Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов, эссе





 

1. Юридическая терминология.

2. Основные правила определения понятий и употребления терминов.

3. Юридические документы: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

4. Понятие и виды правотворческой техники.

5. Классификатор правовых актов.

6. Общая характеристика законодательного процесса в РФ.

7. Дефекты законодательной техники.

8. Понятие и виды экспертизы в процессе правотворчества.

9. Юридические документы, сопутствующие законодательному процессу.

10. Содержательные особенности текста законодательного акта.

11. Структура и реквизиты законодательного акта.

12. Язык и стиль закона.

13. Символические приемы формулирования юридических норм.

14. Основные юридико-технические конструкции и приемы в тексте законодательных актов.

15. Юридико-технические критерии эффективности законодательных актов.

16. Особенности структуры законодательных актов.

17. Правовые презумпции, фикции, аксиомы, примечания, перечни, оговорки, приложения.

18. Особенности структуры подзаконных нормативных правовых актов.

19. Классификация нормативных договоров. Особенности структуры нормативных договоров.



20. Техника создания локальных нормативных правовых актов.

21. Понятие, способы и правила толкования права.

22. Основания и поводы официального толкования права.

23. Техника толкования права по объему.

24. Понятие, объект и предмет толкования права.

25. Толкование договора. Понятие и виды коллизий в праве. Преодоление правовых коллизий.

 

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. В чем заключается ошибка выбора формы правового регулирования?

Назначить каждому члену семьи погибшего депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д. Айздердзиса пособие в размере двукратной минимальной пенсии по старости в месяц. (ФЗ» О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи А. Д. Айздердзиса» 1994 г.)

2.Сравните и оцените нормативные положения, относящиеся к структуре нормативного правового акта.

а) В законах Российской Федерации нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов Российской Федерации могут подразделяться на абзацы, именующиеся частями и имеющие порядковый номер. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты. В иных нормативных правовых актах Российской Федерации порядковый номер. Пункты могут подразделяться на подпункты. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.



(Проект ФЗ «О нормативных правовых актах Российской Федерации».)

б) В Конституции Республики Адыгея и законах Республики Адыгея нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих название и порядковый номер. Статьи законов Республики Адыгея могут подразделяться на абзацы, именуемые частями и имеющие порядковый номер. В частях статей могут содержаться пункты, обозначенные порядковым номером со скобкой, и подпункты, обозначенные буквой со скобкой. В иных нормативных актах (повторение текста Проекта ФЗ РФ. См. выше). Статьи (пункты) близкого содержания... (повторение текста Проекта ФЗ РФ. См. выше).

(Закон Республики Адыгея «О нормативных и иных правовых актах» 1998 г.)

в) Статья правового акта может состоять из пунктов, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой. Статья (пункт) правового акта, пункт статьи правового акта начинаются с абзацного отступа и могут включать части, образуемые одним абза­цем или несколькими абзацами одного предложения. Части статей (пунктов) или пунктов статей не имеют порядковых номеров. Статья (пункт) правового акта, пункт статьи правового акта, часть статьи или пункта статьи правового акта могут иметь подпунк­ты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запя­той и пронумерованными арабскими цифрами со скобкой справа без точки.



(Свердловский областной закон «О правовых актах в Свердловской области» 1999 г.)

.3. Какой вид ошибки в определении понятий был допущен?

а) Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющей собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

(ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».)

б) Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

(ФЗ «О безопасности».)

в) Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

(ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».)

г) Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водный режим — изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

д) Вода — химическое соединение водорода и кислорода, сущест­вующее в жидком, твердом и газообразном состояниях.

(Водный кодекс Российской Федерации.)

4.Какое требование юридической техники здесь не соблюдено? П. 1 ст. 375 ГК РФ: «По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об это принципала.

В п. 1 ст. 376 ГК РФ: «Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование».

5.Определите вид ошибки текста нормативного акта.

Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

(ФЗ «О библиотечном деле».)

6. Сравните данные нормативные положения и оцените их с точки зрения правил толкования. Сопоставьте эти положения с нормами ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ».

6.1. Основания для официального толкования.

а) Основанием для толкования (официального — прим. авторов) является обнаружение неточности в нормативных правовых актах, а также неправильной или противоречивой практики применения нормативных правовых актов.

(Закон Республики Адыгея «О нормативных и иных правовых актах».)

б) Официальное толкование нормативных правовых актов края производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта края, неправильной или противоречивой практики применения.

(Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».)

в) В случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений, а также противоречивой практики применения нормативного правового акта осуществляется его официальное нормативное толкование.

(Проект ФЗ «О нормативных правовых актах Российской Федерации».)

6.2. Поводы для официального толкования.

а) В законе Республики Адыгея. о поводах для толкования ничего не говорится.

б) С представлением в правотворческий орган о необходимости официального толкования соответствующего нормативного правового акта края могут обратиться: прокурор края, краевой суд, краевой арбитражный суд, постоянные комитеты Законодательного со­брания края, иные организации и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность. Представление о необходимости официального толкования нормативного акта края рассматривается правотворческим органом в двухнедельный срок.

(Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».)

в) Запросы о толковании Устава Свердловской области направляются в порядке, определенном Областным законом «Об Уставном Суде Свердловской области».

Запросы о толковании иных нормативных правовых актов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право осуществлять официальное толкование, могут направлять любые субъекты законодательной инициативы, а также иные органы, организации и граждане, в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Запрос о толковании нормативного правового акта, внесенный в установленном законом порядке, должен быть рассмотрен органом официального толкования в месячный срок со дня поступления запроса, если иные сроки не установлены федеральным и областным законодательством.

(Свердловский областной закон «О правовых актах в Свердловской области».)

6.3. Пределы официального толкования.

а) В процессе толкования не допускается внесение в нормативный правовой акт поправок, дополнений и конкретизирующих норм.

Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случае явного расхождения смысла и текста нормативного правового акта.

(Закон Республики Адыгея «О нормативных и иных правовых актах».)

б) В процессе официального толкования не допускается внесение в нормативные правовые акты края поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях расхождения смысла и текста нормативного правового акта края или его предписания.

(Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».)

в) Толкование нормативного правового акта не должно изменять его смысл.

Не допускается установление норм права актами официального толкования.

(Свердловский областной закон «О правовых актах в Свердловской области.)

г) Толкование нормативного акта не должно изменять его смысл (Проект ФЗ «О нормативных правовых актах Российской Федерации».)

 

Разработка и защита законов:

а) «О правовых терминах»;

б) «О законах»;

в) «О правовой экспертизе»;

г) «О толковании нормативных правовых актов»;

д) «О составлении и толковании договоров»;

е) «О систематизации нормативных правовых актов».

2. Разработка и защита «Рекомендаций по подготовке и оформлению актов толкования»:

а) Конституционного Суда РФ;

б) Пленума Верховного Суда РФ;

в) Государственной Думы РФ;

г) Правительства РФ (конкретного министерства, комитета и т.п.).

Вопросы к зачету «Актуальные проблемы правотворчества»

 

1. Понятие правотворчества. Место и значение правотворчества в юридической деятельности.

2. Понятие и виды юридической техники.

3. Юридическая терминология.

4. Основные правила определения понятий и употребления терминов.

5. Юридические документы: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

6. Понятие и виды правотворческой техники.

7. Классификатор правовых актов.

8. Общая характеристика законодательного процесса в РФ.

9. Дефекты законодательной техники.

10. Понятие и виды экспертизы в процессе правотворчества.

11. Юридические документы, сопутствующие законодательному процессу.

12. Содержательные особенности текста законодательного акта.

13. Структура и реквизиты законодательного акта.

14. Язык и стиль закона.

15. Символические приемы формулирования юридических норм.

16. Основные юридико-технические конструкции и приемы в тексте законодательных актов.

17. Юридико-технические критерии эффективности законодательных актов.

18. Особенности структуры законодательных актов.

19. Правовые презумпции, фикции, аксиомы, примечания, перечни, оговорки, приложения.

20. Особенности структуры подзаконных нормативных правовых актов.

21. Классификация нормативных договоров. Особенности структуры нормативных договоров.

22. Техника создания локальных нормативных правовых актов.

23. Понятие, способы и правила толкования права.

24. Основания и поводы официального толкования права.

25. Техника толкования права по объему.

26. Понятие, объект и предмет толкования права.

27. Толкование договора.

28. Понятие и виды коллизий в праве. Преодоление правовых коллизий.

29. Понятие и формы реализации права. Понятие и виды правореализационной техники.

30. Техника создания правореализационных актов. Особенности составления юридических документов гражданами.

31. Структура казуального договора как акта реализации права.

32. Структура и форма актов применения права.

33. Структура и реквизиты судебного решения.

34. Техника документирования и опубликования актов толкова­ния права.

35. Фиксация и удостоверение юридических фактов.

36. Техника доведения до сведения правоприменительных актов.

37. Понятие и виды систематизации юридических документов.

38. Способы учета юридических документов. Правовые справоч­ные информационные системы.

39. Юридическая техника в международном праве. Юридические документы в конституционном судопроизводстве.

40. Правотворчество региона и местное правотворчество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.