Сделай Сам Свою Работу на 5

Философские и конкретно-научные подходы к исследованию сознания. Проблема идеальности сознания.

 

Сознание - осмысленное знание. Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальность —характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека — все это (как и многое другое) обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений философов о сущности идеального и его предназначении от различных точек зрения внутри той или иной философской школы до глубоко дивергированных направлений в рамках всей философии — материализма и идеализма (сам термин "идеализм" в своем генезисе восходит к "идее" и "идеальному").

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.



Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Уже с глубокой древности мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. Проблема сознания интересовала и не перестает интересовать не только философов, но и богословов, ученых, художников, она является предметом исследования философии, религии, искусства, науки. Несмотря на многовековые усилия человечества раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни, в проблеме сознания к настоящему времени больше открытых вопросов, чем окончательных ответов. И это свидетельствует о сложности проблемы, о необходимости дальнейших исследований сущности, происхождения сознания, его структуры. Человеческое сознание многомерно и многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения многих естественных и социально-гуманитарных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, биофизики, информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир. В силу мировоззренческой неоднозначности этого вопроса можно выделить несколько подходов к истолкованию сущности и происхождения сознания. 1. Религиозно-философский подход – рассматривает сознание как дар Бога человеку, как то, что возвышает человека над остальной природой. По своему происхождению оно сверх-естественно, т.е. возникает не по природной необходимости и природным законам, а в силу божественного волеизъявления. Сознание – это божественная искра в человеке. В религиозно-философских концепциях основное внимание уделяется ценностно-смысловой компоненте сознания, с которой связаны мотивы деятельности личности. Понятие сознания конкретизируется через понятия души, духа, духовности, посредством которых раскрывается индивидуальный, неповторимый внутренний мир каждой личности. Здесь уместно вспомнить русскую религиозную философию с ее направленностью на изучение нравственных основ духовности человека. Особого внимания заслуживает работа И.А.Ильина «Поющее сердце», а также другие его работы, в которых он анализирует разные грани человеческого духа: любовь, дружбу, страдание, совесть. 2. Идеалистический подход – отстаивает мысль о первичности сознания по отношению к материи. Субъективные идеалисты рассматривают индивидуальное сознание как первичную реальность. Они отрывают сознание от внешнего мира, объективное существование которого для них проблематично в силу исходной мировоззренческой установки, и от мозга, т.к. с их точки зрения нет достаточных оснований для установления необходимой связи сознания, его высших проявлений, с деятельностью мозга. Сознание берется как непосредственная субъективная данность, вне всякой его объективной обусловленности, как ничем не детерминированное явление.   Объективные идеалисты признают изначально существующим сознание над-личностное в виде особого мира идей (Платон), мирового разума (Гегель), мировой воли (Шопенгауэр). Исходя из его существования можно объяснить всё совершающееся в природе, обществе, человеческом бытии. Индивидуальное сознание зависит от него и по своему происхождению, и по сущности. 3. Материалистический подход. В его рамках существует много концепций. Их авторы решают проблему сознания своеобразно, исходя из конкретно-исторических условий своего времени, уровня развития философии, науки, культурных традиций, собственных ориентаций, предпочтений. Однако объединяет их одно: все материалисты придерживаются принципа связи сознания и материи, хотя трактуют эту связь по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, вещество и zoe – жизнь) – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию. Такой точки зрения придерживались древнегреческие мыслители (Фалес, Анаксимандр и др.), впоследствии итальянский мыслитель Дж.Бруно. В Новое время Б.Спиноза рассматривал мышление как атрибут материи. Французские материалисты XVIII в. Дидро, Робине признавали всеобщую одушевленность материи. Таким образом, гилозоизм всю материю наделяет сознанием в той или иной степени, для него нет грани между живым и неживым. Отсутствует постановка вопроса о происхождении сознания, качественной специфике его природы. Вульгарный материализм – философское течение, возникшее в середине XIX в., его представителями были немецкие философы и естествоиспытатели, специалисты в области физиологии и медицины Л.Бюхнер, Я.Молешотт, К.Фохт. Вульгарными их называют за весьма упрощенные трактовки многих мировоззренческих проблем, в первую очередь проблемы сознания. Как специалисты-ученые они выступали против витализма – учения, приписывающего все проявления сознания деятельности особой жизненной силы. Доказательства взаимосвязи сознания и мозга, сознания и материи (в данном случае сложноорганизованной, а не всей, как у гилозоистов) – несомненная заслуга такого естественнонаучного материализма. Однако вульгарные материалисты абсолютизировали естественнонаучный аспект проблемы сознания. Они считали возможным понять сознание, изучив нервно-физиологические процессы человеческого мозга. Фохт прославился своим изречением, гласившим, что мысль находится приблизительно в такой же связи с мозгом, как желчь с печенью. Вульгарность этого положения заключается в трактовке мозга как причины и источника, из самого себя порождающего сознание, психические явления. При таком подходе сознание оказывается никак не связанным с внешним миром, а выступает лишь следствием материальных мозговых процессов, т.е., в конечном счете, отождествляется с мозгом. Отражательная, идеальная природа сознания в данном случае оказывается не раскрытой. Ее можно обнаружить, если преодолеть узкие рамки «полуфилософского», естественнонаучного материализма и встать на позиции материализма диалектического. Вульгарные материалисты сознание рассматривали натуралистически, как результат природной эволюции (они были сторонниками дарвиновской теории эволюции органического мира). Для диалектического материализма не природа как таковая, а изменение природы человеком является основой сознания. Сознание человека развивалось по мере того, как человек изменял природу в процессе труда. За рамками вульгарно-материалистической концепции оказалась деятельная природа человека, социально-историческая сущность его сознания. Материалисты-диалектики преодолевают редукцию сознания к природному, биологическому и строят свою теорию сознания на раскрытии его социально-исторической сущности, что позволяет выявить качественную специфику сознания, его отражательную, идеальную природу. Диалектический материализм рассматривает сознание в двух основных аспектах. В онтологическом аспекте сознание выступает свойством высокоорганизованной материи, функцией человеческого мозга, результатом не только природной эволюции, но и общественно-исторического развития. Преобразуя природу в ходе труда, изменяя окружающую среду в процессе практики, человек в то же время формировал, развивал и свою собственную природу, свое сознание. Нет и не может быть сознания вне общества, вне выработанных специфически человеческих способов деятельности. В гносеологическом аспекте сознание рассматривается как высшая, качественно своеобразная форма отражения материального мира. Оно не пассивно-созерцательно, а творчески отражает действительность, обладает творческой активностью. Сознание содержит в себе идеи, замыслы, ориентированные на практическую реализацию. Отражение на уровне сознания носит целенаправленный характер, т.е. предвосхищает в идеальной форме будущий результат человеческой деятельности и в этом плане способствует творческому преобразованию окружающего мира. Через практику сознание воздействует на породившую его действительность. Идеи, овладевая массами, становятся «материальной силой», способной изменять мир в соответствии с общественными потребностями. И в том, и в другом аспекте сознание связано с материей, но по своей природе идеально.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.