Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.
Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов.Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении. Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного. Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.
В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях, что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.
Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.
Структура философии
Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят:
§ теоретическая философия (систематическая философия);
§ социальная философия;
§ этика;
§ эстетика;
§ логика;
§ история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
§ онтология — учение о бытии;
§ гносеология — учение о познании;
§ диалектика — учение о развитии
§ аксиология (теория ценностей);
§ герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
Философия в системе культуры. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток и Россия в диалоге культур.
Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» — области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).
В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.
Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.
Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.
В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимо уяснить, что представляет собой культура. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Понятие культуры может различно употребляться в разных областях научного знания. Например, в археологии используются такие понятия, как мезолитическая культура, неолитическая культура и т.п. В этнографии можно говорить о различных национальных культурах. В практике государственной жизни говорят, например, о министерстве культуры. Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие материальной культуры, имея в виду технику, материальные ценности и т.п., можно выделить понятие духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль и т.д.), можно вести речь о политической культуре и т.д.
В философской литературе существует множество формулировок культуры, которые, как правило, раскрывают только ее отдельные стороны. В римской империи, в Средневековье понятие культуры ассоциируется в значительной степени с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения, в Новое Время вновь набирает силу тенденция отождествления культуры с различными видами духовной деятельности, такими как искусство, философия, мораль, зарождающаяся наука, религия. Так, Г. Гегель считал, что проявление сущности культуры происходит в процессе возвышения человека, в приобщении индивидуума к мировому целому. При этом наука и научная деятельности виделись ему наиболее совершенным способом культурного существования.
Параллельно с понятием культуры возникает и понятие «цивилизация», которое часто употребляется как синоним понятию «культура».
Термин «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский и характеризует определенный уровень общественного развития или социальную форму организации жизни общества. Он был введен в философский обиход в XVIII веке и сначала использовался французскими философами-просветителями как синоним понятия культуры. То есть цивилизацией называлось общество, основанное на началах разума и справедливости. В современной литературе термин «цивилизация» используется в разных смыслах. Например, для обозначения исторической ступени в развитии человечества, начавшейся после варварства, когда в обществе стали образовываться классы, появились государства, возникла письменность и т.п. Понятие цивилизации используется также как характеристика целостности человечества, его общего единства, например, когда говорят о мировой цивилизации. Термин «цивилизация» может характеризовать материально-техническое обустройство жизни, т.е. то, что дает комфорт, удобство в повседневной жизни.
Обратимся к примерам. Н.А. Бердяев считает, что культура имеет религиозные основы. Он писал: «Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум «просвещения», но разум этот уже не отвлеченный, а прагматический разум». Далее он продолжает: «Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни».
Культура и цивилизация, представляют собой два неотъемлемых аспекта человеческого общества, т.е., как отмечает Л.В. Шапошникова, его дух и материальную форму.
Такое понимание соотношения культуры и цивилизации созвучно с подходом О. Шпенглера к этим понятиям. Так, в своей работе «Закат Европы» (1918), где анализируется процесс развития и угасания локальных культур нашей планеты, Шпенглер характеризует цивилизацию как стадию вырождения культуры. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, что по Шпенглеру означает переход в обществе от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к рутине жизни, от духовности и сердечности к господству расчетливого интеллекта. Так он и охарактеризовал европейское общество начала XX века, предвещая ему скорый закат.
Каждый человек живет в одном единственном мире, но этот мир имеет, как мы об этом уже говорили, очень сложную структуру. Одна из особенностей этой структуры состоит в том, что человек живет одновременно и в пространстве цивилизации, и в пространстве культуры.
Цивилизация и культура растворены друг в друге, так что для индивида – это практически одно пространство, в котором для человека очень трудно выделять элементы культуры или элементы цивилизации в чистом виде. Поэтому любое воздействие культурного пространства на человека одновременно через человека воздействует на цивилизацию. Точно также и цивилизация, воздействуя на человека, воздействует и на культуру. Так что жизнь человека в этом мире двойственна, она детерминируется обстоятельствами, которые по своей природе совершенно различны, но действуют на человека в единстве, в одно и то же время, в одном и том же месте.
Подводя итог рассуждениям о соотношении культуры и цивилизации, важно помнить, что культура имеет отношение к сфере высших человеческих действий: духовных, научных, художественных, к высшему творческому самовыражению на общее благо. Цивилизация же в этом соотношении олицетворяет материально-вещественные формы.
В аспекте философско-исторических исследований определенный интерес представляет соотношение, взаимовлияние Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также место и роль России в этом историческом процессе. Нужно отметить, что Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.
Западный тип цивилизационного и культурного развития имел предпосылки в античности (опыт античной демократии, первых философских систем и образцов теоретической науки), в христианском средневековье (мораль, установка на рациональное постижение смысла бытия), которые способствовали формированию мировоззренческих установок, определивших впоследствии развитие техногенной цивилизации. Для Запада характерно стремление к овладению силами и богатствами природы, научно-техническое развитие, динамизм, ориентация на новизну, утверждение достоинства и уважения личности, индивидуализм, рациональность, идеалы свободы, уважение частной собственности.
Восточный тип цивилизации базируется на культурах Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта и мусульманского мира. Восточное восприятие мира характеризовалось доминированием установки на созерцательность, безмятежность, отсутствием разделения мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Отсюда, восточная специфика, отрицающая индивидуалистическое начало и ориентирующая на коллективизм, установка на адаптацию индивида к сложившейся социальной среде, а не ее изменение, позиция невмешательства в течение природных процессов. Эти особенности определили специфику политического, экономического устройства жизни восточного мира. Ему чужд дух демократии, гражданского общества, автономия, свобода, достоинство человека.
Что же касается культурного развития России, то для нее характерен напряженный поиск своего места в мире. Об этом свидетельствуют альтернативные концепции «западников» и «славянофилов» с их установками на западный путь развития российского общества и на самобытный, основанный на «соборности», «общем деле» и «традиции».
Представителями славянофилов были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Сарматин, К.А. Аксаков и многие другие. Представителями западнического направления были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.
Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать самым христианским из всех человеческих обществ. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено.
Западники, основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы. Западники отвергали идеи славянофильства, а также существование какой-то особой, национальной или, пользуясь терминологией славянофилов, «народной науки».
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
4. Философия как мировоззрение. Основные типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, философское.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Под мировоззрением обычно понимают систему общих представлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизненные ориентиры и нормы поведения индивида. Субъектом или носителем мировоззрения является человек. Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.
Любое мировоззрение — многомерная система, включающая в себя всевозможные компоненты человеческого сознания: чувства, настроения, устремления, убеждения, знания, ценности, оценки, нормы, идеалы, надежды, память, волю и т.д. Отмеченные составляющие образуют целостность, которая в реальной жизни человека в большей либо меньшей степени подлежит видоизменениям и развитию.
Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение — чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание — рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.
В структуре мировоззрения, как правило, выделяют несколько самостоятельных уровней:
1) знания — повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения);
2) ценности и оценки — определенное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень);
3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень);
4) убеждения — степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.
Исторические типы мировоззрений.
Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений. Мифологическое сознание отличается целостностью и нерасчлененностью. В мифах переплетаются религиозные верования, зачатки научных знаний, философия, искусство, политические и социальные представления. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы.
В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.
Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира.
Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, «детского», нолуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия.
Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций, например в виде социальных мифов (о «вожде пародов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности нации» и т.д.).
Религиозное мировоззрение. В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией, так как связано преимущественно с эмоционально-чувственным восприятием бытия и основывается на мифологической идейной платформе. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, т.е. рационально-понятийную, основу.
Термин «религия» имеет два основных значения. Первое, более широкое, связано с этимологией слова (соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения человеческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Абсолют, Атмап, Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение определяет один из типов сознания (мировоззрения), а также конкретное социальное выражение этого типа сознания, т.е. указывает на конкретную религию как социальный феномен.
Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности:
1) «вера», возводимая в принцип, при подчиненном положении знания и разума;
2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричинных и необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;
3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуалов и культа;
4) наличие «священного писания», а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного откровения, а значит — абсолютной истины.
Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воздаяние, этические нормы, определенные представления о происхождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа (Абсолютной Личности) — творца мира и блюстителя его законов.
Выделяют несколько функций религии:
- мировоззренческая - формирует общее представление о мире в целом;
- компенсаторная - компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера;
- регулятивная - регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, нравом, моралью, предписаниями;
- культурретранслирующая - осуществление культурной преемственности поколений;
- интегрирующе-дезинтегрирующая - объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты.
Религии разделяют на религии первобытного общества (племенные религии), национальные и мировые.
Первобытные формы верований: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм. Наиболее значительные национальные религии: зороастризм (парсизм), индуизм (ранняя форма — брахманизм), иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто.
Мировые религии: буддизм (махаяна, хинаяна, ваджраяна, ламаизм, чань-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм, суфизм).
В современном мире выделяют и нетрадиционные, внеконфессиональные культы синкретического характера (нью-эйдж, саентология и др.).
В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, так и регрессивную роль.
В современном мире различные формы религиозного мировоззрения распространены как среди отсталых, так и среди высокоразвитых в социально-экономическом смысле наций.
Философское мировоззрение.
Философия — это область знаний о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако, во-первых, не всякое философское учение является научным, и, во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, по и множество других — мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.
Основные функции философии: мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, герменевтическая, гуманистическая, культуротрапелирующая, эстетическая, гуманистическая
Предметом философского анализа выступают, практически те же самые вечные вопросы, что в мифологии и религии: происхождение мира и человека, исходные принципы бытия, смысл и нормы человеческой жизни, будущее человека и общества и многие другие. Но метод их осмысления изменяется. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, вероисповедных и ритуально-догматических установок па первый план выдвигаются разум и объективное знание. Его достижению способствуют критичное размышление, наблюдения, сбор фактов, логический анализ, выводы и доказательства. Безусловно, в философии, кроме рациональной, присутствуют чувственная и иррациональная составляющая — в большей либо в меньшей степени, в зависимости от специфики конкретной философской системы.
Первые из известных оформленных философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее, есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы.
Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
Основные традиционные разделы философии:
— онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия);
— философская антропология (учение о человеке);
— социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества);
— гносеология, или эпистемология (учение о познании);
— этика (учение о морали);
— логика (учение о законах мышления);
— эстетика (учение о канонах и законах прекрасного);
— аксиология (учение о ценностях);
— герменевтика (учение о смыслах).
Существуют различные взгляды на то, что же является основным вопросом философии. Для классической индийской философии он связан с поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти иллюзии, кармы (закона воздаяния) и от необходимости постоянных перерождений в земном мире — мире страданий. Философия для индийских мудрецов была средством достижения бессмертной жизни в высших духовных мирах. В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога. Немецкий философ И. Кант формулирует несколько важнейших вопросов философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».
В марксистско-ленинской философии в качестве основного вопроса философии рассматривается соотношение духа и материи (сознания и бытия). В таком виде эта проблема была поставлена Ф. Энгельсом и позже прочно закрепилась в диалектическом материализме. В данном случае вопрос имеет два аспекта. Первый: что первично — дух или материя (онтологический аспект)? В зависимости от ответа философов разделяют на материалистов (Брихаспати, школа чарвака, Левкипп, Демокрит, Кондильяк, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.) и идеалистов (Будда, Платон, Аристотель, схоластический реализм, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Соловьев, Бердяев и др.).
Второй аспект вопроса: познаваем ли мир? (способно ли сознание адекватно отражать бытие?) Философов, полностью или частично отрицающих познаваемость мира, именуют агностиками (школа софистов, Д. Юм, некоторые течения в позитивизме и неопозитивизме, Дж. Сантаяна и др.).
С точки зрения некоторых философских направлений, марксистская постановка основного вопроса философии является некорректной. Например, сторонники эзотерической философии (Мх. Мория, Мх. Кут Хуми, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих и др.) рассматривают дух и материю в качестве основных атрибутов единой космической субстанции. «Материя есть кристаллизованный дух», т.е. видоизмененное (уплотненное и дифференцированное) состояние космической субстанции, которая в своих онтологически утонченных и высокоорганизованных формах именуется духом. Материальность и духовность есть противоположные, диалектичные характеристики свойств субстанции. В онтологическом смысле они не могут быть разделены. Поэтому вопрос: «Что первично — дух или материя?» по своему характеру тождествен вопросу: «Что возникает раньше — курица или яйцо?».
5. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм.
Основными типами философского мировоззрения являются материализм, идеализм, рационализм и иррационализм.
Идеализм(от греч. – идея) – учение признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Лейбницем в начале 18 в. Образцом и родоначальником для его философии стал греческий философ Платон. Распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и сознания.
Материализм (от лат. materialis - вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.
Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм 18 в. – (П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Те, которые утверждают, что дух существовал прежде природы... составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считают природу, примыкают к различным школам материализма».
В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме – диалектическому материализму. Их краткая характеристика:
1. Наивному материализму свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества.