Сделай Сам Свою Работу на 5

Б3. 1. Характеристика этапов проектирования костюма.





Проектирование одежды – процесс создания нового образца одежды с заданными свойствами, включающий исследование, создание эскизов, макетов и моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. На основе проведенных предпроектных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается прежде всего в образе. Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процессе макетирования, и макет воплощается в модель.

Основные этапы проектирования

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому, несомненно, является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:



анализ предпроектной ситуации;

синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

определение основных задач;

применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях), проводимом на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличие аналогов предполагаемого объекта (аналог - изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает социально-экономический анализ, функциональный анализ (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостный анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения), технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).



Синтез результатов предпроектного анализа в определенных типах формообразования. После проведенного предпроектного анализа результаты синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне - процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое - проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования костюма достаточно хорошо изучены.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция - важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Более подробно эта тема рассмотрена в подразделе 5.2.



Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются прежде всего назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть как модернизация существующего изделия, т.е. придание ему более современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования одежды, как моделирование и макетирование.

Моделирование в дизайне - процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функционального процесса. Выделяют моделирование художественно-образное, проектно-графическое (создание эскиза), ретроспективное, конструктивное, перспективное, техническое и компьютерное.

Проектно-графическое моделирование помогает формировать и выражать проектный замысел.

Проектно-графическое моделирование предполагает: соответствие графической формы содержанию проектной задачи;

вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта;

логическую последовательность проектного поиска и системный подход к решению поставленной задачи.

Дизайнер создает сначала в своем воображении эскиз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры) и исполняет его предварительное графическое изображение (поисковый эскиз, фор-эскиз). Поиск новых решений и отбор оптимальных вариантов проводится на бумаге. Графическое изображение затем дополняется объемными моделями, описанием облика и способа практического использования изделия. В итоге необходимо дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето-фактурном решении проектируемого изделия или группы изделий (законченный графический эскиз - эскизный проект) и конструкции, пропорциях и силуэте модели (технический эскиз).

Самым распространенным способом моделирования в дизайне является ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на основе этого анализа проектной задачи. Однако этот способ не позволяет выполнить основную задачу дизайна - создание новых вещей, а направлен на совершенствование уже существующих.

Другим способом моделирования в дизайне является конструктивное моделирование - видоизменение функций и морфологии вещи (морфология - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным, когда совершенствуются функции и форма вещи; переходным, когда функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств (в качестве примера можно привести направление деконструктивизма в дизайне одежды); проективным, когда функции и форма вещи создаются вновь (творчество японского дизайнера одежды И. Мияке).

Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений.

Техническое моделирование ~ процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Все большее значение в современном дизайне в последнее время приобретает компьютерное моделирование - наверное, самое перспективное с точки зрения развития новейших технологий. Компьютерный дизайн превратился в само стоятельное направление в дизайне, основанное на работе с визуальной информацией (компьютерная графика, дизайн WEB-страниц). Компьютерная обработка фото- и видеоматериалов, распространение цифровых носителей визуальной информации (например, фотографы моды практически отказались от традиционной ретуши, обрабатывая снимки на компьютере, что позволяет не только убирать дефекты, но и менять цвет глаз, волос и кожи модели) в будущем, возможно, приведут к отказу от живых фото- и топ-моделей. Компьютерный дизайн направлен на создание иллюзорной реальности и виртуальных образов.

В 2001 г. во Франции уже появилась первая виртуальная фотомодель Ева Солал, которая начала свою карьеру манекенщицы на обложке журнала «Мадам Фигаро». Ее создателями стали М.Мианс, Ф.Леви и А.Лейронн, основавшие первую в мире фирму, специализирующуюся именно на создании виртуальных персонажей.

Компьютерная графика, основанная на программировании форм и на серийности, дает возможность разрабатывать многочисленные варианты форм, моделировать объект с мельчайшими подробностями. Трехмерная компьютерная графика позволяет создавать объемные изображения несуществующих объектов. Компьютерные программы используют стилисты (подбор макияжа и прически, моделей одежды для конкретного человека), текстильщики и дизайнеры трикотажа (разработка орнамента, варианты цветовой гаммы), дизайнеры одежды (создание эскизов моделей), конструкторы и технологи. Развитие компьютерного моделирования тесно связано с новыми технологиями производства, например в полиграфии и рекламе. В производстве одежды также все большее распространение получают компьютерные программы, позволяющие значительно снизить издержки при внедрении новых моделей и увеличивающие гибкость и мобильность производства: САПР, конструкторские программы, дающие возможность не только построить базовую основу на основе стандартных и индивидуальных мерок, внести в нее модельные особенности, но и моделировать объемное изображение несуществующей модели.

Однако впечатляющие перспективы применения компьютерного моделирования в дизайне вовсе не означают уменьшения роли дизайнера в создании новых объектов и предметно-пространственной среды. Компьютер не способен заменить дизайнера, оставаясь лишь инструментом (таким же, как карандаш кисть) в руках творца, позволяющим лишь облегчить и ускорить некоторые этапы проектирования. Самое главное - компьютер не способен (по крайней мере, пока) к созданию новых идей, новых концепций, составляющих суть и ценностное содержание дизайн-деятельности.

Одним из методов проектирования является макетирование - создание объемных изображений проектируемых предметов в предметной среде.

Макетирование в дизайне - изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Макет - материальное пространственное воспроизведение проектируемого изделия. Объемные макеты дают представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. В качестве материалов для макетирования одежды используются макетная ткань (хлопчатобумажная бязь, перкаль, муслин и т.п.), бумага, нетканые материалы (флизелин), пленки и искусственная кожа (при моделировании одежды из кожи), для макетирования обуви и аксессуаров иногда используется пластилин.

В современном дизайне одежды проектно-графическое моделирование и макетирование применяются чаще всего в комбинации.

Дизайнер одежды, в принципе, способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных стадиях проектирования принимают участие и другие специалисты - прежде всего конструктор и технолог.

 

Особенности моды 1900-1910-х гг. Эстетический идеал «Ар-нуво» и его воплощение в образе и костюме. Иконы стиля. Развитие ассортимента в сторону демократизации. Изменения в повседневной одежде. Стилеобразующие факторы. Творчество и инновации П. Пуаре.

Идеи Л.Бакста, равно как и многие постановки Русских сезонов, оказали огромное влияние на парижскую моду, особенно на творчество Поля Пуаре.

Он был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.

Пуаре хорошо рисо­вал, ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался в тка­нях и фурнитуре, увлекался историей искусств и фольклором. Всё созданное им было талантливо, ярко, неординар­но, смело. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства. Пуаре мы обязаны и возрождением уважительного отношения к человече­скому телу, не спрятанному, а живуще­му в любом костюме и вместе с ним. Путь Поля Пуаре к славе был не­обычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зон­тами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным до­мам моды, стал обладателем собствен­ной марки.

юный Поль, сын лавочни­ка, поступил на работу в лучший парижский салон к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художни­ка, Дусе поручил ему обслуживать са­мых капризных клиенток Парижа.

после военной службы и недолгой работы в Доме Ворта (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собст­венный салон, в кото­ром всё, от роскошной мебели и высо­ких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вы­шивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом хорошего вкуса, выставочный зал, центр искусств, клуб избранных.

Пуаре учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело. мастер предлагал кли­енткам соблазнительные платья в стиле Директории, Кон­сульства и Империи. Они не требовали использования жёсткого длинного корсета, превращавшего женскую фи­гуру в подобие песочных часов и придававшего телу S-образный изгиб. Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев – по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных — до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объёма к другому. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно без помощи горничной, которая шнуровала традиционный корсет.

Он использо­вал в своих композициях классиче­скую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.

Благодаря творчеству Поля Пуаре мода на всё восточное с невероятной быстротой проникла во дворцы наследственной знати и финансовых магнатов, в квар­тиры адвокатов и врачей, в салоны светских дам, в мансарды журнали­стов. Платья-туники, расшитые бисером и блёстками; манто с рукавами-кимо­но из парчи всех оттенков золота и серебра, подобные ризам священни­ков; платья-сак, имевшие вид простой рубашки; легкомысленные узкие юб­ки; свободные юбки-брюки для пи­жам, а затем шёлковые шаровары для утренних туалетов вызывали если не восторг, то изумление Парижа. Кроме драго­ценных шелков Пуаре часто использовал набивные ткани фантастиче­ских расцветок, созданные для него знаменитым художником-декоратором Раулем Дюфи. На таком ярком фоне брилли­анты в изящной оправе теря­лись, и предпочтение отдавалось крупным цветным камням, массивным золотым и серебряным украшениям, эма­лям. Более того, Пуаре решительно упра­зднил пышные причёски, фальшивые локоны и шиньоны; модными стали глад­кие, желательно тёмные волосы, а в ка­честве дополнений – ленты, эгреты (перья) и небольшие тюрбаны.

Желая сделать свою моду и новый стиль доступными широкой аудито­рии, Пуаре пригласил к сотрудничест­ву известнейших художников-иллюст­раторов и выпустил в свет малотиражный альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Грибом». Через четыре года по­явилось ещё одно роскошное издание – альбом Жоржа Лепапа «Вещи Поля Пуаре», который всему свету продемон­стрировал достижения выдающегося модельер. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высоко­го шитья турне по столицам Европы с участием манекен­щиц, или, как тогда говорили, живых манекенов, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, школу искусств.

Свои первые духи – «Роза Розины» – он посвятил старшей дочери. За ними последовали пряные восточные: ароматы: «Китайская ночь», «Аладдин». Именем другой дочери, Мартины, Пуаре назвал основанную им школу прикладного искусства, куда принимали талантливых девушек. Продукция этой школы – ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерье­ра – продавалась в небольшом магазине в предместье Сент-Оноре. Ещё до Пер­вой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

В 20-х гг. Поль Пуаре вновь проявил чутьё прирождён­ного новатора, впервые использовав в своих коллекциях чул­ки телесного цвета и бюстгальтеры современной формы. В его планы входило издание еженедельника, рассчитанного на так называемую среднюю женщину, в котором появля­лись бы сделанные и подписанные им выкройки одежды.

Он умер за несколько дней до открытия ретроспективной выставки его работ, организованной одним из немногих верных друзей – поэтом, драматургом, театральным деятелем Жаном Кокто

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.