и подписана двумя звез­дочками, поэтому Энгельс называет сочинителя статьи автором, под­писывающимся звездочкой. — 272.

186 Имеется в виду цензурная инструкция прусского правительства от 24 декабря 1841 г., которая была опубликована 14 января 1842 г. в полуофициальной газете «Allgemeine Preußische Staats-Zeitung». Эта новая инструкция, на словах выражавшая неодобрение стесне­ниям литературной деятельности, на деле не только сохраняла реак­ционную прусскую цензуру, но и усиливала ее. Критику инструкции см. в статье К. Маркса «Заметки о новейшей прусской цензурной ин­струкции» (настоящее издание, том 1, стр. 3—27). —27.2, 283.

'87 В «Rheinische Zeitung» эта статья напечатана с небольшими пропус­ками и поправками редакции газеты. В настоящем издании статья вос­становлена в первоначальном виде по рукописи Энгельса. — 276.



'88 Имеется в виду «Общее прусское право» («Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten»), утвержденное и опубликованное в 1794 году. Оно включало в себя уголовное, церковное, государственное и админи­стративное право и отражало отсталый характер феодальной Пруссии в области юрисдикции. — 276, 431.


ПРИМЕЧАНИЯ



189 Энгельс имеет в виду Иоганна Якоби, автора анонимной брошюры «Vier Fragen beantwortet von einem Ostpreußen». Mannheim, 1841 («Четыре вопроса с ответами на них жителя Восточной Пруссии». Мангейм, 1841), в которой Якоби подвергает критике прусский госу­дарственный строй и требует введения в Пруссии конституции. — 211.

190 «Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten». Berlin, 1794. Theil II, Titel 20, § 92 («Общее прусское право». Берлин, 1794. Часть II, раздел 20, § 92). - 217.

191 «Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten». Berlin. 1794. Theil II, Titel 20, § 151. — 278.

192 «Gesetz-Sammlung für die Königlichen Preußischen Staaten». Berlin, 1819, S. 232 («Собрание узаконений для прусского королевства». Бер­лин, 1819, стр. 232). — 278.

193 [J. Jacobv|. «Vier Fragen beantwortet von einem Ostpreußen». Mann­heim, 1841, S. 8—10. — 280.

194 Dr. Jacoby. «Meine weitere Verteidigung wider die gegen mich erhobene Beschuldigung der Majestätsbeleidigung und des frechen, unehrerbietigen Tadels der Landesgesetze». Zürich und Winterthur, 1842, S. 13, 16, 20, 33—34 (Д-р Якоби. «Моя дальнейшая защита против выдвинутого в отношении меня обвинения в оскорблении величества и дерзкого, непочтительного осуждения прусских законов». Цюрих и Винтертур, 1842, стр. 13, 16, 20, 33-34). - 281.



 

195 См. [J. Jacoby]. «Vier Fragen beantwortet...», S. 11 и «Meine weitere Verteidigung...», S. 13—20. — 281.

196 [J. Jacoby]. «Vier Fragen beantwortet von einem Ostpreußen». Mann­heim, 1841, S. 8—10. —281.

197 Dr. Jacoby. «Meine weitere Verteidigung...». Zürich und Winterthur,
1842, S. 13—20. - 282.

198 Поэма-пародия «Библии чудесное избавление от дерзкого покушения, или Торжество веры», направленная против религиозного мракобесия, изображает в сатирической форме борьбу младогегельянцев с пред­ставителями теологическо-философской реакции. Поэма возникла как протест против увольнения Бруно Бауэра в конце марта 1842 г. из Боннского университета. Она была написана Энгельсом в середине 1842 г. вместе с Эдгаром Бауэром, братом Бруно. — 284.

199 Намек на перевод в 1839 г. Бруно Бауэра в качестве приват-доцента из Берлина в Боннский университет. — 294.

200 Очевидно, имеется в виду вышедший в 1840 г. в Штутгарте четырех­томный роман немецкого писателя и публициста Теодора Мюгте «Тус-сен» («Toussaint»). — 300.

201 «Свободные» — название существовавшего в первой половине 40-х го­дов XIX в. младогегельянского кружка берлинских литераторов, ядро которого составляли Б. Бауэр, Э. Бауэр, Э. Мейен, Л. Буль,



ПРИМЕЧАНИЯ


M. Штирнер и другие. Критику «Свободных» Марксом в 1842 г. см. в настоящем издании, т. 27, стр. 364, 369—370. «Свободные», отор­ванные от действительной жизни и поглощенные абстрактными фило­софскими спорами, в 1843—1844 гг. отреклись от радикализма и скатились к пошлому, вульгарному субъективному идеализму — к про­паганде теории, согласно которой лишь избранные личности, носи­тели «духа», «чистой критики» являются творцами истории, а масса, народ служит якобы лишь косным материалом, балластом в истори­ческом процессе.'Разоблачению вредных реакционных идей младоге­гельянцев, именовавших свои взгляды «критической критикой», Маркс и Энгельс посвятили свой первый совместный труд «Святое семей­ство, или Критика критической критики» (см. настоящее издание, т. 2, стр. 3—230). — 300, 319.



202 Журнал «Ilailische Jahrbücher Iiir deutsche Wissenschaft und Kunst» («Галлсский ежегодник по вопросам немецкой пауки и искусства») с июля 1841 г. стал выходить под названием «Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»). — 300.

203 Имеется в виду книга: С. F. Koppen. «Friedrich der Große und seine Widersacher. Eine Jubelschrift». Meinem Freunde Karl Heinrich Marx aus Trier gewidmet. Leipzig, 1840 (К. Ф. Können. «Фридрих Великий и его противники. Юбилейное сочинение». Посвящается моему другу Карлу Генриху Марксу из Трира. Лейпциг, 1840). — 311.

204 Энгельс имеет в виду книги: А. Rüge. «Der Novellist. Eine Geschichte in acht Dutzend Denkzetteln aus dem Taschenbuche des Helden». Leip­zig, 1839 (А. Руге. «Новеллист. История в восьми дюжинах заметок из записной книжки героя». Лейпциг, 1839); Е. Меуеп. «Heinrich Leo, der verhallerte Pietist. Ein Literaturbrief. Allen Schülern Hegel's gewid­met». Leipzig, 1839 (Э. Мейен. «Генрих Лео, пиетист в духе Галлера. Литературное письмо. Посвящается всем ученикам Гегеля». Лейпциг, 1839). - 312.

205 Имеется в виду книга: Н. Leo. «Lehrbuch der Universalgeschichte, zum Gebrauche in höheren Unterrichtsanstalten». Bd. 1—6. Halle, 1835— 1844 (Г. Лео. «Учебник всеобщей истории для употребления в высших учебных заведениях». Тт. 1—6. Галле, 1835—1844). Ко времени напи­сания Энгельсом «Библии чудесного избавления» вышли в свет пять томов книги Лео. — 312.

2INS фон дер Зюнденом (от слов «von der Sünde» — «о грехе») назван здесь Юлиус Мюллер, автор книги «Die christliche Lehre von der Sünde» («Христианское учение о грехе»), вышедшей в Бреслау в 1839 году. — 312.

207 f. VV. Andrea. «Das Wissenswürdigste der Heraldik und der Wappen­kunde». Erfurt, 1842. - 318.

208 18 марта 1842 г. в день окончания Шеллингом лекций по философии откровения берлинские студенты организовали на Лейпцигской улице, где жил Шеллинг, факельное шествие. — 319.

209 Имеются в виду сословные комиссии провинциальных ландтагов (со­словных собраний провинций, компетенция которых ограничивалась


ПРИМЕЧАНИЯ



вопросами местного хозяйства и провинциального управления), учреж­денные в Пруссии в 1842 году. Избранные провинциальными ландтага­ми из своего состава (по сословиям), эти комиссии образовали объеди­ненный совещательный орган — «Соединенные комиссии». С помощью этого органа, являвшегося лить фикцией представительного учреж­дения, Фридрих-Вильгельм IV рассчитывал ввести новые налоги п получить заем. — 319.

210 «Валгалла» — огромное здание близ Регенсбурга, построенное в
1841 г. по замыслу короля Людвига I Баварского. В ном собраны бюсты
почти всех известных людей Германии.

«Герои Валгаллы, описанные королем Людвигом Первым Бавар­ским, основателем Валгаллы» — вышедшее в Мюнхене в 1842 г. про­изведение, содержащее биографии немецких деятелей, бюсты которых собраны в Валгалле («Wallialla's Genossen, geschildert durch König Ludwig den Ersten von Bayern, den Gründer Wallialla's». München, 1842). — 319.

211 Гугенотские войны — употребляемое в литературе название религи­озных войн между католиками и протестаптами-кальвинистами (гу­генотами) во Франции, продолжавшихся с перерывами с 1562 до 1594 го­да. — 323.

212 Генеральные штаты — высшее сословно-представителыгое учрежде­ние во Франции в XVI — XVIII вв., состоявшее из депутатов от духо­венства, дворянства и городов всей страны; созывались королем с целью получить их согласие на сбор налогов и денежных субсидий. После 175-летнего перерыва созванные в мае 1789 г. Генеральные штаты, в условиях назревания буржуазной революции, были по решению депутатов третьего сословия превращены в Национальное собрание. — 324.

213 Энгельс имеет в виду анонимную статью «The Communists in Germany» («Коммунисты в Германии»), опубликованную в газете «Times» 29 де­кабря 1843 г. и перепечатанную в № 28 еженедельника английских социалистов-оуэнистов «New Moral World» 6 января 1844 г., которую Энгельс ниже цитирует. — 327.

214 После ареста Вейтлинга в Цюрихе 8 июля 1843 г. за попытку издать книгу «Евангелие бедного грешника» швейцарским правительством была создана комиссия из пяти членов по расследованию деятель­ности немецких эмигрантов в Швейцарии. В том же году отчет комис­сии был опубликован в виде отдельной брошюры под названием: «Die Kommunisten in der Schweiz nach den bei Weitling vorgefundenen Papieren». Wörtlicher Abdruck des Kommissionalberichtes an die H. Re­gierung des Standes Zürich. Zürich, 1843 («Коммунисты в Швейцарии, по документам, обнаруженным у Вейтлинга». Полный текст доклада ко­миссии правительству кантона Цюрих. Цюрих, 1843); автором до­клада был член комиссии юрист и реакционный политический деятель И. К. Блюнчли. — 327.

215 Имеется в виду парижское восстание 12 мая 1839 г., подготовленное тайным республиканско-социалистическим «Обществом времен года» под руководством О. Бланки и А. Барбеса; оно было разгромлено войсками и национальной гвардией. — 328.



ПРИМЕЧАНИЯ


218 Рипилеры (от слов Repeal of Union — отмена унии) — сторонники отмены англо-ирландской унии 1801 года. Уния, навязанная Ирлан­дии английским правительством после подавления ирландского вос­стания 1798 г., уничтожила последние следы автономии Ирландии и упразднила ирландский парламент. Требование отмены унии стало с 20-х годов XIX в. наиболее популярным лозунгом ирландского на­ционально-освободительного движения; в 1840 г. была основана Ассо­циация рипшюров. — 328.

217 См. статью Энгельса «Успехи движения за социальное преобразование на континепте», настоящее издание, том 1, стр. 527—529. —328.

218 27 мая 1832 г. у замка Гамбах в баварском Пфальцо состоялась поли­тическая манифестация (так называемое гамбахское празднество), организованная представителями немецкой либеральной и радикаль­ной буржуазии. Участники празднества выступали с призывом к един­ству всех немце» против немецких государей но имя борьбы за буржу­азные свободы и конституционные преобразования.

27 июля 1834 г. в связи с годовщиной июльской революции в IIIтеинхёлъцли под Берном (Швейцария) под руководством немецких эмигрантов состоялось многолюдное собрание, на котором были пор­ваны бумажные флаги немецких государств и вывешен черно-красно-золотой флаг, а также произносились революционные речи и пелись революционные песни. — 329.

219 Ребеккаиты — участники движения южноуэльских крестьян в 1843— 1844 гг., требовавших отмены дорожных пошлин. Наименование полу­чили по имени своего руководителя, назвавшего себя Ребеккой, сог­ласно библейскому мифу о Ребекке. Они выступали по ночам, перео­девшись в женское платье. — 329.

220 w. Weitling. «Garantion der Harmonie und Freiheit». Vivis, 1842, S. 228 (В. Вейтлинг. «Гарантии гармонии и свободы». Вево, 1842, стр. 228). —330.

221 Речь идет о брошюре «Jacob Grimm über seine Entlassung». Basel, 1838 («Якоб Гримм о своей отставке». Базель, 1838), написанной Я. Гриммом в связи с увольнением из Гёттингенского университета семи либеральных профессоров, в том числе Я. Гримма (см. примеча­ние 171). - 339.

222 Энгельс имеет в виду конфликт, который возник между прусским правительством и католической церковью в связи с вопросом о веро­исповедании детей при смешанных браках (между католиками и про­тестантами). Начавшись с 1837 г. арестом архиепископа кёльнского, обвиненного в государственной измене за отказ подчиниться требова­ниям прусского короля Фридриха-Вильгельма III, этот конфликт, получивший название «церковной смуты», или «кёльнской смуты», закончился при Фридрихе-Вильгельме IV капитуляцией прусского правительства перед Ватиканом. — 339.

223 Энгельс имеет в виду две статьи Гёте, написанные им в 1831 году:
«Für junge Dichter» («Молодым поэтам») и «Noch ein Wort für junge
Dichter» («Еще одно слово молодым поэтам»). — 344.


ПРИМЕЧАНИЯ



Ш Интерес Энгельса к немецким народным книгам получил отражение в статьях «Немецкие народные книги», «Родина Зигфрида» и во фраг­ментах трагикомедии «Неуязвимый Зигфрид» (см. настоящий том, стр. И—19, 112—116, 379—389). — 345.

225 Имеется в виду «Christliches Gesangbuch zur Beförderung öffentlicher und
häuslicher Andacht». 1. Aufl. Bremen, 1812 («Христианская книга
песнопений для совершения молитв дома и в общественных местах».
1-е изд. Бремен, 1812). — 348.

226 Имеются в виду стихотворение Гете «Ночная песнь странника» («Wan­
derers Nachtlied») и стихотворение Шиллера «Слова веры» («Die Worte
des Glaubens»). — 348

ä27 A. Knapp. «Kvangelischer Liederschatz für Kirche und Haus». Eine Sammlung geistlicher Lieder aus allen christlichen Jahrhunderten, ge­sammelt und nach den Bedürfnissen unserer Zeit bearbeitet. 2 Bde. Stutt­gart und (Tübingen, 1837 (А. Кнапп. «Сокровищница песен на евангель­ские темы для церкви и для дома». Собрание духовных песен всех христианских веков, составленное и обработанное согласно потреб­ностям нашего времени. 2 тома. Штутгарт и Тюбинген, 1837). — 348.

228 Энгельс имеет в виду: II. Laube. «Reisenovellen». Bd. 1—4. 1. Aufl. Leipzig, 1833—1834; «Neue Reisenovellen». Bd. 1—2. Mannheim, 1837 (Г. Лаубе. «Путевые новеллы». Тт. 1—4. 1-ое изд. Лейпциг, 1833—1834; «Новые путевые новеллы». Тт. 1—2. Мангейм, 1837). —363.

22» J.Mosen. «Ahasver». Episches Gedicht. Dresden und Leipzig, 1838 (IO.Mo-аон. «Агасфер». Эпическая поэма. Дрезден и Лейпциг, 1838). — 363.

230 Энгельс имеет в виду рецензию Гуцкова на поэму Мозена «Агасфер»,
напечатанную в августе 1838 г. в № 124 журнала «Telegraph für Deutsch­
land». — 363.

231 Энгельс имеет в виду статью Теодора Крейценаха «Гуцков об Агасфере» («Gutzkow über Ahasver»), появившуюся в № 189 «Zeitung für die elegante Welt» 27 сентября 1838 года. —363.

232 Речь идет о сборнике баллад Э. Дуллера «Die Witteisbacher». München, 1831 («Виттельсбахи». Мюнхен, 1831), который был посвящен правящей баварской династии. — 364.

233 Имеется в виду составленная Г. Хюльштеттом хрестоматия по немец­кой литературе: «Sammlung ausgewählter Stücke aus den Werken deut­scher Prosaiker und Dichter, zum Erklären und mündlichen Vortragen für die unteren und mittleren Klassen von Gymnasien». 2 Thelle. Düssel­dorf, 1830—1831 («Собрание избранных мест из произведений немец­ких прозаиков и поэтов в помощь пересказу и устным докладам для низших и средних классов гимназии». 2 части. Дюссельдорф, 1830— 1831). — 364.

234 Энгельс имеет в виду вступительную статью Э. Дуллера «Grabbe's Leben» («Жизнь Граббе») к драме Граббе «Die Hermannschlacht» («Битва Арминия»). См. Grabbe. «Die Hermannschlacht», Drama. Düsseldorf, 1838. — 361.

19 м. и э., т. 41



ПРИМЕЧАНИЯ


285 Е. Duller. «Kaiser und Papst». Roman. In vier Theilen. Erster Theil. Leipzig, 1838, S. 284. — 366.

236 Энгельс имеет в виду рецензию на книгу стихов И. X. Ф. Винклера «Harfenklänge» («Звуки арфы»), напечатанную в декабре 1838 г. в № 208 журнала «Telegraph für Deutschland» под названием «Zeichen der Zeit» («Знамения времени»). — 367.

237 Стихотворение Энгельса «Книжная мудрость» было опубликовано в № 8 журнала «Bremer Stadtbote» от 24 марта 1839 года. —370.

238 Марто — издательство в Кёльне. — 374.

239 Автором этих стихов, которые Энгельс приводит в слегка перефрази­рованном виде, был генерал Ганс Адольф фон Тюммель, гофмаршал гессенского курфюрста. Великим поэтом Энгельс Тюммеля называет иронически. — 376.

2W в марте—апреле 1839 г. в журнале «Telegraph für Deutschland» была опубликована без подписи статья Энгельса «Письма из Вупперталя» (см. настоящее издание, том 1, стр. 451—472). — 378.

241 По-видимому, речь идет о вышедшей в 1839 г. в Лейпциге книге Ф. Мар-ло (псевдоним поэта Германа Людвига Вольфрама) «Faust. Ein drama­tisches Gedicht in drei Abschnitten» («Фауст. Драматическая поэма в трех частях»). — 379.

242 Это стихотворение Энгельса под названием «Городскому вестнику» было напечатано в № 34 газеты «Bremisches Unterhaltungsblatt» от 27 апреля 1839 года. См. настоящий том, стр. 5. — 396.

248 «Лузиады» («Os Lusiadas») — эпическая поэма великого португальского поэта эпохи Возрождения Луиса Камоэиса, вышедшая в 1572 го­ду. - 396.

244 Энгельс имеет в виду свою статью «Письма из Вупперталя» (см. настоя­щее издание, том 1, стр. 451—472). — 396, 417.

245 Ответ Энгельса на статью д-ра Рункеля в «Elberfelder Zeitung» с на­падками на «Письма из Вупперталя» см. в настоящем томе, стр. 6—7 (а также примечание 4). — 397.

246 Ludwig Börne. Gesammelte Schriften. 14 Theile. 1. Ausg. Hamburg, 1829—1832, Paris, 1833—1834; 1. und 2. Theil: Dramaturgische Blät­ter. Hamburg, 1829. — 399, 435.

247 Энгельс имеет в виду статью Л. Берне «О характере Вильгельма Телля в драме Шиллера» («Über den Charakter des Wilhelm Tell in Schillers Drama»). Статья содержит очень резкую оценку шиллеровского героя, которого Берне считает «порядочным филистером», имеющим в характере гораздо больше общего с мелким буржуа, чем со «смелым горцем». — 399, 417

248 Энгельс имеет в виду следующие книги, разбираемые Людвигом Берне в «Страницах драматургии»: К. Immermann. «Cardenio und Celinde».


ПРИМЕЧАНИЯ



Trauerspiel in fünf Aufzügen. Berlin, 1826 (К. Иммерман. «Карденио и Целинда». Трагедия в пяти действиях. Берлин, 1826); К. Immermann. «Das Trauerspiel in Tyrol». Ein dramatisches Gedicht in fünf Aufzügen. Hamburg, 1828 (К. Иммерман. «Трагедия в Тироле». Драматическая поэма в пяти действиях. Гамбург, 1828). Эта пьеса после переработки автором вышла в свет в 1835 г. под названием «Андреас Хофер»; Е. Rau­pach. «Die Leibeigenen, oder Isidor und Olga». Trauerspiel in fünf Acten. Wien, 1828 (Э. Раупах. «Крепостные, или Исидор и Ольга». Трагедия в пяти актах. Вена, 1828); Н. Clauren. «Der Wollmarkt, oder das Hôtel de Wibourg». Lustspiel in vier Aufzügen. Dresden und Leipzig, 1826 (Г. Клаурен. «Шерстяная ярмарка, или Вибурский отель». Комедия в четырех действиях. Дрезден и Лейпциг, 1826); К. von Houwald. «Das Bild». Trauerspiel in fünf Akten. Leipzig, 1821 (Э. фон Гоувальд. «Картина». Трагедия в пяти актах. Лейпциг, 182!): К. Houwald. «Der Leuchtturm». Leipzig, 182] (Э. Гоувальд. «Маяк». Лейпциг, 1821). — 399.

2/'9 В нюрнбер!Ском журнале «Athenäum für Wissenschaft, Kunst und Leben», 3. Heft, I. III. 1839 в рубрике «Заметки» была дана следующая оценка «Писем из Вунперталя» (см. настоящее издание, том 1, стр. 451 — 472): «В нескольких номерах «Telegraph» за март отого года содер­жится очень верное изображение религиозных отношений в Эльбер-фельде и Бармене. Круммахер немногими характерными чертами изо­бражен здесь очень жизненно». — 401.

250 Н. Leo. «Sendschreiben an J. Gorres». Halle, 1838 (Г. Лео. «Послание Й. Гёрресу». Галле, 1838). — 402.

251 Статья «Die Gränzeii der Naturbetrachtung» («Границы изучения при­роды») была опубликована в №№ 23—25 «Evangelische Kirchen-Zei­tung» от 20, 23 и 27 марта 1839 года. — 405.

252 Библия. Новый завет. Первое послание апостола Петра, глава 2, стих 2. У Энгельса ошибочно, вместо Петр, написано Павел. 40в.

253 Chr. Märklin. «Darstellung und Kritik des modernen Pietismus. Ein wissenschaftlicher Versuch». Stuttgart, 1839. — 410.

254 Июльская революция 1830 г. во Франции началась 27 июля. — 414.

255 30 ноября 1835 г. против Карла Гуцкова, автора романа «Вали, сомне­вающаяся», был начат судебный процесс в мангеймском городском суде. В тот же день он был подвергнут предварительному заключе­нию и лишь 13 января 1836 г. приговорен к месяцу тюрьмы без учета предварительного заключения за «богохульство, попрание христиан­ской веры и церкви и изображение безнравственных ситуаций». Тюрем­ное заключение Гуцков отбывал с 14 япваря по 10 февраля 1836 года (см. также примечания 17). — 415.

256 Энгельс имеет в виду книгу: Ch. H. Weiße. «Die evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet». 2 Bde. Leipzig, 1838 (X. Г. Вейсе. «Евангельская история, переработанная критически и философски». 2 тома. Лейпциг, 1838). — 416.

257 Из стихотворения К. Бека «Прогулки вокруг Лейпцига» (Сборник стихов «Ночи. Железные песни». Первая сказка. Третья ночь). Об этом сборнике см. примечание 22. — 417.

19«



ПРИМЕЧАНИЯ


258 Th. Creizenach. «Dichtungen». Mannheim, 1839 (Т. Крейценах. «Поэ­тические произведения». Мангейм, 1839). — 421.

259 р. von Smitt. «Geschichte des Polnischen Aufstandes und Krieges in den Jahren 1830 und 1831». Theile I—II. Berlin, 1839. — Третья часть книги вышла в 1848 году. — 421.

2<;о F. von Smitt. «Geschichte des Polnischen Aufstandes...». Theil I. Berlin, 1839, S. 237. — 422.

261 Имеется в виду киига Р. Солтыка «La Pologne. Précis historique, politique et militaire de sa révolution». T. I—II. Paris, 1833 («Польша. Исторический, политический и военный очерк польской революции». Тт. I —II. Париж, 1833). Энгельс ссылается на немецкий перевод этой книги, вышедший в Штутгарте в 1834 г. под двумя назва­ниями: «Polen, geographisch und historisch geschildert. Mit einer vollstän­digen Geschichle der Jahre 1830 und 1831. Von einem. Augenzeugen» («Географическое и историческое описание Польши. Полная истории событий 1830 и 1831 гг. Написано свидетелем»); «Polen und seine Hel­den im letzten Freiheitskampfe. Nebst einem kurzen Abriß der polnischen Geschichte seit ihrem Beginne bis zum Jahre 1830 von dem Grafen Soltyk» («Польша и ее герои в последней битве за свободу. Вместе с кратким очерком истории Польши с начала ее существования до 1830 г. Написано графом Салтыком»), — 422.

2<>2 Энгельс цитирует пародию на сочиненную в XVIII в. немецким пи­сателем графом Фридрихом Леопольдом Штольбергским песню шваб­ского старого рыцаря своему сыну «Sohn, da hast du meinen Speer» («Сын, вот тут мое копье»). — 425.

203 Энгельс .имеет в виду книгу. «Darlegung der Haupt-Resultate aus den wegen der revolutionären Complotte der neueren Zeit in Deutsch­land geführten Untersuchungen. Auf den Zeitabschnitt mit Ende JulL 1838». Frankfurt am Main («Изложение главных результатов рассле­дований, проведенных в период по июль 1838 г. по поводу революцион­ных заговоров новейшего времени в Германии». Франкфурт-на-Майне). Эта книга представляет собой материалы находившейся во Франк-фурте-на-Майне центральной следственной комиссии Германского союза по расследованию дел о «демагогах» (см. примечание 116). — 430.

2G4 J. Venedey. «Preussen und Preussenthum». Mannheim, 1839. — 430, 434.

2в5 Книга Карла Грюна «Buch der Wanderungen. Ostsee und Rhein». Cassel und Leipzig («Книга странствий. Балтийское море и Рейн». Кассель и Лейпциг) вышла в 1839 г. под псевдонимом Эрнст фон дер Хайде (Ernst von der Haide). — 433.

260 L. Börne. «Schilderungen aus Paris». In: Gesammelte Schriften. 5. Theil.
Hamburg, 1829. — 435.

267 D. F. Strauß. «Charakteristiken und Kritiken». Eine Sammlung zerst­reuter Aufsätze aus den Gebieten der Theologie, Anthropologie und Aesthetik. Leipzig, 1839 (Д. Ф. Штраус. «Характеристики и крити­ческие статьи». Сборник разрозненных статей из области теологии, антропологии и эстетики. Лейпциг, 1839). Первая статья в этом сбор-


ПРИМЕЧАНИЯ



нике посвящена Шлейермахеру и Даубу и носит название «Schleier­macher und Daub, in ihrer Bedeutung für die Theologie unserer Zeit» («Шлейермахер и Дауб в их значении для теологии нашего времени»). Шестая статья называется «Geschichten Besessener neuerer Zeit» («Ис­тория одержимых новейшего времени»). — 436, 440.

а» Энгельс имеет в виду книгу А. Толука: «Die Glaubwürdigkeit der evangelischen Geschichte, zugleich eine Kritik des Lebens Jesu von Strauß, für theologische und nicht theologische Leser dargestellt» («До­стоверность евангельской истории и критика «Жизни Иисуса» Штра­уса для читателей-богословов и не богословов»). Первое издание книги вышло в Гамбурге в 1837 году. —436.

26» А. Neander. «Das Leben Jesu Christi, in seinem geschichtlichen Zusam­menhange und seiner geschichtlichen Entwickelung dargestellt». Hamburg, 1837 (Л. Неандер. «Жизнь Иисуса Христа, цредставлоппая в ее исто­рической связи и ее историческом развитии». Гамбург, 1837). — 437.

270 «Evangelische Kirchen-Zeitung» в №№ 1—8 от 1, 4, 8, 11, 15, 18, 22 и
25 января 1840 г. в статье, озаглавленной «Vorwort» («Предисловие»),
выступила против книги X. Мерклина «Darstellung und Kritik des
modernen Pietismus». Stuttgart, 1839 («Изображение и критика совре­
менного пиетизма». Штутгарт, 1839).

О пиетизме см. примечание 9. — 439.

271 Парсы — представители религиозной секты в Индии и Иране, обо­
жествлявшие огонь, воздух, воду и землю, приверженцы религии
Зороастра.

Либертины — представители религиозной пантеистической секты середины XVI в., носившей демократический характер и получившей широкое распространение во Франции и Швейцарии. Либертины вступили в борьбу с Кальвином и его приверженцами, но потерпели поражение. (О кальвинизме см. примечание 11). — 439.

272 См. «Literarischer Anzeiger für christliche Theologie und Wissen­schaft überhaupt», 1840, № 1 и 2, статью «Vorwort des Herausgebers zum zehnten Jahrgange» («Предисловие издателя к десятому году издания»).— 441.

273 Согласно евангельской легенде, в палестинском городе Кана во время брачного празднества Христос превратил воду в вино. (Библия. Но­вый завет. Евангелие от Иоанна, глава 2). — 441.

274 F. Grilparzer. «Weh' dem, der lügt!» Lustspiel in fünf Aufzügen. Wien, 1840. — 442.

275 Энгельс имеет в виду речь евангелического епископа и придворного проповедника Р. Ф. Эйлерта, произнесенную в рыцарском зале коро­левского дворца в Берлине 19 января 1840 г. по случаю коронацион­ного и орденского празднества и опубликованную в № 20 «Allgemeine Preußische Staats-Zeitung» от 20 января 1840 года. — 443.

276 Речь идет о книге: С. von Rotteck. «Allgemeine Weltgeschichte für alle Stände, von den frühesten Zeiten bis zum Jahre 1831». Bd. 4. Stuttgart, 1833 (К. Роттек. «Всеобщая история для всех сословий, с древнейших времен до 1831 года». Т. 4. Штутгарт, 1833). Издание начало выхо­дить в 1831 году. — 443-



ПРИМЕЧАНИЯ


277 Карбонарии (carbonaro — буквально: угольщик) — члены тайного заговорщического общества, существовавшего в Италии в первой трети XIX' в. и во Франции в 20-х годах XIX века. Итальянские карбонарии, объединявшие в своих рядах представителей городской буржуазии, обуржуазившегося дворянства, офицерства, мелкой буржуа­зии и крестьянства, ставили своей целью осуществление националь­ного освобождения, воссоединения Италии и проведение политических реформ. Французские карбонарии, к которым принадлежали предста­вители различных политических направлений, ставили своей задачей свержение монархии Бурбонов. — 444.

278 Энгельс имеет в виду статью Л. Шюккинга в № 170 «Telegraph für Deutschland» за октябрь 1838 г. с разбором стихов Аннетты Элизабет Дросте-Хюльсхофф. — 41а.

27У В мае 1840 г., во время пребывания в Мюнстеро, Энгельс обсуждал с радикальными немецкими писателями Л. Шюккингом и Г. Пютманом вопрос об издании на немецком языке переводов Шелли, над которыми все они работали. См. также настоящий том, стр. 417. — 445.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.