АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Рациональное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует поддержанию высокой работоспособности, увеличению продолжительности жизни, устойчивости к воздействию различных неблагоприятных факторов. Врач должен знать проблемы, связанные с влиянием питания на здоровье отдельного человека и населения в целом. Большинство алиментарно-зависимых заболеваний относятся к управляемым патологиям. Питание играет существенную роль в профилактике и возникновении многих хронических неинфекционных заболеваний у населения. Внедрение принципов рационального питания требует не только государственного подхода и поддержки, но и наличия знаний, практических навыков здорового питания и образа жизни у каждого человека. Особая роль в распространении этих знаний отводится врачу.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с принципами рационального питания, профилактикой алиментарно-зависимых заболеваний; научить определению физиологических потребностей организма в энергии (по величине суточных энергетических затрат организма хронометражно-табличным методом) и пищевых веществах (по рекомендуемым физиологическим нормам).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.
2. Определение суточных энергетических затрат студента хронометражно-табличным методом по алгоритму:
- хронометраж времени различных видов деятельности за одни сутки;
- составление хронограммы дня;
- вычисление расхода энергии при различных видах деятельности;
- вычисление суммарного расхода энергии при различных видах деятельности в течение суток;
- вычисление неучтенного расхода энергии (5% от общих энергетических затрат);
-вычисление расхода энергии на специфически динамическое действие пищи (10-15% от основного обмена);
- вычисление суточных энергетических затрат (потребностей).
3. Определение физиологических потребностей студента в энергии и основных пищевых веществах по «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». (Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08).
4.Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных студентами по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Понятие о рациональном питании, принципы рационального питания.
2. Принципы нормирования питания различных групп населения.
3. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.
4. Классификация алиментарно-зависимых заболеваний.
5. Профилактика алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
“___” ______________ 20___ г.
1. Решение ситуационной задачи №____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Вычисление суточных энергетических затрат студента при различных видах деятельности.
Таблица 28
Хронограмма суток и расход энергии (ккал)
Вид
деятельности
| Энергозатраты
на вид деятельности, ккал/кг
| Время выполнения работы,
час.
| Расход энергии за указанное время,
ккал/кг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Масса тела_________кг
Общие энергетические затраты за сутки_________ккал
Неучтенный расход энергии (5% от общих энергетических затрат)_____ккал
Величина основного обмена _________ккал
Расход энергии на специфически динамическое действие пищи (10-15% от основного обмена)_______ккал
Суточная потребность в энергии (хронометражно-табличным методом) _______ккал
3. Определение физиологических потребностей студента в энергии и основных пищевых веществах по «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».
Таблица 29
Физиологические потребности студента в энергии
И пищевых веществах
(с учетом пола, возраста, группы по уровню физической активности)
Показатель
| Потребность
(в сутки)
| Энергия, ккал
|
| Белок, г
|
| в том числе животный, г
|
| Жиры, г
|
| Углеводы, г
|
| Пищевые волокна, г
|
| Витамин С, мг
|
| Витамин В1, мг
|
| Витамин В2, мг
|
| Витамин В12, мкг
|
| Витамин А, мкг рет.экв.
|
| Каротин, мг
|
| Витамин Е, мг ток. экв.
|
| Витамин D, мкг
|
| Витамин К, мкг
|
| Кальций, мг
|
| Фосфор, мг
|
| Магний, мг
|
| Железо, мг
|
| Калий, мг
|
| Хлориды, мг
|
| Йод, мкг
|
|
Работу выполнил _________________________
Подпись преподавателя_____________________
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дефиниции темы
АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – заболевания микробной и немикробной природы, связанные с приемом пищи.
ВЕЛИЧИНА ОСНОВНОГО ОБМЕНА – минимальное количество энергии, необходимое для осуществления жизненно важных процессов (физиологических и биохимических процессов, функционирование органов и систем организма) в состоянии температурного комфорта, полного физического и психического покоя натощак. При обычном телосложении величина основного обмена в пересчете на 1 кг массы тела у мужчин составляет в среднем 1 ккал/час, у женщин – 0,9 ккал/час.
НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЭНЕРГИИ И ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ – усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Рациональное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует поддержанию высокой работоспособности, увеличению продолжительности жизни, устойчивости к воздействию различных неблагоприятных факторов.
РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ОРГАНИЗМА – расход энергии на умственную и физическую деятельность.
СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ - соотношение отдельных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и пр.), при котором каждый из них может максимально реализовать свои функции.
СПЕЦИФИЧЕСКИ ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ПИЩИ (ПИЩЕВОЙ ТЕРМОГЕНЕЗ) - расход энергии на метаболизацию пищевых веществ в организме. При смешанном питании СДДП составляет 10% (женщины)-15% (мужчины) от величины основного обмена.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС – равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами на все виды физической активности, на поддержание основного обмена, роста, развития, и дополнительными энергетическими затратами у женщин при беременности и грудном вскармливании.
ЭНЕРГОТРАТЫ СУТОЧНЫЕ – сумма суточных энерготрат организма, состоящая из энергии основного обмена, затрат энергии на физическую активность, специфически динамическое действии пищи (пищевой термогенез), холодовой термогенез, рост и формирование тканей у детей и дополнительных затрат у беременных и кормящих грудью женщин.
Нормативный документ:
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08.
Данные «Нормы» являются научной базой
- при планировании объемов производства основного продовольственного сырья и пищевых продуктов в РФ;
- при разработке перспективных среднедушевых размеров (норм) потребления основных пищевых продуктов с учетом изменения социально-экономической ситуации и демографического состава населения РФ для обоснования оптимального развития отечественного агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности страны;
- для планирования питания в организованных коллективах и лечебно-профилактических учреждениях;
- используются при разработке рекомендаций по питанию для различных групп населения и мер социальной защиты;
- применяются для обоснования составов специализированных и обогащенных пищевых продуктов;
- служат критерием оценки фактического питания на индивидуальном и популяционном уровнях;
- используются при разработке программ подготовки специалистов и обучения населения принципам здорового питания.
Половозрастные группы взрослого населения: мужчины и женщины 18-29 лет, 30-39 лет, 40-59 лет, старше 60 лет.
Группы населения, дифференцированные по уровню физической активности:
I (очень низкая физическая активность; мужчины и женщины) – работники преимущественно умственного труда (государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели, учителя, студенты, программисты и др.)
II (низкая физическая активность; мужчины и женщины) – работники, занятые легким трудом (водители городского транспорта, операторы, парикмахеры, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы и др.)
III (средняя физическая активность; мужчины и женщины) – работники, средней тяжести труда (слесари, станочники, садовники, водители экскаваторов и др.)
IV (высокая физическая активность; мужчины и женщины) – работники, тяжелого физического труда (строительные рабочие, грузчики, рабочие по ремонту автомобильных дорог и др.)
V (высокая физическая активность; мужчины) – работники, особо тяжелого физического труда (спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, шахтеры, горнорабочие, бетонщики, грузчики немеханизированного труда и др.)
Таблица 30
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|