Сделай Сам Свою Работу на 5

Б6. 1. Понятия «знаковость» и «символика» в костюме.





На самых ранних стадиях развития общества в костюме всегда отражались процессы, происходящие в природе и обществе. Формы или цветовые отношения костюма символизировали или повторяли природные элементы, имитировали животный мир или биологические процессы (татуировка, листья, шкуры). Связь с реальностью, отражение действительности, «вписывание» в окружающую среду, интерьер, архитектуру, соответствие природным формам, даже порой имитация их - одни из важнейших свойств костюма любой эпохи и любого народа. Поэтому костюм можно не только поставить наравне с другими элементами искусства, но и отвести ему особую роль в развитии стиля.

Какими средствами, способом и системой языка отражает костюм действительность? Этот вопрос является одним из важнейших на протяжении не одного десятилетия. Костюм можно рассматривать как определенный вид коммуникаций, проявление определенной информации о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени, уровне материальной жизни общества и культуры, технологии и т.д. Диалектика отражения действительности такова, что формирование познавательного образа предполагает в нем противоположность - применение знаков, элементов условности. В первую очередь знаки в рамках языка служат формой материализации идеальных образов и орудием оперирования ими. Важно отметить, что нас интересует не сам по себе процесс отображения действительности с помощью знаков, а условность, которая способствует расширению возможностей познания и творчества в области костюма.



Чтобы определить место костюма по отношению к таким элементам культуры, как изобразительное искусство, литература или театр, следует понять особенности содержания или сущность коммуникативности костюма. Если структура костюма может быть адекватна структурам форм и предметам окружающего мира, значит, он имеет «язык» и способен передавать информацию любого рода. Именно в этом случае костюм можно рассматривать как вид коммуникации.

В костюме, как и в архитектуре, господствуют ассоциативные представления об определенных явлениях или предметах. На протяжении всей истории развития костюма его формы, как правило, также строились на геометрических неизобразительных, абстрагированных элементах. Это не значит, что костюм не способен отражать действительность, современность. Благодаря разнообразным пластическим, ритмическим и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения костюм может вызвать определенные эмоциональные переживания или просто эмоциональный «отклик» в зависимости от организации его формы, апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей.



Поскольку костюм не может пользоваться общепринятым языком ни музыки, ни живописи, ни архитектуры, ни пластики, хотя в определенной мере элементы их языка заимствованы костюмом, он вынужден был формировать свой язык, свою знаковую систему, которая могла быть понята и служить средством информации.

Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление. Этим утверждается попытка логического осмысления костюма как способа отражения действительности.

Процесс сопоставления образа костюма с действительностью лежит в основе объяснения языковой его сущности, которая выражается терминами «семиотика» и «синтагматика». Семиотика выясняет качественное своеобразие и смысл изображаемого объекта. Она является формальной теорией, которая рассматривает и анализирует культурные явления в категории идеальных объектов.

В.В. Мантанов пишет, что гносеологическая условность обеспечивает «освобождение» знания от прикованности к непосредственно данной действительности и переход к опережающему отражению - к идеальному моделированию потенциально возможного, не запрещенного законами природы и общества, т.е. условность как творческий прием представляет собой средство функциональной деформации изображаемых явлений для того, чтобы выделить в них общее, существенное, главное.



Цель символической системы костюма - передать информацию от художника к зрителю. В этой связи костюм является способом установления коммуникации между кодами и источником информации. Его содержание «закодировано» в виде определенных знаков, символов и т.д. Он выполняет опосредующую функцию в процессе коммуникации творца и потребителя. С. Эйзенштейн писал о восприятии художественного произведения зрителем: «...каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью, по-своему, из своего опыта, из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера, нрава и социальной принадлежности творит образ по этим, точно направляющим изображениям, подсказанным ему автором, неуклонно ведущим его к познанию и переживанию темы. Этот же образ, что задуман и создан автором, но этот образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя». Костюм подчиняется этому общему закону. Человек потребляет костюм в той мере, в какой он создает в своем воображении собственный образ идеального бытия. Восприятие здесь вплетено в процесс жизнедеятельности, неразрывно связано с ним, так что предметом его является не изображение, не внешний вид вещи, а сама живая действительность, в которой потребитель живет и действует. Существует тесная связь между мышлением и языком. Осмысленностью знаков обусловлены творческий аспект употребления того или иного языка, эвристическая роль знаков.

Из взаимосвязи мысли и слова с полной очевидностью явствует, что язык не является всего лишь простым средством представления уже известных истин, в большей мере он служит средством открывать еще неизвестные. С помощью знака можно понять тенденцию развития системы в будущем.Идея художника также вначале «записывается» в виде короткого символа, который является «ключом» или кодом, определяющим фактически пространство и набор образцов, элементов, в пределах которых развиваются все формы костюмов данной моды. Интересно также и то, что демонстрация моделей и журнальная их реклама всегда сопровождаются пояснительным текстом, раскрывающим содержание символов. На рис. 1.9, а изображены первоначальные геометрические символы (коды) формы, на рис. 1.9,6 дан пример модели, порожденной символом.

С точки зрения динамики культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, проявление определенной информации о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени, уровне материальной жизни общества и культуры и т.д.

Давая четкую информацию как о самом владельце, так и о социальной среде, к которой он принадлежит, костюм даже в самой общей форме всегда несет знаково-коммуникативную функцию, довольно тонко дифференцируя социальные нюансы, например: костюм - знак классовой дифференциации; костюм - выражение богатства (экономической престижности), отражение общественной интеграции (униформенность); костюм - знак принадлежности к определенной идеологической группе (хиппи, духовенство); костюм - знак респектабельности; костюм - знак этических качеств; костюм - знак полового различия; костюм - знак вкуса человека; костюм - знак культуры.

Знаковость в костюме имела целью не только выразить индивидуальные черты, принадлежность к той или иной группе общества, но и обозначить отдельные функции частей костюма или фигуры. Первоначально знаковость возникла как обозначение основных частей тела и их функций. Позже она могла проявиться в типе костюма, материалах, форме, цвете, расположении и характере деталей, манере ношения, украшениях и т.д.

Иерархические установки общества выражались в сложной регламентации сочетаний элементов костюма. Одним периодам в истории развития костюма была присуща большая знаковость, другим - меньшая. Характер символики для городского и крестьянского костюма был различным. Одним из наиболее интересных исторических примеров в этом случае является костюм Древнего Египта. Круглое ожерелье с лучеобразным расположением бус изображало главного бога египтян - бога солнца Ра, треугольная форма передника была символом плодородной дельты Нила. Обильным гримом изменяли форму и выражение лица, приближая его к идеалу божества. Подошвы сандалий военачальников и фараонов были украшены сценами из битв; то, что эти сцены изображались на подошвах, было символом поверженности врага.

Более поздние периоды в истории развития костюма также имели свои знаки, с помощью которых отражались определенные идеи, концеп­ции, идеальные формы. Например, пышные формы с тяжелыми складками костюма XVI в. выражали дородность, свободу; цилиндр и фрак характеризовали человека делового мира XIX в.; красная косынка и кожанка в женском костюме времен Великой Октябрьской социалистической революции символизировали равноправие свободной женщины-работницы.

Отражая определенные идеи, одежда может быть свободной, плотной, тесной, жесткой, непровокационной по цвету. Она может свидетельствовать о непреклонности характера, жесткости моральной установки, чистоте моральных побуждений, отражая этический символизм, который играет значительную роль в строгих и официальных костюмах мужчин в наши дни. Толщиной материала, добротностью своего костюма, глубокой и спокойной чернотой ботинок, безукоризненной чистотой и твердостью воротничков и манжет мужчина демонстрирует окружающему миру свою потенциальную силу, твердость духа, неподверженность легкомысленным соблазнам. Таким образом, данный вид одежды выражает серьезный и деловой настрой и ассоциируется со всевозможными формами профессиональной и коммерческой работы. Плотная облегающая одежда также имеет свои моральные особенности, и женщины время от времени любят пользоваться этим эффектом с помощью корсетов и бюстгальтеров, плотных и жестких. Вся одежда этого типа контрастирует с более яркой, свободной, более мягкой и светлой, которая приличествует празднику. Мягкие воротнички часто считаются неприемлемыми для деловой одежды; предполагается, что недостаточная жесткость формы означает соответственно неряшливость во владельце, в то время как халат и тапочки стали общепринятым символом покоя и отдыха.

Различные источники информации способствуют увеличению ассоциаций подобного рода, из которых наиболее важные следующие:

цвет - универсальная связь черного цвета с серьезностью и белого с непорочностью и моральной чистотой в отличие от других цветов, особенно ярких, которые выражают свободную игру эмоций;

степень покрывания тела - аскетическое понятие о теле человека как о причине греховных страстей, о которых легче забыть или которые легче контролировать, если закрыть тело насколько это возможно;

плотность (жесткость) - реальное защитное свойство плотной одежды от определенных физических воздействий бессознательно переносится в моральную сферу. Возможно, что применение в прошлом оружия, ассоциации с моральными традициями рыцарства являются причиной этого;

жесткость - символическое уравнение физической силы и «вертикальности» с моральной чистотой и стойкостью;

тесность - ассоциация возникла, бесспорно, в связи с плотно прилегающей одеждой; явление физическое, но очень легко и свободно переносится в моральную сферу. Тесная, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой (держит «в узде» наши страсти), в противовес свободность и неряшливость в одежде ассоциируются с аморальностью.

Если мы находимся в недружеском окружении среди людей или природы, мы стараемся застегнуть одежду, защитить себя одеждой со всех сторон. В холодный день, когда мы покидаем наш теплый, уютный дом и, дрожа, выходим на негостеприимную улицу, мы поднимаем воротники и зарываемся как можно удобнее в наши пальто. Под влиянием солнца, с другой стороны, мы снимаем с себя лишнее или надеваем более просторную одежду, чтобы больше не закрывать и не изолировать себя от окружающего мира. Эти влияния среды на одежду не исчерпываются только температурными изменениями. В одном случае это вид общих воздействий, который заставляет нас прятать наш внутренний мир под покровом одежды, так же как черепаха прячет голову в панцирь, которым наделила ее природа. В другом случае это общее доброжелательное настроение, с которым мы хотим войти в тесные контакты с людьми и потому не нуждаемся в защитных слоях.

Авторы книг об одежде уже заметили, что определенные элементы одежды, например высокий воротник рубашки или платья, в прошлом являлись символом неприступности, надменности и отрицания демократических принципов. Примеры подтверждения этой тенденции нетрудно отыскать и в нашей повседневной жизни.

Факт, что мы защищаем себя от холода и недружелюбия с помощью одежды, имеет некоторую связь с тем, что мы, естественно, сравниваем любовь и дружбу с теплом, а недружелюбие с холодом. Определенные периоды депрессии, потерянности, одиночества или тоски могут совпадать с желанием человека быть тепло одетым.

С тех пор, как одежда укрывает нас от холода, мы не удивляемся, что она становится символом материнской защиты. Понятие «мать» у многих ассоциируется с одеждой с самого раннего возраста. Это мать обычно одевает и раздевает ребенка или, по крайней мере, присутствует при этом. И много лет еще после этого мать интуитивно старается выразить свою любовь и заботу в одежде детей.

Народный бытовой деревенский костюм тоже символичен. Манера ношения костюма, орнамент его деталей обязательно имеют символическое значение. Символика проявляется и в акцентировании отдельных частей фигуры конструктивными поясами.

Ношение народного костюма выражало порой отношение населения той или иной сельской местности к натиску городской культуры, а иногда было вызвано стремлением подчеркнуть национальные черты. Особое значение в национальном костюме придавали цвету как средству наибольшей выразительности: с помощью цвета обозначалась торжественность или повседневность костюма. При довольно стабильных формах костюма, характерных для определенной области, всегда существовало разнообразие цветовых комбинаций. Это не случайно, ибо деревенский человек постоянно общался с природой, запоминал малейшие изменения цвета при различных ее состояниях. Цветовая символика в костюме изначально тесно связана с отражением жизненных процессов. Изученные советскими и зарубежными учеными более древние источники знаковой функции цвета указывают на биологичность первопричины, порождающей психологические концепции и представления у народов, находящихся на низшей стадии развития.

Позднее цвет использовали для выражения общественной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастного и полового различия, праздничности и траура и т.д. Однако наряду с этим у древних китайцев красный цвет - это цвет лета, цвет стихии огня - хо, юга, планеты Марс. Белый символизирует осень - время, когда закрома наполняются белоснежным рисом, это цвет запада - стороны, где не только умирает солнце, но и куда отправляются умершие люди (отсюда китайский белый траур). Черный цвет - цвет зимы, самого темного времени года, цвет севера, царства мрака, цвет воды в глубоком колодце. Желтый цвет - цвет конца лета, времени созревания хлебов, планеты Сатурн.

Эти цвета широко применялись в одежде, символизируя ее различие. Например, китайский халат мог быть разных цветов в зависимости от социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека; желтый халат носил только император, коричневый и белый - престарелые сановники, красный и синий - герои. Помещаемый на груди знак будды отмечал чиновников; если знак изображал льва или леопарда, то это означало, что костюм принадлежит военному.

Даже застежка свидетельствовала об общественном положении: чем выше чин, тем сложнее были петли. Халат голубого цвета без вышивки носили студенты, белого - крестьяне, черного - бедняки. Костюм в китайском театре заменяет декорации. Любое движение рук актера с так называемым водяным рукавом означает конкретное действие.

Такая жесткая символическая система в китайском костюме не случайна; она вытекала из философии, которая гласила, что все события переменны. Отцом всех перемен событий китайцы провозглашали небо, матерью - землю. Небо они изображали в виде круга, а землю - в виде квадрата. Земля, будучи представленной геометрической фигурой с углами, была конечной, а небо - бесконечным. Соединение двух начал объясняло сущность мироздания. Это породило усиленное внимание к изображениям небесных тел, природных стихий, фантастических существ.

Крой национального китайского костюма был также построен на сочетании этих двух геометрических фигур .Подобную геометрию имеет крой болгарского народного костюма и костюмов других народов

В европейском городском костюме можно увидеть многочисленные примеры символики, отличающейся от символики одежды народов Востока. Часто предпочтение, отдаваемое тем или иным цветам, объясняется наличием сугубо местных материалов, красителей (например, пурпура и индиго), натуральным цветом пряжи.

Кроме цветовых символов в костюме широко применяются знаковые системы форм, декоративных элементов. По мере развития костюм все больше теряет свои «биологические» признаки и приобретает целый ряд социальных символических функций, выражаемых знаками, понятными только определенной общественной группе людей. Возникают информативные «костюмные коды», связанные с определенным содержанием, обусловленным классовой или групповой психологией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.