Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия Эпохи Возрождения. Влияние гуманистических идей на развитие человечества.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело. Также развивалась техника, механика, математика, естествознание. Изобретения и открытия, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.

 

В этот период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья. Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения.



В период с середины XIV по начало XV века в Европе начинаются серьезные социально-экономические и мировоззренческие трансформации. Начало всему, как это бывает в истории человечества, положили назревающие изменения в развитии экономики. Феодальная модель хозяйствования, основанная к тому же на экстенсивно развивающемся сельском хозяйстве, перестает удовлетворять потребности производства основных материальных благ и ценностей.

Социальные классы – феодалы и угнетенные ими крестьяне –начинают сходить со сцены. Всевозрастающие аппетиты феодалов, обнищание и забитость крестьян, в сочетании с их низкими моральными качествами и уровнем образованности, начинают ставить эти социальные группы в невыгодное положение по отношению к нарождающемуся сословию горожан – предтече будущих граждан. В Европе происходит рост городов, осуществляются подвижки в социальных и имущественных отношениях. Развитие новой экономики требует и нового человека. Таким образом, потребности зарождающегося капитализма – строя свободных предпринимателей – во многом определили становление мировоззрения эпохи Ренессанса – философию Человека.

А становление и развитие ценностей человеческого привнесли изменения во все области деятельности, связанной с ним, начиная с медицины и заканчивая культурой и искусством. Вернее, наоборот! Ибо развитие философии человека в эпоху Возрождения началось именно с литературы, поэзии, живописи, благодаря которым красота и ценность человеческого, много веков скрытая под спудом божественного, начала пробивать себе дорогу во всех сферах социальной жизни. Однако отметим еще раз: Становление и утверждение человеческой ценности являлось во многом средством развития и усиления новых социально-экономичес­ких отношений – капиталистического способа производства.

Историю Возрождения нельзя ни переоценить, как и не стоит её

идеализировать. Как бы ни хотелось в это верить, но человек все-таки был скорее средством, нежели целью, зарождения новых отношений. Просто теперь он из орудия церкви превращается в орудие новых буржуа и финансовых олигархий. Такого презрения к человеку, как в эпоху Возрождения, пожалуй, не было вплоть до XX века. Развитие капитализма потребовало таких огромных жертв, таких страшных и бессмысленных воин, такого насилия и нового рабовладения, что только в Германии в период XV–XVI веков погибло и умерло более трети населения. Это в то-то время! Одни только войны католиков и протестантов (гугенотов во Франции) стоили Европе около 2 миллионов человеческих жизней. Политические интриги иезуитствующих священников, политическая борьба светской и церковной власти, циничная деятельность венецианских купцов и финансистов вместе со становлением новой социальности современного капитализма уже тогда потребовали огромных человеческих жертв! Поэтому однозначно гуманистически оценивать эпоху XV–XVI веков в Европе не стоит.

Гуманизм (от лат. humanus человеческий) – идейное и мировоззрен­ческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и ставшее её идеологией. В центре гуманизма стоит человек, провозглашенный как высшая ценность и цель. Однако востребованность идей гуманизма, как мы поняли, была чаще всего связана с внутренними потребностями развития европейского общества той эпохи. Эпоху Возрождения от всех предшествующих эпох отличала важнейшая особенность – сильно выросшая роль умственного труда и появление той категории лиц, которыми впоследствии стали именовать гуманистами. Это положило начало, по сути, процессу возникновения светской интеллигенции, вышедшей из различных социальных кругов. Гуманисты провозглашали идею самоутверждения и разрабатывали концепции, в которых высока была роль нравственного совершенствования, созидательной и преобразовательной силы знания и культуры. Родиной гуманизма стала Италия.

Человек не должен жить в ущерб другим, но при этом жить полноценной жизнью. Человек должен быть полезен людям. Этот вопрос занимает важное место в нравственных исканиях гуманистов. Рассуждения мы встречаем и у Лоренцо Валле, и у Поджо, и у Альберти. У двух первых философах встречаются мысли о противопоставлении личности обществу. Гуманисты не видят всех противоречий буржуазного общества, но они их смутно ощущают. Им кажется, что они нашли способ гармонического согласования частного и общественного интереса. Но принцип общественной полезности остается одним их неотъемлемых компонентов социально-этической доктрины ренессансного гуманизма. Главное, что великие гуманисты сумели осуществить этот принцип практически: неутомимыми усилиями для блага родины (Петрарка, Салютати, Бруни), мыслительным и творческим трудом, изобретениями, открытиями (Альберти, Леонардо), созданием гигантской духовной сокровищницы, прежде всего – художественных ценностей. Этой сокровищницей человечество никогда не перестанет наслаждаться, пока существует. Гуманистический индивидуализм требовал от человека самих высоких моральных качеств, побуждал каждого усилием собственной воли, своим трудом достигать вершин добродетели и благородства.

И – славы. Речь не идет о тщеславии, а о героической активности личности во благо людей, которая оставляет благодарную память в потомках о том, что А.С. Пушкин назовет «благородным чувством честолюбия». В требовании права человека на славу, громко заявленном в гуманизме Ренессанса начиная с Данте, ясно раскрывается антифеодальный смысл гуманистической этики: ведь в феодальном обществе личность была подавлена религиозными и сословными традициями, проявление человеком самостоятельности осуждалось как величайший грех гордыни. «Пусть умолкнет человеческая гордыня, после того как прозвучало божественное слово», — писал Петр Достопочтенный [9]. Напротив, ренессансный индивидуализм будил мысль и волю, был нацелен на максимальное раскрытие возможностей человека, лучших сторон неповторимого своеобразия личности. Он не позволял человеку спрятаться за ширмой сословий и религии. Признание высокой самоценности личности несло в себе непременное требование ее свободы и вместе с тем не снимало с каждого материального долга. «Следуй своей дорогою, и пусть себе люди говорят, что угодно» – эти слова Данте, которые Маркс поставил в эпиграф своего главного научного труда, как нельзя ярче выражают саму суть и историческое значение гуманистического раскрепощения личности и позволяют приблизиться к пониманию поразительной внутренней нравственной силы, создавшей великих новаторов: Данте, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело.

Гуманистический индивидуализм требовал от человека напряжения сил и воли, творческого подвига во имя высокой добродетели и благородной славы. «Зажги сам свет доблести», — призывал Петрарка, — «всеми силами пробивайся сквозь трудности, поднимайся над высоким». Не к пассивной созерцательности, восхваляемой церковью, звал человека гуманизм. Доблесть, писал Петрарка, «всегда в неуспокоенности и всегда больше других волнуется… всегда находится в действии» [12]. Вот почему идеология гуманизма смогла породить и вдохновить титанов Возрождения.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.