|
ВИТАМИНАМ, МИНЕРАЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ И ПИЩЕВЫМ ВОЛОКНАМ
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Рациональное питание человека требует сбалансированности не только по содержанию белков, жиров, углеводов, но и по содержанию микронутриентов. Результаты изучения фактического питания различных групп населения свидетельствуют о значительной распространенности полигиповитаминозов, недостаточности основных минеральных веществ и пищевых волокон. Устранение недостаточности микронутриентов не может быть достигнуто простым увеличением потребления продуктов питания. Современные условия жизни и труда большинства населения приводят к уменьшению энергетических затрат, что обусловливает необходимость снижения количества потребляемой пищи и влечет за собой недостаточное потребление содержащихся в ней микронутриентов. Знания клинических проявлений недостаточностей микронутриентов, а также источников витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон в питании, способов сохранения витаминной ценности продуктов, приемов профилактической витаминизации позволяют врачу оптимизировать статус питания пациентов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с биологической ролью, нормированием и источниками в питании микронутриентов и пищевых волокон; научить определению химического состава рациона питания по содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон расчетным методом (на примере анализа меню-раскладки суточного рациона питания студента-медика), витаминосберегающим способам хранения и кулинарной обработки продуктов, профилактической витаминизацией.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Определение качественного состава суточного рациона питания студента по содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон расчетным методом (по меню-раскладке, составленной к теме 2.4.) с использованием «Таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов».
2. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач двух типов, оформление решения в протоколе.
3. Лабораторная работа по определению содержания витамина С в овощах. 3.1. Определение содержания витамина С в сыром и вареном картофеле; расчет процента потери витамина С при кулинарной обработке.
3.2. Определение содержания витамина С в капусте; расчет процента потери витамина С при хранении.
3.3. Формулировка заключения и рекомендаций по обеспечению сохранности витаминов в продуктах питания.
4. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных студентами
по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Биологическая роль, нормирование, источники в питании водорастворимых витаминов.
2.Биологическая роль, нормирование, источники в питании жирорастворимых витаминов.
3. Виды витаминных недостаточностей.
4. Причины гиповитаминозов, их проявления.
5.Приемы сохранения и повышения витаминной ценности рационов питания, профилактика гиповитаминозов.
6.Биологическая роль, нормирование, источники в питании минеральных веществ.
7.Биологическая роль, нормирование, источники в питании пищевых волокон.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
"_____"___________20___г.
Таблица 44
1. Качественный состав суточного рациона питания студента
По содержанию витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон
Наименования
блюд меню,
набор продуктов на порцию
| Масса,
г
| Витамины
| Минеральные
вещества
| Пище-вые
волок-
на, г
| С
мг
| В1
мг
| В2
мг
| А
мкг
| D
мкг
| Ca
мг
| P
мг
| К
мг
| Fe
мг
| J
мкг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЗАВТРАК:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-ой ЗАВТРАК:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОБЕД:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| УЖИН:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО ЗА
СУТКИ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Решение ситуационной задачи (тип 1) №____
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Решение ситуационной задачи (тип2) №___
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Определение содержания витамина С в овощах:
вид продукта _____________, навеска продукта ____________г,
количество 0,0001н. раствора иодноватокислого калия, пошедшего на тит-
рование пробы _____мл;
Формула для расчета:
Содержание витамина С на 100 г продукта:
а) сырой картофель _______ м, вареный картофель _______ мг,
потеря витамина С при кулинарной обработке _________%
б) капуста ______ мг, среднее содержание в капусте _____ мг,
потеря витамина С при хранении _____ %.
Заключение и рекомендации: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работу выполнил __________________
Подпись преподавателя _____________
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дефиниции темы
АВИТАМИНОЗ - полное истощение витаминных ресурсов организма.
АНТИВИТАМИНЫ - соединения, частью или полностью выключающие витамины из обменных реакций организма путем их разрушения, инактивации или препятствуя их ассимиляции. Антивитамины делятся на 2 группы:
а) структуроподобные соединения (конкурентные ингибиторы; вступают с витаминами или их производными в конкурирующие отношения в соответствующих биохимических реакциях обмена веществ), к ним относятся сульфаниламиды, дикумарин, мегафен, изониазид и др.
б) структуроразличные соединения (природные антивитамины; вещества,
которые путем изменения молекулы или комплексного соединения с метаболитами частично или полностью лишают витамин его действия), к ним относятся тиаминаза, аскорбиназа, авидин и др.
ВИТАМИНЫ - необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме и поступают в организм с пищей. Биологическая роль водорастворимых витаминов определяется их участием в построении различных коферментов, жирорастворимых витаминов - в контроле функционального состояния мембран клетки и субклеточных структур.
ВИТАМИНЫ-АНТАГОНИСТЫ: В1 и В2; А и Д; никотиновая кислота и холин; тиамин и холин (при длительном введении с лечебными целями одного витамина обнаруживаются симптомы недостаточности другого).
ВИТАМИНЫ-СИНЕРГИСТЫ: С и Р; Р, С, К; В12 и фолиевая кислота; С, К, В2; А и Е; Е и инозит (при комплексном применении в поливитаминных препаратах могут усиливать биологический эффект друг друга). ГИПОВИТАМИНОЗ - резкое снижение обеспеченности организма тем или иным витамином.
СКРЫТАЯ (ЛАТЕНТНАЯ) ФОРМА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ не имеет каких-либо внешних проявлений и симптомов, однако, оказывает отрицательное влияние на работоспособность, устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам, удлиняет выздоровление после перенесенного заболевания.
ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА – высокомолекулярные углеводы (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектины, лигнин, хитин и др.) главным образом растительного происхождения, устойчивые к перевариванию и усвоению в тонком кишечнике, но подвергающиеся полной или частичной ферментации в толстом кишечнике.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПОВИТАМИНОЗОВ И АВИТАМИНОЗОВ
1. Недостаточное поступление витаминов с пищей.
1.1. Низкое содержание витаминов в рационе.
1.2. Снижение общего количества потребляемой пищи в связи с низкими энерготратами.
1.3. Потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной
обработки.
1.4. Отклонения от сбалансированной формулы питания (преимущественно углеводное питание требует дополнительного количества тиамина;
при недостаточном введении полноценных белков витамины С, РР, В1 быстро выводятся с мочой, не участвуют в обменных процессах, задерживается превращение каротина в витамин А).
1.5. Анорексия.
1.6. Присутствие витаминов в некоторых продуктах в неутилизируемой форме (инозит в виде фитина зерновых продуктов).
2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей некоторые витамины ( В 6, К ).
2.1. Болезни желудочно-кишечного тракта.
2.2. Последствия химиотерапии (дисбактериозы).
3. Нарушение ассимиляции витаминов.
3.1. Нарушение всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте
при заболеваниях желудка, кишечника, поражениях гепатобилиарной системы, а также в пожилом возрасте (нарушение секреции желчи, необходимое для всасывания жирорастворимых витаминов).
3.2. Утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной микрофлорой (авитаминоз В12 при инвазии широким лентецом).
3.3. Нарушение обмена витаминов и образования их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии, в пожилом возрасте.
4. Повышенная потребность в витаминах.
4.1. Особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация).
4.2. Особые климатические условия (потребность в витаминах повышается на 30-60% в связи с повышенными энерготратами при низкой температуре воздуха в климатической зоне Севера).
4.3. Интенсивная физическая нагрузка.
4.4. Значительная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния.
4.5. Воздействие вредных факторов производства (Рабочим горячих цехов в условиях воздействия высоких температур /32 градуса/ при одновременной физической нагрузке требуется вдвое больше витаминов С, В1, В6, пантотеновой кислоты, чем при 18 градусах).
4.6. Инфекционные заболевания и интоксикации (При тяжелых септических процессах потребность организма в витамине С достигает 300-500 мг в сутки).
4.7. Заболевания внутренних органов и эндокринных желез.
4.8. Повышенная экскреция витаминов.
5. Врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функций витаминов.
5.1. Врожденные нарушения всасывания витаминов.
5.2. Врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны.
5.3. Врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты из триптофана).
5.4. Врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные
формы, простетические группы и активные метаболиты.
5.5. Нарушение включения витаминов в состав активного центра фермента.
5.6. Нарушение структуры апофермента, затрудняющее его взаимодействие с коферментом.
5.7. Нарушение структуры апофермента, приводящее к полной или частичной утрате ферментативной активности вне зависимости от взаимодействия с коферментом.
5.8. Усиление катаболизма витаминов.
5.9. Врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках.
Таблица 45
Содержание витаминов в основных продуктах
(в 100 г съедобной части)
Продукты
| В1
| В2
| РР
| В6
| С
| Е
| А
| В-ка-ро-тин
| D
| В12
| Фо-лие-вая кисл.
| Мг/100г
| Мкг/100 г
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| | Хлеб ржаной
| 0,18
| 0,11
| 0,67
| 0,17
| -
| 2,2
| -
| -
| -
| -
|
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| | Хлеб пшеничный
| 0,21
| 0,12
| 2,81
| 0,3
| -
| 3,8
| -
| -
| -
| -
|
| | Крупа овсян.
| 0,49
| 0,11
| 1,1
| 0,27
| -
| 3,4
| -
| -
| -
| -
|
| | Крупа манная
| 0,14
| 0,07
| 1,0
| 0,17
| -
| 2,5
| -
| -
| -
| -
|
| | Крупа рисовая
| 0,08
| 0,04
| 1,6
| 0,18
| -
| 0,4
| -
| -
| -
| -
|
| | Крупа гречневая
| 0,53
| 0,2
| 4,19
| 0,4
| -
| 6,6
| -
| -
| -
| -
|
| | Пшено
| 0,62
| 0,04
| 1,55
| 0,52
| -
| 2,6
| -
| 0,15
| -
| -
|
| | Макароны
| 0,17
| 0,08
| 1,21
| 0,16
| -
| 2,1
| -
| -
| -
| -
|
| | Говядина
| 0,07
| 0,18
| 3,0
| 0,39
| Сл.
| -
| -
| -
| -
| 2,8
| 8,9
| | Свинина
| 0,52
| 0,14
| 2,4
| 0,33
| Сл.
| -
| -
| -
| -
| -
| 5,5
| | Печень говяжья
| 0,3
| 2,19
| 6,8
| 0,7
|
| 1,3
| 3,8
| 1,0
| -
|
|
| | Колбаса вареная
| 0,25
| 0,18
| 2,47
| 0,19
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| | Куры
| 0,07
| 0,15
| 3,6
| 0,61
| -
| -
| 0,1
| -
| -
| -
| 5,8
| | Яйца куриные
| 0,07
| 0,44
| 0,2
| 0,14
| -
|
| 0,3
| -
| 4,7
| 0,1
| 7,5
| | Треска
| 0,09
| 0,16
| 2,3
| 0,17
| Сл.
| 0,9
| Сл.
| -
| -
| 1,6
| 11,3
| | Икра осетр.
| 0,3
| 0,36
| 1,5
| 0,29
| 7,8
| -
| 0,2
| -
|
| -
|
| | Молоко Пастер.
| 0,03
| 0,13
| 0,1
| -
| 1,0
| -
| Сл.
| 0,01
| -
| -
| -
| | Кефир
| 0,03
| 0,17
| 0,14
| 0,06
| 0,7
| 0,1
| Сл.
| 0,01
| -
| 0,4
| 7,8
| | Сметана
| 0,02
| 0,1
| 0,07
| 0,07
| 0,2
| 0,5
| 0,2
| 0,1
| 0,1
| 0,36
| 8,5
| | Творог
| 0,04
| 0,27
| 0,4
| 0,11
| 0,5
| 0,4
| 0,1
| 0,03
| -
| 1,0
| 35,0
| | Сыры твердые
| 0,02
| 0,3
| 0,3
| 0,1
| 1,6
| 0,5
| 0,2
| 0,1
| -
| 2,5
| 10- 45
| | Масло сливочное
| след
| 0,01
| 0,1
| -
| -
| -
| 0,5
| 0,34
| -
| -
| -
| | Масло подсолнечное рафинирован.
| _
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| | Горох
| 0,81
| 0,15
| 2,2
| 0,27
| -
| 9,1
| -
| 0,07
| -
| -
|
| | Картофель
| 0,12
| 0,05
| 0,9
| 0,3
|
| 0,1
| -
| 0,02
| -
| -
|
| | Капуста белокочанная
| 0,06
| 0,05
| 0,4
| 0,14
|
| 0,1
| -
| 0,02
| -
| -
|
| | Лук зеленый
| 0,02
| 0,1
| 0,3
| 0,15
|
|
| -
|
| -
| -
|
| | Томаты
| 0,06
| 0,04
| 0,53
| 0,1
|
| 0,4
| -
| 1,2
| -
| -
|
| | Огурцы
| 0,03
| 0,04
| 0,2
| 0,04
|
| 0,1
| -
| 0,06
| -
| -
|
| | Свекла
| 0,02
| 0,04
| 0,2
| 0,07
|
| 0,1
| -
| 0,01
| -
| -
|
| | Морковь
| 0,06
| 0,07
|
| 0,13
|
| 0,6
| -
|
| -
| -
|
| | Грибы белые
| 0,02
| 0,3
| 4,6
| 0,07
|
| 0,6
| -
| -
| -
| -
|
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| | Яблоки
| 0,01
| 0,03
| 0,3
| 0,08
|
| 0,6
| -
| 0,03
| -
| -
| 1,6
| | Абрикосы
| 0,03
| 0,06
| 0,07
| 0,05
|
| 0,9
| -
| 1,6
| -
| -
|
| | Вишни
| 0,03
| 0,3
| 0,4
| 0,05
|
| 0,3
| -
| 0,1
| -
| -
|
| | Малина
| 0,02
| 0,05
| 0,6
| 0,07
|
| 0,6
| -
| 0,2
| -
| -
|
| | Земляника
| 0,03
| 0,05
| 0,3
| 0,06
|
| 0,5
| -
| 0,03
| -
| -
|
| | Смородина черная
| 0,02
| 0,02
| 0,3
| 0,13
|
| 0,7
| -
| 0,1
| -
| -
|
| | Облепиха
| 0,1
| 0,05
| 0,6
| 0,11
|
|
| -
|
| -
| -
|
| | Шиповник сух.
| 0,15
| 0,84
| 1,5
| -
|
| -
| -
| 6,7
| -
| -
| -
| | Виноград
| 0,05
| 0,02
| 0,3
| 0,09
|
| -
| -
| Сл.
| -
| -
|
| | Лимоны
| 0,04
| 0,02
| 0,1
| 0,06
|
| -
| -
| 0,01
| -
| -
|
| | Апельсины
| 0,04
| 0,03
| 0,2
| 0,06
|
| 0,2
| -
| 0,05
| -
| -
|
| | Пирожные, торты
| 0,75
| 0,1
| 0,7
| -
| -
| -
| 0,1
| 0,14
| -
| -
| -
| | Дрожжи прессован.
| 0,6
| 0,68
| 11,4
| 0,58
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 46
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|