Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫДАННЫЙ ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩЕМУСЯ 2 глава





80 Намек на следующее изречение Мефистофеля: «Словами диспуты ведут­ся, из слов системы создаются» (Гёте. «Фауст». Часть первая, сцена 4, «Кабинет Фауста»). — 69.

81 К. Gutzkow. «Seraphine». Roman. Hamburg, 1837 (К. Гуцков. «Сера-фина». Роман. Гамбург, 1837). — 68.

82 Анонимная статья Кюне «Gutzkow's neueste Romane» («Новейшие рома­ны Гуцкова») была опубликована в «Zeitung für die elegante Welt» в №№ 192 и 193 от 1 и 2 октября 1838 года. В ней Кюне резко критико­вал литературную деятельность Гуцкова и его романы «Серафина» и «Блазедов и его сыновья». — 70.

83 G. Kühne. «Klosternovellen». 2 Bde. Leipzig, 1838. — 70.

84 Статья Г. Гейне «Швабское зеркало» была опубликована в 1839 г. в «Jahr­buch der Literatur» в извращенном виде. Гейне отказался от авторства, поместив об этом официальное заявление в «Zeitung für die elegante Welt» за 8 февраля 1839 года. — 70.


ПРИМЕЧАНИЯ



85 Статья с критикой драмы Гуцкова «Ричард Сэведж» была опубликована в издаваемой Кюне «Zeitung für die elegante Welt» в № 135 от 13 июля 1839 г. под заголовком «Richard Savage, oder: große Geister begeg­nen sich» («Ричард Сэведж, или Великие умы встречаются»).

«Заявление» публициста Виля («Zeitung für die elegante Welt» от 28 мая 1839 г.), на которое в том же номере Кюне поместил пародий­ный ответ за подписью «Гектор, охотничья собака Гофмана и Кампе в Гамбурге» («Hektor, Jagdhund bei Hoffmann und Campe in Hamburg»), было направлено против Генриха Гейне, опубликовавшего в «Zeitung für die elegante Welt» в номерах от 18—20 апреля 1839 г. открытое пись­мо издателю «Jahrbuch der Literatur» Клаусу Кампе под заголовком «Заметки писателя» («Schriftstellernöten»). В этом письме Гейне обвинял Виля в искажении своей статьи «Швабское зеркало» и называл его охотничьей собакой Кампе. — 70.



8<î Стихотворенпе Анастазпуса Грюна «Apostasie» («Отступнпчесгво») было опубликовано в № 28 «Zeitung für die elegante Welt» от 8 февраля 1838 года. — 73.

87 A. von Platen. «Der romantische Oedipus». Lustspiel in 5 Akten. In:
Gesammelte Werke. In Einem Band. Stuttgart und Tübingen, 1839
(А. фон Платен. «Романтический Эдип». Комедия в 5 актах. В книге:
«Собрание сочинений в одпом томе». Штутгарт и Тюбинген, 1839). — 75.

88 Grimm, Brüder. «Kinder- und Haus-Märchen». Bd. 1—3. Berlin, 1812—
1822. — 75.

89 .Т. В. Thiersch. «Ich bin ein Preuße». In: Lieder und Gedichte des Dr.
Bernhard Thiersch, von seinen Freunden in und bei Halberstadt für
sich herausgegeben. Halberstadt, 1833 (И. Б. Тирш. «Я пруссак». В сбор­
нике: Песни и стихи д-ра Бернхарда Тирша, изданные его друзьями
для себя в Хальберштадте. Хальберштадт, 1833). — 76.



99 Намек на библейскую легенду о превращении жены Лота в соляной столб за нарушение запрета оглядываться во время бегства из Содома и Гоморры (Библия. Ветхий завет. Первая книга Моисеева, глава 19). — 76.

91 Дордрехтский синод кальвинистской церкви, проходивший с 13 ноя­
бря 1618 г. по 9 мая 1619 г. в городе Дордрехте (Голландия), осудил
секту арминиан, склонную к свободомыслию, и узаконил строго
кальвинистские догмы (см. также примечание 11). — 77.

92 Речь идет о книге: F. Freiligrath und L. Schücking. «Das malerische und
romantische Westphalen». 2. Lieferung. Barmen—Leipzig, 1840 (Ф. Фрей-
лиграт и Л. Шюккинг. «Живописная и романтическая Вестфалия».
2-й выпуск. Бармен—Лейпциг, 1840). Первый выпуск «Живописной
и романтической Вестфалии», изданный Фрейлигратом, вышел там же
в 1839 году. — 80.

93 Когда Энгельс в мае 1840 г. был в Мюнстере, Левин Шюккинг передал
ему с посвящением «Напоминание о Мюнстере» том вышедших в 1838 г.
стихотворений («Gedichte») Аннетты Элизабет фон Дросте-Хюльсхофф.
Книга вышла полу анонимно под инициалами D. Н. (Д. X.). — 80, 445.



ПРИМЕЧАНИЯ


04 С. Blum. «Schwärmerei'nach der Mode». In: «Theater»." Dritter Band. Ber­lin, 1844. - 82.

a5 Рецензия на пьесу К. Гуцкова была напечатана в №№ 95, 97—99 жур­нала «Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst» 20, 22—24 апреля 1840 г. под заглавием: «Richard Savage in Leipzig. Correspondes» («Ричард Сэведж в Лейпциге. Корреспонденция»). — 82.

ЭД Таможенный союз германских государств, установивших общую тамо­женную границу, был основан в 1834 году. Со временем он охватил все германские государства, за исключением Австрии и некоторых мелких государств. Главенствующую роль в союзе играла Пруссия. Вызванный к жизни необходимостью создания общегермаиского рынка, Таможенный союз способствовал в дальнейшем и политическому объеди­нению Германии. — 85.



!)7 См. Ф. Маллет. «Предисловие» («Vorwort»). In: «Bremer Kirchenbote» №№ 1 и 2 от 12 и 19 января 1840 года. — 86, 441.

!*8 Далее Энгельс в этой строфе имеет в виду следующие произведения Каль-дерона: «Мантибльскип мост», «Врач своей чести», «Стойкий принц», «Дочь воздуха», «Жизнь — это сон» и «Апрельское и майское утро». — 90.

D9 Как явствует из письма Энгельса сестре Марии от 7—9 июля 1840 г. (см. настоящий том, стр. 449), Энгельс ездил в Бремерхафен 5 июля 1840 года. Содержание данной статьи свидетельствует о том, что Эн­гельс написал ее сразу же после поездки, хотя она и была опубликована годом позже.

Бремерхафен — до 1939 г. самостоятельный город Северо-западной Германии. Аванпорт Бремена у устья реки Везер. С 1939 г. — часть города Везермюнде. — 92.

100 Согласно Заключительному акту Венского конгресса в 1815 г. Бремен был объявлен вольным имперским городом. — 92, 106.

1°1 Патримониальный суд — феодальный суд, основанный на праве по­мещика судить и подвергать наказанию своих крестьян. — 96, 126.

102 Партия «Прирожденных американцев» была образована в США в 1835 году. Она отстаивала преимущественные права коренных американцев. В связи с этим для иммигрантов, желавших натурализоваться в Аме­рике, был установлен срок непрерывного пребывания там в течение 21 г., вместо ранее существовавшего срока в 7 лет. — 97.

ЮЗ Неопалимая купина — терновый куст, который, согласно библейскому преданию, горел и не сгорал, когда в нем явился Моисею бог, призвав его к избавлению израильтян от египетского рабства (Библия. Ветхий завет. Вторая книга Моисеева. Исход, глава 3). — 100.

104 F. W. Krummacher. «Das letzte Gericht». Gastpredigt gehalten am 12. Juli 1840 vor der St. Ansgarii-Gemeine zu Bremen. Bremen, 1840; «Pau­lus, kein Mann nach dem Sinne unsrer Zeit». Predigt. Bremen, 1840 (Ф. В. Круммахер. «Последний суд». Проповедь приезжего пастора, произнесенная 12 июля 1840 г. в общине церкви св. Ансгария в Бре­мене. Бремен, 1840; «Павел, человек не в духе нашего времени». Про­поведь. Бремен, 1840). — 101, 106.


ПРИМЕЧАНИЯ



105 Речь идет о романе Карла Иммермана «Die Epigonen». Familienmemoi­ren in Neun Büchern. 3 Theile. Düsseldorf, 1836 («Эпигоны». Семейные мемуары в девяти книгах. 3 части. Дюссельдорф, 1836). — 104.

106 Рационализм в богословии — условное и весьма противоречивое понятие, выражающее попытки некоторых групп богословов разных времен дока­зать возможность постижения «богооткровенных истин» средствами ра­зума. В протестантском богословии рационалистическое направление пользовалось большим влиянием в XVIII—XIX веках. — 107, 146, 231.

I"7 К. F. W. Paniel. «Drei Sonntagspredigten, mit Bezug auf eine besondere Veranlassung, am 12., 19. und 26. Juli 1840 gehalten». Bremen, 1840 (К. Ф. В. Паниель. «Три воскресных проповеди, произнесенные по осо­бому поводу 12, 19 п 26 июля 1840 года». Бремен, 1840). — 107.

8 .Т. N. Tiele. «Sondschreiben an Herrn Dr. thool. et philos. Paniel Pastor zu St. Ansgarii in Bremen in Bezug auf dessen drei am 12., 19., 26. Juli 1840 gehaltene Sonntags-Predigten». Bremen, [1840] (И. Н. Тиле. «Послание г-ну доктору богословия и философии Паниелю, пастору церкви св. Ансгария в Бремене в связи с его тремя воскресными проповедями, произнесенными 12, 19 и 26 июля 1840 года». Бремен, [1840]). — 108.

i<* [W. E. Weber]. «Die Verfluchungen», tm Interesse denkender Christen von einem Anonymus des Bremischen Bürgerfreundes. Bremen, 1840 ([В. Э. Вебер]. «Анафемы». Сочинение анонимного автора, друга бре­менских горожан, написанное в интересах мыслящих христиан. Бремен, 1840). — 108, 147.

НО F. W. Krummachor. «Theologische Replik an Herrn Dr. Paniel in Bre­men». Elberfeld, 1840. — 108, 145.

Hl K. F. W. Paniel. «Unverholene Beurtheilung der von dem Herrn Pastor Dr. philos. Krummacher von Elberfeld, zur Vertheidigung seiner Bremischen Verfluchungssache herausgegebenen, sogenannten «Theologischen Replik»». Bremen, 1840 (К. Ф. В. Паниель. «Откровенное осуждение так назы­ваемой «Богословской реплики» г-на пастора д-ра философии Крум-махера из Эльберфельда, изданной им в защиту своего бременского дела об анафеме». Бремен, 1840). — 108, 145.

112 «Песнь о Нибелунгахь — памятник немецкого героического эпоса, созданный около 1200 г. на основе древних германских мифов и ска­заний. Главный образ поэмы — Зигфрид, победитель карликов-нибе-лунгов. — 112.

И;! «.Песнь о Ганнонеъ — стихотворение, написанное на средненемецком наречии и относящееся к концу XI или началу XII века. В нем про­славлялся архиепископ Кёльна Ганнон, прозванный святым. — 112.

114 W. Grimm. «Die Deutsche Heldensage». Göttingen, 1829 (В. Гримм. «Германские героические сказания». Гёттинген, 1829). — 113.

115 Castra vetera (букв, древний лагерь) — древнеримская укрепленная колония, расположенная на левом берегу Рейна, на месте которой возник город Ксантен. — 115.



ПРИМЕЧАНИЯ


Ив «Демагогами» были названы в постановлениях Карлсбадской конфе­ренции министров главных немецких государств 1819 г. участники оп­позиционного движения в период, последовавший за войнами с напо­леоновской Францией. Движение получило распространение среди интеллигенции и студенчества, особенно в студенческих гимнастиче­ских обществах. Его участники выступали против реакционного строя немецких государств, организовывали политические манифе­стации, на которых выдвигали требование объединения Германии. Реакционные власти подвергали «демагогов» преследованиям, кото­рые возобновились в 30-х годах, когда под влиянием июльской револю­ции 1830 г. во Франции усилилось оппозиционное и революционное движение в Германии и в других европейских странах. — 116.

il' Речь идет об амнистии политическим заключенным, объявленной в 1840 г. в связи с вступлением на престол Фридриха-Вильгельма IV. — / /6'.

us В этой статье Энгельс разбирает вышедшую в 1840 г. в Лейпциге кпигу Арндта «Erinnerungen aus dorn äußeren Leben» («Воспоминания о пере­житых событиях»). К указанному вслед за названием статьи имени ее автора Ф. Освальд (псевдоним Энгельса) дано под строкой следую­щее примечание редакции журнала «Telegraph für Deutschland»: «Неоднократно обсуждаемая публикация, оцениваемая с точки зре­ния журнала «Telegraph»». — 117.

И» «Верный Эккарт» — горой немецких средневековых сказаний. В легенде о Тангейзере он стоит на страже у Венериной горы и предупреж­дает всех приближающихся об опасности чар Венеры. — 117, 415, 418.

120 Испанская конституция 1812 г., принятая в интересах либерального дворянства и либеральной буржуазии, ограничила власть короля кортесами и уничтожила некоторые пережитки феодализма. В 1814 г. в связи с победой феодально-аристократической реакции в Испании конституция 1812 г. была отменена. В первой половине XIX в. она стала знаменем либерально-конституционного движения в Испании и в ряде других государств Европы. — 120, 443.

121 Речь идет о конгрессах Священного союза — реакционного союза Австрии, Пруссии и России, созданного после падения империи На­полеона I Венским конгрессом 26 сентября 1815 г. для подавления революционных и национально-освободительных движений и защиты феодально-абсолютистских режимов в Европе. На четырех конгрессах Священного союза — Ахейском (1818 г.), Троппауском (1820 г.), Лай-бахском (1821 г.) и Веронском (1822 г.) обсуждались вопросы сохране­ния установленных в 1815 г. границ, укрепления восстановленного во Франции абсолютистского режима и вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств с целью подавления всякого революционного движения. — 120.

122 В «Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst» №№ 281 и 282 от 23 и 24 ноября 1840 г. была опубликована под названием «Friedrich von Florencourt und die Kategorien der politischen Praxis» («Фридрих фон Флоренкур и категории политической практики») за подписью Арнольда Руге рецензия на книгу Флоренкура «Politische, kirchliche und litterarische Zustände in Deutschland». Ein journalistischer Beitrag zu den Jahren 1838 und 1839. Leipzig, 1840 («Политическое,


ПРИМЕЧАНИЯ



церковное и литературное положение в Германии». Журнальный очерк о 1838 и 1839 годах. Лейпциг, 1840). — 122.

123 Буршеншафты — немецкие студенческие организации, возникшие под влиянием освободительной войны против Наполеона; выступали за объединение Германии. Наряду с прогрессивными идеями в буршеншаф-тах были широко распространены идеи крайнего национализма. —122.

I2'i Слова из «Поэмы о Сидр» — крупнейшего памятника испанского герои­ческого эпоса, сложенного народными певцами около 1140 года. — 123.

1-5 Имеется в виду книга: G. W. F. Hegel. «Encyclopädie der philosophi­schen Wissenschaften im Grundrisse» (Г. В. Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук в сжатом очерке»). Первое издание вышло в 1817 юду. — 123, 160.

12« Энгельс иронически называет так Б. Г. Шумахера, автора песни «Хвала тебе, в венке победном» («Heil Dir im Siegerkranz»), положенной в основу прусского гимна. — 125.

127 Историческая школа права — реакционное направление в историче­ской и правовой науке, возникшее в Германии в конце XVIII века. Школа в лице своих видных представителей (Гуго, Савиньи и др.) выступала против буржуазно-демократических идей французской буржуазной революции. — 126.

128 Имеется в виду Лондонская конвенция, заключенная 15 июля 1840 г. Англией, Россией, Австрией и Пруссией, с одной стороны, и Турцией — с другой, об оказании военной помощи турецкому султану против египетского паши Мухаммеда-Али, за спиной которого стояла Фран­ция. Лондонская конвенция явилась отражением соперничества евро­пейских держав, главным образом Англии, Франции и России, в их борьбе за гегемонию на Ближнем Востоке. — 128.

129 Речь идет о решениях Венского конгресса (1814—1815), перекроив­ших карту Европы в целях реставрации легитимных монархий, а также утвердивших в Европе господство дворянско-монархической реакции и закрепивших раздробленность Германии. — 130.

130 Это стихотворение было написано Энгельсом в связи с перенесением в 1840 г. праха императора Наполеона I с острова Святой Елены в Па­риж. — 134.

131 Имеется в виду статья немецкого поэта Рейнхольда Кёстлина «Die deutsche Dichter und ihr Publikum» («Немецкие поэты и их публика»), опубликованная в журнале «Europa. Chronik der gebildeten Welt». Bd. I. Stuttgart, 1840. — 137.

132 Речь идет о романах Карла Иммермана «Эпигоны» (см. примечание 105) и «Münchhausen. Eine Geschichte in Arabesken». 4 Theile. Düsseldorf, 1838—1839 («Мюнхгаузен. История в арабесках». 4 части. Дюссель­дорф, 1838—1839). — 137.

133 к. Immermann. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 27,—138.



ПРИМЕЧАНИЯ


134 К. Immermann. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 30—
31. — 138.

135 Эти слова прусский король Фридрих II приводит в письме от 18 ок­
тября 1782 г. к принцу Генриху Прусскому.

В битве при Йене 14 октября 1806 г. прусские войска были раз­биты войсками Наполеона I, что повлекло за собой капитуляцию Пруссии перед наполеоновской Францией. — 138, 256.

136 31 мая 1840 г. в Пруссии отмечалось столотио со дня вступления на
престол короля Фридриха II. Двадцатилетним междуцарствием
Энгельс называет период между 1786 г., годом смерти Фридриха II,
и 1806 г. — годом поражения прусских поиск под Йеной. — 139.

187 К. Immormaiin. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 95. — 139.

138 Речь идет о поэмах Иммермана: «Ghismonda, oder die Opfer des Schwei­gens». In: «Taschenbuch dramatischer Originalien». Hrsg. von Dr. Franck. 3. Jg. Leipzig, 1839 («Гпсмонда, или Жертвы молчания». Напечатано в «Сборнике драматических оригиналов». Изд. д-ром Франком. 3-Й год издания. Лейпциг, 1839); «Tristan und Isolde». Ein Gedicht in Roman­zen. Düssoldorf, 1841 («Тристан и Изольда». Поэма в романсах. Дюс­сельдорф, 1841) и о его эпической драме «Merlin». Eine Mythe. Düssel­dorf, 1832 («Мерлин». Миф. Дюссельдорф, 1832). — 113.

139 Согласно греческой мифологии, нимфа Аретуза, дочь Нерея и Дориды, преследуемая речным богом Алфеем, переплыла море или перешла по его дну в Сицилию и обратилась там в источник. В Древней Греции имя Аретуаы носило еще несколько источников. — 145.

140 Имеется в виду брошюра: «Bekenntniß bremischer Pastoren in Sachen der Wahrheit». Bremen, 1840 («Выступление бременских пасторов по вопросам истины». Бремен, 1840). — 146.

141 «Unpietistische Reime, erbaulich und gut zu lesen für Jedermann». Bremen, 1841 («Непиетистские рифмы для поучительного и приятного чтения каждого». Бремен, 1841). — 147.

142 Имеется в виду «.позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить фи­лософию религии, выступали против рационального познания и счи­тали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рацио­нальное познание, они называли «негативной». — 147, 166, 174, 232.

143 Имеется в виду вышедшая анонимно в 1841 г. в Ханау брошюра не­мецкого писателя Эдуарда Бёйрмана «Paulus in Bremen». Von einem Candidaten der Theologie aus Stade («Апостол Павел в Бремене». Сочи­нение кандидата теологии из Штаде). — 148.

144 Е. Beurmann. «Skizzen aus den Hanse-Städten». Hanau, 1836 (Э. Бёйр-ман. «Очерки из ганзейских городов». Ханау, 1836). — 148.


ПРИМЕЧАНИЯ



1*5 Е. Beurmann. «Deutschland und die Deutschen». 4 Bde. Altona, 1838— 1840. — 148, 421.

i*B A. Soltwedel. «Hanseatische Briefe». In: «Der Freihafen». 3. und 4. Heft 1839 und 1. Heft 1840. — 148.

1*7 Основные законы г. Бремена возникли в период средних веков. «Скри­жали» («Tafel») были созданы в 1433 г., «Новое соглашение.» («Neue Ein­tracht») — в 1534 году. — 150.

148 «Рейнеке Лис» — народная эпическая поэма, вышедшая в 1498 г. в Лю­беке на нижненемецком наречии под названием «Reynke de Vos». — 150.

1*8 Примерно в середине мая 1841 г. Энгельс совершил поездку по Швей­царии и Италик. — 152, 4SI.

150 Имеются в виду события, связанные с приглашенном в 1839 г. радикаль­ным правительством швейцарскою кантона Цюриха Д. Штрауса на должность профессора в Цюрихском университете. В связи с этим возник острый политический конфликт между правительством и ла­герем консерваторов и реакционного духовенства. 6 сентября 1839 г. противники приглашения Штрауса во главе со священником из де­ревни Пфеффикон Бернардом Гирцелем (Энгельс иронически называет их стражами Сиона, т. е. блюстителями ортодоксального вероучения) организовали в Цюрихе вооруженную демонстрацию. В результате этих событий правительство было вынуждено еще до демонстрации отказаться от приглашения Штрауса, а позже уйти в отставку. — 153, 290, 410.

151 261-й сонет Петрарки из цикла «Сонеты и канцоны на жизнь и смерть мадонны Лауры» Энгельс дает в следующем немецком переводе, кото­рый он сделал, возможно, сам:

Ich schwang mich auf im Geist zur Wohnung deren, Die stets ich such' und finde nicht hieniedcn; Die Blicke sanft, die einst so streng mich mieden, So stand sie in des Himmels dritten Sphären.

Die Hand mir fassend, sprach sie leise: Deine Zähren Versiegen hier, wo nie wir sind geschieden; Ich bin's, die lange dir geraubt den Frieden, Um hieher, vor der Zeit, dann heimzukehren.

О daß ein Menschensinn mein Glück verständet Dich nur erwart' ich, und den Dir so lieben, Den Leib, den ich dort unten ließ schon lange. —

Ach, warum schwieg sie, ließ mir los die Hände?

Denn wenig fehlte bei dem süßen Klange,

Daß ich nicht gleich im Himmel dort geblieben. — 156.

152 В Священной Римской империи германской нации (существовала с 962 по 1806 г. и охватывала Германию, Австрию, часть Италии, Чехию, Бургундию, Нидерланды и др.) избрание императора, согласно золотой булле (1356 г.), зависело от 7 сильнейших князей-курфюрстов. — 157.

153 Настоящая статья является первой из серии произведений Ф. Энгельса, направленных против реакционной религиозно-мистической фило­софии Шеллинга, который в 1841 г. по приглашению Фридриха-Виль­гельма IV прибыл в Берлин для борьбы против младогегельянцев, представителей радикальной буржуазной интеллигенции.



ПРИМЕЧАНИЯ


Энгельс посещал лекции Шеллинга в Берлинском университете в качестве студента-вольнослушателя. — 163.

154 Ср. «Schilling's Erste Vorlesung in Berlin, 15. November 1841». Stutt­gart und Tübingen, 1841 («Первая лекция Шеллинга в Берлине 15 но­ября 1841 года». Штутгарт и Тюбинген, 1841). — 164, 179.

155 Сх. W. F. Hegel. «Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie». 3. Bde. Hrsg. von K. L. Micliolct. Tn: Hegels Werke. Bd. XIII-XV. Berlin, 1833—1836 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии». 3 тома. Изд. К. Л. Михелетом. В издании: Сочинения Гегеля. Тома XIII—XV. Берлин, 1833—1836). — 165, 198, 440.

15« Имеется в виду вышедшая анонимно брошюра К. Рпделя «V. Schel-lings religionsgeschichtlicho Ansicht; nach Briefen aus München». Berlin, 1841 («Религиозно-исторические воззрения Шеллинга; по письмам из Мюнхена». Берлин, 1841). — 168.

157 Речь идет о реакционном идеалистическом журнале «Zeitschrift für Philosophie und spekulative Theologie» («Журнал философии и спеку­лятивной теологии»), издававшемся Иммануэлем Германом Фихте в Бонне в 1837—1846 годах. — 174.

158 G, w. F. Hegel. Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigton. 19 Bücher in 23 Bänden. Berlin, 1832—1845 (Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Полное издание, выпускаемое друзьями покойного. 19 книг в 23 томах. Берлин, 1832—1845). — 175.

15» Имеются в виду книги: L. Feuerbach. «Das Wesen des Christentums». Leipzig, 1841 (Л. Фейербах. «Сущность христианства». Лейпциг, 1841) и D. F. Strauß. «Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft». Bd. I—II. Tübingen — Stuttgart, 1840—1841 (Д. Ф. Штраус. «Христи­анское вероучение в его историческом развитии и в борьбе с совре­менной наукой». Тт. I—II. Тюбинген — Штутгарт, 1840—1841); глав­ный раздел книги Штрауса называется «Догматика». — 177, 477.

160 Имеется в виду вышедшая анонимно книга Б. Баузра: «Die Posaune des jüngsten Gerichts über Hegel den Atheisten und Antichristen. Ein Ultimatum». Leipzig, 1841 («Трубный глас страшного суда над Гегелем, атеистом и антихристом. Ультиматум». Лейпциг, 1841). — 177, 312.

161 G. W. F. Hegel. «Phänomenologie des Geistes». Bamberg und Würzburg, 1807. - 179.

162 D. F. Strauß. «Das Leben Jesu». Bd. 1—2. Tübingen, 1835—1836. — 203, 405, 436, 477.

16a Энгельс, очевидно, использует здесь мысли из книги Ж. Кювье «Dis­cours sur les révolutions de la surface du globe». Paris, 1840, p. 53 («Раз­мышления о переворотах на поверхности земного шара». Париж, 1840, стр. 53). - 206.

Ш «Fortuna primigenia» («Фортуна первородная») — римское божество, символ материнства, олицетворение творческой силы. Храм, посвя­щенный этому божеству, находился в Пренесте — одном из городов античной Италии. — 209.


ПРИМЕЧАНИЯ



185 Большинство лекций Шеллинга, в том числе его лекции по философии откровения и философии мифологии, были опубликованы лишь после смерти Шеллинга в Полном собрании его сочинений, вышедшем в Штут­гарте в 1856—1861 годах. — 221, 229.

108 Траль — согласно средневековой легенде — драгоценная чаша, обла­дающая чудодейственной силой. — 22-5.

187 Пелагианство (по имени кельтского монаха Пелагия) — течение в хри­
стианство, враждебное господствующей церкви, получило распростра­
нение в странах бассейна Средиземного моря в начале V века. Пела­
гианство проповедовало свободу человеческой воли.

Соцшшаиство (по имени итальянского теолога Фауста Соцгша) — учение религиозной секты, получившее большое распространение в Польше в конце XVI — начале XVII в., а позже и в некоторых дру­гих странах Европы. Соцнешшство критически относилось к догматам официальной церкви и подобно пелашанству проповедовало свободу человеческой воли. — 231.

188 Сивиллипы книги — сборник изречений, приписывавшихся легендар­
ной «прорицательнице» Сивилле; служил в Древнем Риме материалом
для официальных гадаппй в случаях, когда угрожала опасность го­
сударству. В период Римской империи появились также иудейские и
христианские Сивиллины книги. — 234.

169 Эти две цитаты из библии Энгельс приводит в несколько измененном виде. —| 245.

170 Опубликование этой статьи положило начало сотрудничеству Ф. Эн­гельса в «Rheinische Zeitung». — 248.

171 Имеется в виду увольнение в 1837 г. из Гёттингенского университета семи либеральных профессоров, выступивших с протестом против от­мены в этом году Эрнстом-Августом, королем Ганновера, конститу­ции. — 248.

172 Бруно Бауэр, занимавший в Боннском университете должность при­ват-доцента, был уволен оттуда в конце марта 1842 года. — 255.

173 Ph. Marheineke. «Einleitung in die öffentlichen Vorlesungen über die Bedeutung der Hegeischen Philosophie in der christlichen Theologie». Berlin, 1842 (Ф. Мархейнеке. «Введение в публичные лекции о зна­чении гегелевской философии для христианской теологии». Берлин, 1842). - 255.

174 Речь идет о книге: Bülow-Cummerow. «Preußen, seine Verfassung, seine Verwaltung, sein Verhältniß zu Deutschland». Berlin, 1842 (Бюлов-Куммеров. «Пруссия, ее государственное устройство, ее управление, ее отношение к Германии». Берлин, 1842). — 255.

175 В «Rheinische Zeitung», где напечатана статья Энгельса, она обоз­начена цифрой I. Очевидно, Энгельс намеревался написать продол­жение. Однако это намерение не было осуществлено. — 258.

176 Панафинеи — главный праздник в Афинах (Древняя Греция), посвя­щенный рождению богини Афины. Существовали малые панафинеи,



ПРИМЕЧАНИЯ


справлявшиеся ежегодно, и великие панафинеи, праздновавшиеся с особой пышностью один раз в четырехлетие. Великие панафинеи сопровождались состязаниями поэтов и музыкантов. — 259.

'77 L. Walesrode. «Glossen und Randzeichnungen zu Texten aus unserer Zeit». Vier öffentliche Vorlesungen, gehalten zu Königsberg. Königs­berg, H. L. Voigt, 1842. — 261.

i"8 L. Walesrode. «Glossen und Randzeichnungen...», S. 15—16. — 262.

'"» L. Walesrode. «Glossen und Randzeichnungen...», S. 10—17. — 262.

180 l, Walosrode. «Glossen und Randzeichnungen...», S. 48—50. — 264.

81 L. Walesrode. «Glossen und Randzeichnungen...», S. 70. — 264.

,H- L. Walesrode. «Glossen und Randzeichnungen...», S. VIII. — 265.

183 Имеется ввиду рецензия немецкого рсакщгоиного историка и публициста
Г. Лео на книгу доктора И. М. Лёппольдта «Geschichte der Gesundheit
und der Krankenheiten». Erlangen, 1842 («История здоровья и болез­
ней». Эрланген, 1842), опубликованная в газете «Evangelische Kir­
chen-Zeitung» №№ 36 и 37, 4 и 7 мая 1842 года. Приводимые нище
Энгельсом цитаты из »той рецензии, кроме последней, содержатся в
№. 36 «Evangelische Kirchen-Zeitung» от 4 мая. Последняя цитата взята
из № 37 газеты от 7 мая. — 266.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.