|
Категории бытия в философии: смысл, мировоззренческое значение.
Одной из актуальных проблем философии была и остается проблема философского понимания мира, осмысления места и роли человека в нем.
Сущность философского понимания мира раскрывается через содержание таких фундаментальных категорий как «бытие», «материя», «сознание». Особенности трактовки содержания этих категорий определяют специфику тех или иных философских концепций мира. Но перейдем к рассмотрению существа вопроса.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.
Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в "небытие".
Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Отправляясь от категории бытия, Гегель понимал бытие как "исчезающее бытие", как переходящее в "небытие", в результате чего все в мире являетсястановлением. Но становление это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления.
Первые философские концепции бытия были предложены Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем. По мнению Парменида, мир подразделяется на две части: изменчивую, временную, текучую, которая воспринимается органами чувств человека, и вечную, неизменную, познаваемую только разумом. Бытие, считает Парменид, — это то, что воспринимается разумом, бытие—это только невидимый, неосязаемый мир, который может быть мыслим без противоречий. Другими словами, он отождествляет бытие и разум.
Противоположный взгляд на эту проблему находим у Гераклита, который под бытием понимает непрерывно становящееся, изменяющееся, т. е. чувственно воспринимаемый материальный мир.
Другое решение проблемы бытия было предложено Демокритом. Он отождествляет бытие с простым, понимая под последним атом, как наименьшую, неделимую физическую частицу. Демокрит признает множественность бытия, поскольку признает существование бесчисленного множества атомов. Атомы, по его мнению, разделены пустотой. Пустота тождественна небытию, которое непознаваемо. Познать можно лишь бытие.
Идеи Парменида получили развитие и новое толкование в концепции бытия Платона, которая, в отличие от учения Демокрита, является по своей сущности объективно-идеалистической. Он считал, что бытие есть то вечное и неизменное, что может быть познано лишь разумом. Признавая, как и Демокрит, множественность бытия, Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование—идею. Одновременно он четко разграничивает бытие (мир неизменных и вечных идей) и мир «становления» (преходящий мир) чувственных вещей. По его мнению, истинное бытие — это вечные, бестелесные идеи.
Противопоставление Платоном чувственного бытия миру истинного бытия снимается в концепции Аристотеля. Он отвергает учение об идеях как сверхъестественных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум — неделимое), например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды, по его мнению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.
Понятие "бытие"сходно, однопорядково с такими понятиями как"действительность", "реальность", "существование"и в некоторых контекстах они могут рассматриватьсякак синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.
В учениях прошлого по рассматриваемой нами проблеме было высказано немало ценных идей. Однако как понимает бытие материалистическая диалектика? Каково содержание этой категории и как она соотносится с категорией материи?
БЫТИЕ — философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует: это и материальные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. Мы говорим о бытии вещей, окружающей нас природе, о бытии человека, его сознания, о бытии общества, в котором мы живем и т. п. Иначе говоря,бытие охватывает собой как материальное, так и духовное без какого-либо исключения.
Бытие — очень широкое понятие, оно обозначает существование вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты — относится к бытию.Отрицание бытия будетнебытие, ничто.
Как видим, бытие не сводится диалектико-материалистической философией только лишь к предметно-вещественному миру, что характерно для мировоззренческих концепции материалистов-метафизиков. Данная категория является предельно широкой по своему содержанию, так как она охватывает собой все виды реальности.
Мир, таким образом, предстает перед нами как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир (Материальное, или Реальное Бытие), и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (Идеальное Бытие, Духовный мир).
Различают два вида (способа) бытия: реальное и идеальное. Они отличаются друг от друга по способу своего существования.
РЕАЛЬНОЕ, МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ — это все то, что существует в пространстве и во времени. Оно вечно меняется — обновляется. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существование независимо от человеческого познания.
ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ (Мир сознания, духовный мир) — наоборот, это то, что существует вне времени и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др. Идеального вне сознания человека, независимо от него не существует.
Итак, критерием реальности является ее существование в пространстве и особенно во времени.
Диалектический материализм, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой.
Оба этих мира — мир сознания и мир природы — могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии, о чем речь пойдет далее. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1) Бытие вещей (тел) и процессов (МАТЕРИАЛЬНОЕ, РЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ), которое, в свою очередь, делится на:
а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого («Первая» - естественная природа);
б)бытие вещей и процессов, произведенных человеком («Вторая» - искусственная природа вещей).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|