Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема идеального в философии. Специфика бытия духа.





 

 

Проблема идеального. Чтобы понять идеальную природу сознания, необходимо проанализировать связь сознания, во-первых, с внешним материальным миром – источником сознания, и, во-вторых, с мозгом – материальным субстратом сознания. Внешний предметный мир (природный, социальный) отражается в сознании в виде образов (содержанием сознания могут быть и образы духовных явлений, что не меняет сути дела). В самих этих образах, если они, например, отражают какое-либо природное образование или историческое событие нет ничего вещественно-предметного, образы не обладают свойствами тех предметов, событий, которые они воспроизводят. У образа розы, к примеру, нет запаха, цвета, размера и других свойств, которыми обладает роза как материальный предмет и это позволяет квалифицировать образ как идеальный феномен. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Данные наук свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Когда нарушается и тем более разрушается утонченная структурная организация материи мозга, разрушаются и структуры сознания (при поражении, например, затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушается ориентировка в пространстве, восприятие правого и левого). Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит его полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. Сознание связано с протекающими в мозгу материальными процессами и не существует помимо них, но оно не сводимо к ним. В мозгу нет физических отпечатков предметов. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. По состоянию нервно-физиологических процессов нельзя однозначно судить о содержании образа, ибо его источником является не мозг, а внешний мир. Здесь уместна следующая аналогия: подобно тому, как зная детальное устройство кинопроектора, мы еще не сможем охарактеризовать содержание показываемого им фильма (для этого надо взглянуть на экран), так и знание структуры, механизмов работы мозга еще не позволяет заключать о характере мыслей, образов. Для этого надо выйти в анализе к внешней, объективной реальности, к взаимодействию человека с миром. Ибо сознание, по определению Ленина, - это субъективный образ объективного мира. Можно сделать следующий вывод: образ есть нечто идеальное; он не сводим ни к самому материальному предмету, находящемуся вне меня, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Как писал Маркс, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Слово «пересаженное» нельзя понимать буквально, это образное выражение, характеризующее факт отражения объекта в мозгу, причем активного отражения, связанного с переработкой, преобразованием внешних впечатлений. Сознание человека, его духовный мир невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать. Вместе с тем мысли, идеи реальны, они существуют. Но эта реальность не материальная, а идеальная. Материя – объективная реальность, сознание – субъективная реальность. Это два типа реальности, между собой связанные, это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Идеальное – это то, чего нет в природе, но что возникает в сознании человека и подлежит реализации на практике. В трудовой практической деятельности идеи, замыслы, образы человека находят свое воплощение, опредмечиваются в ее результатах (орудиях труда, приборах, машинах, произведениях литературы, живописи и т.д.). С другой стороны, приобщаясь к накопленному общественному богатству, распредмечивая содержащиеся в нем мысли, оценки, знания, индивид развивает свое индивидуальное сознание, обогащает свой внутренний духовный мир. Идеальное, таким образом, выступает стороной деятельности общественно-развитого человека, оно «вспыхивает» и «угасает» в процессе его предметно-практического взаимодействия с миром. Материальным носителем идеального сознания, следовательно, является не только мозг человека, но и все его «общественно-развитое тело»: созданный им в процессе труда, практики предметный мир культуры, а также язык, выступающий материальной оболочкой мысли. Поэтому раскрывать тайны сознания следует не только на пути изучения мозга человека, но и через культурологические, лингвистические исследования, т.е. совместными усилиями естественных и социально-гуманитарных наук. В отечественной философской литературе бесспорная заслуга в исследовании сложной проблемы идеального принадлежит Э.В.Ильенкову (1924-1979).Идеальное, с его точки зрения, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это, скорее, аспект культуры, характеристика общественного сознания, а индивидуального лишь в той мере, в какой оно приобщено к общественному сознанию, культуре. В обществе всегда наличествует идеальное в виде нравственно-моральных норм, правовых установлений, логических нормативов рассуждений, которые противостоят индивидуальному сознанию в качестве внешних форм его детерминации, с которыми оно вынуждено считаться. Идеальное, по Ильенкову, это отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Эти формы представляют собой результат совместной, общественно-исторической деятельности людей, и они как закон управляют сознанием и волей отдельного человека. Идеальное предстает как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности человека. Человек обретает идеальное (идеальный план жизнедеятельности) только и исключительно в ходе приобщения к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. Другой современный подход к проблеме идеального представлен работами Д.И.Дубровского. Если Ильенков акцентирует внимание на социокультурном аспекте идеального, то Дубровский – на естественнонаучном. По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт, еще не следует, что оно должно быть «локализовано» в общественной системе в целом, а не в пределах головы общественного индивида. Идеальное – это психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельной личности. Идеальное необходимо связано с материальными мозговыми процессами определенного типа, которые актуализируют для личности информацию, закодированную в структурах мозга. Подобно тому, как информация, хранящаяся в книгах, машинах, произведениях искусства и других материальных системах не есть идеальное, не будучи актуализируемой в сознании личности, так и информация, закодированная в нейронных, субнейронных, молекулярных структурах головного мозга есть лишь возможность идеального, а не идеальное как таковое. Категория идеального обозначает такое свойство деятельности нашего головного мозга, благодаря которому нам непосредственно дано содержание объекта (информация о нем), свободная как от всех реальных физических качеств объекта, так и от нейродинамического кода, с которым связан психический образ. Идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и свободно оперировать ею во времени. В современной литературе особо подчеркивается проективно-конструктивная сущность идеального, связанная с целеполагающим характером сознания, с творческой деятельностью человека. В этом смысле идеальное – это гносеологические образы будущих предметов, ситуаций, модели, проекты, а также высшие ценности (идеалы добра, справедливости, прекрасного и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека. Дух – это совокупность и средоточие всех функций сознания, сконцентрированных в единой индивидуальности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Вся история философии представляет собой попытку подобраться к тайне духа. Это слово достаточно широко распространено в лексиконе всех народов. Употребляя его, мы не всегда вдумываемся, вникаем в его глубинный смысл. Нам понятна суть выражений «боевой дух», «вольный дух», «испустить дух». Ясно нам также и то, когда говорят «дух времени», «здесь русским духом пахнет» и т. п. Наряду с такого рода использованием понятия дух, можно сказать, обыденного характера оно употребляется, когда хотят выразить не только наивысшие проявления человеческой сути, но и указать на наличие некоего запредельного явления, неподвластного человеческим ощущениям. Так, например, говорят «бесплотный дух», имея в виду одну из троичных ипостасей Бога, Абсолюта (одна из заповедей Православия, столь любимая Преподобным Серафимом Саровским, состоит в «стяжании Духа Святаго»). Не случайно, желая подчеркнуть достоинства личностей, преуспевших на этом пути, отмечают: «сознание его исполнено духом святости». Из этого, на первый взгляд, частного мнения уже следует, что «дух» более емкое понятие, чем сознание. Это весьма существенно, если принять во внимание, что направленность духа определяет сознание, а сознание, как известно, направляет познание. Отсюда вытекает представление о духовной жизни как мере, критерии человеческого существования. В христианстве дух есть действие Божией благодати, поэтому его проявления имеют мистический характер, покрыты тайной. Душа же, в соответствии с этими взглядами, рассматривается как вместилище духа. Вот почему выше мы говорили о различии духовной и душевной жизни, что, впрочем, было известно уже Платону. По сути, дух и душа – религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования. На ранних этапах человеческой истории сознание не отделяло себя от духа. Более того дух и плоть воспринимались в единстве. Лишь позднее возникает проблема души и тела. В философии проблема духа – это фактически проблема сознания. Долгое время существовала даже наука пневматология (от греческого «pneuma» – дух, душа), исследовавшая природу и проявления духа. Дух есть жизнь, судьба, полагали учителя христианства. Жизнь же раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Русский философ С. Н. Трубецкой (1862–1905) писал: «Человеческий дух объективен лишь в обществе и общественной деятельности, в общении с разумными существами – там, где они существуют истинно, не только в себе и для себя, но и в других и для других, и где другие существуют в нем и для него, так же как он сам. Поэтому человеческий дух может быть вполне объективным лишь в совершенном, абсолютном обществе. И можно сказать, что стремление к такому обществу есть стремление к истинной жизни духа, бессмертию и воскресению».[24] Н. А. Бердяев в сочинении «Дух и реальность» подчеркивал, что в немецкой классической философии, продолжившей традицию отыскания духа в бытии, философия духа стала философией объективного бытия. На самом же деле, полагает Бердяев, дух есть не видимая вещь. Чистая духовность находится за пределами мысленного противоположения субъекта и объекта. Дух подразумевает высшее качество по отношению к душевному и телесному. «Дух есть истина души, – пишет Бердяев, – ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство».[25] Мы видим, что обсуждение проблем, связанных с духом, душой, да и самим сознанием, идет в сфере понятий, отражающих проявление мира, идей, идеального. Мы уже встречались с категорией идея, в частности, когда речь шла о философии Платона. Рассмотрим ее под углом зрения, определяемым сознанием. Греческое слово «idea» чрезвычайно многозначно. Но прежде всего – это понятие, представление. Для познающего человека, обладающего сознанием, идея – это форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Применительно к познанию идеи существуют в виде представлений, понятий и теорий. Идея – одна из важнейших философских категорий и как таковая выполняет различные задачи: во-первых, идея выражает умопостигаемое истинно сущее (Демокрит, Платон, Аристотель), во-вторых, идея выражает первообраз вещей, принадлежащий Божественному духу (Бог творит вещи согласно своим идеям), наконец, в-третьих, идеи – способ человеческого познания. Главный вопрос, встающий перед философами, когда речь заходит об идеях и об их отношении к сознанию, охватывает несколько аспектов: о происхождении идей, о их познавательной ценности и об их отношении к объективному миру. До сих пор неясности, остающиеся в решении этого вопроса, затрудняют понимание и одного из самых, пожалуй, запутанных в философии понятий – понятия идеального. Наиболее общее определение идеального – это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека он имеет индивидуальное выражение, и получает отражение в формах: а) деятельности человека и б) его сознания. Следует подчеркнуть, что идеальное и процесс его формирования не могут быть объяснены через обращение к физиологическим процессам и механизмам человеческой психики, что составляет одну из главнейших трудностей для философского восприятия. Существенно при этом, что идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности. Феномен идеального имеет важное значение не только в жизни отдельного человека, выступая фактором формирования его сознания, играя большую роль в процессе познания, будучи условием его духовной жизни. Идеальное обладает громадным социальным значением, которое определяется общественным сознанием в различных его формах, культурой и т. п. Сказанное позволяет подробнее остановиться на проблеме сознания. Дискуссии об одной из основных проблем человеческой жизни, ставшей предметом не только философии, но и многих других наук (социологии, психологии, нейрофизиологии), имеют давнюю историй. Нет возможности остановиться на ней подробнее. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление. Сознание присуще только высокоорганизованной материи. Оно обладает идеальным характером. Глубочайшая тайна сознания скрывает самый факт представленности субъекту, то есть человеку многообразной картины мира, той реальности, в которой живет человек и частью которой сам является. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук.   19. Общество как объект социально-философского анализа.     Существование человека вне общества невозможно. Но что такое общество, как оно возникает, каково его строение, в соответствии с какими принципами оно существует и функционирует? Эти вопросы составляют предметное поле того раздела философских знаний, который называется социальной философией. Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества. Таким образом, предметом социальной философии являются проблемы социального бытия. Изучение общества имеет свою специфику. Основные черты социального познания: - общество – самый сложный объект научного познания (общество оставляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей); - в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания; - истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер. Общество рассматривается в рамках различных научных дисциплин: история, социология, политология, этика и т.д. Социальная философия пытается построить наиболее общие модели социума. Социальная философия направлена на решение следующих основных проблем: - проблема определения специфики социальных явлений; - проблема определения специфики структуры общества как системы; - проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества; - проблема соотношения факторов и источников социальной динамики; - проблема выявления направленности изменений в обществе; - проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ. Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество). Общество же в широком смысле – это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности. Социально-философские представления сложились еще в рамках классической философии: 1) Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности. 2) Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочивания межчеловеческих отношений. 3) Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора). В 19 в. от социальной философии отделяются ряд самостоятельных наук об обществе: социология, история, политология, экономическая теория, правоведение и др. В связи с этим роль социальной философии начинает сводиться к выработке основных подходов, направляющих исследование общества в рамках социально-гуманитарных наук.   20. Общество как сложноорганизованная система.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Как бы там ни было, общество – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.







Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское).

Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них –экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Усложнение процессов общественного развития и повышение их динамичности, переход к новым формам жизни требуют повышения творческой активности людей. Эта активность должна быть глубоко осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Тем самым возрастает значение всех форм общественного сознания, в рамках которых осмысливаются различные явления и процессы общественной жизни и вырабатываются способы активного воздействия на них.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.